Страхование рисков возникновения чрезвычайных
СИТУАЦИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ – организации, осуществляющие дея-
тельность, связанную с повышенным риском возникновения чрезвычай-
ных ситуаций (с потенциально опасной деятельностью), обязаны застрахо-
вать свою ответственность за причинение ущерба гражданам и окружаю-
щей среде. Представление страхового полиса является необходимым
условием для получения указанными предприятиями и организациями
разрешения (лицензии) на деятельность. Расходы по оплате предприятия-
ми и организациями страховых взносов по страхованию рисков и созда-
нию соответствующих фондов относятся на себестоимость производимой
продукции и услуг.
СТРАХОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – в России государственная система
материального обеспечения наѐмных работников при наступлении нетру-
доспособности, старости и в иных предусмотренных законом случаях
(например, санаторно-курортное лечение, организация отдыха, лечебное
питание).
СТРАХОВАНИЕ ТИТУЛА – защита собственника от финансовых
потерь, возможных в случае наличия прав третьих лиц или каких-либо
обременений, связанных с объектом недвижимости, существующих, но не
известных собственнику путем покупки страхового полиса. В отличие от
других видов страхования С.т. – это страхование от событий, уже случив-
шихся в прошлом, последствия которых могут, однако, обнаружиться в
будущем; возможный риск при этом перекладывается с собственника или
арендатора на страховую компанию. Распространение системы С.т. взаи-
мосвязано с отсутствием системы юридического кадастра.
СТРАХОВАТЕЛЬ – сторона в договоре страхования, страхующая свой
имущественный интерес или интерес третьей стороны (упрощенно С. –
тот, кто приобретает страховку). По договору страхования на С. лежит
обязанность уплаты страхового взноса страховщику, за принимаемые им
обязательства возместить С. убыток при наступлении страхового случая.
СТРАХОВКА – 1) обеспечение с помощью страховых организаций фи-
нансовых гарантий возмещения ущерба от возможных рисков, одно из
обязательных организационных мероприятий в экстремальных видах
деятельности; см. страхование; 2) соединение страхуемого объекта (вер-
холаза, инструмента и т.д.) с точкой закрепления, страховочной веревкой
или перилами, гарантирующее защиту от падения с высоты; см. система
страховочная верхолаза.
СТРАХОВКА ВЕРХОЛАЗА ВЕРХНЯЯ – страховка верхолаза с помо-
щью веревки, точка закрепления (или перегиба) которой находится выше
страхуемого.
СТРАХОВКА ВЕРХОЛАЗА ДИНАМИЧЕСКАЯ – комплекс мер
(технических приемов и устройств) при нижней страховке верхолаза для
гашения рывка в случае срыва.
СТРАХОВКА ВЕРХОЛАЗА НАГРУЖЕННАЯ – страховочная веревка,
намеренно нагруженная весом верхолаза (без срыва). Это вспомогательный
технический прием, например, для поддержки при маятниках. Он не требует
последующей отбраковки веревки, поскольку отсутствует усилие рывка.
СТРАХОВКА ВЕРХОЛАЗА НИЖНЯЯ – страховка верхолаза с помо-
щью веревки, идущей к передвигающемуся страхуемому работнику снизу;
С.в.н. применяется в сочетании с динамической страховкой.
СТРАХОВЩИК – организация (юридическое лицо), производящая
страхование, принимающая на себя, за определенное вознаграждение,
обязательство возместить страхователю или другому лицу, в пользу кото-
рого заключено страхование, убытки, возникшие в результате наступления
страхового случая, обусловленного в договоре, или выплатить страховую
сумму.
СТРЕЖЕНЬ – линия наибольших поверхностных скоростей течения
реки. На прямых участках располагается обычно близ середины водотока,
на излучинах – ближе к вогнутому берегу.
СТРЕКАЛО (козѐл) – см. бабка.
СТРЕЛА – 1) см. вимперг; 2) см. лиерна.
СТРЕЛА КРАНА ГРУЗОПОДЪЕМНОГО – элемент поворотной части
грузоподъѐмного крана или крана экскаватора, обеспечивающая необхо-
димое значение вылета и (или) высоту подъема грузозахватного органа.
Представляет собой коробчатый или сквозной стержень, служащий для
крепления грузоподъѐмного крюка.
