Космогонический смысл проекта

Теперь, когда мы рассмотрели детали памятников Синташтинского комплекса, можно оценить космологический смысл всего проекта.

Если первоначально было понятно, что главный космологический сюжет Синташты есть разделение Земли и Неба, то сейчас выяснилось, что ситуация значительно сложнее. Скорее всего, главных фигурантов здесь три: "городище", БСК и C‑I. Очень важно, что в астрометрической основе памятника СП ("городище") обнаружено три центра ("лунные" системы О, С и d), расположенные на одной оси, которая, в свою очередь, как ось солнцестояний фиксирует эпоху Сотворения Мира. Три центра связаны с тремя главными фигурантами: первый центр "О" является центром самого СП; второй центр – связан с памятником C‑I "полосой" магнитного меридиана длиной 540 ар°; третий центр – d соединен "полосой" истинного меридиана с БСК, длина полосы – 360 ар°. Триединый мир разделился на три части: Небо, Землю и Нижний Мир (рис. 57). В терминах Аркаима это Внешний Круг, Внутренний Круг и Центральная площадь. Следовательно памятник C‑I – налог центральной площади Аркаима.

Следующий этап дифференциации мира сосредоточен вокруг Большого Синташтинского кургана. Мы обнаруживаем два акта: выделение особого Неба вокруг Сириуса и Кастора (могильник СМ) на "ритуальной" оси; выделение могильника С‑III на азимуте – 9° и удалении 360 ар°. Последний случай может быть интерпретирован как рождение Луны. К такому предположению приводят следующие рассуждения. Во‑первых, удаление от БСК в 360 ар°. В календарном мифе Древнего Египта, о котором шла речь в этюде об Аркаиме, сказано о продолжительности солнечного и лунного годов как о равных и равных 360 суткам. Так было до рождения пятерки богов и после разделения Земли и Неба. Как раз эта стадия эволюции Мира изображена в космологической архитектуре Синташты. Календарный смысл 360 ар° прозрачен – 360 суток зодиакального года. Во‑вторых, отношение размеров БСК и C‑III близко отношению линейных размеров Земли и Луны (0, 2725). Мы не знаем точных размеров C‑III – археологическая топография очень скупа. По аналогии с реконструкциями БСК и С‑I, выполненными в космологической идеологии, в C‑III следует выделить деревянную часть, размер которой (около 8 м) вписывается в стандартную траекторию центра лунной орбиты (радиус 4,12 м). И в этом случае деревянная часть конструкции должна иметь кольцевую форму, а не квадратную, как в реконструкции археологов.

Есть и другая возможность интерпретировать положение C‑III в Синташтинском комплексе. Для этого нужно обратиться к терминологии древнегреческой мифологии. Небо – Уран, Гея – Земля и Тартар там соответствуют трем мирам (кругам) Аркаима и триединому миру Синташты. Тартар может соответствовать памятнику C‑III или самой центральной площади Аркаима – самой глубине внутреннего небесного круга Аркаима.

В индийской мифологии древний Первородный Океан находится в глубине Земли – там царство древнего бога Варуны – Патала.

Скорее всего, обе интерпретации (и Луна, и Тартар) правомерны. Углубляться в эту интересную тему сейчас не стоит. Анализ мифических космологии с точки зрения содержания космологической архитектуры – отдельная тема. Сейчас же осталось заключить, что последний могильник С‑II не относится к космологической структуре комплекса. Его геометрия иная и пока не поддается дешифрованию.

Еще одно важное свойство структуры комплекса: эволюция мира разворачивается в меридиональном направлении и преимущественно с юга на север. Оппозиция север‑юг в мифологиях народов мира не редкость, но нам следует искать рациональное объяснение мотивации такого решения.

ПОКОЙНИКИ СИНТАШТЫ

И, наконец, самый трудный вопрос: зачем в объектах космологической архитектуры покойники? Почему это – кладбище? При этом надо учесть, что Синташтинские могильники не имеют аналогов в эпоху Бронзы в Северной Евразии [3, 4] (может быть, и в более широком контексте, но этого никто не проверял). Удивителен возрастной состав погребений.

