II. Калейдоскоп по астрономии и космонавтике

Ответьте на вопросы(каждый вопрос до 2 баллов).

2.Что такое созвездие с точки зрения астронома?

3. Из какого вещества в основном состоят полярные шапки на Марсе?

4.По чьей инициативе Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского был построен в Калуге?

5.Как назывался космический челнок, впервые в мире успешно осуществивший полёт вокруг Земли в автоматическом режиме без космонавтов на борту?

6. Какую планету «открыли на кончике пера»?

7. Какое созвездие состоит из двух не граничащих друг с другом частей?

III. Решите задачи, поясняя решение необходимыми рисунками и рассуждениями(по 6 баллов за задачу).

8. «Вечерняя Венера»В одном рассказе можно встретить такое описание наступления сумерек на экваторе. «После захода Солнца стало быстро темнеть. Ещё не зажглись на тёмно- синем небе первые звёзды, а на востоке уже ослепительно сияла Венера, Вскоре за Солнцем скрылась и полная Луна, рядом с которой можно было разглядеть Юпитер. Какие ошибки допустил писатель? Поясните свой ответ

II. Калейдоскоп по астрономии и космонавтике - student2.ru 9. «Космонавты на Луне»Как отличаются между собой линейные скорости космонавтов, находящихся на Луне, если один из них видит Землю в зените, а второй находится с противоположной стороны? Справочные данные: Период обращения Луны вокруг Земли равен II. Калейдоскоп по астрономии и космонавтике - student2.ru , период смены фаз Луны II. Калейдоскоп по астрономии и космонавтике - student2.ru , расстояние Земля-Луна II. Калейдоскоп по астрономии и космонавтике - student2.ru , радиус Луны II. Калейдоскоп по астрономии и космонавтике - student2.ru .

10. «Прецессия» (Задача от Владимира Бабина). Прецессия земной оси – это медленное вращение земной оси вокруг оси эклиптики (линии перпендикулярной плоскости эклиптики). Земная ось, сохраняя угол наклона II. Калейдоскоп по астрономии и космонавтике - student2.ru к оси эклиптики (или II. Калейдоскоп по астрономии и космонавтике - student2.ru к плоскости земной орбиты) медленно вращается, описывая в пространстве конус вокруг этой оси (см. рис.) Период такого вращения около 26000 лет. На сегодняшний день ближе всего к полюсу мира располагается II. Калейдоскоп по астрономии и космонавтике - student2.ru Малой Медведицы (Полярная звезда), однако через 13000 лет «полярной» станет звезда Вега ( II. Калейдоскоп по астрономии и космонавтике - student2.ru Лиры). По этим данным оцените склонение Веги в наши дни.

II. Калейдоскоп по астрономии и космонавтике - student2.ru 11. «Зелёные человечки на кремниево-платиновой планете» Маленькие зелёные человечки обнаружили кремниевую планету с платиновым ядром. Радиус ядра в 2 раза меньше радиуса планеты. При этом ядро смещено от центра так, что его край расположен возле края планеты. Маленькие зелёные человечки стали добывать платину и отправлять её ракетами к себе на родину. Ракета мгновенно ускорялась до минимально допустимой стартовой скорости возле поверхности планеты, а затем летела дальше с выключенными двигателями до базового корабля, расположенного на большом расстоянии от планеты. Во сколько раз стартовая скорость первой ракеты с платиной была больше стартовой скорости последней ракеты с платиной, если известно, что ОНИ ЗАБРАЛИ ВСЮ ПЛАТИНУ, на месте которой осталась заполненное воздухом пустое пространство? Плотность кремния считать равной 2400 кг/м³, плотность платины 22000 кг/м³. Ракета может стартовать из любого места на поверхности планеты, а маленькие зелёные человечки экономили ракетное топливо! Справочные данные: при стандартных условиях энергию гравитационного взаимодействия рассчитывают по формуле II. Калейдоскоп по астрономии и космонавтике - student2.ru , а объём шара равен II. Калейдоскоп по астрономии и космонавтике - student2.ru .