Порядок контроля, оценки и регистрации параметров рельсовой колеи путеизмерителями
О введении в действие дополнительных нормативов по оценке состояния рельсовой колеи путеизмерительными средствами и мерам по обеспечению безопасности движения
Законодательство России
Текст документа по состоянию на июль 2011 года
В целях систематизации ранее внесенных изменений в Инструкцию по расшифровке лент и оценке состояния рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона ЦНИИ-2 и мерам по обеспечению безопасности движения поездов N ЦП-515 от 14 октября 1997 г. и для совершенствования системы контроля состояния пути на участках скоростного и высокоскоростного движения:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2011 г. прилагаемые "Дополнительные нормативы по оценке состояния рельсовой колеи путеизмерительными средствами и мерам по обеспечению безопасности движения" (далее - Дополнительные нормативы).
2. Всем заместителям начальников железных дорог по инфраструктуре и путевому хозяйству установить в период с 1 января по 31 марта 2011 г. следующий порядок оценки и учета отступлений от норм содержания пути, выявляемых вагонами-путеизмерителями:
а) производить параллельную расшифровку и оценку отступлений штатной программой БАС КВЛ-П по действующим нормативам и новой программой БАС по Дополнительным нормативам;
б) оценку работы подразделений путевого хозяйства проводить по действующим нормативам;
в) по результатам параллельной расшифровки в январе - феврале 2011 года провести анализ изменений в оценках работы дистанций пути при переходе на Дополнительные нормативы.
3. Дорожным центрам диагностики проводить регулярный анализ работы БАС КВЛ-П в режиме параллельной расшифровки, выявлять возможные ошибки программного обеспечения и незамедлительно сообщать об этом в Департамент пути и сооружений и НПЦ ИНФОТРАНС.
4. Департаменту пути и сооружений в срок до 31 марта 2011 г. провести анализ результатов работы путеизмерителей КВЛ-П в режиме двойной параллельной оценки, при необходимости представить на утверждение уточненную редакцию Дополнительных нормативов с учетом полученных результатов.
5. НПЦ ИНФОТРАНС (по согласованию):
а) до 31 декабря 2010 г. обеспечить передачу на железные дороги программного обеспечения БАС КВЛ-П с оценкой по Дополнительным нормативам;
б) по итогам работы вагонов-путеизмерителей КВЛ-П в период с января по март 2011 года в режиме параллельной оценки при необходимости доработать программное обеспечение БАС КВЛ-П.
6. Контроль за выполнением данного распоряжения возложить на начальника Департамента пути и сооружений Киреевнина А.Б.
Вице-президент ОАО "РЖД"
В.Б.ВОРОБЬЕВ
Утверждены
распоряжением ОАО "РЖД"
от 20 декабря 2010 г. N 2650р
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ И МЕРАМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие Дополнительные нормативы (далее - Нормативы) уточняют и дополняют установленный Инструкцией <*> ЦП-515, утвержденной МПС России в 1997 г., порядок контроля, автоматизированной расшифровки, оценки и регистрации геометрических параметров рельсовой колеи, принимаемых мер по обеспечению безопасности движения поездов при проверке состояния рельсовой колеи железных дорог России путеизмерительными средствами - вагонами и автомотрисами с осевой нагрузкой более 5 т (далее - путеизмерителями).
--------------------------------
<*> Инструкция по расшифровке лент и оценке состояния рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона ЦНИИ-2 и мерам по обеспечению безопасности движения поездов, утвержденная МПС России 14.10.1997 (ЦП-515).
Настоящие Нормативы обусловлены:
- появлением в России полигона скоростного и высокоскоростного движения нового подвижного состава, не существовавшего в 1997 г., со скоростями, не предусмотренными в Инструкции ЦП-515;
- появлением новых путеизмерителей и изъятием из эксплуатации путеизмерительных вагонов ЦНИИ-2;
- необходимостью объединения в одном документе дополнительных указаний МПС России и распоряжений ОАО "РЖД", выпущенных после 1997 г., по уточнению оценки состояния рельсовой колеи.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Контроль параметров пути - организационно-техническая система надзора за соблюдением установленных нормативов устройства и содержания железнодорожного пути и результатами работ, проведенных подразделениями путевого хозяйства.
Геометрия рельсовой колеи (ГРК) - параметры, характеризующие положение рельсовых нитей в профиле, плане, по уровню и по ширине колеи.
Номинальные значения параметров ГРК - значения параметров, характеризующие паспортное положение рельсовой колеи в продольном профиле, плане, по уровню и ширине колеи.
