Справочник тарифно-квалификационный единый
РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ (ЕТКС) – перечень всех массо-
вых, часто встречающихся профессий и квалификационных характери-
стик; содержит перечень и производственные характеристики работ с
распределением их на разряды, отражающие степень сложности каждой
работы. Для каждой профессии приведены квалификационные характери-
стики, включающие краткий перечень основных работ, которые должен
уметь выполнять рабочий; перечисление свойств, способов и приемов,
знание которых обязательно; описание наиболее характерных для данных
профессий работ. Приведен диапазон разрядности для каждой профессии
– пределы разрядов работ и рабочих. ЕТКС предназначен для тарифика-
ции труда, на его основе каждому рабочему квалификационной комиссией
присваивается квалификационный разряд, который служит базой для
расчет размера оплаты его труда.
СПРЕДЕР – контейнерный автоматический или полуавтоматический
захват для контейнеров с угловыми фитингами.
СПРИНКЛЕР – оросительная головка, устанавливаемая на трубопрово-
дах систем водяного и пенного пожаротушения. Снабжена тепловым
замком-клапаном, закрытым легкоплавким припоем. Автоматически
начинает действовать при повышении температуры.
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ – основные категории товарного производ-
ства. Спрос – общественная потребность, выраженная в денежной форме и
обеспеченная платѐжными средствами; фактически спрос – базовое эко-
номическое понятие, определяющее количество товаров и услуг, которое
будет куплено в определенный период по определенной цене. Размеры
спроса зависят прежде всего от уровня денежных доходов населения и
сумм, выделяемых производителями на приобретение средств производст-
ва. Под предложением обычно понимается совокупность товаров и услуг,
которые могут быть реализованы на рынке. Предложение формирует
спрос через ассортимент произведѐнных товаров и через их цены. В свою
очередь спрос определяет объѐм и структуру товарного предложения.
Соотношение С. и п. – один из ценообразующих факторов.
СПРОС ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ – спрос, предъявляемый на рынке
отдельным покупателем.
СПРОС ПРОИЗВОДНЫЙ – спрос на факторы производства, величина
которого зависит от спроса на товары и услуги, для производства которых
эти ресурсы используются.
СПРОС РЫНОЧНЫЙ – суммарный спрос, предъявляемый на рынке
всеми покупателями.
СПРОС СОВОКУПНЫЙ – общее количество товаров и услуг всех
видов, которое все покупатели страны готовы приобрести в течение опре-
деленного периода при сложившемся уровне цен.
СПС – аббревиатура от «средства пожарной сигнализации»; см. средства
сигнализации пожарной.
СПУСК ДОРОГИ – участок дороги, имеющий продольный уклон вниз
по направлению движения транспортных средств.
СРАВНЕНИЕ С МЕРОЙ – общее название методов измерений, в кото-
рых измеряемую величину сравнивают с величиной, воспроизводимой
мерой, при этом погрешность результата измерений обусловлена в основ-
ном незначительной погрешностью меры. К таким методам, в частности,
относятся: дифференциальный метод измерений, нулевой метод измере-
ний, замещения метод измерений, совпадений метод измерений.
СРАЩИВАНИЕ – соединение конструктивных элементов их торцовыми
поверхностями, увеличивающее длину или высоту конструкции.
СРЕДА АГРЕССИВНАЯ – см. среда коррозионная.
СРЕДА АРХИТЕКТУРНАЯ – архитектурное пространство, окружаю-
щее человека или архитектурный объект. С.а. включает совокупность
облика и пространства зданий и сооружений, предназначенных для опре-
деленных функций и наделенных необходимой и достаточной для потре-
бителя информативностью, в т.ч. с помощью архитектурной пластики.
СРЕДА АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКАЯ – пространственная
ситуация, проработанная с позиций зодчества, с учетом производимого
эмоционально-художественною впечатления, с помощью специфических
средств архитектуры (тектоника, композиция, специальные приемы пла-
стической деталировки и т.д.).
СРЕДА БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНАЯ – среда, содержащая живые
организмы, способные вызывать биологическую коррозию материалов.
СРЕДА В ДИЗАЙНЕ – окружение чего-либо (кого-либо), совокупность
пространств, вещей, красок, элементов ландшафта, природных или физи-
ческих условий, среди которых находится данный предмет, личность и т.д.
