Страхование рисков возникновения чрезвычайных

СИТУАЦИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ – организации, осуществляющие дея-

тельность, связанную с повышенным риском возникновения чрезвычай-

ных ситуаций (с потенциально опасной деятельностью), обязаны застрахо-

вать свою ответственность за причинение ущерба гражданам и окружаю-

щей среде. Представление страхового полиса является необходимым

условием для получения указанными предприятиями и организациями

разрешения (лицензии) на деятельность. Расходы по оплате предприятия-

ми и организациями страховых взносов по страхованию рисков и созда-

нию соответствующих фондов относятся на себестоимость производимой

продукции и услуг.

СТРАХОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – в России государственная система

материального обеспечения наѐмных работников при наступлении нетру-

доспособности, старости и в иных предусмотренных законом случаях

(например, санаторно-курортное лечение, организация отдыха, лечебное

питание).

СТРАХОВАНИЕ ТИТУЛА – защита собственника от финансовых

потерь, возможных в случае наличия прав третьих лиц или каких-либо

обременений, связанных с объектом недвижимости, существующих, но не

известных собственнику путем покупки страхового полиса. В отличие от

других видов страхования С.т. – это страхование от событий, уже случив-

шихся в прошлом, последствия которых могут, однако, обнаружиться в

будущем; возможный риск при этом перекладывается с собственника или

арендатора на страховую компанию. Распространение системы С.т. взаи-

мосвязано с отсутствием системы юридического кадастра.

СТРАХОВАТЕЛЬ – сторона в договоре страхования, страхующая свой

имущественный интерес или интерес третьей стороны (упрощенно С. –

тот, кто приобретает страховку). По договору страхования на С. лежит

обязанность уплаты страхового взноса страховщику, за принимаемые им

обязательства возместить С. убыток при наступлении страхового случая.

СТРАХОВКА – 1) обеспечение с помощью страховых организаций фи-

нансовых гарантий возмещения ущерба от возможных рисков, одно из

обязательных организационных мероприятий в экстремальных видах

деятельности; см. страхование; 2) соединение страхуемого объекта (вер-

холаза, инструмента и т.д.) с точкой закрепления, страховочной веревкой

или перилами, гарантирующее защиту от падения с высоты; см. система

страховочная верхолаза.

СТРАХОВКА ВЕРХОЛАЗА ВЕРХНЯЯ – страховка верхолаза с помо-

щью веревки, точка закрепления (или перегиба) которой находится выше

страхуемого.

СТРАХОВКА ВЕРХОЛАЗА ДИНАМИЧЕСКАЯ – комплекс мер

(технических приемов и устройств) при нижней страховке верхолаза для

гашения рывка в случае срыва.

СТРАХОВКА ВЕРХОЛАЗА НАГРУЖЕННАЯ – страховочная веревка,

намеренно нагруженная весом верхолаза (без срыва). Это вспомогательный

технический прием, например, для поддержки при маятниках. Он не требует

последующей отбраковки веревки, поскольку отсутствует усилие рывка.

СТРАХОВКА ВЕРХОЛАЗА НИЖНЯЯ – страховка верхолаза с помо-

щью веревки, идущей к передвигающемуся страхуемому работнику снизу;

С.в.н. применяется в сочетании с динамической страховкой.

СТРАХОВЩИК – организация (юридическое лицо), производящая

страхование, принимающая на себя, за определенное вознаграждение,

обязательство возместить страхователю или другому лицу, в пользу кото-

рого заключено страхование, убытки, возникшие в результате наступления

страхового случая, обусловленного в договоре, или выплатить страховую

сумму.

СТРЕЖЕНЬ – линия наибольших поверхностных скоростей течения

реки. На прямых участках располагается обычно близ середины водотока,

на излучинах – ближе к вогнутому берегу.

СТРЕКАЛО (козѐл) – см. бабка.

СТРЕЛА – 1) см. вимперг; 2) см. лиерна.

СТРЕЛА КРАНА ГРУЗОПОДЪЕМНОГО – элемент поворотной части

грузоподъѐмного крана или крана экскаватора, обеспечивающая необхо-

димое значение вылета и (или) высоту подъема грузозахватного органа.

Представляет собой коробчатый или сквозной стержень, служащий для

крепления грузоподъѐмного крюка.