В 40 могильных ямах могильника СМ идентифицировано 54 покойника. Только в одной могиле № 8 кости в таком состоянии, что о них сказано: "Нескольких скелетов людей". Из 54 останков 18 – дети (1/3). Из взрослых скелетов пол определен у 18:12 мужских и 6 женских. Из неопознанных взрослых большинство, по косвенным признакам, мужчины. На памятнике C‑I 16 могильных ям и еще две ямы неизвестного назначения (пусты – нет находок). Обнаружено 16 покойников (останков) в 13 могилах, в трех могилах следов захоронений нет. Из 17 покойников опознаны 9 особей, из которых 5 – дети, 1 – мужчина и 3 – женщины. На памятнике С‑II – 9 могильных ям, 1 яма неизвестного назначения без находок. В 5 ямах из 9 нет следов захоронений. Найдены 3 захоронения с 4 покойниками, 1 – не определен, 1 – мужчина, 2 – женщины. Общая ситуация: 66 могильных ям, 3 ямы неизвестного назначения и 81 покойник (опознанные, включая единственное мужское погребение в БСК), из них 23 – дети, 15 мужчин и 11 женщин. Из 48 человек – 23 дети. Почти половина.

Могильники Синташты не являются обычными кладбищами, т.е. не являются местом захоронения покойников поселения Синташта. Во‑первых, их слишком мало, во‑вторых, соотношение полов и возрастной состав не соответствуют структуре популяций. К подобному выводу пришли и археологи [39]:

"В настоящее время обработан и введен в научный оборот только очень небольшой объем антропологического материала из синташтинских некрополей. Половозрастные структуры синташтинских "палеопопуляций", известных нам по этим ограниченным данным, имеют ряд особенностей.

1. В среднем около 80 % погребенных из исследованных некрополей имеют возраст смерти до 18‑20 лет.

2. При этом, по заключению Р.У.Линдстрома, зафиксировано только около 50 % погребений младенцев от числа умерших [Линдстром, рукопись]. Эта оценка соответствует прогнозируемой минимальной младенческой смертности (10 % по К. Вейсу). Принимая уровень младенческой смертности за максимальный (40 %), приходим к выводу, что число выявленных младенческих захоронений могло составлять 25 % от реального.

3. Доля детских (до 15 лет) погребений составляет в Синташтинских некрополях от 57 до 69,4 % от общего числа погребенных, примерно в 60 % можно оценить долю детских костяков на Синташтинском могильнике. Эти показатели в принципе считаются допустимыми для древних некрополей, однако они значительно превышают средние показатели 36,6 %. Расхождения будут особенно очевидными, если принять во внимание отсутствие на общих кладбищах значительной (или большей) части младенческих погребений. По мнению исследователей, в условиях высокой детской смертности дети в возрасте до 5 лет могут составлять порядка 40 % от всех погребенных. Для обследованных синташтинских "палеопопуляций" этот показатель составляет по реконструкции около 50 %.

4. Р.У.Линдстром высказывает удивление по поводу "низкой средней продолжительности жизни взрослых" при отсутствии на костяках следов эпидемических заболеваний и признаков насильственной смерти и учитывая хорошее питание людей (Линдстром, рукопись). На КА‑2 средний возраст погребенных взрослых составляет, по нашим подсчетам, 28,5 лет (16 погребенных), а на БК – 25 – 30,35 лет (12 погребенных). В последнем случае низкий показатель обусловлен полным отсутствием погребений индивидов, умерших в возрасте от 20‑23 до 35 лет. По данным Р.У.Лундстрема, средний возраст смерти взрослых составляет для всех изученных синташтинских некрополей около 29 лет. Судя по (Алексеев, 1972) столь низкие показатели средней продолжительности жизни взрослого населения в древности не отмечены на территории бывшего СССР..."

Таким образом, "палеопопуляций" синташтинских некрополей характеризуются отсутствием половины или даже большинства младенческих захоронений и большим количеством умерших в детском II‑III (до 13‑15 лет) и юношеском возрастах, как будто бы, очень низких шансах на дожитие у взрослых....

...и это выводит нас на следующую позицию: не было ли в синташтинской культуре элементов ритуального отбора умерших к захоронению в некрополях, подобно тому, как производится отбор животных по полу и возрасту к погребальному жертвоприношению (Гайдученко, Зданович, рукопись). Оставляем за собой возможность обсуждения этого вопроса в будущем. Обыкновенно исследователи игнорируют саму идею такого отбора, и никому не известно, как могут выглядеть его потенциальные последствия за пределами младшей детской группы". Надо учесть, что Д.Г. Зданович называет синташтинской культурой всю Страну Городов; КА‑2 – могильник Каменный Амбар, курган 2, БК‑25 – Большекараганский могильник, курган 25 (могильник Аркаима).