С.в.д. распадается на ряд взаимосвязанных структур (пространственная
среда, предметная, световая, цветовая и т.д.), обладающих собственными
законами построения и проектирования, своими сферами проектно-
творческой и профессиональной деятельности. Восприятие объекта или
явления, его образ существенно зависят от средового окружения, воздей-
ствуя на зрителя (потребителя) по законам вписывания в среду, ее визу-
альный, деятельностный, психологический и т.п. контекст. Синтезу на-
званных структур в единое целое посвящен дизайн среды (средовой под-
ход в проектировании), причем само понятие С. приобретает новое содер-
жание, предполагающее включенность, действенную роль потребителя в
работе средовой ситуации. Понимание термина С.в.д. как единства мате-
риально-пространственных условий осуществления какого-либо процесса,
явления, события и особенностей самого этого явления сформировалось в
1960-е гг., вместе с появлением средового подхода, декларирующего
комплексность, взаимодействие существования и развития человека и его
окружения, создаваемого им в результате его деятельности.
СРЕДА ВЗРЫВООПАСНАЯ – химически активная среда, находящаяся
при таких условиях, когда может возникнуть взрыв.
СРЕДА ВИЗУАЛЬНАЯ – особая форма восприятия целостной предмет-
но-пространственной ситуации только с помощью зрительных ощущений,
зрительный слепок в комплексе функционально-пространственных реа-
лий, составляющих содержание среды. C.в., будучи лишь частью дизай-
нерской среды в целом, дает о ней потребителю максимально полную
информацию и в конечном счете является венцом творческих усилий
средового дизайна (визуализация объекта), критерием качество результа-
тов проектирования, что позволяет переводить утилитарно-практические
средовые построения в ранг одного из видов изобразительного (архитек-
турно-дизайнерского) искусства. В профессиональном плане С.в. – сово-
купность зрительных образов порожденных предметно-пространственной
ситуацией в процессе ее существования и развития, своеобразный «бас-
сейн восприятия», в который погружен всякий потребитель среды; объект
целенаправленной художественной организации при архитектурно-
дизайнерском проектировании.
СРЕДА ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ – земное окружение человеческого обще-
ства, часть географической оболочки, включѐнной в сферу человеческой
деятельности и составляющей необходимое условие существования обще-
ства. С.г. оказывает значительное влияние на развитие общества. По мере
научно-технического прогресса С.г. всѐ больше используется людьми, что
остро ставит проблемы взаимодействия природы и общества, охраны
природы.
СРЕДА ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ – многокомпонентная дискретная динами-
ческая система (горные породы, подземные воды, газы, физические поля –
тепловые, гравитационные, электромагнитные и др.), природная компо-
нента которой разнообразно и энергично взаимодействует с сооружения-
ми. С.г. является верхней частью литосферы, в пределах которой осущест-
вляется инженерно-хозяйственная (в том числе инженерно-строительная)
деятельность. С.г. состоит из системы геологических тел разных уровней,
различного состава, тектонической нарушенности, выветрелости, обвод-
ненности и т.п., которые разделяются на формации, на субформации,
стратиграфолитологические комплексы, петрографические типы (пачки,
толщи) и монопородные элементы.
СРЕДА ГОРОДСКАЯ – 1) материальная среда обитания человека в
городе; 2) в дизайне – специфическое представление о городе как антиподе
среды природной или сельской, символ «городского» образа жизни в
условиях глобального процесса урбанизации; совокупность открытых и
закрытых пространств города; различного рода фрагменты открытых
пространств города с их характерным предметным наполнением и эмо-
циональной окраской («городские интерьеры»). Пространственное строе-
ние С.г. составляется из множества средовых объектов и систем и практи-
чески повторяет сформированную по законам архитектуры и градострои-
тельства структуру открытых пространств города («каркас», образованный
уличной сетью, ландшафтной опорой, расположением общественных
центров, и «ткань» – застройка, здания и сооружения, заполняющие ячей-
ки «каркаса»).
СРЕДА ГОРЮЧАЯ – совокупность веществ, материалов, оборудования
и конструкций, способных гореть самостоятельно после удаления источ-
ника зажигания.
СРЕДА ДИСПЕРСИОННАЯ – одна из фаз дисперсной системы, окру-
жающая дисперсное тело, распределенное в ней в виде отдельных твердых
частиц, капелек жидкости или пузырьков газа.