СТРЕЛА ПОДЪЕМА – вертикальное расстояние от линии, соединяю-

щей точки опор распорных конструкций, до наивысшей точки осевой

линии этой конструкции (арки, свода и т.п.); то есть С.п. – максимальная

высота подъѐма геометрической оси (или срединной поверхности) криво-

линейной конструкции (арки, свода и т.п.) над прямой (или плоскостью),

соединяющей еѐ опоры.

СТРЕЛА ПОДЪЕМА АРКИ (провес) – высота арки; то есть вертикаль-

ное расстояние от замкового камня арки до линии, соединяющей пяты.

СТРЕЛА ПРОГИБА – максимальное смещение оси изгибаемого конст-

руктивного элемента (балки, ригеля рамы, пояса фермы и т.п.) под дейст-

вием внешних сил в направлении, перпендикулярном оси. Величина С.п.

ограничивается нормами на проектирование строительных конструкций.

СТРЕЛА ПРОГИБА КРИВИЗНЫ БРЕВНА – наибольшая длина пер-

пендикуляра от прилегающей к бревну прямой (натянутого шнура) до

боковой поверхности бревна, измеренная на вогнутой стороне бревна.

Предельные значения для стрелы прогиба устанавливают в абсолютном

выражении (в сантиметрах), в процентах от длины бревна, от верхнего

диаметра. У комлевых бревен кривизну на 1 метр от торца не учитывают.

СТРЕЛКА – 1) узкая намывная полоса суши, длинная коса из песка,

ракушечника, гравия, выступающая в сторону моря (например, Арабатская

стрелка в Крыму); 2) участок суши, обычно в виде острого клина между

двумя сливающимися реками, или окончание острова у обтекающих его

проток (например, С. Васильевского острова на Неве в Санкт-Петербурге);

3) остроугольный участок на стыке улиц.

СТРЕЛКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ (стрелочный перевод) – устрой-

ство для соединения (или разветвления) железнодорожных путей (перево-

да подвижного состава с одного пути на другой). Переводные механизмы

стрелок обычно оборудованы электроприводом и телеуправлением.

СТРЕЛКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ОХРАННАЯ – стрелка, устанав-

ливаемая в положение, исключающее возможность выхода подвижного

состава на пути подготовленного маршрута.

СТРЕЛКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СБРАСЫВАЮЩАЯ – железно-

дорожный стрелочный перевод без крестовины, в котором безопасное

движение подвижного состава предусмотрено только по одному из на-

правлений (по прямому или боковому пути). Для предотвращения заезда

на занятый путь стрелка устанавливается в направлении, где отсутствует

железнодорожная колея – на «сброс». В этом случае при движении по

стрелочному переводу, установленному на «сброс», происходит предна-

меренный сход («сброс») подвижного состава с рельсов, чем достигается

надежная охрана основного маршрута (пути).

СТРЕЛКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ –

железнодорожная стрелка, остряки которой переводятся автоматически

устройствами, управляемыми из одного центрального пункта.

СТРЕЛЬБИЩЕ – 1) спортивное сооружение, представляющее собой

комплекс тиров различных типов, объединенных на одной территории; 2)

специально оборудованный участок местности для проведения стрельб из

стрелкового оружия и гранатомѐтов (реже – артиллерийских орудий), а

также занятий по огневой подготовке.

СТРЕЛЬНИЦА (стрельня) – в древнерусском крепостном зодчестве –

возведенная в составе крепостной ограды башня (обычно деревянная) без

шатра и с бойницами, служившая для размещения стрелков (отсюда и

название).

СТРЕЛЬЧАТЫЙ – имеющий заострение при пересечении двух симмет-

ричных дуг.

СТРЕМНИНА – порожистый участок реки с большим падением воды,

быстрым и бурным течением.

СТРЕМЯНКА СКОБОВАЯ – вертикальная лестница в виде П-образных

металлических скоб, вбитых или вмурованных в стену.

СТРЕСС – антропологическое напряжение и утомление, связанное с

проблемой больших городов, эмоциональными нагрузками и т.п.

СТРЕСС ШУМОВОЙ – эмоциональное и физическое напряжение у

животных и человека, связанное с громкими звуками и особенно с посто-

янным шумовым дискомфортом. Болевой порог наступает у человека при

шуме более 100-120 дБ.

СТРЕТЧИНГ – процесс натяжения коврового покрытия, при котором

ковролин укладывается на укрепленные вдоль стен узкие рейки с двумя

рядами вбитых под углом гвоздей и натягивается с помощью специальных

инструментов.

