Кинематика Солнечной системы

Первое знакомство

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 1.1Из вещества Земли сделали проволоку длиной от Земли до
а) Солнца; б) Кинематика Солнечной системы - student2.ru Cen; в) туманности Андромеды. Оценить диаметры этих проволок ( В.В.Соболев).

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 1.2 Оцените, сколько звезд в нашей Галактике и сколько галактик во всей Вселенной приходится на одного человека.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 1.3 Как Вы думаете, чего больше -- звезд в Галактике или комаров на Земле?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 1.4 Вселенная совсем маленькая: звезд во всей Вселенной столько же, сколько атомов в капле воды! Проверьте.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 1.5 Что больше: кулонова сила притяжения электрона к протону в атоме водорода или ньютонова сила притяжения двух космонавтов, обменивающихся рукопожатием в открытом космосе?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 1.6 Какова глубина той потенциальной ямы, в которой мы живем?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 1.7 Каков модуль расстояния Санкт-Петербург -- Москва (в звездных величинах)?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 1.8 Видно ли Солнце простым глазом с Плеяд?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 1.9 Что больше -- угловой размер диска Луны или туманности Андромеды?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 1.10 Почему ночью темно?

Кинематика неба

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 2.1Проснувшись 21 марта, вы неожиданно обнаружили, что каким-то чудом перенеслись на необитаемый атолл. Светит Солнце, на вас -- только купальный костюм. Сможете ли вы через час--другой сказать, в каком полушарии находитесь -- северном или южном?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 2.2Проснувшись от летаргического сна, вы обнаружили, что находитесь на необитаемом атолле, лежащем точно на экваторе. Светит Солнце, на вас -- только купальный костюм. Сможете ли вы через час--другой сказать, что сейчас у вас дома в Петербурге -- зима или лето?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 2.3Проснувшись, вы неожиданно обнаружили себя среди первобытных людей. Как вы стали бы убеждать их, что Земля -- это шар и что она вращается вокруг своей оси?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 2.4В каком направлении -- слева направо или справа налево -- перемещается из-за прецессии точка весеннего равноденствия?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 2.5Каковы минимальная и максимальная полуденная высота Солнца в вашем городе?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 2.6В котором часу сегодня зайдет Солнце?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 2.722 марта Солнце зашло на Кинематика Солнечной системы - student2.ru позже, чем накануне. Где вы -- в Армавире или в Арзамасе?

Указание: sin Кинематика Солнечной системы - student2.ru = sin 231/2o = 0.40 .

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 2.8Какая доля от общего числа звезд на данной широте Кинематика Солнечной системы - student2.ru никогда не заходит? Звезды считать равномерно распределенными по небесной сфере.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 2.9Видна ли Луна в июньское полнолуние на северном полюсе?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 2.10Почему летом Луна в полнолунии всегда бывает тусклой и желтоватой и видна невысоко над горизонтом (в наших широтах), а зимой, наоборот, ярка и поднимается высоко?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 2.11Какова наибольшая и наименьшая высота верхней кульминации Луны в вашем городе?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 2.12Можно ли где-нибудь в России увидеть Луну в зените?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 2.13Луна видна в последней четверти. Чему в среднем равны лучевые скорости звезд, находящихся на небе неподалеку от нее?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 2.147 февраля Луна была в последней четверти. Чему равнялось ее прямое восхождение?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 2.15Созвездие Ориона имеет экваториальные координаты около Кинематика Солнечной системы - student2.ru , Кинематика Солнечной системы - student2.ru ~ 0o, а созвездие Южной Короны -- Кинематика Солнечной системы - student2.ru , Кинематика Солнечной системы - student2.ru ~ -40o. Каковы условия видимости этих созвездий в Петербурге сейчас? Какими они будут через 13 000 лет?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 2.1622 июня на диске Солнца с правой стороны виден ущерб. Что это -- начало или конец затмения?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 2.17Сегодня произошло солнечное затмение. Значит, угловое расстояние Солнца от узла лунной орбиты меньше Кинематика Солнечной системы - student2.ru 17o. Объясните, почему.