СТРЕЛА ПОДЪЕМА – вертикальное расстояние от линии, соединяю-
щей точки опор распорных конструкций, до наивысшей точки осевой
линии этой конструкции (арки, свода и т.п.); то есть С.п. – максимальная
высота подъѐма геометрической оси (или срединной поверхности) криво-
линейной конструкции (арки, свода и т.п.) над прямой (или плоскостью),
соединяющей еѐ опоры.
СТРЕЛА ПОДЪЕМА АРКИ (провес) – высота арки; то есть вертикаль-
ное расстояние от замкового камня арки до линии, соединяющей пяты.
СТРЕЛА ПРОГИБА – максимальное смещение оси изгибаемого конст-
руктивного элемента (балки, ригеля рамы, пояса фермы и т.п.) под дейст-
вием внешних сил в направлении, перпендикулярном оси. Величина С.п.
ограничивается нормами на проектирование строительных конструкций.
СТРЕЛА ПРОГИБА КРИВИЗНЫ БРЕВНА – наибольшая длина пер-
пендикуляра от прилегающей к бревну прямой (натянутого шнура) до
боковой поверхности бревна, измеренная на вогнутой стороне бревна.
Предельные значения для стрелы прогиба устанавливают в абсолютном
выражении (в сантиметрах), в процентах от длины бревна, от верхнего
диаметра. У комлевых бревен кривизну на 1 метр от торца не учитывают.
СТРЕЛКА – 1) узкая намывная полоса суши, длинная коса из песка,
ракушечника, гравия, выступающая в сторону моря (например, Арабатская
стрелка в Крыму); 2) участок суши, обычно в виде острого клина между
двумя сливающимися реками, или окончание острова у обтекающих его
проток (например, С. Васильевского острова на Неве в Санкт-Петербурге);
3) остроугольный участок на стыке улиц.
СТРЕЛКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ (стрелочный перевод) – устрой-
ство для соединения (или разветвления) железнодорожных путей (перево-
да подвижного состава с одного пути на другой). Переводные механизмы
стрелок обычно оборудованы электроприводом и телеуправлением.
СТРЕЛКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ОХРАННАЯ – стрелка, устанав-
ливаемая в положение, исключающее возможность выхода подвижного
состава на пути подготовленного маршрута.
СТРЕЛКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СБРАСЫВАЮЩАЯ – железно-
дорожный стрелочный перевод без крестовины, в котором безопасное
движение подвижного состава предусмотрено только по одному из на-
правлений (по прямому или боковому пути). Для предотвращения заезда
на занятый путь стрелка устанавливается в направлении, где отсутствует
железнодорожная колея – на «сброс». В этом случае при движении по
стрелочному переводу, установленному на «сброс», происходит предна-
меренный сход («сброс») подвижного состава с рельсов, чем достигается
надежная охрана основного маршрута (пути).
СТРЕЛКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ –
железнодорожная стрелка, остряки которой переводятся автоматически
устройствами, управляемыми из одного центрального пункта.
СТРЕЛЬБИЩЕ – 1) спортивное сооружение, представляющее собой
комплекс тиров различных типов, объединенных на одной территории; 2)
специально оборудованный участок местности для проведения стрельб из
стрелкового оружия и гранатомѐтов (реже – артиллерийских орудий), а
также занятий по огневой подготовке.
СТРЕЛЬНИЦА (стрельня) – в древнерусском крепостном зодчестве –
возведенная в составе крепостной ограды башня (обычно деревянная) без
шатра и с бойницами, служившая для размещения стрелков (отсюда и
название).
СТРЕЛЬЧАТЫЙ – имеющий заострение при пересечении двух симмет-
ричных дуг.
СТРЕМНИНА – порожистый участок реки с большим падением воды,
быстрым и бурным течением.
СТРЕМЯНКА СКОБОВАЯ – вертикальная лестница в виде П-образных
металлических скоб, вбитых или вмурованных в стену.
СТРЕСС – антропологическое напряжение и утомление, связанное с
проблемой больших городов, эмоциональными нагрузками и т.п.
СТРЕСС ШУМОВОЙ – эмоциональное и физическое напряжение у
животных и человека, связанное с громкими звуками и особенно с посто-
янным шумовым дискомфортом. Болевой порог наступает у человека при
шуме более 100-120 дБ.
СТРЕТЧИНГ – процесс натяжения коврового покрытия, при котором
ковролин укладывается на укрепленные вдоль стен узкие рейки с двумя
рядами вбитых под углом гвоздей и натягивается с помощью специальных
инструментов.
