Удлинение арматуры после разрыва относитель-

НОЕ РАВНОМЕРНОЕ (dр) – изменение расчетной длины арматуры на

участке, не включающем место разрыва, выраженное в процентах перво-

начальной длины.

УДЛИНЕНИЕ ГЛАВНОЕ – любое из относительных удлинений по

направлению главных осей деформаций в данной точке.

УДЛИНЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ – отношение приращения длины

образца при растяжении к его исходной длине. У.о. обычно выражается в

процентах и является одной из основных характеристик металлов и спла-

вов. У.о. характеризует пластичность материала.

УДЛИНЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ПОСЛЕ РАЗРЫВА – отношение

приращения расчетной длины образца (обычно металла) после разруше-

ния к начальной расчетной длине, выраженное в процентах.

УДОБООБРАБАТЫВАЕМОСТЬ СМЕСЕЙ – свойство смесей, позво-

ляющее укладывать и уплотнять их имеющимся оборудованием.

УДОБОУКЛАДЫВАЕМОСТЬ – технологическое свойство, имеющее

практическое значение в основном для растворных и бетонных смесей,

характеризуемое их способностью заполнять форму с образованием плот-

ной однородной массы и оцениваемое подвижностью, жесткостью и

связностью.

УДОБОУКЛАДЫВАЕМОСТЬ СМЕСИ БЕТОННОЙ (консистенция

смеси бетонной) – техническая характеристика смеси, определяющая ее

способность к уплотнению и формообразованию. У.с.б. – способность

бетонной смеси растекаться и заполнять заданную форму под действием удлинение арматуры после разрыва относитель- - student2.ru удлинение арматуры после разрыва относитель- - student2.ru удлинение арматуры после разрыва относитель- - student2.ru



собственного веса и внешних сил (обычно под действием вибрирующих и

др. уплотняющих машин); характеризуется показателями подвижности и

жесткости.

УДОБОУКЛАДЫВАЕМОСТЬ СМЕСИ РАСТВОРНОЙ – способ-

ность растворной смеси равномерно укладываться по пористому основа-

нию (кирпичу, бетону, природному камню и пр.) тонким слоем. Оценка

условной вязкости, или подвижности, растворной смеси производится с

помощью стандартного металлического конуса, погружаемого в испытуе-

мый материал.

УДОБОФОРМУЕМОСТЬ СМЕСИ БЕТОННОЙ – техническая харак-

теристика бетонной смеси, определяющая качественно ее способность к

уплотнению и формообразованию, определяемая с помощью стандартных

методов для классов П1-П5 с помощью конуса по величине осадки смеси

после его снятия; для классов Ж1-Ж4 и СЖ1-СЖ3 – по времени вибрации,

необходимой для выравнивании и уплотнения смеси на приборе типа Вебе.

«УДОБСТВА» – разговорное, обыденно-бытовое название, отражающее

наличие основных элементов (видов) благоустройства жилища. См. жи-

лище благоустроенное.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ – восприятие потреби-

телями степени выполнения их требований.

УЗБОЙ – сухие русла, мѐртвые долины в пустынях Средней Азии.

УЗЕЛ – 1) часть машины, механизма, установки и т.п., состоящая из не-

скольких более простых элементов (деталей); 2) совокупность функцио-

нально связанных сооружений, машин или других устройств (например,

гидроузел, радиоузел); 3) пункт (точка) пересечения разнородных конст-

рукций или их элементов; например, линий электропередачи (точка соеди-

нения ветвей электрической цепи), путей сообщения (например, несколь-

ких железнодорожных линий – железнодорожный У.) и т.п.

УЗЕЛ ВВОДА В ЗДАНИЕ (УВ) – узел ввода трубопроводов тепловодо-

снабжения в здание, в котором при отсутствии индивидуального теплово-

го пункта (ИТП) устанавливаются отсекающие задвижки и приборы учета

тепловой энергии, теплоносителя и воды.

УЗЕЛ ВОДОМЕРНЫЙ – комплекс устройств, включающий в себя

расходомер для воды и примыкающие к нему участки трубопроводов с

запорной и регулирующей арматурой.

УЗЕЛ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ – пункт слияния или пересечения двух

или нескольких железнодорожных линий, состоящий из одной или не-

скольких станций.

УЗЕЛ ЖЁСТКИЙ – конструктивный узел, в котором элементы узла

жѐстко соединены между собой.