СРЕДА ДИССИПАТИВНАЯ – распределѐнная физическая система, в
которой происходит диссипация энергии и возрастание энтропии. Все
реальные среды являются С.д.; важную роль играют неравновесные С.д., в
которых потери энергии компенсируются еѐ притоком извне через внеш-
ние поля и потоки.
СРЕДА ЖИЛАЯ – система архитектурно-средовых элементов (зданий,
оборудования, инженерной инфраструктуры, придомовых территорий и
т.д.), обеспечивающих проживание. Фактически С.ж. – совокупность всех
материально-пространственных объектов, обеспечивающих бытовую дея-
тельность населения, от жилой комнаты до жилых территорий поселения.
СРЕДА ЖИЛАЯ В ДИЗАЙНЕ – комплекс открытых и закрытых про-
странств, предназначенных для проживания человека, оборудованных и
оснащенных в соответствии с образом жизни, социальными и личными
интересами пользующихся жилищем. Современные взгляды на С.ж.в.д.
выделяют в ней «личные» пространства (индивидуальные, семейные,
групповые ячейки – комнаты, квартиры, дортуары и пр.), их комплексы
(жилые дома, гостиницы, общежития и пр.) и «общественные» простран-
ства – учреждения культуры, здравоохранения, бытового обслуживания,
детские сады, школы, повседневная торговая сеть и т.д.; принадлежащие
им открытые пространства – жилые дворы, участки учреждений обслужи-
вания. Общая структура С.ж.в.д. должна обеспечить каждого живущего
его долей «общественных» и «личных» пространств, которые в целом соста-
вят единый комплекс, соответствующий стандартом и возможностям обще-
ства и отвечающий современным санитарно-гигиеническим требованиям.
СРЕДА ЖИЛАЯ КОМПЛЕКСНАЯ – жилая застройка, в которой каж-
дый жилой дом обеспечен благоустроенной придомовой территорией,
имеет удобную пешеходную связь с остановками общественного транс-
порта и учреждениями приближенного обслуживания, а также удобную
транспортную или пешеходную связь с местами приложения труда, учре-
ждениями и предприятиями периодического и эпизодического обслужи-
вания, рекреационными объектами общего пользования.
СРЕДА ЗАПОЛНЕНИЯ – среда, заполняющая объем, в котором экс-
плуатируется изделие (конструкция).
СРЕДА ИНЕРТНАЯ – среда, не взаимодействующая с материалом и не
вызывающая его изменения, в том числе разрушения, коррозии (например,
с металлом строительной конструкции и не вызывающая его коррозии).
СРЕДА ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ – верхняя часть литосфе-
ры, представляющая собой многокомпонентную динамическую систему
(горные породы, подземные воды, газы, физические поля – тепловые,
гравитационные, электромагнитные и др.), в пределах которой осуществ-
ляется инженерно-хозяйственная (в том числе инженерно-строительная)
деятельность. См. также среда геологическая.
СРЕДА ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ – газообразная, жидкая или твердая спе-
циальная (обычно агрессивная) среда, воздействующая на изделие (конст-
рукцию) при проведении контрольных испытаний в процессе его изготов-
ления и приемки. С.и. характеризуется постоянной температурой и влаж-
ностью или циклическим изменением температуры и влажности за рас-
сматриваемый период времени.
СРЕДА КОРРОЗИОННАЯ (среда агрессивная) – среда (жидкая, газо-
образная, твердая), воздействие которой вызывает изменение физико-
механических характеристик (коррозионное разрушение) строительного
материала (как правило, металла или бетона) в изделии или конструкции с
потерей его эксплуатационных свойств и, в конечном счете, его разрушение.
СРЕДА КОРРОЗИОННАЯ ГАЗООБРАЗНАЯ – среда, агрессивное
воздействие которой определяется составом и свойствами ее газообразной
фазы.
СРЕДА КОРРОЗИОННАЯ ЖИДКАЯ – среда, коррозионное воздейст-
вие которой определяется составом и свойствами ее жидкой фазы.
СРЕДА КОРРОЗИОННАЯ ТВЕРДАЯ – среда, агрессивное воздействие
которой определяется составом и свойствами ее твердых фаз (растворимо-
стью, гигроскопичностью и другими).