СТРЕХА – 1) нижние концы тесин в кровле, выступающие за плоскость
стены; 2) кровля, крыша.
СТРОБОСКОП – прибор, позволяющий видеть движущийся объект
неподвижным; содержит импульсный источник света с регулируемой
частотой вспышек и оптический затвор. Используется при изучении дви-
жения объектов с периодической структурой, для исследования периоди-
ческих процессов, измерения амплитуды и длительности импульсов, в
медицине (строболарингофон) и др.
СТРОГАНИЕ – обработка резанием плоскостей и фасонных поверхно-
стей древесины ножами (с целью обработки или механической переработ-
ки древесины), осуществляемая однолезвийным инструментом с возврат-
но-поступательным главным движением резания. В большинстве случаев
траекторией резания является прямая, совпадающая с направлением рабо-
чего движения. С. удаляет с поверхности заготовок неровности, образо-
вавшиеся при других видах механической обработки, или обеспечивает
получение стружки (либо шпона) как полуфабриката для каких-либо целей
(например, изготовления ДСП).
СТРОЕНИЕ – 1) здание, постройка; 2) взаимное расположение частей,
составляющих одно целое, структура чего-либо.
СТРОЕНИЕ ВЕРХНЕЕ – см. строение пути верхнее.
СТРОЕНИЕ ЖИЛОЕ ДАЧНОЕ – дом, возводимый на садовом (дач-
ном) земельном участке, обычно без права регистрации проживания в нем.
СТРОЕНИЕ ЗЕМЛЕБИТНОЕ – см. строительство глинобитное.
СТРОЕНИЕ ПРОЛЁТНОЕ МОСТА – горизонтальная конструкция,
перекрывающая пролет между опорами моста, опирающаяся на них и
предназначенная для восприятия нагрузок (от транспортных средств,
ветра, постоянных нагрузок) и передачи их на опоры.
СТРОЕНИЕ ПАРТИКУЛЯРНОЕ – частновладельческая постройка.
СТРОЕНИЕ ПРОЛЁТНОЕ НЕРАЗРЕЗНОЕ – пролѐтное строение,
главные балки или фермы которого перекрывают несколько пролѐтов.
СТРОЕНИЕ ПРОЛЁТНОЕ РАЗРЕЗНОЕ – пролѐтное строение, глав-
ные балки или фермы которого перекрывают каждый пролѐт самостоя-
тельно.
СТРОЕНИЕ ПРОЛЕТНОЕ РЕБРИСТОЕ – пролетное строение, со-
стоящее из тавровых и двутавровых балок.
СТРОЕНИЕ ПРОЛЕТНОЕ СБОРНОЕ – пролетное строение, собран-
ное из заранее изготовленных элементов. Различают сборно-монолитное
(пролетное строение выполнено из заранее изготовленных элементов,
объединенных монолитной плитой проезжей части) и сборно-разборное
(пролетное строение собирают из инвентарных элементов, комплект кото-
рых может быть использован многократно).
СТРОЕНИЕ ПУТИ ВЕРХНЕЕ – часть конструкции железнодорожного
или трамвайного пути, предназначенная для направления движения под-
вижного состава, восприятия давления от колес подвижного состава и
передачи его на земляное полотно и грунтовое основание; состоит из
балластного слоя, шпал, рельсов, скреплений, противоугонных устройств,
стрелочных переводов с переводными брусьями и глухих пересечений.
С.п.в. должно обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с
установленными скоростями.
СТРОЕНИЕ ТУРЛУЧНОЕ – строение с турлучными стенами. См.
стена турлучная, турлук.
СТРОИТЕЛЬ – специалист, работающий в сфере строительства (возве-
дения, реконструкции и ремонте зданий и сооружений различного назна-
чения или их отдельных частей). Особенностью работы С. является то, что
производственные процессы выполняются, как правило, на открытом
воздухе в различных климатических условиях.
СТРОИТЕЛЬСТВО – отрасль материального производства, деятель-
ность в которой состоит в создании строительной продукции (возведении
и ремонте зданий и сооружений либо их элементов, отдельных составных
частей) и, реже, строительных изделий. В процессе и результате С. созда-
ются основные фонды производственного и непроизводственного назна-
чения: готовые к эксплуатации здания, сооружения и их комплексы. С.