СТРЕХА – 1) нижние концы тесин в кровле, выступающие за плоскость

стены; 2) кровля, крыша.

СТРОБОСКОП – прибор, позволяющий видеть движущийся объект

неподвижным; содержит импульсный источник света с регулируемой

частотой вспышек и оптический затвор. Используется при изучении дви-

жения объектов с периодической структурой, для исследования периоди-

ческих процессов, измерения амплитуды и длительности импульсов, в



медицине (строболарингофон) и др.

СТРОГАНИЕ – обработка резанием плоскостей и фасонных поверхно-

стей древесины ножами (с целью обработки или механической переработ-

ки древесины), осуществляемая однолезвийным инструментом с возврат-

но-поступательным главным движением резания. В большинстве случаев

траекторией резания является прямая, совпадающая с направлением рабо-

чего движения. С. удаляет с поверхности заготовок неровности, образо-

вавшиеся при других видах механической обработки, или обеспечивает

получение стружки (либо шпона) как полуфабриката для каких-либо целей

(например, изготовления ДСП).

СТРОЕНИЕ – 1) здание, постройка; 2) взаимное расположение частей,

составляющих одно целое, структура чего-либо.

СТРОЕНИЕ ВЕРХНЕЕ – см. строение пути верхнее.

СТРОЕНИЕ ЖИЛОЕ ДАЧНОЕ – дом, возводимый на садовом (дач-

ном) земельном участке, обычно без права регистрации проживания в нем.

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛЕБИТНОЕ – см. строительство глинобитное.

СТРОЕНИЕ ПРОЛЁТНОЕ МОСТА – горизонтальная конструкция,

перекрывающая пролет между опорами моста, опирающаяся на них и

предназначенная для восприятия нагрузок (от транспортных средств,

ветра, постоянных нагрузок) и передачи их на опоры.

СТРОЕНИЕ ПАРТИКУЛЯРНОЕ – частновладельческая постройка.

СТРОЕНИЕ ПРОЛЁТНОЕ НЕРАЗРЕЗНОЕ – пролѐтное строение,

главные балки или фермы которого перекрывают несколько пролѐтов.

СТРОЕНИЕ ПРОЛЁТНОЕ РАЗРЕЗНОЕ – пролѐтное строение, глав-

ные балки или фермы которого перекрывают каждый пролѐт самостоя-

тельно.

СТРОЕНИЕ ПРОЛЕТНОЕ РЕБРИСТОЕ – пролетное строение, со-

стоящее из тавровых и двутавровых балок.

СТРОЕНИЕ ПРОЛЕТНОЕ СБОРНОЕ – пролетное строение, собран-

ное из заранее изготовленных элементов. Различают сборно-монолитное

(пролетное строение выполнено из заранее изготовленных элементов,

объединенных монолитной плитой проезжей части) и сборно-разборное

(пролетное строение собирают из инвентарных элементов, комплект кото-

рых может быть использован многократно).

СТРОЕНИЕ ПУТИ ВЕРХНЕЕ – часть конструкции железнодорожного

или трамвайного пути, предназначенная для направления движения под-

вижного состава, восприятия давления от колес подвижного состава и

передачи его на земляное полотно и грунтовое основание; состоит из

балластного слоя, шпал, рельсов, скреплений, противоугонных устройств,

стрелочных переводов с переводными брусьями и глухих пересечений.

С.п.в. должно обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с

установленными скоростями.

СТРОЕНИЕ ТУРЛУЧНОЕ – строение с турлучными стенами. См.

стена турлучная, турлук.

СТРОИТЕЛЬ – специалист, работающий в сфере строительства (возве-

дения, реконструкции и ремонте зданий и сооружений различного назна-

чения или их отдельных частей). Особенностью работы С. является то, что

производственные процессы выполняются, как правило, на открытом

воздухе в различных климатических условиях.

СТРОИТЕЛЬСТВО – отрасль материального производства, деятель-

ность в которой состоит в создании строительной продукции (возведении

и ремонте зданий и сооружений либо их элементов, отдельных составных

частей) и, реже, строительных изделий. В процессе и результате С. созда-

ются основные фонды производственного и непроизводственного назна-

чения: готовые к эксплуатации здания, сооружения и их комплексы. С.