УЗЕЛ ЗАДВИЖЕК – группа задвижек, обеспечивающая выполнение

заданных технологических операций, которая может размещаться в поме-

щениях, колодцах, под навесом или на открытых площадках.

УЗЕЛ ИЗДЕЛИЯ – сборочная единица, которая может собираться от-

дельно от других составных частей изделия или изделия в целом и выпол-

нять определенную функцию в изделиях одного назначения только совме-

стно с другими составными частями.

УЗЕЛ КОНСТРУКТИВНЫЙ – место соединения нескольких элементов

конструкций.

УЗЕЛ КОНСТРУКЦИЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ – сопряжение, соединение

между собой строительных конструкций, элементов строительных конст-

рукций и их составных частей (например, часть сооружения в месте соедине-

ния нескольких стержней и т.п. элементов в строительных конструкциях).

УЗЕЛ КРАНА РЕГУЛИРУЮЩИЙ – устройство (деталь), обеспечи-

вающее необходимое заданное открытие или закрытие проходного сече-

ния в корпусе крана.

УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ПОДВЕСКИ СЕТИ КОНТАКТНОЙ – сцепная

электротехническая арматура для прикрепления подвески к опоре воздуш-

ной линии электропередачи или к опоре распределительного устройства.

УЗЕЛ ЛЕСТНИЧНО-ЛИФТОВОЙ – объѐмно-планировочный узел,

обеспечивающий вертикальные коммуникации (помещение, предназна-

ченное для размещения лестничной клетки и лифтов), а также пути эва-

куации людей, противопожарную и противодымную защиту с учѐтом

особенностей и назначения здания.

УЗЕЛ ЛИФТОВЫЙ – объемно-планировочный элемент здания, вклю-

чающий в себя лифтовые холлы, шахты и машинные помещения одного

лифта, группы лифтов или нескольких групп лифтов, расположенных в

непосредственной близости друг от друга.

УЗЕЛ МЕТРОПОЛИТЕНА ПЕРЕСАДОЧНЫЙ – станция метрополи-

тена, оборудованная в инженерном отношении для обеспечения перехода

пассажиров с линии на линию в местах пересечения или касания отдель-

ных веток (линий) метрополитена.

УЗЕЛ МОРСКОЙ – вид разъѐмного соединения двух гибких тросов или

троса с каким-либо предметом. Свойства У.м. – повышение надѐжности

соединения с усилением натяжения троса и устранение зажима петель при

снятии нагрузки (что позволяет легко развязать У.м.).

УЗЕЛ ОБОРОНЫ – долговременное фортификационное сооружение;

сочетание долговременных опорных пунктов и отдельных позиций огне-

вых средств, эшелонированных в глубину, находящихся между собой в

огневой связи и часто соединенных между собою подземными потернами.

При этом как опорные пункты, так и У.о. в целом объединены общей

тактической задачей, системой огня и препятствий, приспособлены для

круговой обороны. У.о. обычно является частью батальонного района

обороны, от удержания которой зависит устойчивость обороны всего

района.

УЗЕЛ ОБЪЕКТА СТРОИТЕЛЬНОГО – конструктивно и технологиче-

ски обособленная часть возводимого промышленного комплекса (объек-

та), расположенная в строго определенных границах, техническая готов-

ность которой после завершения строительно-монтажных работ позволяет

провести пусконаладочные работы и опробование агрегатов, механизмов и

устройств. Состав и границы узлов устанавливаются с учетом организаци-

онно-технологических требований строительства предприятий, увязанных

с требованиями основного процесса получения готовой продукции. К

технологическим узлам относятся цех и установки по транспортированию

сырья, его переработке, производству готовой продукции и др. Общепло-

щадочные узлы составляют объекты водоснабжения, водоотведения,

тепло- и электроснабжения, кислородо- и азотоснабжения и т.п.

УЗЕЛ СОПРОТИВЛЕНИЯ – первоначально (после русско-японской

войны) группа опорных пунктов, расположенных на переднем крае внутри

позиции, включавший господствующие над участком позиции и находя-

щиеся в огневой связи с соседними участками. В I мировую войну У.с.

(центрами сопротивления) называли отдельные наиболее укрепленные

участки позиций, обнесенные сильными искусственными препятствиями с

фронта и флангов. Для возможности обороны по частям служили опорные

пункты, находившиеся во взаимной огневой связи и расположенные на

всех выгодных точках местности. Ходы сообщения также приспосаблива-

лись к обороне, а на флангах возводились фланкирующие пулеметные

сооружения для обстрела промежутков.