представляет собой процесс возведения зданий и сооружений, включаю-
щий комплекс организационно-технических мероприятий и собственно
строительных работ, работ по монтажу оборудования, вспомогательных,
транспортных и других работ, а также работы по ремонту, реконструкции,
реставрации существующих зданий, сооружений и их комплексов, инже-
нерной инфраструктуры, благоустройству территорий объектов и т.п.
СТРОИТЕЛЬСТВО АГРАРНОЕ (агропромышленное, сельское) –
отрасль строительства, охватывающая возведение зданий и сооружений
(комплексов), мелиоративных и иных сооружений предназначенных для
обслуживания всех отраслей сельскохозяйственного производства, вклю-
чая проведение реконструкции, технического перевооружения и расшире-
ния действующих предприятий, а также проживания и удовлетворения
культурно-бытовых потребностей сельского населения (строительство
сельских дорог, жилья, объектов соцкультбыта и др.).
СТРОИТЕЛЬСТВО АНТИСЕЙСМИЧЕСКОЕ (строительство сейс-
мостойкое) – возведение зданий и сооружений, способных без существен-
ных повреждений и разрушения выдерживать сейсмические воздействия
во время землетрясений. С.а. осуществляется в районах, подверженных
землетрясениям силой свыше 7 баллов. При проектировании в С.а. кроме
обычных нагрузок учитываются сейсмические силы инерции, возникаю-
щие при землетрясении. Сейсмостойкость сооружений обеспечивается
специальными конструктивными мероприятиями, направленными на
повышение прочности и монолитности несущих конструкций (например,
использование для многоэтажных зданий каркасных конструкций из стали
и железобетона, с монолитными железобетонными стенами), и др. Боль-
шое значение в С.а. имеет высокое качество строительных материалов и
работ.
СТРОИТЕЛЬСТВО ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ – возведение инженер-
ных сооружений, предназначенных для использования природных водных
ресурсов или для борьбы с вредным воздействием воды.
СТРОИТЕЛЬСТВО ГЛИНОБИТНОЕ – старинная крестьянская тех-
ника возведения землянок и небольших домов из утрамбованной земли.
Русский архитектор Н.А. Львов в 1797-1798 гг. проводил опыты «глино-
битного строения», используя жидкую глину, квасцы, известь. По разрабо-
танной им технологии построен Приоратский дворец в Гатчине близ
Петербурга.
СТРОИТЕЛЬСТВО ГРАЖДАНСКОЕ – включает жилищное и куль-
турно-бытовое строительство – возведение жилых домов, объектов куль-
турно-бытового назначения и их комплексов, а также коммунальное
строительство – возведение, реконструкция, расширение и капитальный
ремонт зданий и сооружений коммунального хозяйства (сетей водопрово-
да, канализации, очистных станций, прачечных, бассейнов общего пользо-
вания и др.), объектов городского транспорта и дорожной сети (метропо-
литена, трамвайного, троллейбусного, автобусного транспорта, дорог,
мостов, набережных, путепроводов и др.), предприятий и сооружений
коммунальной энергетики (теплофикационных, электрических и газовых
сетей и установок, коммунальных котельных, электрических станций и
др.), объектов благоустройства (скверов, бульваров, сетей наружного
освещения и др.).
СТРОИТЕЛЬСТВО ДОЛЕВОЕ – строительство жилых зданий осуще-
ствляемое (полностью или частично) с привлечением собственных средств
дольщиков – граждан, собственников квартир (долей) в возводимом доме.
См. также договор долевого участия в строительстве.
СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ – новое строительство, реконструк-
ция, ремонт автомобильных дорог, как в комплексе, так и отдельных
дорожных сооружений.
СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛИЩНОЕ – отрасль строительства, охваты-
вающая возведение жилых домов и жилых комплексов (кварталов, микро-
районов), направленная на удовлетворение потребностей человека в жи-
лище.
СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛИЩНОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ – форма
обеспечения граждан жилищем путем строительства домов на праве лич-
ной собственности, выполняемого при непосредственном участии граждан
или за их счет.
СТРОИТЕЛЬСТВО ЗАВЕРШЕННОЕ – затраты застройщика по вве-
денному в эксплуатацию объекту строительства.