представляет собой процесс возведения зданий и сооружений, включаю-

щий комплекс организационно-технических мероприятий и собственно

строительных работ, работ по монтажу оборудования, вспомогательных,

транспортных и других работ, а также работы по ремонту, реконструкции,

реставрации существующих зданий, сооружений и их комплексов, инже-

нерной инфраструктуры, благоустройству территорий объектов и т.п.

СТРОИТЕЛЬСТВО АГРАРНОЕ (агропромышленное, сельское) –

отрасль строительства, охватывающая возведение зданий и сооружений

(комплексов), мелиоративных и иных сооружений предназначенных для

обслуживания всех отраслей сельскохозяйственного производства, вклю-

чая проведение реконструкции, технического перевооружения и расшире-

ния действующих предприятий, а также проживания и удовлетворения

культурно-бытовых потребностей сельского населения (строительство

сельских дорог, жилья, объектов соцкультбыта и др.).

СТРОИТЕЛЬСТВО АНТИСЕЙСМИЧЕСКОЕ (строительство сейс-

мостойкое) – возведение зданий и сооружений, способных без существен-

ных повреждений и разрушения выдерживать сейсмические воздействия

во время землетрясений. С.а. осуществляется в районах, подверженных

землетрясениям силой свыше 7 баллов. При проектировании в С.а. кроме

обычных нагрузок учитываются сейсмические силы инерции, возникаю-

щие при землетрясении. Сейсмостойкость сооружений обеспечивается

специальными конструктивными мероприятиями, направленными на

повышение прочности и монолитности несущих конструкций (например,

использование для многоэтажных зданий каркасных конструкций из стали

и железобетона, с монолитными железобетонными стенами), и др. Боль-

шое значение в С.а. имеет высокое качество строительных материалов и

работ.

СТРОИТЕЛЬСТВО ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ – возведение инженер-

ных сооружений, предназначенных для использования природных водных

ресурсов или для борьбы с вредным воздействием воды.

СТРОИТЕЛЬСТВО ГЛИНОБИТНОЕ – старинная крестьянская тех-

ника возведения землянок и небольших домов из утрамбованной земли.

Русский архитектор Н.А. Львов в 1797-1798 гг. проводил опыты «глино-

битного строения», используя жидкую глину, квасцы, известь. По разрабо-

танной им технологии построен Приоратский дворец в Гатчине близ

Петербурга.

СТРОИТЕЛЬСТВО ГРАЖДАНСКОЕ – включает жилищное и куль-

турно-бытовое строительство – возведение жилых домов, объектов куль-

турно-бытового назначения и их комплексов, а также коммунальное

строительство – возведение, реконструкция, расширение и капитальный

ремонт зданий и сооружений коммунального хозяйства (сетей водопрово-

да, канализации, очистных станций, прачечных, бассейнов общего пользо-

вания и др.), объектов городского транспорта и дорожной сети (метропо-

литена, трамвайного, троллейбусного, автобусного транспорта, дорог,

мостов, набережных, путепроводов и др.), предприятий и сооружений

коммунальной энергетики (теплофикационных, электрических и газовых

сетей и установок, коммунальных котельных, электрических станций и

др.), объектов благоустройства (скверов, бульваров, сетей наружного

освещения и др.).

СТРОИТЕЛЬСТВО ДОЛЕВОЕ – строительство жилых зданий осуще-

ствляемое (полностью или частично) с привлечением собственных средств

дольщиков – граждан, собственников квартир (долей) в возводимом доме.

См. также договор долевого участия в строительстве.

СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ – новое строительство, реконструк-

ция, ремонт автомобильных дорог, как в комплексе, так и отдельных

дорожных сооружений.

СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛИЩНОЕ – отрасль строительства, охваты-

вающая возведение жилых домов и жилых комплексов (кварталов, микро-

районов), направленная на удовлетворение потребностей человека в жи-

лище.

СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛИЩНОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ – форма

обеспечения граждан жилищем путем строительства домов на праве лич-

ной собственности, выполняемого при непосредственном участии граждан

или за их счет.

СТРОИТЕЛЬСТВО ЗАВЕРШЕННОЕ – затраты застройщика по вве-

денному в эксплуатацию объекту строительства.

СТРОИТЕЛЬСТВО ЗЕЛЕНОЕ – комплекс плановых, организацион-

ных, технических и санитарно-гигиенических мероприятий по созданию,

сохранению и развитию зеленых насаждений в городах, поселках, на

промышленных территориях и сельских местностях; озеленение значи-

тельных по площади участков производится на основании проектного

задания и составленного на его основе технического проекта.