Погребальные комплексы Страны Городов интересны и другими особенностями, но для нас важно, что их организаторы занимались селекцией покойников (выбирали молодых!) для захоронений в космологических конструкциях. Они планировали и это. Вполне возможно, что покойники играли какие‑то роли, например, роли посланников к конкретным богам Земли, Неба, Подземного мира и Тартара. Возможно, даже роли самих богов. Маловероятно, но допустимо, что хотя бы в некоторых могилах лежат те, кого со временем стали называть богами, или детьми богов. Археологическая культура Страны Городов непосредственно предшествует Андроновской культурно‑исторической общности, которая, в свою очередь, может быть признана археологическим выражением арийского мира. Впрочем, исторические аспекты исследования следует обсуждать отдельно.

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАЛОН

В могилах Синташты были обнаружены вещи, имеющие прямое отношение к рассматриваемому нами предмету. Сейчас есть возможность открыть содержание одной из них. Другие будут представлены позже. Речь сейчас пойдет о линейном эталоне из могилы № 16 могильника C‑I.

Размер могилы по верхнему краю 255‑270 х 155‑160 см.

"На глубине 155‑160 см от поверхности вдоль западной стенки была устроена ступень шириной 65‑64 см, на которой лежал череп лошади. Ниже уступа яма приобрела размеры 200x130 см. Погребальная камера представляла собой обкладку из брусьев. Вдоль северной стенки на ребре стоял толстый прямоугольный брус сечением 18 х25 см, длиной 185 см. Вдоль южной стенки – брус сечением 12 х27 см, длиной 180 см, утолщенный в восточном конце. В утолщении сделан Г‑образный вырез на глубину 15 см, в который вставлен конец поперечного бруса, стоявшего вдоль восточной стенки ямы. Сечение его 15 х 30 см, длина 80 см. Вдоль западной стенки стояли на ребре две доски, поставленные друг на друга и сшитые при помощи штифта сечением 5 х2 см и длиной 10 см. Длина досок – "9,5 см, толщина – 5 см. При этом нижняя доска была шириной 10 см, а верхняя 20 см. Внутренние размеры погребальной камеры 170 х80 х 25‑30 см.".

Так описана могила № 16 в монографии "Син‑ташта". Мы располагаем подлинным полевым документом с чертежом западной стенки погребальной камеры и можем привести точные значения замеров деталей конструкции досок. Они несколько отличаются от тех, что приведены в книге (рис. 58). На рисунке видно, что внутренний размер камеры 80 см х 160 см, или 1 ар° х 2 ар°. Более точно длина камеры составит 165 см.

космогонический смысл проекта - student2.ru

Рис. 58. Конструкция погребальной камеры могилы № 16 могильника С‑1 (фиг. А). Фиг. Б – дная стенка погребальной камеры (вид из камеры).

Западная стенка сделана тщательно, стык досок очень ровный, и штифт подогнан точно. Никакого "столярного" смысла в таком сложном устройстве нет.

Чтобы понять, что западная стенка не является простым утилитарным предметом, достаточно произвести "золотые сечения" досок правильным способом. Оказывается, положение штифта определяется этим гармоничным пропорционированием. К тому же штифт – полуквадрат, камера – полуквадрат. О полуквадратах речь пойдет при обсуждении египетской архитектуры. Там же мы обнаружим "двери" из гробницы Хеси‑Ра [97], которые также являются метрологическими эталонами и очень похожи на западную стенку. Наша стенка имеет длину 80 см – 1 ар° и ширину 40 см – 0,5 ар°.