Указание: угол наклона лунной орбиты к плоскости эклиптики Кинематика Солнечной системы - student2.ru .

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 2.18В котором часу (по московскому времени) сегодня наступит истинный полдень в том месте, где вы находитесь?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 2.19Солнце находится в верхней кульминации в Кинематика Солнечной системы - student2.ru всемирного времени. Найти долготу (уравнением времени пренебречь).

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 2.20Земля -- сфероид со сжатием 1/300. а) Определить, на сколько за сутки уйдут вперед маятниковые часы на полюсе Земли по сравнению с аналогичными часами на экваторе. б) На сколько следует удлинить маятник часов на полюсе, чтобы часы шли так же?

Центробежную силу не учитывать.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 2.21Известно, что продолжительность суток увеличивается на Кинематика Солнечной системы - student2.ru секунды за 1000 лет. Поэтому через 1000 лет показания часов, синхронизированных по вращению Земли с учетом ее векового замедления, будут отличаться от показаний атомных часов, синхронизированных с постоянной начальной скоростью вращения Земли. На сколько ? ( В.В. Витязев)

Инструменты

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 3.1Оценить безопасную скорость движения управляемого с Земли марсохода, оснащенного телекамерой, которая "видит" только на 10 м.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 3.2Где на Земле нужно поставить телескоп, чтобы его немецкая монтировка была одновременно и азимутальной?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 3.3Хватит ли одной дискетки, чтобы записать всю ту информацию о звездном небе, которой человечество располагало к моменту изобретения телескопа? (Солнце, Луна, планеты и кометы -- не в счет.)

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 3.4Каков наименьший линейный размер образований на Луне, которые можно различить невооруженным глазом?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 3.5Спутник летит над поверхностью Земли на высоте 200 км. Каков наименьший размер деталей на Земле, которые можно с него сфотографировать?

Указание: размер диска дрожания звезды из-за влияния земной атмосферы составляет Кинематика Солнечной системы - student2.ru .

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 3.6За орбитой Нептуна, на гелиоцентрических расстояниях от 30 до 50 а.е., находится открытый в 1992 г. пояс Койпера, состоящий из малых тел типа комет и астероидов. К началу 1996 г. в поясе обнаружено 32 объекта, за 1996 г. открыто еще 7. Предполагается, что там имеются десятки тысяч тел крупнее 100 км. Каковы примерно минимальные размеры тел пояса Койпера, которые можно обнаружить с помощью хаббловского космического телескопа?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 3.7Оценить фотонный поток (число фотонов/(см Кинематика Солнечной системы - student2.ru с)), приходящий от: а) Солнца; б) Кинематика Солнечной системы - student2.ru Cen; в) звезды Кинематика Солнечной системы - student2.ru .

Указание: поток от источника нулевой звездной величины составляет примерно Кинематика Солнечной системы - student2.ru фотонов/(см Кинематика Солнечной системы - student2.ru с).

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 3.8Сколько фотонов падает за 1 секунду на зеркало самого большого в мире телескопа Кека (D = 10 м) от Веги и от звезды Кинематика Солнечной системы - student2.ru ?