СРЕДА МОНОКУЛЬТУРНЫЕ – в садово-парковом искусстве и ланд-
шафтном дизайне – искусственные насаждения большого числа форм
одного и того же рода растений (розарии, сиренгарии и др.).
СРЕДА НЕЛИНЕЙНО-ДЕФОРМИРОВАННАЯ – грунтовое основа-
ние, для которого имеет место нелинейная зависимость между напряже-
ниями и деформациями в пределах до расчетного сопротивления грунтов.
СРЕДА ОБИТАНИЯ (окружающая человека среда) – среда как естест-
венного, так и антропогенного происхождения, окружающая человека; то
есть совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной
и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности чело-
века; см. среда окружающая.
СРЕДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ – средовые
объекты и системы; предназначенные для общественной жизни, науки,
образования, торговли, административной, деловой и культурно-
просветительской деятельности. Типология С.о.з.и.с. включает комплексы
разничных назначений и типов – стадионы, музеи, театры, торговые и
деловые центры, административные здания, институты, клубы по интере-
сам – если в качестве критерия типологической классификации считать
массовость действия; здания, сооружения и открытые пространстве (срав-
ните театр, стадион, мемориальный или выставочный комплекс, площадь
собраний) – если смотреть с позиций пространственной организации; в
зависимости от функции: обслуживание (магазины, почта, общественное
питание), зрелищные (театры кино), управления и т.п. Общей чертой всех
этих объектов и систем является создание условий различных форм обще-
ния и обслуживания разных групп населения – обмена информацией,
товарами, услугами, выработки совместных решений, личного или коллек-
тивного контакта с культурными ценностями, историческим, наследием и
т.д. Поэтому среда этих объектов должна, помимо утилитарного обеспече-
ния соответствующих функций, создавать обстановку, благоприятствую-
щую процессам общения, удовлетворяя не выборочные, а разные вкусы
пользующихся С.о.з.и.с.
СРЕДА ОКИСЛИТЕЛЬНАЯ – среда, взаимодействующая с материалом
и вызывающая его окисление (коррозионное разрушение).
СРЕДА ОКРУЖАЮЩАЯ (окружающая человека среда) – внешняя
среда, в которой функционирует человечество, включая воздух, воду,
землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека и их взаимодействие;
т.е. среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека
природный и созданный им материальный мир (природные и антропоген-
ные составляющие). С.о. включает природную среду и искусственную
(техногенную) среду, т.е. совокупность элементов среды, созданных из
природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих
аналогов в девственной природе (здания, сооружения и т.п.). С.о. опреде-
ляет условия существования, формирования и деятельности человека.
Выделяют С.о. материальную и социальную. Общественное производство
изменяет С.о., воздействуя прямо или косвенно на все еѐ элементы. Это
воздействие и его негативные последствия особенно усилились в эпоху,
когда масштабы человеческой деятельности, охватывающей почти всю
географическую оболочку Земли, стали сравнимы с действием глобальных
природных процессов. В широком смысле в понятие «С.о.» могут быть
включены материальные и духовные условия существования и развития
общества. Часто под термином «С.о.» понимается только окружающая
природная среда; в таком значении он используется в международных
соглашениях.
СРЕДА ОКРУЖАЮЩАЯ БЛАГОПРИЯТНАЯ – окружающая среда,
качество которой обеспечивает экологическую безопасность, устойчивое
функционирование естественных экологических систем, иных природных
и природно-антропогенных объектов.
СРЕДА ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ – см. среда природная.
СРЕДА ОТКРЫТАЯ В ДИЗАЙНЕ – см. система средовая «открытая»
в дизайне.
СРЕДА ПРЕДМЕТНАЯ – совокупность окружающих человека вещей,
изделий, элементов оборудования и декоративного убранства средового
образования дизайна, состоящая из отдельных предметов и устройств и из
их комплексов (серий, взаимоувязанных систем, например информацион-
ных комплексов, торгового оборудования). С.п. (или предметное наполне-
ние среды) решает как прямые утилитарно-функциональные задачи дан-
ного средового объекта (организация процессов жизнедеятельности, тех-
нологическое обеспечение производства, создание необходимых идейно-
художественных эффектов и нестроений), так и сопутствующие им (по-
вышение комфортности среды, корреляция эмоционально-
психологического климата и пр.), и составляет важнейшую часть зритель-
ного ряде (визуальной среды) средового образования. С.п. вторична по
отношению к пространственной ситуации, которую она призвана приспо-
собить к соответствующим видам деятельности, однако именно С.п. реа-
лизует заявленные средой потребности человека, вступая с ним в прямой
разносторонний контакт (визуальный, тактильный, с главное – деятельно-
стный). Современные формы предметного наполнения отличаются высо-
кой динамичностью, связанной с постоянной сменой технологий, запросов
потребителя, моральной амортизацией сложившихся даже недавно вещ-
ных систем и комплексов, что еще больше усиливает значимость С.п. в
формировании среды в целом, подчеркивая ее «революционное» активное
начало.