УЗЕЛ СОПРОТИВЛЕНИЯ ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ – появившийся в

1923 г. в отечественной фортификации термин для обозначения сильно

укрепленных и важных в тактическом отношении пунктов. У.с.д. занимал

площадь 3,0-3,5 км2 и имел: 1) несколько линий обороны из отдельных

земляных и бетонных брустверов с убежищами под ними, связанными с

тылом потернами, одну или несколько опорных групп и редюит; на флан-

гах также возводились опорные группы с броневыми установками; 2)

широкие, продольно обстреливаемые и трудно уничтожаемые артилле-

рийским огнем искусственные препятствия; 3) многочисленную скоро-

стрельную противоштурмовую артиллерию, расположенную преимуще-

ственно под броневыми укрытиями, а также большое количество пулеме-

тов, огнеметов и других средств ближней борьбы; 4) постоянный гарнизон.

У.с.д. мог быть уничтожен или захвачен лишь после длительной (много-

дневной) атаки с очень большими затратами боеприпасов и потерями. См.

также центр сопротивления.

УЗЕЛ ПРИМЫКАНИЯ БЛОКА К ПРОЕМУ – конструктивная систе-

ма, обеспечивающая сопряжение оконного (дверного) проема (в том числе

элементов наружного и внутреннего откосов) с коробкой оконного (двер-

ного) блока, включающая в себя монтажный шов, облицовочные и кре-

пежные детали (для оконного блока – также подоконную доску и слив).

УЗЕЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ – 1) в районной планировке – группа пред-

приятий и других объектов производственного назначения с технологиче-

ски и организационно кооперированным основным производством, раз-

мещенная на одной площадке и объединенная общими коммуникациями,

инженерными сооружениями и вспомогательным производством, единой

системой социально-бытового и других видов обслуживания работников,

единым архитектурно-планировочным замыслом; 2) часть территории

промышленного района города, на которой комплексно развиваются

несколько предприятий одной или разных отраслей промышленности с

обслуживающими их общими системами транспорта, энергетики, инже-

нерных сооружений и подземных сетей.

УЗЕЛ РАСТВОРНЫЙ – комплекс машин для механизированного при-

готовления кладочных и штукатурных строительных растворов. У.р.

выполняются стационарными или передвижными.

УЗЕЛ САНИТАРНЫЙ (санузел) – см. санузел.

УЗЕЛ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ – детали труб, собранные на

трубозаготовительных заводах или в центральных заготовительных мас-

терских в укрупненные элементы для удобства их монтажа в санитарных

узлах.

УЗЕЛ СВАРНОЙ – часть конструкции, в которой сварены примыкающие

друг к другу элементы.

УЗЕЛ СВЯЗИ ПОЧТОВОЙ – производственное подразделение почто-

вой связи, предоставляющее пользователю все виды услуг почтовой связи

и обрабатывающее все виды почтовых отправлений спецсвязи, а также

осуществляющее распространение печатных средств массовой информации.

УЗЕЛ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ ПРИБОРНЫЙ – совокупность

конструктивных элементов для подведения теплоносителя в системе

отопления, передачи определенного количества теплоты в обогреваемое

помещение и отведения отдавшего теплоту теплоносителя.

УЗЕЛ СИСТЕМЫ СТЕРЖНЕВОЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ – точка

взаимного пересечения осей стержня в месте их соединения.

УЗЕЛ СИСТЕМЫ СТЕРЖНЕВОЙ ЖЕСТКИЙ – конструктивный

узел, в котором концы всех стержней соединены между собой при помощи

цилиндрического и шарового шарнира.

УЗЕЛ СТРОИТЕЛЬНЫЙ – 1) см. узел конструкций строительных; 2)

см. узел объекта строительного.

УЗЕЛ ТЕЛЕФОННЫЙ – предприятие связи, обслуживающее население

района или города и ведающее развитием телефонной сети, еѐ эксплуата-

цией и взиманием оплаты за услуги, оказываемые населению.

УЗЕЛ ТЕПЛОВОЙ – комплекс устройств для присоединения систем

теплопотребления к тепловой сети.

УЗЕЛ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ – конструктивно и технологически

обособленная часть объекта строительства, техническая готовность кото-

рой позволяет автономно, независимо от готовности объекта в целом,

производить пуско-наладочные работы, индивидуальные испытания и

комплексное опробование этой части объекта. У.т., как правило, выделяют

стадии технологического процесса объекта – подготовку сырья, этапы его

переработки, выделения конечного продукта, хранение и т.д.