СТРОИТЕЛЬСТВО ИНДУСТРИАЛЬНОЕ – строительное производ-

ство, основанное на применении методов, свойственных крупному про-

мышленному производству, современных средств механизации и автома-

тизации строительных процессов. Повышение уровня С.и. основано на

широком применении сборных крупноразмерных элементов с высокой

степенью заводской готовности, при котором строительное производство

превращается в механизированный поточный конвейер сборки и монтажа

зданий и сооружений из конструкций и деталей заводского изготовления.

С.и. основывается на унификации объемно-планированных и конструк-

тивных решений, стандартизации и типизации проектных решений зданий

и сооружений.

СТРОИТЕЛЬСТВО КАПИТАЛЬНОЕ – отрасль материального произ-

водства, в которой создаются основные фонды как производственного, так

и непроизводственного назначения путем строительства и оснащения

оборудованием новых или реконструкция (расширение, переоборудова-

ние) действующих объектов: предприятий, зданий и сооружений как

производственного, так и гражданского назначения. С.к. включает строи-

тельство любых объектов, для возведения которых требуется проведение

земляных и строительно-монтажных работ по устройству заглубленных

фундаментов, возведению несущих и ограждающих конструкций, подвод-

ке инженерных коммуникаций. Законченной строительной продукцией

являются построенные или реконструированные промышленные пред-

приятия, жилые дома, а также здания социально-бытового и коммунально-

го назначения.

СТРОИТЕЛЬСТВО КОММУНАЛЬНОЕ – отрасль строительства,

назначением которой является возведение, реконструкция и расширение

объектов (зданий и сооружений) коммунального хозяйства (сетей водо-

провода, канализации, очистных станций, бань, прачечных, душей, бас-

сейнов общего пользования и др.), объектов коммунального транспорта и

городской дорожной сети (метрополитена, трамвайного, троллейбусного,

автобусного, таксомоторного транспорта, городских мостов, набережных,

дорог, путепроводов и др.), предприятий и сооружений городской энерге-

тики (теплофикационных, электрических и газовых сетей, коммунальных

котельных, электрических станций, городских газовых заводов и др.),

объектов внешнего благоустройства населенных мест (зеленых насажде-

ний, скверов, бульваров, сетей уличного освещения и др.). С.к. – создание

любых объектов, для возведения которых требуется проведение земляных

и строительно-монтажных работ по устройству заглубленных фундамен-

тов, возведению несущих и ограждающих конструкций, подводке инже-

нерных коммуникаций.

СТРОИТЕЛЬСТВО КООПЕРАТИВНОЕ – строительство за счѐт

собственных средств застройщиков, организованных в кооперативы, и за

счѐт привлечения ими банковских ссуд.

СТРОИТЕЛЬСТВО ЛИНЕЙНОЕ – возведение (сооружений) дорог,

магистральных трубопроводов, линий электропередач и связи, каналов.

СТРОИТЕЛЬСТВО МЕЛИОРАТИВНОЕ – возведение гидротехниче-

ских сооружений, проведение оросительных и осушительных каналов,

выполнение организационно-хозяйственных и технических мероприятий,

направленных на коренное улучшение природных условий для развития страхование рисков возникновения чрезвычайных - student2.ru



сельского хозяйства на засушливых и избыточно увлажненных землях.

СТРОИТЕЛЬСТВО МОБИЛЬНОЕ – система, способная перемещать

элементы строительного производства в определенных направлениях,

концентрировать их в необходимом сочетании в районе строительства в

виде мощностей и рационально функционировать в конкретных условиях

при создании или обновлении объектов с минимальными затратами обще-

ственного труда.

СТРОИТЕЛЬСТВО НА ПОДРАБАТЫВАЕМЫХ ТЕРРИТОРИЯХ –

строительство зданий и сооружений на территориях угленосных месторо-

ждений, под которыми проводятся горные разработки. На этих территори-

ях вследствие выемки пластов происходит сдвижение горных пород,

проявляющееся на земной поверхности в виде оседаний, наклонов, проги-

бов, горизонтальных сдвижений и других деформаций, которые вызывают

значительные повреждения и даже разрушения зданий и сооружений.