Кинематика Солнечной системы

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 4.1Как и в задаче Кинематика Солнечной системы - student2.ru , вы опять среди первобытных людей. Продолжая сеять разумное, доброе, вечное, вы объяснили им, как устроена Солнечная система, но к ужасу своему обнаружили, что расстояния от Солнца и периоды обращения Венеры и Юпитера вы забыли. Какие наблюдения вам следует произвести, чтобы определить их значения?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 4.2На сколько примерно градусов сместился Плутон по своей орбите со времени его открытия?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 4.3Период обращения Нептуна вокруг Солнца составляет 165 лет. Будет ли у Солнца виден диск, если смотреть на него с Нептуна невооруженным глазом, или оно будет точечным объектом?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 4.4Изобразить в проекции на плоскость эклиптики орбиту небесного тела, имеющую элементы: Кинематика Солнечной системы - student2.ru а.е., e = 0, Кинематика Солнечной системы - student2.ru , Кинематика Солнечной системы - student2.ru . Для сравнения на том же чертеже и в том же масштабе изобразить орбиту Земли.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 4.5 Каково угловое расстояние Земли от Солнца в элонгации при наблюдении с Юпитера?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 4.6На каком наибольшем угловом расстоянии от Солнца бывает виден Юпитер с Кинематика Солнечной системы - student2.ru Cen?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 4.7Сидерический период осевого вращения Солнца (на экваторе) --- 25 суток. Чему равен синодический период его вращения при наблюдении с а) Меркурия; б) Земли; в) Плутона?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 4.8Оцените характерное время прохождения Венеры по диску Солнца. Как она перемещается по диску при наблюдении из средних широт северного полушария --- справа налево или слева направо?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 4.9Диаметр Плутона составляет 2300 км, расстояние от Солнца (до конца текущего тысячелетия) --- 30 а.е. Оцените ширину полосы на поверхности Земли, в которой можно наблюдать покрытие звезды Плутоном, и его продолжительность.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 4.10Астрономы будущего производят радиолокацию астероида, движущегося по круговой орбите радиусом 5/3 а.е. Во сколько раз более мощный импульс они должны послать в соединении, чем в противостоянии, чтобы зарегистрировать отраженный сигнал одинаковой силы? На сколько звездных величин этот астероид ярче в противостоянии, чем в соединении?

Всемирное тяготение

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 5.1Что стало бы с Солнечной системой, если бы масса Солнца мгновенно уменьшилась вдвое?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 5.2Как изменилась бы орбита Земли, если бы масса Солнца внезапно удвоилась?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 5.3Почему у всех без исключения тел Солнечной системы, от Солнца до астероидов и спутников планет включительно, минимальные времена их облета имеют один и тот же порядок величины?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 5.4Скорость движения кометы в перигелии втрое больше, чем в афелии. Чему равен эксцентриситет ее орбиты?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 5.5Как зависит линейная скорость движения планеты по круговой орбите от радиуса орбиты r? Как это ни неожиданно, вопрос имеет прямое отношение к знаменитой проблеме "скрытой массы" в галактиках (см. задачу Кинематика Солнечной системы - student2.ru ).

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 5.6Определить большую полуось, период обращения, эксцентриситет и перигелийное расстояние кометы, которая на расстоянии 1 а.е. от Солнца имеет скорость, направленную перпендикулярно радиусу-вектору и по величине в десять раз меньшую, чем скорость Земли.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 5.7Спутник "Молния"; в перигее удален от центра Земли на 7000 км, в апогее - на 46000 км. Вычислите период обращения спутника вокруг Земли и эксцентриситет его орбиты.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 5.8Оцените время перелета космического аппарата с Земли на Марс по полуэллипсу, в перигелии касающемуся орбиты Земли, а в афелии - орбиты Марса (эллипс Гомана). Большую полуось орбиты Марса принять равной 1.5 а.е.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 5.9Гелиостационарной называется круговая орбита, лежащая в плоскости экватора Солнца, с периодом обращения, равным сидерическому периоду осевого вращения Солнца. Найти ее большую полуось.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 5.10Какова минимальная скорость падения метеорита на Луну?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 5.11Каким должен быть темп аккреции на Юпитер (в массах Юпитера в год), чтобы его болометрическая светимость возросла вдвое?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 5.12Когда люди собирались высадиться на Луну, активно обсуждался вопрос, не покрыта ли она толстым слоем пыли, в котором можно утонуть. Тогда у студентов возник такой вопрос: сколько времени должен на Земле работать пылесос, чтобы выделившейся энергии хватило для доставки его на Луну?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 5.13Каков предельный размер астероида, с которого еще можно спрыгнуть в космос?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 5.14Невероятно, но факт: от трения о воздух спутник, летящий в разреженных слоях атмосферы, не тормозится, а разгоняется ! Понять, как так может быть, доказав, что энергия, которую спутник тратит на преодоление сопротивления воздуха, в точности равна приращению (положительному) его кинетической энергии.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 5.15Каково должно было бы быть расстояние до Луны, чтобы на ее орбите в Солнечной системе имелись точки перегиба? Считать, что Луна движется строго в плоскости эклиптики, а ее орбита относительно Земли - круговая.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 5.16Космический корабль исследует нейтронную звезду. На каком примерно расстоянии от нее приливные силы еще не создадут опасности здоровью космонавта?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 5.17Несколько лет назад в Солнечной системе открыт новый класс объектов --- двойные астероиды. Грубо оцените наибольшее возможное расстояние от 100-километрового астероида до его спутника - астероида меньшего размера.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 5.18Поверхность, на которой силы притяжения к Земле и к Солнцу равны, называется сферой притяжения Земли относительно Солнца. Является ли сфера притяжения действительно сферой? При какой массе Земли сфера притяжения была бы плоскостью?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 5.19Камень подняли на высоту R над поверхностью планеты радиуса R и массы M и отпустили там с нулевой скоростью. Из соображений размерности показать, что время его свободного падения на поверхность планеты Кинематика Солнечной системы - student2.ru есть