СТРОИТЕЛЬСТВО ЗЕЛЕНОЕ – комплекс плановых, организацион-
ных, технических и санитарно-гигиенических мероприятий по созданию,
сохранению и развитию зеленых насаждений в городах, поселках, на
промышленных территориях и сельских местностях; озеленение значи-
тельных по площади участков производится на основании проектного
задания и составленного на его основе технического проекта.
СТРОИТЕЛЬСТВО ИНДУСТРИАЛЬНОЕ – строительное производ-
ство, основанное на применении методов, свойственных крупному про-
мышленному производству, современных средств механизации и автома-
тизации строительных процессов. Повышение уровня С.и. основано на
широком применении сборных крупноразмерных элементов с высокой
степенью заводской готовности, при котором строительное производство
превращается в механизированный поточный конвейер сборки и монтажа
зданий и сооружений из конструкций и деталей заводского изготовления.
С.и. основывается на унификации объемно-планированных и конструк-
тивных решений, стандартизации и типизации проектных решений зданий
и сооружений.
СТРОИТЕЛЬСТВО КАПИТАЛЬНОЕ – отрасль материального произ-
водства, в которой создаются основные фонды как производственного, так
и непроизводственного назначения путем строительства и оснащения
оборудованием новых или реконструкция (расширение, переоборудова-
ние) действующих объектов: предприятий, зданий и сооружений как
производственного, так и гражданского назначения. С.к. включает строи-
тельство любых объектов, для возведения которых требуется проведение
земляных и строительно-монтажных работ по устройству заглубленных
фундаментов, возведению несущих и ограждающих конструкций, подвод-
ке инженерных коммуникаций. Законченной строительной продукцией
являются построенные или реконструированные промышленные пред-
приятия, жилые дома, а также здания социально-бытового и коммунально-
го назначения.
СТРОИТЕЛЬСТВО КОММУНАЛЬНОЕ – отрасль строительства,
назначением которой является возведение, реконструкция и расширение
объектов (зданий и сооружений) коммунального хозяйства (сетей водо-
провода, канализации, очистных станций, бань, прачечных, душей, бас-
сейнов общего пользования и др.), объектов коммунального транспорта и
городской дорожной сети (метрополитена, трамвайного, троллейбусного,
автобусного, таксомоторного транспорта, городских мостов, набережных,
дорог, путепроводов и др.), предприятий и сооружений городской энерге-
тики (теплофикационных, электрических и газовых сетей, коммунальных
котельных, электрических станций, городских газовых заводов и др.),
объектов внешнего благоустройства населенных мест (зеленых насажде-
ний, скверов, бульваров, сетей уличного освещения и др.). С.к. – создание
любых объектов, для возведения которых требуется проведение земляных
и строительно-монтажных работ по устройству заглубленных фундамен-
тов, возведению несущих и ограждающих конструкций, подводке инже-
нерных коммуникаций.
СТРОИТЕЛЬСТВО КООПЕРАТИВНОЕ – строительство за счѐт
собственных средств застройщиков, организованных в кооперативы, и за
счѐт привлечения ими банковских ссуд.
СТРОИТЕЛЬСТВО ЛИНЕЙНОЕ – возведение (сооружений) дорог,
магистральных трубопроводов, линий электропередач и связи, каналов.
СТРОИТЕЛЬСТВО МЕЛИОРАТИВНОЕ – возведение гидротехниче-
ских сооружений, проведение оросительных и осушительных каналов,
выполнение организационно-хозяйственных и технических мероприятий,
направленных на коренное улучшение природных условий для развития
сельского хозяйства на засушливых и избыточно увлажненных землях.
СТРОИТЕЛЬСТВО МОБИЛЬНОЕ – система, способная перемещать
элементы строительного производства в определенных направлениях,
концентрировать их в необходимом сочетании в районе строительства в
виде мощностей и рационально функционировать в конкретных условиях
при создании или обновлении объектов с минимальными затратами обще-
ственного труда.
СТРОИТЕЛЬСТВО НА ПОДРАБАТЫВАЕМЫХ ТЕРРИТОРИЯХ –
строительство зданий и сооружений на территориях угленосных месторо-
ждений, под которыми проводятся горные разработки. На этих территори-
ях вследствие выемки пластов происходит сдвижение горных пород,
проявляющееся на земной поверхности в виде оседаний, наклонов, проги-
бов, горизонтальных сдвижений и других деформаций, которые вызывают
значительные повреждения и даже разрушения зданий и сооружений.
