Реконструкция объекта архитектурно-ландшафтного
– усовершенствование функционирования архитектурно-ландшафтного
объекта в изменившихся условиях, предусматривающее изменение плани-
ровки и размещения посадок.
РЕКОНСТРУКЦИЯ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ – восстановле-
ние архитектурного объекта, представляющего историческую ценность в
первоначальном или близком к первоначальному виде. Фактически Р.п.а.
почти всегда предполагает лишь воссоздание внешнего вида объекта,
поскольку используются современные технологии строительства и строи-
тельные материалы. Например, в современной практике строительства в
Москве реконструированными вполне официально называют дома, в
которых от «исторической застройки» оставлен только обновленный с
использованием современных штукатурных и окрасочных материалов
фасад. Фактически в большинстве случаев современная Р.п.а. близка к
созданию новоделов; см. также новодел архитектурный.
РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ – совокупность работ и меро-
приятий по улучшению технических характеристик основных фондов
предприятий, включающая переустройство или расширение цехов и объ-
ектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, инженерных
коммуникаций, изменение назначения предприятия, цеха или изменение
их основных технико-экономических показателей. При Р.п. решаются
конкретные задачи: увеличение мощности; повышение качества продук-
ции; снижение затрат труда, материальных и энергетических ресурсов;
улучшение условий труда; охрана окружающей среды; приспособление к
выпуску новой продукции и др.
РЕКОНСТРУКЦИЯ СТРОЕНИЙ – совокупность работ и мероприятий,
направленных на использование по новому назначению зданий, сооруже-
ний, коммуникаций, их частей (включая отдельные помещения) и (или)
связанных с изменением их основных технико-экономических показате-
лей, а также работы по модернизации зданий, сооружений, коммуникаций.
В состав Р. зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуника-
ций или их частей входит комплекс строительных работ и организацион-
но-технических мероприятий, связанных с изменением нормативных
требований и (или) основных технико-экономических показателей (коли-
чество или площади квартир, строительного объема или общей площади
здания), увеличением объема услуг, изменением вместимости, пропускной
способности и изменением направления и места расположения линейных
сооружений. Р. зданий и сооружений может быть вызвана Р. предприятия.
РЕКРЕАЦИОННАЯ (рекреация)– помещение в учебном заведении,
располагаемое рядом с аудиториями или классами и предназначенное для
отдыха учащихся в перерывах между занятиями. См. также зал рекреаци-
онный.
РЕКРЕАЦИЯ – 1) деятельность человека в свободное время, направлен-
ная на восстановление своих физических и психических сил, развитие
личности, не связанная с выполнением трудовых обязанностей и повсе-
дневных бытовых потребностей. В сфере архитектурного проектирования
Р. трактуется как отдых, туризм, развлечения, любительский спорт, отчас-
ти – курортное лечение. 2) См. рекреационная.
РЕКРИСТАЛЛИЗАЦИЯ – процесс роста одних кристаллических зерен
поликристалла за счет других.
РЕКТИФИКАЦИЯ – разделение многокомпонентных жидких смесей на
отдельные компоненты.
РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ – комплекс работ, направленных на
восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нару-
шенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в
соответствии с интересами общества. Р.з. не предполагает обязательного
восстановления их первоначального состояния, важно лишь восстановле-
ние их продуктивности. В результате Р.з. на нарушенных землях создают-
ся сельскохозяйственные и лесные угодья, водоѐмы различного назначе-
ния, рекреационные зоны, площади для застройки и т.д. Р.з. обычно осу-
ществляется в два этапа: технический (планировка поверхности, покрытие
еѐ плодородным слоем или улучшение грунта, строительство дорог, гид-
ротехнических и мелиоративных сооружений, др. работы в соответствии с
проектом) и биологический (агротехнические и фитомелиоративные
мероприятия по восстановлению плодородия, ускорению почвообразова-
тельных процессов, возобновление флоры и фауны на рекультивируемых
землях).
РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЛАНДШАФТА – полное или частичное восста-
новление ландшафта, нарушенного предшествующей хозяйственной
деятельностью (добычей полезных ископаемых, строительством,
сведeнием лесов и т.п.) или (намного реже) природными явлениями.
Включает выравнивание земель, лесопосадки, создание парков и прудов на
месте горных выработок и другие мероприятия.
РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ – комплекс мероприятий по под-
готовке территории, нарушенной при строительных работах, для сельско-
хозяйственного или лесохозяйственного использования.
РЕКУПЕРАТОР – теплообменник поверхностного типа для использова-
ния теплоты отходящих газов, в котором теплота от первичного горячего
теплоносителя (отходящих газов) передается вторичному холодному
теплоносителю (воде или воздуху) непрерывно через разделяющую их
стенку. Различают Р. с прямотоком, противотоком и с перекрѐстным током.
РЕКУПЕРАЦИЯ – процесс извлечения и повторного использования
ценных веществ или энергии, из материалов участвующих в технологиче-
ском процессе для повторного использования в том же технологическом
процессе. Р. снижает количество отходов при производстве конечного
продукта. Так, газы, возникающие при работе какой-либо технологической
установки, могут быть использованы для нагревания поступающих в эту
установку топлива и воздуха. Установка, где это происходит называется,
рекуператор.