Кинематика Солнечной системы - student2.ru

где Кинематика Солнечной системы - student2.ru --- безразмерный множитель (порядка единицы). Не пытаясь найти Кинематика Солнечной системы - student2.ru точно, получить следующую оценку:

Кинематика Солнечной системы - student2.ru

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 5.20Задача-пародия на фантастические сюжеты о звездных войнах.

Разведка донесла, что атомная подводная лодка противника должна всплыть на северном полюсе на 10 минут ровно в полдень по нашему времени. Дан приказ ее уничтожить. Для этого на полюс утром прибыла наша подлодка, с борта которой вертикально вверх была запущена боевая ракета. За очень короткое время (считайте - мгновенно) ракета набрала скорость, равную первой космической, после чего ее двигатели были отключены. Наша подлодка тут же погрузилась и уплыла. Через некоторое время - ровно в полдень, как и предупреждала разведка, - на поверхности появилась вражеская субмарина. Но не прошло и пяти минут после ее всплытия, как она была уничтожена упавшей на нее из космоса ракетой.

Сколько показывали часы командира нашей доблестной подводной лодки, когда он отдал команду "Пуск!"?

6. Земля, Луна и планеты

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 6.1Чему равна температура поверхности Луны в подсолнечной точке?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 6.2При строительстве лунной обсерватории растяпа-астронавт в жаркий полдень разлил на лежавший на грунте толстый железный лист ведро замечательных белых-белых белил (альбедо A=0.99). Через некоторое время обнаружилось, что работать, стоя на этом листе, совершенно невозможно. Как вы думаете, почему?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 6.3Допустим, что вокруг звезды с температурой Кинематика Солнечной системы - student2.ru и средней плотностью Кинематика Солнечной системы - student2.ru движется планета. Пусть она не имеет атмосферы, обращена к звезде одной стороной и имеет такое же альбедо A, что и у Луны. Чему равен период обращения этой планеты по орбите, если температура на ее поверхности такая же, как на Луне? Как зависит температура на диске планеты от зенитного расстояния звезды? Считается, что и звезда, и планета излучают как черное тело.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 6.4Достаточно ли кинетической энергии движения Земли по орбите, чтобы ионизовать массу водорода, равную массе Земли?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 6.5Какая доля массы Земли приходится на ее атмосферу?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 6.6С хорошим приближением (каким?) можно считать, что Солнце освещает Землю параллельными лучами света. Как тогда объяснить картину, которую вы наверняка не раз наблюдали: из-под тучи, закрывающей Солнце, идут явно расходящиеся лучи?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 6.7 Земная атмосфера имеет оптическую толщину по нормали Кинематика Солнечной системы - student2.ru (на длине волны Кинематика Солнечной системы - student2.ru Кинематика Солнечной системы - student2.ru ). Представьте себе, что масса атмосферы возросла в 5 раз. Каким увидит безоблачное небо петербуржец в полдень и в полночь? А что если масса атмосферы уменьшится в 5 раз?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 6.8При плавном росте массы атмосферы от нуля небо днем было бы сначала черным, затем становилось бы все более ярким, потом вновь менее ярким и, наконец, наступила бы тьма. При какой оптической толщине достигается максимум яркости неба?