УЗЕЛ ТРАНСПОРТНЫЙ – комплекс транспортных устройств в пункте

стыкования нескольких видов транспорта, совместно выполняющих опе-

рации по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок

грузов и пассажиров.

УЗЕЛ ТРАНСПОРТНЫЙ ГОРОДСКОЙ – пункт пересечения или

слияния различных видов или направлений городского транспорта с пере-

распределением пассажирских потоков в нѐм.

УЗЕЛ ТРАНСПОРТНЫЙ ПЕРЕСАДОЧНЫЙ – пункт взаимодействия

(пересечения, примыкания) и остановки двух или нескольких видов пас-

сажирского транспорта (или нескольких транспортных средств одного

вида курсирующих по разным маршрутам), где производится пересадка

пассажиров.

УЗЕЛ УПРАВЛЕНИЯ (УУ) – узел подключения систем отопления

здания (блок-секции) к распределительным сетям от центрального тепло-

вого пункта (ЦТП) при непосредственном присоединении или с элеватор-

ным узлом.

УЗЕЛ УПРАВЛЕНИЯ ОТОПЛЕНИЕМ – узел подключения системы

отопления здания (либо блок-секции) к распределительным сетям от цен-

трального теплового пункта (ЦТП) при непосредственном присоединении

или с элеваторным подмешиванием. При наличии автоматического управле-

ния и насосного подмешивания У.у.о. называют автоматизированным.

УЗЕЛ УПРАВЛЕНИЯ СИГНАЛИЗАЦИЕЙ – совокупность запорных

и сигнальных устройств с ускорителями (замедлителями) их срабатывания.

УЗЕЛ УПРАВЛЕНИЯ УСТАНОВКИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ – сово-

купность запорных и сигнальных устройств с ускорителями (замедлителями)

их срабатывания, трубопроводной арматуры и измерительных приборов

водяных и пенных установок пожаротушения (УП), предназначенных для

пуска и контроля за работоспособностью вышеперечисленных установок.

УЗЕЛ УЧЕТА ПОСТУПАЮЩИХ СТОЧНЫХ ВОД – совокупность

устройств и приборов, обеспечивающих учет количества сточных вод.

УЗЕЛ ФЕРМЫ – конструктивный узел, в котором элементы решѐтки

фермы соединены с поясами, объединяющими несколько стержней фермы.

УЗЕЛ ФЕРМЫ КОНЬКОВЫЙ – узел в вершине двускатной фермы.

УЗЕЛ ФЕРМЫ ОПОРНЫЙ – узел фермы, устанавливаемый на опору.

УЗЕЛ ШАРНИРНЫЙ – конструктивный узел, в котором элементы узла

соединены между собой при помощи цилиндрического или шарового

шарнира.

УЗО-Д (устройство защитного отключения дифференциальное) –

механический коммутационный аппарат или совокупность элементов,

которые при достижении (превышении) дифференциальным током задан-

ного значения при определенных условиях эксплуатации должны вызвать

размыкание контактов.

УЗО-Д БЕЗ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ИСТОЧНИКА ПИТАНИЯ –

УЗО-Д, функционирование которого не зависит от вспомогательной под-

водимой величины.

УЗО-Д С ВОЗВРАТОМ В РАБОЧЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ – УЗО-Д, кото-

рое, помимо операции включения, требует дополнительной операции по

его возврату в рабочее положение, в котором оно способно реагировать на

дифференциальный ток.

УЗО-Д С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ВЫДЕРЖКИ ВРЕМЕНИ – УЗО-Д,

специально сконструированное таким образом, что к нему может присое-

диняться отдельное устройство так, что в комплекте они составляют УЗО-Д с

выдержкой времени.

УЗО-Д С ВЫДЕРЖКОЙ ВРЕМЕНИ ОТКЛЮЧЕНИЯ – УЗО-Д,

специально предназначенное для обеспечения заранее заданного значения

предельного времени неотключения, соответствующего данному значе-

нию дифференциального тока.

УЗО-Д СО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ПИТАНИЯ –

УЗО-Д, функционирование которого зависит от вспомогательной подво-

димой величины.

УЗО-Д СО ВСТРОЕННОЙ ЗАЩИТОЙ ОТ СВЕРХТОКОВ – УЗО-Д,

предназначенное также для одновременной защиты от перегрузки и токов

короткого замыкания.