Паспортные характеристики ГРК - параметры устройства пути, характеризующие номинальные величины кривизны, возвышения наружного рельса и ширины колеи, установленные в соответствии с требованиями ПТЭ, реализуемыми скоростями движения поездов и фактическим устройством пути. Подлежат утверждению службой пути дороги (региональной дирекцией инфраструктуры).
Параметры устройства пути в профиле и плане - показатели положения пути в продольном профиле, плане и по уровню, которые должны соблюдаться при производстве ремонтов пути. Периодически контролируются в процессе эксплуатации по положению средних (расчетных) линий проверяемых путеизмерителями параметров без учета локальных отступлений от них.
Параметры содержания пути - показатели ГРК и состояния рельсовых нитей (износа рельсов, стыковых зазоров и т.д.), подлежащие содержанию в установленных допусках и приведению к ним при текущем содержании пути.
Допуски на отклонения в содержании рельсовой колеи - допускаемые в процессе эксплуатации отступления в положении рельсовых нитей от номинальных значений в зависимости от скорости движения поездов.
Установленная скорость движения (поездов) - скорость, установленная приказами начальника дороги (начальника региональной дирекции инфраструктуры) для данного участка пути.
Отступление ГРК - отклонение от номинальных значений ГРК в пределах допусков, при которых не требуется ограничение установленной скорости движения, но подлежащее устранению в плановом или первоочередном порядке.
Неисправность ГРК - отклонение от номинальных значений ГРК, превышающее предельные значения, требующие устранения и ограничения установленной скорости или закрытия движения поездов.
Степени отступлений - распределение отступлений по группам в зависимости от их влияния на безопасность движения, интенсивность расстройств пути и плавность хода подвижного состава при установленной для участка пути максимальной скорости движения поездов.
Балловая оценка отступления - количественная оценка отступлений от норм содержания рельсовой колеи в зависимости от их величины и длины, а также сочетаний отдельных отступлений. По сумме баллов устанавливается оценка для километров, рабочих подразделений и дистанций пути, используемая при организации и контроле работ по техническому обслуживанию пути.
Качественная оценка участка пути - оценка километровых отрезков и участков пути, обслуживаемых подразделениями путевого хозяйства, в зависимости от количества на них отступлений разных степеней, используется для оценки работы подразделений путевого хозяйства и планирования ремонтных работ.
Графическая диаграмма ГРК - графическое изображение контролируемых путеизмерителем параметров ГРК и результатов автоматизированной оценки выявленных отступлений и неисправностей.
Неудовлетворительный километр (Н) - километр, на котором по неисправностям или по сочетанию отступлений ГРК не обеспечивается безопасное движение поездов с установленными скоростями.
Километр, требующий производства планово-предупредительных работ (ППР), - километр, на котором по состоянию рельсовой колеи требуется проведение сплошной или локальной выправки, т.к. число отступлений превышает установленные пределы.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Настоящие Нормативы предназначены для железнодорожных путей, по которым осуществляется движение поездов со скоростями: грузовых - до 90 км/час, пассажирских - до 140 км/час, скоростных - до 200 км/час, высокоскоростных - до 250 км/час. Требования Нормативов обязательны для применения в подразделениях путевого хозяйства и на путеизмерительных средствах, эксплуатируемых на железных дорогах ОАО "РЖД".
3.2. Нормативы регламентируют порядок:
- измерения и регистрации путеизмерителями геометрических параметров рельсовой колеи;
- выявления и оценки отступлений и неисправностей контролируемых параметров от норм содержания рельсовой колеи;
- действий при ограничении скорости движения поездов или закрытия движения при обнаружении неисправностей рельсовой колеи.
3.3. Нормативы разработаны на основе действующих нормативных документов Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и ОАО "РЖД".
3.4. Величины допусков на содержание рельсовой колеи и величины ограничений скоростей движения поездов при обнаружении неисправностей рельсовой колеи установлены по результатам исследований взаимодействия железнодорожного пути и исправных локомотивов, грузовых вагонов с различной загрузкой и на основании опыта содержания пути на железных дорогах сети.
Пороговые величины отступлений, приводимые в таблицах Нормативов, установлены с учетом погрешностей аппаратуры путеизмерителей, допускаемых ФТС ЖТ ЦП 096-2002 "Путеизмерительные средства контроля и оценки параметров железнодорожного пути. Требования по сертификации".