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 6.9Небо с утра до вечера затянуто сплошной облачностью, но дисциплинированный астроном честно работает --- на своем солнечном телескопе он пытается заниматься определением химического состава Солнца. Как вы думаете, может ли из этого что-то выйти?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 6.10Солнце встает из-за морского горизонта. Один человек любуется восходом с палубы корабля, а другой --- с вершины горы высотой 4 км на расположенном в океане вулканическом острове (скажем, с обсерватории Мауна-Кеа на Гавайях). У которого из наблюдателей диск Солнца будет ярче и во сколько примерно раз?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 6.11Всякий знает, что на восходе и при закате Солнце красное. Показать, что это в некотором смысле иллюзия, на самом же деле оно инфракрасное. Точнее говоря, показать, что максимум в распределении энергии в спектре прямого излучения Солнца, регистрируемого в моменты восхода и заката, лежит в ИК-области. Считать, что 1) во внеатмосферном спектре Солнца распределение энергии чернотельное с максимумом на длине волны Кинематика Солнечной системы - student2.ru Кинематика Солнечной системы - student2.ru и 2) ослабление света в атмосфере вызывается молекулярным рассеянием.

Примечание. Для решения этой задачи понадобится калькулятор. Решение довольно длинное.

Звездные величины

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 7.1Крупнейшим наземным телескопам (в частности, двум самым большим в мире 10-метровым телескопам Кека) доступны звезды Кинематика Солнечной системы - student2.ru . Во сколько раз они слабее звезд, едва различимых невооруженным глазом?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 7.2Переменная o Cet (Мира Кита) в максимуме имеет визуальный блеск Кинематика Солнечной системы - student2.ru , в минимуме --- Кинематика Солнечной системы - student2.ru . Во сколько примерно раз меняется ее светимость в видимом диапазоне?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 7.3Разность звездных величин двух звезд одинаковой светимости равна Кинематика Солнечной системы - student2.ru . Во сколько раз одна из них дальше другой?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 7.4Где светлее --- днем на Плутоне или в лунную ночь на Земле?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 7.5Из вещества Луны в полнолуние сделали миллион одинаковых сферических спутников, оставив их примерно в том же месте, но так, чтобы они не затеняли друг друга. Какова звездная величина получившегося роя? Звездная величина полной Луны вам известна.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 7.6Двойная звезда имеет компоненты Кинематика Солнечной системы - student2.ru и Кинематика Солнечной системы - student2.ru . Найти суммарную звездную величину двойной.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 7.7Затменно--двойная система имеет одинаковые компоненты. На сколько звездных величин меняется блеск системы в момент полного затмения одной компоненты другой?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 7.8В звездном скоплении N звезд звездной величины m каждая. Найти суммарную звездную величину скопления.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 7.9 На небе около 6000 звезд ярче 6-й звездной величины. Считая, что у всех звезд одинаковая светимость и что они распределены в пространстве равномерно, оценить, сколько на небе звезд ярче m-й звездной величины.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 7.10* На каком примерно расстоянии надо поместить 100--ваттную лампочку, чтобы она выглядела как звезда 0-й звездной величины?

Указание: см. задачу Кинематика Солнечной системы - student2.ru .