СТРОИТЕЛЬСТВО НЕЗАВЕРШЁННОЕ – 1) неоконченные и (или) не

сданные в эксплуатацию здания, сооружения и их отдельные конструк-

тивные элементы, принятые и оплаченные организацией-заказчиком, по

объектам, не введенным в действие и не зачисленным в основные фонды;

2) обозначение положения, когда на строительном объекте прекращены

строительно-монтажные работы и объект «заморожен» на длительный

срок, исчисляемый годами.

СТРОИТЕЛЬСТВО НЕКАПИТАЛЬНОЕ – возведение объектов из

легких сборных конструкций, не предусматривающих устройства заглуб-

ленных фундаментов и подземных помещений.

СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЁМНО-БЛОЧНОЕ – индустриальное строи-

тельство зданий и сооружений из пространственных элементов – объѐм-

ных блоков повышенной заводской готовности.

СТРОИТЕЛЬСТВО «ПОД КЛЮЧ» – предусмотренные в договоре

обязательства генподрядчика сдать заказчику полностью законченный и

оборудованный объект, готовый к эксплуатации, за который заказчик

оплачивает всю стоимость после его сдачи.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДРЯДНОЕ – см. строительство способом

подрядным.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПОЛНОСБОРНОЕ – индустриальный метод

строительства, представляющий собой возведение (монтаж) зданий и

сооружений из укрупненных унифицированных сборных конструктивных

элементов (частей) высокой степени заводской готовности, изготовляемых

индустриальными методами.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПОТОЧНОЕ – метод ритмичного строительного

производства, основанный на равномерности и постоянстве загрузки

рабочих, использования материально-технических ресурсов и выпуска

готовой строительной продукции (жилая площадь дома, участок автомо-

бильной дороги и т.п.). См. также метод строительства поточный.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПРОМЫШЛЕННОЕ – отрасль строительства,

создающая основные фонды промышленности. Назначение С.п. – выпол-

нение всего комплекса строительных и монтажных работ, обеспечиваю-

щих ввод в эксплуатацию новых и расширение или реконструкцию (мо-

дернизацию) действующих производственных предприятий.

СТРОИТЕЛЬСТВО С «ХВОСТА» – метод строительства сложных

производственных комплексов, когда в первую очередь возводятся объек-

ты, обеспечивающие выпуск законченной продукции. Все обслуживаю-

щие производства и производства по выпуску комплектующих деталей

завершаются во вторую очередь.

СТРОИТЕЛЬСТВО САДОВО-ПАРКОВОЕ – создание садов, парков и

других озелененных участков (обычно в черте населенных пунктов).

СТРОИТЕЛЬСТВО СЕЙСМОСТОЙКОЕ – см. строительство анти-

сейсмическое.

СТРОИТЕЛЬСТВО СЕЛЬСКОЕ – см. строительство аграрное.

СТРОИТЕЛЬСТВО СПОСОБОМ ПОДРЯДНЫМ (строительство

подрядное)– строительство, осуществляемое строительно-монтажными

организациями по договорам подряда с организациями-заказчиками. В

России большая часть объема строительно-монтажных работ осуществля-

ется подрядным способом. С.с.п. имеет преимущества перед так называе-

мым хозяйственным способом ведения работ, когда они осуществляются

силами самого застройщика, не имеющего, как правило, специального

аппарата и постоянных строительных кадров для этих целей.

СТРОИТЕЛЬСТВО СПОСОБОМ ПОЛУЗАКРЫТЫМ – усовершен-

ствованный вариант метода «top-down» («сверху-вниз»), позволяя строить

здания одновременно «вверх и вниз», сокращая сроки строительства. С.с.п.

предусматривает возведение стены в грунте практически с поверхности

земли при минимальной предварительной срезке грунта, после этого –

возведение перекрытий и строительство подземного сооружения под их

защитой, позволяет минимизировать влияние строительства на окружающие

здания, фактически свести на нет деформации окружающей застройки.