УЗО-Д СО СВОБОДНЫМ РАСЦЕПЛЕНИЕМ – УЗО-Д, контакты

которого возвращаются в разомкнутое положение и остаются в этом по-

ложении, если команда на отключение поступает после начала операции

по включению, даже в том случае, когда операция по включению продол-

жается.

УЗОР – рисунок, представляющий собой определѐнные переплетения

линий, фигур, сочетание красок и т.п., а также контур, очертания чего-

либо, воспроизводящие расположением, переплетением своих линий,

деталей, частей и т.п. такой рисунок.

УЗОР КРИВОЛИНЕЙНЫЙ – тип рисунка позднеготического ажурного

оконного переплета (см. «пузырь рыбий»).

«УЗОР МОРОЗНЫЙ» ЛАКОКРАСОЧНОГО ПОКРЫТИЯ – дефект,

представляющий собой появление на лакокрасочном покрытии большого

числа очень мелких складок, составляющих «морозный» узор.

УЗОР ПЛАМЕНЕЮЩИЙ – тип рисунка позднеготического ажурного

оконного переплета (см. «пузырь рыбий»).

УЗОР СЕТЧАТЫЙ – повторяющийся орнаментальный мотив, преиму-

щественно ромбовидный.

УЗОРИТ – облицовочный материал из отходов производства стекла.

УКАЗАНИЕ – организационно-распорядительная форма передачи управ-

ленческого решения и разъяснения действия для достижения цели. У.

может содержаться в приказах, распоряжениях, в резолюции на документе

или высказываться устно.

УКАЗАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ – обозначение, которое идентифи-

цирует товар как происходящий с территории страны либо из региона или

местности на этой территории, где определенные качество, репутация или

другие характеристики товара в значительной степени связываются с его

географическим происхождением. У.г. включает в себя понятия «наименова-

ние места происхождения товара» и «указание происхождения товара».

УКАЗАТЕЛЬ КРАНОВЫЙ – прибор, который выдает машинисту гру-

зоподъемного крана визуальную и/или звуковую информацию для пра-

вильного управления краном. Иногда У.к. называют указатель рабочих

параметров крановый – прибор, который выдает машинисту крана визу-

альную и/или звуковую информацию о величине основных рабочих пара-

метров.

УКАЗАТЕЛЬ СКЛОНА (бергштрих) – короткие штрихи на горизонта-

лях топографической карты, указывающие направление вниз по склону.

УКАТКА – механическое уплотнение грунта или бетона с помощью

катков.

УКЛАД – закаленное железо, разновидность стали.

УКЛАДКА АНГЛИЙСКАЯ – см. кровля английская.

УКЛАДКА ЛÓГОМ – укладка одинаковых прямоугольных элементов

(кирпичи, дѐрн, мешки с землей) длинной стороной на лицевую поверх-

ность стены или земляного вала. См. также тычок.

УКЛАДКА НЕМЕЦКАЯ – см. кровля немецкая.

УКЛАДКА СВАРНЫХ АРМАТУРНЫХ СЕТОК – арматурные сетки

заводского производства, поставляемые на объекты в рулонах и устанав-

ливаемые в проектное положение главным образом в горизонтальных

конструкциях.

УКЛАДКА СМЕСИ БЕТОННОЙ – заполнение бетонной смесью опа-

лубки, формы или площади массива при безопалубочном бетонировании.

УКЛАДКА ФРАНЦУЗСКАЯ – система выстилки шиферной кровли

параллельными рядами шестиугольных плиток таким образом, что на

поверхности швы образуют сетку с наклоном линий под углом в 45° к

свесу крыши.

УКЛОН – показатель крутизны склона; мера превышения одной точки

продольного (поперечного) профиля над другой, отношение разности

высот двух точек земной поверхности к горизонтальному расстоянию

между ними (например, У., равный 0,015, соответствует подъѐму 15 м на

1000 м расстояния). У. принимается положительным для повышающейся

линии и отрицательным – для понижающейся. В геодезии У. понимается

как величина, характеризующая крутизну угла наклона линии. У. вычис-

ляют, умножая тангенс угла на превышение между точками, деленное на

горизонтальное проложение. Крутизна участка трассы характеризуется

поперечным и продольным У.

УКЛОН ВИРАЖА – односторонний поперечный уклон проезжей части

дороги на кривой, больший, чем на прямом участке.

УКЛОН ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ – падение напора, отнесѐнное к единице

длины водотока.

УКЛОН ИЗДЕЛИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО (боковой скос изделия

строительного) – отклонение скошенной боковой поверхности строи-

тельного изделия от вертикальной плоскости в пределах толщины данного

изделия (бордюрного камня, бетонной плиты и т.п.).