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 7.11* Можно ли с Луны невооруженным глазом увидеть города на Земле?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 7.12* Один из четырех галилеевых спутников Юпитера --- Европа --- имеет радиус 1600 км и полностью покрыт льдом. Оцените звездную величину Европы в тот момент, когда Юпитер ближе всего к Земле.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 7.13Показать, что при малом изменении расстояния до самосветящегося объекта ( Кинематика Солнечной системы - student2.ru ) его видимая звездная величина изменяется на

Кинематика Солнечной системы - student2.ru

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 7.14Звездная величина планеты в противостоянии на 3.43m меньше, чем в соединении. Что это за планета?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 7.15Сколько времени прошло от соединения до противостояния планеты, если ее звездная величина за это время уменьшилась на 0.85m ?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 7.16Оцените максимальное расстояние (в пк), с которого Солнце еще видно невооруженным глазом.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 7.17Как вы думаете, будет ли Солнце в числе одного -- двух десятков самых ярких звезд для наблюдателя, живущего в окрестностях Кинематика Солнечной системы - student2.ru Cen?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 7.18Доступны ли крупнейшим телескопам звезды, подобные Солнцу, в туманности Андромеды?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 7.19Оценить абсолютную болометрическую звездную величину работающего пылесоса.

Излучение

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 8.1* Очень хорошая оценка чернотельной интенсивности Кинематика Солнечной системы - student2.ru в максимуме планковской кривой получается, если воспользоваться приближением Вина. Объясните, почему это так, и дайте оценку погрешности. Как далеко за максимумом, т.е. в области Кинематика Солнечной системы - student2.ru , еще можно пользоваться приближением Вина? Как Кинематика Солнечной системы - student2.ru в максимуме растет с T?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 8.2* Рассмотрите семейство планковских кривых в шкале длин волн, отвечающих различным значениям температуры (см. любой курс общей физики). Они не пересекаются, причем те, которые соответствуют более высокой температуре, лежат выше (докажите!), а максимум у них расположен левее (закон смещения Вина). При этом максимум у этих планковских кривых тем "острее", чем выше температура. Почему это так? А как изменяется с ростом температуры форма планковских кривых в шкале частот?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 8.3** Получить следующую степенную аппроксимацию зависимости чернотельной интенсивности Кинематика Солнечной системы - student2.ru от температуры в окрестности Кинематика Солнечной системы - student2.ru :

где

Кинематика Солнечной системы - student2.ru

Отсюда ясно видно, что при переходе в коротковолновую часть спектра чувствительность Кинематика Солнечной системы - student2.ru к вариациям температуры становится более сильной --- очень важное свойство функции Планка.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 8.4* Почему средняя энергия одного чернотельного фотона не равна Кинематика Солнечной системы - student2.ru ? Найти ее.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 8.5* Показать, что концентрация фотонов Кинематика Солнечной системы - student2.ru в равновесном поле излучения с температурой T равна Кинематика Солнечной системы - student2.ru .

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 8.6При каком переходе электрона в атоме водорода образуется лежащая в красной части спектра линияКинематика Солнечной системы - student2.ru ) ?

Указание: считать известной предельную длину волны фотона, еще способного ионизовать атом водорода из основного состояния: Кинематика Солнечной системы - student2.ru Кинематика Солнечной системы - student2.ru .

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 8.7Возможны ли наземные наблюдения линии межзвездного водорода H Кинематика Солнечной системы - student2.ru (переход электрона с 11-го на 10-й уровень)?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 8.8Оценить длину волны рекомбинационной радиолинии водорода H Кинематика Солнечной системы - student2.ru .

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 8.9* Доказать, что рекомбинационные радиолинии водорода Кинематика Солнечной системы - student2.ru , Кинематика Солнечной системы - student2.ru , Кинематика Солнечной системы - student2.ru , Кинематика Солнечной системы - student2.ru эквидистантны по частоте.

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 8.10Способно ли излучение с Кинематика Солнечной системы - student2.ru ионизовать атомы водорода, находящиеся на втором уровне ?

Кинематика Солнечной системы - student2.ru 8.11* Почему в спектре солнечной хромосферы видно гораздо большее число линий бальмеровской серии, чем в спектрах белых карликов ?