СТРОИТЕЛЬСТВО НЕЗАВЕРШЁННОЕ – 1) неоконченные и (или) не
сданные в эксплуатацию здания, сооружения и их отдельные конструк-
тивные элементы, принятые и оплаченные организацией-заказчиком, по
объектам, не введенным в действие и не зачисленным в основные фонды;
2) обозначение положения, когда на строительном объекте прекращены
строительно-монтажные работы и объект «заморожен» на длительный
срок, исчисляемый годами.
СТРОИТЕЛЬСТВО НЕКАПИТАЛЬНОЕ – возведение объектов из
легких сборных конструкций, не предусматривающих устройства заглуб-
ленных фундаментов и подземных помещений.
СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЁМНО-БЛОЧНОЕ – индустриальное строи-
тельство зданий и сооружений из пространственных элементов – объѐм-
ных блоков повышенной заводской готовности.
СТРОИТЕЛЬСТВО «ПОД КЛЮЧ» – предусмотренные в договоре
обязательства генподрядчика сдать заказчику полностью законченный и
оборудованный объект, готовый к эксплуатации, за который заказчик
оплачивает всю стоимость после его сдачи.
СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДРЯДНОЕ – см. строительство способом
подрядным.
СТРОИТЕЛЬСТВО ПОЛНОСБОРНОЕ – индустриальный метод
строительства, представляющий собой возведение (монтаж) зданий и
сооружений из укрупненных унифицированных сборных конструктивных
элементов (частей) высокой степени заводской готовности, изготовляемых
индустриальными методами.
СТРОИТЕЛЬСТВО ПОТОЧНОЕ – метод ритмичного строительного
производства, основанный на равномерности и постоянстве загрузки
рабочих, использования материально-технических ресурсов и выпуска
готовой строительной продукции (жилая площадь дома, участок автомо-
бильной дороги и т.п.). См. также метод строительства поточный.
СТРОИТЕЛЬСТВО ПРОМЫШЛЕННОЕ – отрасль строительства,
создающая основные фонды промышленности. Назначение С.п. – выпол-
нение всего комплекса строительных и монтажных работ, обеспечиваю-
щих ввод в эксплуатацию новых и расширение или реконструкцию (мо-
дернизацию) действующих производственных предприятий.
СТРОИТЕЛЬСТВО С «ХВОСТА» – метод строительства сложных
производственных комплексов, когда в первую очередь возводятся объек-
ты, обеспечивающие выпуск законченной продукции. Все обслуживаю-
щие производства и производства по выпуску комплектующих деталей
завершаются во вторую очередь.
СТРОИТЕЛЬСТВО САДОВО-ПАРКОВОЕ – создание садов, парков и
других озелененных участков (обычно в черте населенных пунктов).
СТРОИТЕЛЬСТВО СЕЙСМОСТОЙКОЕ – см. строительство анти-
сейсмическое.
СТРОИТЕЛЬСТВО СЕЛЬСКОЕ – см. строительство аграрное.
СТРОИТЕЛЬСТВО СПОСОБОМ ПОДРЯДНЫМ (строительство
подрядное)– строительство, осуществляемое строительно-монтажными
организациями по договорам подряда с организациями-заказчиками. В
России большая часть объема строительно-монтажных работ осуществля-
ется подрядным способом. С.с.п. имеет преимущества перед так называе-
мым хозяйственным способом ведения работ, когда они осуществляются
силами самого застройщика, не имеющего, как правило, специального
аппарата и постоянных строительных кадров для этих целей.
СТРОИТЕЛЬСТВО СПОСОБОМ ПОЛУЗАКРЫТЫМ – усовершен-
ствованный вариант метода «top-down» («сверху-вниз»), позволяя строить
здания одновременно «вверх и вниз», сокращая сроки строительства. С.с.п.
предусматривает возведение стены в грунте практически с поверхности
земли при минимальной предварительной срезке грунта, после этого –
возведение перекрытий и строительство подземного сооружения под их
защитой, позволяет минимизировать влияние строительства на окружающие
здания, фактически свести на нет деформации окружающей застройки.