УКЛОН ПОПЕРЕЧНЫЙ – уклон, придаваемый сооружениям, конструк-

циям или их элементам в направлении, перпендикулярном продольной оси.

УКЛОН ПРЕДЕЛЬНЫЙ – геодезический термин, обозначающий вели-

чину предельно допустимых углов наклона трассы (максимальных или

минимальных).

УКЛОН ПРОДОЛЬНЫЙ – уклон, придаваемый сооружениям, конст-

рукциям или их элементам в продольном направлении.

УКЛОН РЕКИ – отношение падения реки на каком-либо еѐ участке к

длине последнего; выражается в промилле (0/00), реже в процентах (%).

УКЛОН РУКОВОДЯЩИЙ ПУТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО – наи-

больший продольный уклон железнодорожного пути или автомобильной

дороги, обеспечивающий движение с расчетной скоростью поездов установ-

ленной весовой нормы или автомобилей принятой грузоподъемности.

УКЛОН ТЕПЛОПРОВОДА – запланированное отклонение проложен-

ных труб от горизонтали, используемое при эксплуатации системы ото-

пления: водяной – для отвода скопления воздуха (в верхней части систе-

мы) и самотечного аварийного слива воды; паровой – для самотечного

удаления конденсата (в т.ч. конденсата попутного), а также для опорожне-

ния системы.

УКОЛЫ БУЛАВОЧНЫЕ – дефект (повреждение) эмалированных

металлических изделий (в основном сантехнических, например, эмалиро-

ванных ванн), представляющий собой углубления в виде точки на поверх-

ности эмали.

УКОСИНА – наклонная балка или треугольная стальная ферма, служа-

щая для подвески груза; раскос, наклонно стоящая к стойке подпорка.

УКРАШЕНИЕ АТТИЧЕСКОЕ – декорировка верхней части каминов

скульптурой или архитектурными ордерными элементами из мрамора,

гипса или дерева.

УКРЕПЛЕНИЕ – термин фортификационной архитектуры, обозначаю-

щий: 1) сомкнутое оборонительное сооружение, усиленное противоштур-

мовыми преградами и самостоятельное в смысле обороны (то есть способ-

ное вести некоторое время оборону без поддержки). У. являлись основным

элементом укрепленной позиции в XIX в.; характерными типами У. явля-

лись редуты, штерншанцы и другие сомкнутые фортификационное по-

стройки. С середины ХХ в. термин У. по отношению к отдельным соору-

жениям или постройкам применяется лишь как разговорный, а не научный

(используются общий термин «фортификационное сооружение» и т.п.).

См. также профиль укрепления. 2) Процесс возведения фортификационных

сооружений и инженерного оборудования местности. 3) мероприятия и

работы по повышению прочности и несущей способности материалов, удлинение арматуры после разрыва относитель- - student2.ru



конструкций, грунтов и т.п.; иногда У. называют также закрепление эле-

ментов конструкций в установленном проектном положении.

УКРЕПЛЕНИЕ ВРЕМЕННОЕ – недолговечные и некапитальные обо-

ронительные сооружения из земли, дерева или металла. У.в. обычно воз-

водились при недостатке времени для устройства долговременных форти-

фикационных сооружений. Обладая формой и профилем, близкими к

долговременным, У.в. не имели каменных преград и безопасных от огня

осадной артиллерии казематов. Материалом для них служила земля, дере-

во, железо в виде балок, рельсов, дикий камень. Если частично для возве-

дения У.в. применяется и бетон, то их называли полудолговременными.

Применялись для защиты каких-либо важных пунктов, значение которых

выяснялось (или угроза которым непредвиденно создавалась) уже во

время войны.

УКРЕПЛЕНИЕ ГОЛОВНОЕ – фортификационное сооружение для

защиты моста, узкого прохода в рельефе местности и т.п.

УКРЕПЛЕНИЕ ГРУНТА (закрепление грунта) – придание грунту,

находящемуся в природном состоянии, новых физико-механических

свойств (повышение прочности, связности, водонепроницаемости), путем

специальной обработки (цементации, силикатизации, смолизации, глини-

зации, битумизации, методов электрохимического или термического

воздействия, замораживания и др.) с целью повышения несущей способ-

ности основания, закрепления стенок котлована и горных выработок,

создания противофильтрационных завес и т.п.