Для того чтобы продолжить исследование памятников Синташты, нам понадобится расширить исследовательский инструментарий. До сих пор мы обходились в основном астрометрическими понятиями, теперь же нужно подняться до астрономогеодезии. Только так удается захватить в орбиту исследований древнюю естественную метрологию линейных мер, хронологические системы и высшую геодезию памятников – объектов космологической архитектуры. Только так можно обнаружить, что не только "градус", но и "метр", и "долгота от Гринвича" являются составными частями древнейшего естественно‑научного мировоззрения, инженерными константами, которыми пользовались проектировщики Аркаима, Синташты, всей Страны Городов, памятников Древнего царства Египта, мегалитической культуры Британии, Правобережного Хорезма, Тувы, Китая, Месопотамии, Ирана, Индии и Тибета. Есть все основания считать, что та же идеология стоит за кулисами цивилизаций Нового Света. Однако произносить эти и подобные им утверждения вслух и публично просто неприлично. Даже в систематическом изложении делать такие выводы следует с большой осторожностью, поскольку они несовместимы с историческим материализмом и его утилитарной идеологией. Будем излагать систематически и осторожно.

РЕЗЮМЕ

Исследование топографии Синташтинского комплекса с позиции космологической архитектуры не только возможно, но и весьма продуктивно. Единое и общее с Аркаимом объяснение получают все основные элементы комплекса, основная идея проекта и выбор места для крупных частей. Выбор места для всего комплекса будет обсуждаться в главе VI.

Геометрический анализ плана рельефа материка "городища" Синташта позволил обнаружить, что его строители, как и строители "городища" Аркаим, использовали прямоугольную систему координат. Синташта ориентирована по истинным сторонам света так же, как и Аркаим. В ее системе координат используется большая окружность радиуса 72,0 м, которая играет роли эклиптики и лунных путей. Контуры толстой обводной стены выполнены этими окружностями.

Несмотря на крупномасштабные природные разрушения, план "городища" Синташта можно уверенно трактовать как Круг Небесный, в состав которого входили четыре сектора внешнего круга, разделенные четырьмя проходами. Пустого сектора, как в Аркаиме, на Синташте не было. Два восточных сектора Синташты идентичны по числовой структуре восточным секторам Аркаима. У обоих памятников "от ворот до ворот" по 23 помещения и проход на восточную сторону между помещениями № 9 и № 10, не оборудованные перерывом внешнего рва. В северо‑восточных секторах по девять помещений и в юго‑восточных – о четырнадцать. Западные секторы Синташты разрушены рекой, но с учетом всех известных свойств космологической архитектуры можно предположить, что там было 27 помещений. В юго‑западном секторе 9 помещений, а в северо‑западном – 18. Между секторами был проход, расположенный на оси восточного прохода. Общее число помещений Синташты – 54, из них 4 прохода и 50 (9 + 14 + 9 + 18) т.н. "жилищ". В двух кругах Аркаима общее число помещений составляет число 72: из них 27 – во внутреннем круге и 45 – во внешнем, причем во внешнем круге есть только три радиальных прохода, а во внутреннем – один. Отсутствие четвертого радиального прохода (там большой пустой сектор) компенсируется оригинальным помещением во внешнем круге в его северной части.

Внутреннего круга на "городище" Синташта не было.

Геометрический анализ плана рельефа материка "городища" выявил интересную хронологическую структуру и оригинальный космологический сюжет. Хронограф представлен осью солнцестояний эпохи "сотворения Мира" – 5630 г. до н.э. (по точному счету – 5591 г. до н.э.). Естественную природу этой эпохи мы можем показать только в отдельной большой работе, посвященной астральной мифологии. Сейчас же необходимо декларативно заявить, что христианская этимология этой даты вторична. Она широко известна и в данной работе не обсуждается. Такая древняя дата не может отражать возраст Синташтинского комплекса, но фиксирует космическое время события, описываемого в основном сюжете комплекса, а именно – время разделения Земли и Неба. Аркаим отображает мир до разделения, а Синташтинский комплекс описывает следующий этап космо‑генеза. В конструкции городища представлена лишь часть этого сюжета – оставшаяся после разделения Мира: Небо (Круг Небесный) и геометрический след двух других отделившихся частей. Эти следы имеют вид двух дополнительных (кроме своего собственного) полюсов эклиптики с сопряженными "лунными системами". Триединый Мир.

Чтобы понять детали сюжета разделения Мира, необходимо провести геометрический анализ других частей Комплекса и его компоновки в целом.

