Определение веса (массы) состава грузового поезда с учетом ограничений по условиям эксплуатации
Определение расчетного веса (массы) состава грузового поезда.
Вес состава грузового поезда является одним из важнейших качественных показателей работы железных дорог. Правильный выбор веса состава грузового поезда позволяет снизить себестоимость и повысить экономичность перевозок, наиболее полно использовать мощность локомотивов без снижения надежности их работы в эксплуатации. Превышение весовых норм поездов может вызвать порчи локомотивов в пути следования и, соответственно, привести к нарушению графика движения поездов.
В качестве примера: в 2012 году средний вес грузового поезда на сети железных дорог России составил около 38500 кН (3850 т).
Расчетный вес состава грузового поезда Qр определяется исходя из условий полного использования мощности заданной серии локомотива при его равномерном движении по расчетному подъему с расчетной скоростью, кН:
, (24)
где Fкр – расчетная сила тяги локомотива (с учетом числа секций) при расчетной скорости vр, Н, определяется по тяговой характеристике (рис. 7);
Р – расчетный (сцепной) вес локомотива с учетом числа секций, кН;
- основное удельное сопротивление движению локомотива в режиме тяги при расчетной скорости, Н/кН:
. (25)
. Н/кН
- основное удельное сопротивление движению грузового состава, состоящего из четырехосных вагонов, при расчетной скорости, Н/кН:
., (26)
. Н/кН
q04=mб/n т(27)
q0440/4=10 т
q04 – масса, приходящаяся на одну ось четырехосных вагонов, т; определяется делением массы вагона на число осей.
кН (28)
iр - величина расчетного подъема, ‰
Расчетная масса состава грузового поезда, т:
, (29)
где g - ускорение свободного падения, м/с (g = 9,81).
Расчетный вес состава грузового поезда, определенный из условия равномерного движения по расчетному подъему с расчетной скоростью, следует уточнить (проверить) по условиям эксплуатации. К числу ограничений веса поезда по условиям эксплуатации можно отнести: длину приемо-отправочных путей станций; возможность трогания поезда с места; перегрев обмоток тяговых электродвигателей локомотивов; прочность автосцепных приборов и ряд других.
Уточнение веса поезда в соответствии с числом вагонов
При расчете величины Qр не учитывалось то обстоятельство, что поезд состоит из конкретного числа четырехосных вагонов. Поэтому расчетный вес поезда необходимо уточнить в соответствии с реальным числом вагонов, кН:
, (30)
Q=9.81*76*40=29882
где m - масса грузового вагона , т (из задания);
n4 - число четырехосных вагонов (целое число) в составе поезда:
(31)