СТРОИТЕЛЬСТВО СПОСОБОМ ПОЛУ-ПОЛУЗАКРЫТЫМ –

способ, предусматривающий возведение нулевого цикла лишь частично

под защитой перекрытий, т.к. перекрытия в данном случае выполняются в

виде дисков с огромными проемами, опирающихся по контуру на тран-

шейные стены и поддерживаемых промежуточными стальными буровыми

колоннами. При этом большая часть земляных работ выполняется откры-

тым способом при помощи экскаватора, меньшая – под защитой перекры-

тий. Сначала возводится лишь часть несущих конструкций нулевого цикла

по схеме «сверху-вниз», затем уже конструкции нулевого цикла заверша-

ются по традиционной схеме «снизу-вверх», далее возводятся надземные

этажи. С.с.п.-п. применимо на объектах, где необходимость снижения

стоимости строительства превалирует над его общей продолжительно-

стью, и позволяет минимизировать влияние строительства на окружающие

здания, фактически свести на нет деформации окружающей застройки.

СТРОИТЕЛЬСТВО СПОСОБОМ ХОЗЯЙСТВЕННЫМ – организа-

ционная форма строительства (выполнения строительно-монтажных

работ), при которой объект возводится (работы выполняются) без привлече-

ния подрядных организаций, непосредственно организацией-застройщиком,

собственными силами, за счет собственных средств (либо распоряжения

средствами, ассигнованными на капитальное строительство) с последую-

щим принятием объекта строительства к учету. Применение С.с.х. его

целесообразно при небольших объемах работ, когда использование под-

рядных строительных организаций или экономически невыгодно.

СТРОИТЕЛЬСТВО ТРАНСПОРТНОЕ – строительство новых и ре-

конструкция существующих зданий и сооружений железнодорожного,

автомобильного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта;

включает строительство земляного полотна железных и автомобильных

дорог, устройство верхнего строения железнодорожного пути, дорожных и

аэродромных покрытий, мостостроение, туннеле- и метростроение, элек-

трификацию железных дорог, строительство портовых и гидротехниче-

ских сооружений, магистральных нефте- и газопроводов и транспортных

зданий.

СТРОИТЕЛЬСТВО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ – опытное строитель-

ство, осуществляемое на основе результатов проведенных научно-

исследовательских и проектных работ с целью проверки принятых техни-

ческих решений по совершенствованию существующих и созданию новых

зданий и сооружений различного назначения. В процессе С.э. и при после-

дующей эксплуатации всесторонне проверяются новые объемно-

планировочные, конструктивные и технологические решения, приемы

планировки и застройки промышленных узлов, городов, сельскохозяйст-

венных комплексов и т.п. С.э. может также осуществляться в целях пред-

варительной проверки новых методов строительно-монтажных работ, новых

форм организации и управления строительным производством и т.п.

СТРОИТЕЛЬСТВО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ – сооружение объектов,

обеспечивающих энергоснабжение (прежде всего электрификацию) объ-

ектов различного назначения (административных, жилых, промышленных

и т.п.).

СТРОЙГЕНПЛАН – см. план строительный генеральный.

СТРОЙ – см. стропила.

СТРОЙКА – совокупность зданий и сооружений (объектов), строительст-

во, расширение и реконструкция которых осуществляется, как правило, по

единой проектно-сметной документации, на которую в установленном

порядке утверждается отдельный титул стройки (или заменяющий его

документ).

СТРОЙКА ПЕРЕХОДЯЩАЯ – строящийся объект, начало возведения

которого лежит вне планового года, а сдача в эксплуатацию не предусмот-

рена в текущем году. При финансировании С.п. должны соблюдаться

нормы продолжительности строительства, где фиксируются объемы де-

нежных средств на заданный период в процентах от общей стоимости

объекта.

СТРОЙМАТЕРИАЛ – см. материал строительный.

СТРОЙСБЕРКАССА – банк, специализирующийся на привлечении

денежных средств физических лиц и предоставлении вкладчикам кредитов

для улучшения жилищных условий.

СТРОЙФИНПЛАН – сводный годовой детальный производственный и

финансовый план строительной организации, отражающий все стороны ее

производственной и хозяйственной деятельности, составленный по широ-

кому кругу показателей.

СТРОП – простейшее грузозахватное приспособление в виде каната или

цепи с захватными крюками (скобами). Может быть оборудован устройст-

вами для автоматической строповки грузов (автостропы). Применяются С.

следующих типов: одно-, двух-, трех-, четырехветвевые и универсальные.

СТРОП ПОЯСА ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОГО – элемент пояса, предна-

значенный для ограничения высоты падения при защитном действии.

СТРОПА – широко применяемое название для плоских лент, используе-

мых при креплении грузов, в верхолазных работах, альпинизме.