Вторая по важности часть Синташтинского комплекса, называемая Большим Синташтинским курганом (БСК), при употреблении к ней геометрического анализа обнаружила ясные и множественные признаки Круга Земного. БСК ориентирован по сторонам света и имеет прямоугольную естественную систему координат с эклиптикой, радиус которой 72,0 м. В системе координат БСК воплощена сложная космологическая композиция. Кроме собственно Круга Земного, в ней обнаруживается два объекта Круга Небесного. Один из них расположен во внутреннем Небе (или в греческой терминологии – в Тартаре) – связанная с траекторией центра лунной орбиты и ориентированная по сторонам света центральная погребальная камера. Останки пожилого мужчины, найденные в этой камере, представляют собой единственный случай на некрополе Синташты захоронения без могильной ямы, т.е. на поверхности Земли и с сооружением над покойником глиняного купола‑толоса. Важно при этом, что и внешнее кольцо Круга Земного, в отличие от кольца Аркаима, представляет собой не высокие толстые стены, а наоборот, глубокий и широкий ров. Центральная погребальная камера и ров композиционно связаны и ярко демонстрируют своеобразное "наобо‑ротное" отношение к потустороннему миру.

Другой объект Круга Небесного в системе координат БСК находится у юго‑западной полы насыпи и изображает часть звездного Неба с созвездиями Большого Пса (Canis maior), Единорог (Monoceros), Малого Пса (Canis minor). В археологии это грунтовый могильник СМ. Этот участок внешнего Неба, в свою очередь, тоже имеет сложное строение. Кроме сорока могильных ям, на этом кладбище обнаружены так называемые ритуальные сооружения. Геометрический анализ показывает, что эти объекты имеют природу реперов – знаков космологической основы. Один из жертвенников (Ж.К.‑II) занимает положение звезды Сириус эпохи 2800 г. до н.э. (звезда имеет собственное движение среди неподвижных звезд) с азимутом около 192°40' (12°40' от южной полуоси меридиана). Другой жертвенник (Ж.К.‑I) отмечает положение южного узла галактического экватора и эклиптики (нулевой точки в отсчете прецессионного календаря). Саму эту точку отмечает большой сосуд, поставленный вверх дном. В яме Ж.К.‑I обнаружены 12 черепов самцов домашних животных: 6 жеребцов, 4 быка и 2 барана. Они символизируют 12 месяцев года: 6 месяцев глубокого снега (зима), 4 месяца лета и 2 месяца межсезоний (весна и осень). Календарь с таким животноводческим пониманием сезонов года до сих пор известен в Якутии. В Ж.К.‑II находились только четыре головы быка, значение которых пока не ясно.

Дугообразное расположение могил № 13, 17, 18, 24. 11, 16, 10, 38, позволяет найти геометрический центр этой дуги, который на звездном Небе точно соответствует звезде Кастор (α – Близнецов). Эта интимная подробность космологической архитектуры могильника СМ указывает на его связь с Небесными Вратами – "небесной могилой" и, конкретно, с царем мертвых Ямой‑Йимой.

В собственно Круге Земном космологической основы БСК вмонтирован и хронограф. Его роль выполняет "дорога строителей", которая занимает в системе координат место прохода во внутреннем круге Аркаима и отмечает эпоху 2800 г. до н.э. Следовательно, Аркаим и Синташта строились одновременно.

В общем космогоническом сюжете Синташтинского комплекса разделение Земли и Неба в эпоху сотворения Мира представляется довольно сложным актом. Выделение Земли осуществляется в северном направлении строго по истинному меридиану, который к тому же играет роль главного небесного меридиана. Центр БСК и центр "городища" Синташта установлены на одном истинном меридиане на удалении друг от друга в 360 ар° (288 м), что символизирует продолжительность зодиакального года – первородного цикла Солнца. Лунная прибавка длиной в 4,2 м вполне сопоставима с размерами центральной погребальной камеры (3 м х 3,5 м), однако отчетливой сцены организации дополнительных пяти суток в космологическом сценарии Синташты не обнаруживается. Отсюда можно предположить, что космогоническая фаза Синташты находится после первородного неразделенного мира Аркаима и до рождения великих богов – первенцев Земли и Неба. Поскольку космогония трехактна, постольку следует разыскивать еще и архитектурное воплощение третьей фазы космогенеза.

