Проверка веса поезда по условиям нагревания тяговых электрических машин локомотивов
Данная проверка проводится только для локомотивов с электрическим приводом колесных пар и сводится к определению превышения температуры τ обмоток якоря тягового генератора (тепловозы ТЭЗ и ТЭ7) или тягового электродвигателя (остальные серии и типы локомотивов) и сравнению величины τ с допускаемой температурой τдоп для данного класса машин, приведенной в литературе [1,3] . При невыполнении условия τ ≤ τдоп вес поезда уменьшается.
В курсовой работе превышение температуры τ обмоток якоря тяговой электромашины можно определять одним из трех способов: аналитическим, графическим, графоаналитическим.
При аналитическом способе величину τ в зависимости от режима работы локомотива определяют по формулам:
- режим тяги (нагревание обмоток), ºС:
; (36)
- холостой ход или тормозной режим, ºС:
; (37)
где τ∞ - установившееся превышение температуры обмотки для тока Iср, ºС; определяют по характеристикам τ∞=f(I) [3];
Т - тепловая постоянная времени, мин; определяют по характеристикам T = f (I) [3];
τ0 - начальное превышение температуры обмоток, °С ; в начале расчета принимают равным τ0= 15°С;
Δt - интервал времени хода поезда, мин; выбирается по кривой
t=f(S) с учетом условия Δt /T ≤ 0,1.
Так как паспортные тепловые характеристики τ∞ и Т определяются в зависимости от силы тока тягового генератора (ТЭЗ и ТЭ7) или тяговых электродвигателей, в начале данной проверки необходимо построить кривые тока: - для тепловозов Iг = f(S); - для электровозов постоянного тока Iэ = f(S); - для электровозов переменного тока Iд= f(S).
Кривые тока I = f(S) строятся на общем планшете в произвольном масштабе, например, 500 А - 10 мм. Построение кривой I = f(S) ведется по ранее построенной кривой скорости = f(S) и токовой характеристике: - для тепловозов Iг = f( ); - для электровозов постоянного тока Iэ = f( ); - для электровозов переменного тока Iд= f( ).
Токовые характеристики I = f( ) для различных серий локомотивов приводятся в приложениях к ПТР [2,3]. При выполнении работы токовая характеристика вычерчивается в масштабе в левой части планшета рядом с кривой fк - w0= f( ). При этом оси кривых I = f( ) и fк - w0= f( ) совпадают, а масштаб токовой кривой выбирается так, чтобы не было наложения этих кривых одну на другую. Более подробно порядок построения кривой тока описан в [1,4]. Для расчета превышения температуры обмоток тяговых электрических машин по кривой I = f(S) определяют средние значения тока электромашины в пределах Δt по формулам: - для тепловозов Iг ср=( Iг н+ Iг к)/2; Iд ср= Iг ср/m; - для ЭПС постоянного тока Iэ ср=( Iэ н+ Iэ к)/2; Iд ср= Iэ ср/m; - для ЭПС переменного тока Iд ср=( Iд н+ Iд к)/2, где m - число параллельных цепей соединения тяговых электродвигателей локомотива.
Расчет превышения температуры целесообразно представить в табличной форме, аналогичной табл. 9.
Таблица 9.
Расчет превышения температуры обмоток тяговых электрических машин
Номер элемента | Iг н, А | Iг к, А | Iг ср, А | Iд ср, А | Δt, мин | τ∞, ºС | Т, мин |
Продолжение таблицы 9.
Δt /T ≤ 0,1 | 1- Δt /T | τ0, ºС | τ∞ Δt /T, ºС | τ0(1- Δt /T), ºС | τ, ºС |
При графическом способе (метод А.И. Матвеенко) превышения температуры τ обмоток тяговой электромашины определяют путем графического построения кривой τ =f(S) по рассчитанным заранее диаграммам тепловых коэффициентов T/60=f(τ∞ ) с использованием кривой скорости =f(S). Подробно порядок построения кривой τ =f(S) рассмотрен в работах [1,4]