СТРОПА КРЕПЕЖНАЯ – многооборотное средство крепления, со-

стоящее из жестких и (или) гибких элементов с замковым устройством.

СТРОПИЛА – несущие конструкции скатной кровли (поддерживают

скаты), обычно в форме треугольных ячеек, состоящие из наклонных

стропильных ног, конькового прогона, вертикальных стоек и наклонных

подкосов, иногда затяжек. С. – наклонные брѐвна или брусья, соединенные

вверху под углом, а внизу упирающиеся в стены или в мауэрлаты. При

необходимости С. связываются понизу горизонтальными подстропильны-

ми балками.

СТРОПИЛА АМЕРИКАНСКИЕ – разновидность подвесных металли-

ческих стропил, вертикальные элементы которых работают на сжатие, а

наклонные – на растяжение.

СТРОПИЛА АНГЛИЙСКИЕ – железные фермы с вертикальными

элементами, работающими на растяжение, и наклонными элементами,

работающими на сжатие.

СТРОПИЛА ВИСЯЧИЕ – стропильная ферма, конструкция которой

образована системой из стропил, раскосов, подкосов и затяжек, т.е. имею-

щая сжатые и растянутые элементы. Система С.в. не имеет промежуточ-

ных опор, опирается на крайние стены (то есть имеет только две опоры по

концам) и не передает на стены горизонтальные нагрузки. С.в. устраивают

в зданиях с легкими стенами.

СТРОПИЛА ДЕ ЛОРМА – арочная конструкция из коротких досок,

поставленных на ребро и сплоченных с помощью нагелей торцами по

нормали к образующей.

СТРОПИЛА ИТАЛЬЯНСКИЕ (стропила обыкновенные) – конструк-

ция из соединенных затяжкой стропильных ног, которые поддерживаются страхование рисков возникновения чрезвычайных - student2.ru



подкосами с упором в висячую бабку.

СТРОПИЛА МНОГОКРАТНЫЕ – деление геральдического щита,

представляющее собой щит, рассеченный в виде шевронов.

СТРОПИЛА НАСЛОННЫЕ – стропила, имеющие более двух опор (с

промежуточными опорными стойками), упирающиеся нижним концом в

мауэрлат и через него передающие на стену нагрузки от веса конструкций

крыши. С.н. применяют в зданиях с массивными стенами, которые в со-

стоянии воспринимать распорные нагрузки от стропил.

СТРОПИЛА НЕМЕЦКИЕ (система стропильная немецкая) – висячие

стропила с подпорками, перпендикулярными стропильной ноге, и с на-

клонными струнами.

СТРОПИЛА ОБЫКНОВЕННЫЕ – см. стропила итальянские.

СТРОПИЛА ПАЛЛАДИЕВЫ – висячие стропила, включающие в себя

две стропильные ноги и две бабки, которыми соединяются концы проме-

жуточного ригеля и нижняя составная затяжка, применялись итальянским

архитектором Андреа Палладио (1508-1580 гг.).

СТРОПИЛА ПОЛОНСО – см. система Полонсо.

СТРОПИЛА РИГЕЛЬНЫЕ – элемент деревянной каркасной конструк-

ции; см. ригель.

СТРОПИЛО В ГЕРАЛЬДИКЕ – симметрично расположенная на ге-

ральдическом щите фигура, составленная из двух наклонных полос одина-

ковой ширины и напоминающая остроконечную букву «Л».

СТРОПОВКА – временное соединение различных конструкций (изделий,

оборудования) монтируемых, транспортируемых или поднимаемых с

крюком (петлей, кольцом и т.п.) грузоподъемной машины для их подъема,

монтажа или транспортирования.

СТРОПОВКА ГРУЗОВ – операция при выполнении такелажных работ,

обеспечивающая зацепление груза с помощью захватных устройств.

СТРУБЦИНА – приспособление в виде скобы с винтом; служит для

закрепления монтируемой конструкции (стеновой панели, перегородки),

либо для крепления деталей на верстаке, станке или в шаблоне при слесар-

ной, столярной и др. видах обработки, при склеивании деревянных дета-

лей, временного соединения деталей при сборке и т.д. С. выполняется из

металла, а также из твердой и вязкой древесины.

СТРУГ – 1) землеройная машина непрерывного действия для послойного

срезания грунта при строительстве каналов, планировочных работах

большого объема, нарезке кюветов, очистке путей от снега. Работает

Наши рекомендации