УКРЕПЛЕНИЕ ГРУНТА ВЯЖУЩИМИ (стабилизация грунта) –

введение в грунт вяжущих материалов, органических и неорганических,

раздельно или комплексно.

УКРЕПЛЕНИЕ ГРУНТА СОЛЕВОЕ – введение в грунт солей, вызы-

вающих коагуляцию коллоидно-глинистой составляющей, гигроскопиче-

ских солей для сохранения оптимальной влажности или нескольких видов

солей, образующих с коллоидной частью нерастворимые соединения.

УКРЕПЛЕНИЕ ДОЛГОВРЕМЕННОЕ – укрепления, возводившиеся в

мирное время в основном гражданскими строителями по разработанным

архитекторами проектам из прочных материалов и содержавшиеся посто-

янно в исправности и готовности к действию. У.д. обеспечивали успешное

длительное сопротивление всем средствам атаки существенно превосхо-

дящих сил противника за счет устройства перед боевой позицией проти-

воштурмового препятствия, трудно разрушаемого и прикрытого франко-

вым огнем из специальных сооружений, а также наличия безопасных от

разрушения помещений для гарнизона и запасов. Примерами У.д. явля-

лись крепости, форты и т.п.

УКРЕПЛЕНИЕ МЕСТНОСТИ – см. укрепление позиций.

УКРЕПЛЕНИЕ НАРУЖНОЕ – укрепление, располагавшееся впереди

главной крепостной ограды. Иногда У.н. назывались передовыми укреп-

лениями.

УКРЕПЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНОЕ – укрепление (обычно ротное), располо-

женное отдельно от общей позиции.

УКРЕПЛЕНИЕ ОТКРЫТОЕ – полевое укрепление, открытое с горжи.

Устраивались, когда занятое укреплением место было прикрыто от атаки с

тыла естественной преградой или расположенными позади войсками, а

также для временной задержки противника при отступлении. Основные

типы У.о. – реданы, флеши, люнеты.

УКРЕПЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ (укрепление местности) – совокупность

всех инженерных мероприятий, позволяющих: 1) устранить или умень-

шить недостатки местности, выбранной для позиции; 2) увеличить предос-

тавляемые местностью выгоды для расположения своих войск и их дейст-

вий; 3) увеличить трудности для действий войск противника. Вследствие

У.п. эффективность сопротивления обороняющихся войск существенно

увеличивается, а потери сокращаются. Обычно различают У.п. заблаго-

временное (с применением долговременных сооружений) и поспешное

(т.н. поспешное возведение укреплений, то есть У.п. в непосредственной

близости от противника или при ожидании его наступления на неукреп-

ленную позицию, при котором возводятся окопы и легкие фортификаци-

онные сооружения, причем недостаток времени, сил и средств вынуждает

отступать от ряда правил и пренебрегать точностью измерения и расчетов,

игравших большую роль, а также тщательностью работы и возводить

более слабые постройки, приближенные к окопной профили).

УКРЕПЛЕНИЕ ПОЛЕВОЕ – фортификационные сооружения, строив-

шиеся при непосредственном соприкосновении с противником самими

войсками (включая инженерно-саперные части) из местного материала без

привлечения к проектированию и постройке гражданских строителей,

архитекторов, инженеров.

УКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУДОЛГОВРЕМЕННОЕ – временные укрепле-

ния, при возведении которых были частично применены прочные мате-

риалы (камень, бетон, железобетон) и усилены препятствия и преграды

штурму, что сделало их более капитальными и устойчивыми, чем обыч-

ные временные, но все же не столь капитальными, как долговременные.

УКРЕПЛЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЕ – укрепления, расположенные в

промежутках между фортами и состоящие из пехотных (промежуточные

долговременные форты, обстреливающие ружейно-пулеметным огнем

соседние полупромежутки; безопасные от снарядов промежуточные ка-

зармы, превращавшиеся в мобилизационный период в опорные пункты;

промежуточные пехотные гласисы с убежищами и препятствия) и артил-

лерийских (бронебашенные и открытые долговременные казармы, артил-

лерийские гласисы, безопасные от снарядов блиндажи и долговременные

казармы и пороховые погреба) позиций. У.п. появились в последней чет-

верти XIX в. в связи с появлением нарезной артиллерии и фугасных снаря-

дов и переходом на ускоренные методы атаки, при которых главным

объектом атаки были не форты, а промежутки; форты же не штурмова-

лись, а временно парализовались интенсивным артиллерийским обстре-

лом. В связи с этим от крепостей, внешний пояс которых состоял из одних

фортов («дырявые крепости») отказались.