СРЕДА ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ – непосредственное
окружение потребителя дизайнерской среды, совокупность природных и
искусственных средовых пространств и их вещного наполнения, находя-
щаяся в постоянном взаимодействии с человеком и его запросами. С пози-
ции средового подхода С.п.-п. фактически включает в число своих компо-
нентов процессы и обстоятельства жизнедеятельности и обитания исполь-
зующего среду человека. Целенаправленная организация С.п.-п. для опти-
мального обеспечения условий жизни и деятельности человека и общества
– кардинальная задача архитектурно-дизайнерской деятельности. С.п.-п. и
ее элементы (пространство, предметная среда, техническое и инженерное
оборудование, социокультурное состояние и пр.) составляют объект этой
деятельности, а формирование (изучение, проектирование и реализация) –
ее предмет. Двойственность материальной структуры С.п.-п. (пространст-
во и предметная масса) преобразуется в целостность тем, что обе ее сторо-
ны, каждая по своему, обслуживают одну сущность – жизненный процесс.
СРЕДА ПРИРОДНАЯ (среда окружающая природная), природная
составляющая часть среды обитания и деятельности человечества – часть
окружающей среды.
СРЕДА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (промышленная) – 1) совокупность
условий, в которых выполняется работа. Условия включают физические,
социальные, психологические и экологические факторы (такие, как темпе-
ратура, системы признания и поощрения, эргономика и состав атмосферы).
2) Средовые объекты дизайна и системы, предназначенные для выполне-
ния производственных и обслуживающих их процессов. Номенклатура
таких объектов чрезвычайно разнообразна, что определяет бесчисленное
количество соответствующих технологий, предъявляющих собственные
требования к их предметно-пространственной организации. В большинст-
ве случаев в этих объектах наблюдается разделение среды на две относи-
тельно самостоятельные части: собственно технологические процессы со
своими специфическими условиями и требованиями к пространству и
оборудованию и обслуживающие комплексы (бытовые и административ-
ные помещения, склады и пр.), в которых преобладают объекты со сход-
ными предметно-пространственными комбинациями, что определяет
сумму архитектурно-дизайнерских подходов к их проектированию. При
этом большинство объектов обеих групп, в свою очередь, делится на
открытые (грузовые дворы, технические территории, площадки отдыха и
т.д.) и закрытые (интерьерные) пространства. Существуют две тенденции
развития С.п.: либо как высокоавтоматизированной, относительно «без-
людной» производственной системы, либо как пространство, где главное –
работающие здесь люди, их удобства, настроение, ритм их деятельности.
СРЕДА ПРОСТРАНСТВЕННАЯ – наиболее общее представление о
средовой ситуации дизайна, рассматриваемой как чисто объѐмно-
пространственное образование, база последующих средовых решений,
обладающих размерами, формой, пластикой образующего среду про-
странства и составляющих его объемов. С.п. всегда обладает потенциалом
определенного эмоционально-психологического воздействия на зрите-
ля.Заложенные в С.п. возможности вызывать те или иные чувства могут
быть усилены либо ослаблены целенаправленной обработкой (подчерки-
ванием исходных форм, пластической, цветовой, фактурной трактовкой, в
том числе с помощью дизайна предметного пополнения). В зависимости
от типа пространственного образования и степени его проработки С.п.
приобретает черты архитектурной среды. С.п. играет стабилизирующую
роль в процессах формирования среды в целом. Изначально пространст-
венная основа выбирается или создается в соответствии с особенностями
вмещаемых видов деятельности, но сформировавшись, она стремится
законсервировать эти особенности, тем более что затраты на закрепление
параметров С.п. слишком велики, чтобы часто менять ее.