3.5. Проверке путеизмерителями подлежат все главные пути железной дороги, где установленные скорости движения поездов 25 км/час и более, или обращаются пассажирские поезда, независимо от их количества. Периодичность проверок устанавливается начальником железной дороги (начальником региональной дирекции инфраструктуры), при этом на главных путях со скоростями движения пассажирских поездов более 60 км/час она должна быть не реже двух раз в месяц.
Периодичность проверки приемоотправочных путей, где осуществляется безостановочный пропуск грузовых поездов, а также прием и отправление пассажирских поездов устанавливаются начальником службы пути, как правило, не реже 1 раза в квартал. Оценка проверенных приемоотправочных путей включается в общую оценку состояния рельсовой колеи по подразделениям путевого хозяйства.
3.6. Оценка параметров в соответствии с требованиями настоящих Нормативов должна производиться в автоматизированном режиме по утвержденному ОАО "РЖД" программному обеспечению бортовой автоматизированной системой (БАС).
3.7. Порядок сопровождения путеизмерителей, ведения базы паспортных данных (БПД) в дорожных центрах диагностики (ДЦД), представления на путеизмеритель перед проверкой состояния пути необходимой технической документации установлен "Порядком устранения неисправностей в содержании пути III, IV степени, сочетаний отступлений II, III степени, неисправностей II степени, приближенных к III степени, выявленных вагоном-путеизмерителем" N ЦПП-8/35, утвержденным ОАО "РЖД" 11 июля 2006 г.
ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ, ОЦЕНКИ И РЕГИСТРАЦИИ ПАРАМЕТРОВ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЯМИ
4.1. Путеизмерителями контролируются, регистрируются и оцениваются следующие параметры:
- ширина колеи (сужения и уширения);
- положение рельсовых нитей по уровню (перекосы и плавные отклонения уровня);
- положение рельсовых нитей в плане (горизонтальные стрелы изгиба от хорды длиной 21,5 м в точке, расположенной на расстоянии 4,1 м от ее конца) - рихтовка;
- просадки рельсовых нитей в вертикальной плоскости (стрелы изгиба рельсовых нитей от хорды длиной 17 м в точке, расположенной на расстоянии 2,4 м от ее конца);
- сочетания отступлений по рихтовке с перекосами и просадками;
- параметры устройства кривых в плане и по возвышению наружного рельса;
- длинные неровности в плане и профиле (длиной до 150 метров).
Отдельные отступления характеризуются величиной (амплитудой), длиной и координатой (положением по пикетажу). Координатой отступлений по перекосам, просадкам, рихтовке и коротким горизонтальным неровностям считается середина отрезка между пиковыми значениями, координатой отступлений по плавным отклонениям уровня и ширине колеи - середина отрезка между точками начала и конца отступления данной степени. Длина отступлений определяется с точностью до 0,5 метра.
4.2. Отклонения геометрических параметров рельсовой колеи от номинальных значений (отступления и неисправности) оцениваются в зависимости от их величины и максимальной скорости движения поездов на участке, установленной приказом начальника железной дороги (начальника региональной дирекции инфраструктуры).
4.3. Отклонения от норм содержания пути подразделяются при оценке на четыре степени (качественная оценка отступлений). Разделение отклонений от норм содержания пути на степени производится по приближению к предельным значениям, требующим ограничения скоростей движения поездов, и в зависимости от потребности проведения необходимых путевых работ:
- отступления, требующие ограничения скорости движения или его закрытия и проведения неотложных работ, являются отступлениями четвертой (IV) степени (неисправностями);
- отступления, близкие по величине к предельным значениям, по которым ограничивается скорость движения поездов, являются отступлениями третьей (III) степени. Эти отступления устраняются в первоочередном порядке;
- отступления, устраняемые в плановом порядке, - вторая (II) степень;
- отклонения, превышающие установленный ТУ допуск, но не требующие устранения при текущем содержании пути, - первая (I) степень. Они учитываются при оценке изменений состояния пути во времени и планировании профилактических путевых работ машинными комплексами.
Для каждого отступления определяется балловая оценка. Величины баллов установлены в зависимости от их амплитуды, длины и установленной скорости движения поездов.
4.4. Оценка отступлений по ширине колеи
4.4.1. Ширина колеи определяется по расстоянию между боковыми рабочими гранями рельсов в точке, расположенной на 13 мм ниже поверхности катания головки рельсов, которая при номинальной величине подуклонки рельса 1/20 соответствует точке, расположенной на 16 мм ниже линии, соединяющей верх головок рельсов, и оценивается по величине отклонения от номинального размера ширины колеи согласно нормативам таблиц 4.1 и 4.2.
Таблица 4.1