Третья часть Синташтинского комплекса называется могильник C‑I. И этот памятник является объектом космологической архитектуры. При выборе места для него и создании его конструктивных частей и деталей использовалась естественная прямоугольная система координат и космологическая основа – употребление на нем геометрического анализа продуктивно в полной мере. По результатам анализа можно сделать вывод, что C‑I в космологической композиции Синташты выполнял роль Третьего Мира (он может иметь несколько названий‑синонимов: Нижний Мир, Потусторонний Мир, Внутреннее Небо, Тартар и т.д.). Нижний Мир, как и Земля (Средний Мир по соответствующей классификации), выделяется из "городища" Синташта (третий геометрический след в триедином мире космологической основы "городища") и тоже в северном направлении. Точнее: по азимуту 12°41' и на удалении 540 ар° (432 м). Напомним, что под тем же углом, но к юго‑западу от центра БСК направлена главная "ритуальная" ось могильника СМ со звездой Сириус на конце.

Нижний Мир C‑I имеет свою собственную систему координат, в которой также выделяется еще один собственный Нижний Мир. Нижний Мир второго порядка полностью и точно занят двумя центральными могилами. Эти могилы сильно пострадали от древних разграблений, что не дает возможности археологам судить об их содержании. В космологической архитектуре они могут быть связаны с образом небесных близнецов Ямой и Ями (братом и сестрой) – один из которых стал после смерти царем Нижнего Мира. Проще говоря, в центральных могилах могли быть похоронены мужчина и женщина высокого социального статуса. Весь могильник C‑I содержит 16 могил и 14 жертвенников, но в связи с археологической неопределенностью обсуждение этих деталей преждевременно.

Следующий акт синташтинской фазы космогенеза сосредоточен вокруг БСК, т.е. связан с дифференциацией Круга Земного. Мы уже рассматривали один из его важнейших эпизодов – могильник – часть звездного Неба с Сириусом и Кастором. В Синташтинском комплексе есть еще один объект, связанный с БСК. Речь идет о могильнике C‑III – малом кургане. Он удален от центра БСК на 360 ар° (288 м) и лежит на азимуте 9°. Удаление в 360 ар° мы понимаем как отображение периода в 360 суток. Поскольку такой размер в комплексе уже однажды использован как расстояние между центрами "городища" и БСК и интерпретирован нами как продолжительность зодиакального солнечного года, постольку остается только одна возможность понять удаление C‑III – это продолжительность первородного лунного года в 360 суток. В этом случае C‑III играет в космологии Синташты роль Луны. Об этом же свидетельствуют и размеры памятника. Продолжая эту логику, можно прийти к выводу о том, что устройство могильника должно отвечать атрибуции Лунного бога. Но для этого следует понять, какую из известных мифологий исповедовали строители Синташты и Аркаима, да и археология C‑III очень скупа.

Наконец нужно высказаться относительно последнего объекта Синташтинского комплекса – могильника С‑II. К нему употребим геометрический анализ, и он дает интересный геометрический результат. Однако космологический смысл конструкции непонятен. Его роль в космологическом сюжете пока неизвестна.

Как следует из описания Синташтинского комплекса, он представляет собой прежде всего некрополь, т.е. скорее "город мертвых", чем город живых. В могильниках Синташты 66 могильных ям и 81 опознанный археологами покойник. Почти половина из них – дети. Палеопопуляция синташтинских некрополей имеет нетипичную для своего времени и региона структуру и может быть понята как результат селекции покойников. Такое представление не противоречит содержанию Синташтинского комплекса как объекта космологической архитектуры. Это свойство Синташты будет играть важную роль в дальнейшем исследовании естественно‑научных основ древней мифологии.

Таким образом, Синташтинский комплекс является наряду с Аркаимом сложным объектом космологической архитектуры. Это действительно, т.е. по определению, комплекс, который всей своей совокупностью выражает один космологический образ – второй акт космогенеза – сотворение триединого Мира.

Синташтинский комплекс обладал мощным информационным потенциалом, большая часть которого безвозвратно утеряна при археологических исследованиях и прежде всего по причине низкой точности топографии раскопов. Результаты геометрического анализа опубликованных топографических материалов демонстрируют лишь тенденции и возможности утраченного. Тем не менее и этого достаточно, чтобы оценить возможности нашего метода исследования и продуктивность концепции космологической архитектуры.

Настоящая глава заканчивается описанием уникального метрологического канона, помещенного древними мастерами в могиле № 16 могильника C‑I. Речь идет об эталоне длиной в 1 ар° = 80 см. Этот материал завершает знакомство с Синташтинским комплексом и вместе с тем дает хороший повод перейти к естественной метрологии линейных мер Древнего мира.

Наши рекомендации