СТРОИТЕЛЬСТВО СПОСОБОМ ПОЛУ-ПОЛУЗАКРЫТЫМ –
способ, предусматривающий возведение нулевого цикла лишь частично
под защитой перекрытий, т.к. перекрытия в данном случае выполняются в
виде дисков с огромными проемами, опирающихся по контуру на тран-
шейные стены и поддерживаемых промежуточными стальными буровыми
колоннами. При этом большая часть земляных работ выполняется откры-
тым способом при помощи экскаватора, меньшая – под защитой перекры-
тий. Сначала возводится лишь часть несущих конструкций нулевого цикла
по схеме «сверху-вниз», затем уже конструкции нулевого цикла заверша-
ются по традиционной схеме «снизу-вверх», далее возводятся надземные
этажи. С.с.п.-п. применимо на объектах, где необходимость снижения
стоимости строительства превалирует над его общей продолжительно-
стью, и позволяет минимизировать влияние строительства на окружающие
здания, фактически свести на нет деформации окружающей застройки.
СТРОИТЕЛЬСТВО СПОСОБОМ ХОЗЯЙСТВЕННЫМ – организа-
ционная форма строительства (выполнения строительно-монтажных
работ), при которой объект возводится (работы выполняются) без привлече-
ния подрядных организаций, непосредственно организацией-застройщиком,
собственными силами, за счет собственных средств (либо распоряжения
средствами, ассигнованными на капитальное строительство) с последую-
щим принятием объекта строительства к учету. Применение С.с.х. его
целесообразно при небольших объемах работ, когда использование под-
рядных строительных организаций или экономически невыгодно.
СТРОИТЕЛЬСТВО ТРАНСПОРТНОЕ – строительство новых и ре-
конструкция существующих зданий и сооружений железнодорожного,
автомобильного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта;
включает строительство земляного полотна железных и автомобильных
дорог, устройство верхнего строения железнодорожного пути, дорожных и
аэродромных покрытий, мостостроение, туннеле- и метростроение, элек-
трификацию железных дорог, строительство портовых и гидротехниче-
ских сооружений, магистральных нефте- и газопроводов и транспортных
зданий.
СТРОИТЕЛЬСТВО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ – опытное строитель-
ство, осуществляемое на основе результатов проведенных научно-
исследовательских и проектных работ с целью проверки принятых техни-
ческих решений по совершенствованию существующих и созданию новых
зданий и сооружений различного назначения. В процессе С.э. и при после-
дующей эксплуатации всесторонне проверяются новые объемно-
планировочные, конструктивные и технологические решения, приемы
планировки и застройки промышленных узлов, городов, сельскохозяйст-
венных комплексов и т.п. С.э. может также осуществляться в целях пред-
варительной проверки новых методов строительно-монтажных работ, новых
форм организации и управления строительным производством и т.п.
СТРОИТЕЛЬСТВО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ – сооружение объектов,
обеспечивающих энергоснабжение (прежде всего электрификацию) объ-
ектов различного назначения (административных, жилых, промышленных
и т.п.).
СТРОЙГЕНПЛАН – см. план строительный генеральный.
СТРОЙ – см. стропила.
СТРОЙКА – совокупность зданий и сооружений (объектов), строительст-
во, расширение и реконструкция которых осуществляется, как правило, по
единой проектно-сметной документации, на которую в установленном
порядке утверждается отдельный титул стройки (или заменяющий его
документ).
СТРОЙКА ПЕРЕХОДЯЩАЯ – строящийся объект, начало возведения
которого лежит вне планового года, а сдача в эксплуатацию не предусмот-
рена в текущем году. При финансировании С.п. должны соблюдаться
нормы продолжительности строительства, где фиксируются объемы де-
нежных средств на заданный период в процентах от общей стоимости
объекта.
СТРОЙМАТЕРИАЛ – см. материал строительный.
СТРОЙСБЕРКАССА – банк, специализирующийся на привлечении
денежных средств физических лиц и предоставлении вкладчикам кредитов
для улучшения жилищных условий.
СТРОЙФИНПЛАН – сводный годовой детальный производственный и
финансовый план строительной организации, отражающий все стороны ее
производственной и хозяйственной деятельности, составленный по широ-
кому кругу показателей.
СТРОП – простейшее грузозахватное приспособление в виде каната или
цепи с захватными крюками (скобами). Может быть оборудован устройст-
вами для автоматической строповки грузов (автостропы). Применяются С.
следующих типов: одно-, двух-, трех-, четырехветвевые и универсальные.
СТРОП ПОЯСА ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОГО – элемент пояса, предна-
значенный для ограничения высоты падения при защитном действии.
СТРОПА – широко применяемое название для плоских лент, используе-
мых при креплении грузов, в верхолазных работах, альпинизме.