СРЕДА РЕКРЕАЦИОННАЯ – средовые объекты и системы, предназна-
ченные для отдыха человека, восстановления его сил и возможностей
после трудовой деятельности, болезни и т.д.
СРЕДА СВЕТОВАЯ – понятие, характеризующее переменное по харак-
теру воздействие света на человека. При дневном и, отчасти, сумеречном
зрении, когда функционируют цветовоспринимающие рецепторы (кол-
бочки) сетчатки глаза, С.с. синоним среды светоцветовой; при ночном
зрении, когда цвет не воспринимается глазом, можно говорить лишь о
световой среде.
СРЕДА СВЕТОЦВЕТОВАЯ – воспринимаемая зрением, т.е. освещенная
окружающая природная и архитектурно-пространственная среда. С.с.
может иметь два состояния освещения естественное и искусственное, и
два вида пространственной организации – интерьерная и экстерьерная. В
дневное время, когда естественное освещение носит «тотальный» харак-
тер, все объекты в экстерьере, формирующие дизайнерскую среду, и все
точки пространства освещены приблизительно равноценно – С.с практи-
чески гомогенно. В интерьерах дневная С.с. определяется системой их
естественного освещения, наиболее ярко особенности дизайна среды
проявляются при искусственном освещении, которые обеспечивают фор-
мирование собственно С.с.
СРЕДА СИЛЬНОКИСЛАЯ – среда, в которой рН меньше 1.
СРЕДА СПЕЦИАЛЬНАЯ – неорганические и органические соединения,
масла, смазки, растворители, топлива, рабочие растворы, рабочие тела,
внешние по отношению к изделию, которые вызывают или могут вызвать
ограничением или потерю работоспособного состоянии изделия в процесс.
СРЕДА СПЛОШНАЯ – среда, которую можно рассматривать как непре-
рывную, пренебрегая еѐ дискретным атомно-молекулярным строением.
СРЕДА СЫПУЧАЯ – сплошная среда, состоящая из отдельных твѐрдых
частиц практически не связанных между собой.
СРЕДИНКА ФАНЕРЫ – внутренние слои фанеры.
СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ ВЕСОВОЕ – среднее арифметиче-
ское из результатов неравноточных измерений какой-либо физической
величины, найденное с учетом весов измерений.
СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ ПРОСТОЕ – среднее арифметиче-
ское из результатов равноточных измерений какой-либо физической вели-
чины.
СРЕДНИК – средний вертикальный брус окна или двери.
СРЕДОКРЕСТИЕ – ядро крестообразного в плане культового здания
(центральная часть христианского храма), место пересечения главного
нефа, алтарной части и трансепта (как правило, под башней) либо двух
равноконечных нефов (крестово-купольные храмы). С. – пространство,
которому придают символическое значение, оформлено четырьмя пило-
нами или столбами, на которые через подпружные арки и паруса опирает-
ся барабан купола или тибуриум.
СРЕДСТВА АВТОМАТИКИ ПОЖАРНОЙ – технические средства,
предназначенные для автоматического обнаружения пожара, оповещения
о нем людей и управления их эвакуацией, автоматического пожаротуше-
ния и включения исполнительных устройств систем противодымной
защиты, управления инженерным и технологическим оборудованием
объектов защиты.
СРЕДСТВА АНТИСЕПТИЧЕСКИЕ (антисептики) – химические
вещества, обладающие антимикробным действием. С.а. применяются для
предохранения от разрушения микроорганизмами различных неметалли-
ческих материалов (древесина, текстильные изделия, кожа, пластмасса и
др.). Для защиты древесины и изделий из нее используют С.а.: водно-
растворимые (фтористый и кремнефтористый натрий, медный купорос,
динитрофенолят натрия и др.; маслянистые (креозотовое и антраценовое
масла, сланцевое шпалопропиточное масло и др.); пасты (битумные и др.).
СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ – композиционные
средства, используемые для достижения наибольшей художественной
выразительности архитектурного объекта и обеспечения гармонической
связи всех его частей.
СРЕДСТВА ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ – устройства, предназначенные для
обеспечения надежного и эффективного соединения груза с рабочим
органом грузоподъемной машины.
СРЕДСТВА ДЕЗАКТИВАЦИИ – рецептуры, установки и устройства,
применяемые для дезактивации.