УКРЕПЛЕНИЕ СОМКНУТОЕ – фортификационное полевое сооруже-

ние, позволяющее вести круговую оборону (например, редут). Основными

типами У.с. в полевой фортификации были редуты и штерншанцы, а в

долговременной фортификации – форты, крепости.

УКРЕПЛЕННОСТЬ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ – совокупность

мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов

зданий, помещений, а также ограждений объектов и охраняемых террито-

рий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционирован-

ному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным

посягательствам проникновения в охраняемую зону.

УКРЕПЛЕННОСТЬ ТЕХНИЧЕСКАЯ (техукрепленность) – свойство

зданий и сооружений (строительных конструкций), характеризующее их

способность противодействовать несанкционированному проникновению,

взлому и другим противоправным действиям.

УКРЫВИСТОСТЬ МАТЕРИАЛА ЛАКОКРАСОЧНОГО – способ-

ность лакокрасочного состава при равномерном нанесении на окрашивае-

мую поверхность (обычно одноцветную) скрыть ее первоначальный цвет

или цветовые различия окрашиваемой поверхности.

УКРЫТИЕ – фортификационный термин; в XIX в. – всякое сооружение и

даже местные предметы (естественное закрытие), обеспечивавшие укры-

тие от наблюдения и обстрела, а в некоторых случаях представлявшее

более или менее серьезную преграду атакующему противнику (в основном

– отдельные укрепления: редуты, реданы, окопы, блиндажи и пр.) После

русско-японской войны под У. стали понимать открытые сооружения на

обратных скатах возвышенности для резервов и в виде окопов, располо-

женных друг за другом (типа колонных ложементов), а также окопы для

пулеметов и артиллерии. В I мировую войну 1914-18 гг. под У. понима-

лись сооружения, прикрывающие от наземного или воздушного огня, в

виде вертикальных или горизонтальных экранов, т.е. блиндажи всех видов,

не приспособленные для жилья. Позднее термин У. используется в общем

смысле для обозначения любых сооружений, предохраняющих вообще от

поражения противником.

УКРЫТИЕ АСПИРАЦИОННОЕ – устройство, выполненное в виде

различных полостей, кожухов, местных отсосов и предназначенное для

локализации выделяющейся пыли.

УКРЫТИЕ ВЕНТИЛЯЦИОННОЕ – устройство, отделяющее места

образования вредных выделений от общего объѐма помещений.

УКРЫТИЕ ПРОТИВОПОЖАРНОЕ – помещение или место, где ис-

ключается воздействие опасных факторов пожара на людей в течение

времени, необходимого для их спасения.

УЛИТКА ДЕРНОВАЯ – декоративное парковое сооружение из земли с

укладкой дѐрна по спирали, желоба которой могут внезапно заполняться

водой из скрытого резервуара.

УЛИЦА – часть территории населенного пункта (города), предназначен-

ная для движения транспорта и пешеходов (или только пешеходов), а

также используемая для размещения различных элементов благоустройст-

ва, подземных сооружений и зеленых насаждений. У. застроена, как пра-

вило, вдоль трассы различными зданиями и сооружениями; представляет

собой линейно протяжѐнное пространство между двумя рядами домов

(строений, сооружений и т.п.), предназначенное для прохода и проезда.

Типичная современная У. включает проезжую часть (как минимум, двух-

полосную) и тротуары для пешеходов по ее боковым сторонам.

УЛИЦА ВОЕННАЯ – дорога вдоль валов главной ограды внутри крепо-

сти, предназначенная для перемещения войск и припасов к крепостным

веркам.

УЛИЦА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТРЕЛОЧНАЯ – железнодорож-

ный путь, на котором последовательно расположено несколько стрелоч-

ных переводов для примыкания группы параллельных путей.

УЛИЦА ЖИЛАЯ – улица местного значения, предназначенная для подъ-

езда и подхода к жилым микрорайонам и группам жилых домов.

УЛИЦА МАГИСТРАЛЬНАЯ – широкая улица (как правило, крупного

города) с интенсивным транспортным движением, которая обеспечивает

внешние и внутриселенные транспортные связи, в том числе пропуск

маршрутов трамваев, троллейбусов, автобусов, и выполняющая преиму-

щественно соединяющие и распределяющие функции.

УЛИЦА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ – пути сообщения, которые обеспе-

чивают внутрирайонные пешеходные и транспортные связи, вход на

магистральные улицы и дороги и выпол

Наши рекомендации