СТРОПА КРЕПЕЖНАЯ – многооборотное средство крепления, со-
стоящее из жестких и (или) гибких элементов с замковым устройством.
СТРОПИЛА – несущие конструкции скатной кровли (поддерживают
скаты), обычно в форме треугольных ячеек, состоящие из наклонных
стропильных ног, конькового прогона, вертикальных стоек и наклонных
подкосов, иногда затяжек. С. – наклонные брѐвна или брусья, соединенные
вверху под углом, а внизу упирающиеся в стены или в мауэрлаты. При
необходимости С. связываются понизу горизонтальными подстропильны-
ми балками.
СТРОПИЛА АМЕРИКАНСКИЕ – разновидность подвесных металли-
ческих стропил, вертикальные элементы которых работают на сжатие, а
наклонные – на растяжение.
СТРОПИЛА АНГЛИЙСКИЕ – железные фермы с вертикальными
элементами, работающими на растяжение, и наклонными элементами,
работающими на сжатие.
СТРОПИЛА ВИСЯЧИЕ – стропильная ферма, конструкция которой
образована системой из стропил, раскосов, подкосов и затяжек, т.е. имею-
щая сжатые и растянутые элементы. Система С.в. не имеет промежуточ-
ных опор, опирается на крайние стены (то есть имеет только две опоры по
концам) и не передает на стены горизонтальные нагрузки. С.в. устраивают
в зданиях с легкими стенами.
СТРОПИЛА ДЕ ЛОРМА – арочная конструкция из коротких досок,
поставленных на ребро и сплоченных с помощью нагелей торцами по
нормали к образующей.
СТРОПИЛА ИТАЛЬЯНСКИЕ (стропила обыкновенные) – конструк-
ция из соединенных затяжкой стропильных ног, которые поддерживаются
подкосами с упором в висячую бабку.
СТРОПИЛА МНОГОКРАТНЫЕ – деление геральдического щита,
представляющее собой щит, рассеченный в виде шевронов.
СТРОПИЛА НАСЛОННЫЕ – стропила, имеющие более двух опор (с
промежуточными опорными стойками), упирающиеся нижним концом в
мауэрлат и через него передающие на стену нагрузки от веса конструкций
крыши. С.н. применяют в зданиях с массивными стенами, которые в со-
стоянии воспринимать распорные нагрузки от стропил.
СТРОПИЛА НЕМЕЦКИЕ (система стропильная немецкая) – висячие
стропила с подпорками, перпендикулярными стропильной ноге, и с на-
клонными струнами.
СТРОПИЛА ОБЫКНОВЕННЫЕ – см. стропила итальянские.
СТРОПИЛА ПАЛЛАДИЕВЫ – висячие стропила, включающие в себя
две стропильные ноги и две бабки, которыми соединяются концы проме-
жуточного ригеля и нижняя составная затяжка, применялись итальянским
архитектором Андреа Палладио (1508-1580 гг.).
СТРОПИЛА ПОЛОНСО – см. система Полонсо.
СТРОПИЛА РИГЕЛЬНЫЕ – элемент деревянной каркасной конструк-
ции; см. ригель.
СТРОПИЛО В ГЕРАЛЬДИКЕ – симметрично расположенная на ге-
ральдическом щите фигура, составленная из двух наклонных полос одина-
ковой ширины и напоминающая остроконечную букву «Л».
СТРОПОВКА – временное соединение различных конструкций (изделий,
оборудования) монтируемых, транспортируемых или поднимаемых с
крюком (петлей, кольцом и т.п.) грузоподъемной машины для их подъема,
монтажа или транспортирования.
СТРОПОВКА ГРУЗОВ – операция при выполнении такелажных работ,
обеспечивающая зацепление груза с помощью захватных устройств.
СТРУБЦИНА – приспособление в виде скобы с винтом; служит для
закрепления монтируемой конструкции (стеновой панели, перегородки),
либо для крепления деталей на верстаке, станке или в шаблоне при слесар-
ной, столярной и др. видах обработки, при склеивании деревянных дета-
лей, временного соединения деталей при сборке и т.д. С. выполняется из
металла, а также из твердой и вязкой древесины.
СТРУГ – 1) землеройная машина непрерывного действия для послойного
срезания грунта при строительстве каналов, планировочных работах
большого объема, нарезке кюветов, очистке путей от снега. Работает