РЕКУПЕРАЦИЯ ОТХОДОВ – деятельность по технологической обра-
ботке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компо-
нентов отходов, с возвращением их для повторного использования.
РЕЛАКСАЦИЯ (пластическое последействие) – процесс постепенного
перехода термодинамической системы из неравновесного состояния,
вызванного внешними воздействиями, в состояние термодинамического
равновесия. Примером процессов Р. являются; постепенное изменение
напряжений в теле при постоянной его деформации (Р. напряжений);
выравнивание неравномерно распределенных концентраций к растворах и
газовых смесях путем диффузии; выравнивание температуры в неравно-
мерно нагретом теле; постепенное установление равновесной поляризации
диэлектрика во внешнем электрическом поле (Р. в диэлектриках) и равновес-
ной намагниченности магнетика во внешнем магнитном поле (Р. магнитная).
РЕЛАКСАЦИЯ НАПРЯЖЕНИЙ – постепенное изменение (уменьше-
ние) напряжений в материале (теле) при постоянной во времени его де-
формации.
РЕЛАКСАЦИЯ НАПРЯЖЕНИЙ В АРМАТУРЕ – снижение растяги-
вающих напряжений в арматуре во времени при постоянной деформации,
заметно проявляющееся при напряжениях выше предела упругости.
РЕЛАКСАЦИЯ УСИЛИЙ БЕТОНА – уменьшение усилий в бетоне со
временем при неизменной деформации.
РЕЛЕ – устройство для автоматической коммутации электрических цепей
по сигналу извне; состоит из релейного элемента (с двумя состояниями
устойчивого равновесия) и группы контролируемых им электрических
контактов (цепей), которые замыкаются (или размыкаются) при изменении
состояния релейного элемента (под влиянием тока, температуры, света и
т.д.). Различают Р. тепловые, механические, электрические, оптические,
акустические. Р. используются в системах автоматического управления,
контроля, сигнализации, защиты, коммутации и т.д.
РЕЛЕ ВРЕМЕНИ – устройство, контакты которого замыкаются (или
размыкаются) с некоторой задержкой во времени после получения управ-
ляющего сигнала. Величину задержки можно произвольно регулировать,
влияя на скорость изменения физической величины, воздействующей на
релейный элемент Р.в. от момента поступления сигнала до достижения
порога срабатывания. Используется преимущественно в устройствах
автоматики и т.д.
РЕЛЕ ТЕПЛОВОЕ – элемент автоматики, в котором воздействие тепло-
вых факторов вызывает скачкообразное изменение физических величин в
управляемой цепи; Р.т. обычно обеспечивает защиту от нарушения пара-
метров теплового режима технологического процесса.
РЕЛЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ – релейный элемент в виде катушки
индуктивности с ферромагнитным сердечником, якорь которого под
действием управляющего электрического сигнала, притягиваясь, замыкает
(или размыкает) соединѐнные с ним электрические контакты.
РЕЛИ – мачты, поддерживающие цепи или канаты висячего моста.
РЕЛИКВАРИЙ – вместилище для хранения реликвий. Р. весьма разнооб-
разны от христианских Р. (от сосудиков-ампул до крупных ларей) до
буддистских Р., являвшихся достаточно крупными сооружениями (ступы,
пагоды, дагобы, субурганы и др.).
РЕЛИКТ ФЛОРЫ – единичные представители флоры, сохранившиеся в
современном растительном мире от предыдущих эпох; практически всегда
охраняются государством и занесены в Красную книгу.
РЕЛИН (линолеум резиновый) – двухслойный рулонный материал для
покрытия полов в помещениях с повышенной влажностью. Лицевой слой
изготовляется из цветной резины, а нижний – из смеси дроблѐной утиль-
ной резины и битума.
РЕЛЬСОШЛИФОВКА – зачистка сварных швов и наплавленных кон-
цов рельсов, крестовин и остряков стрелочных переводов.
РЕЛЬЕФ – 1) скульптурное изображение на плоскости, которое может
быть углубленным (койланогриф), выступающим (барельеф, горельеф),
контурным по отношению к плоскости фона; 2) см. рельеф местности.
РЕЛЬЕФ АЛЬПИЙСКИЙ – резко расчленѐнный рельеф местности,
характеризующийся широким развитием ледниковых форм (кары, цирки,
карлинги, троги и др.), придающих ему крутизну и скалистость склонов,
остроту и зазубренность вершин и водоразделов.
РЕЛЬЕФ АНТРОПОГЕННЫЙ – все типы и формы рельефа местности,
создаваемые человеческой деятельностью. Наиболее типичными являются
горнотехнические формы рельефа, создаваемые в районах разработки
месторождений полезных ископаемых. Сюда относятся формы рельефа,
создаваемые открытыми (карьеры, разрезы, траншеи, канавы и др.) и
закрытыми (отвалы, терриконы) горными работами. Специфические
формы рельефа образуются также на подрабатываемых территориях за
счет сдвижения земной поверхности (провалы, просадки и прогибы по-
верхности, трещины). В городах и сельской местности антропогенные
формы рельефа создаются главным образом планировочными работами
(террасы и уступы на горных склонах, дорожные насыпи и выемки, уст-
ройством искусственных водоемов, каналов, дренажных сооружений и т.п.
РЕЛЬЕФ ВЫСОКИЙ (горельеф) – тип скульптурного рельефа; см.
горельеф.
РЕЛЬЕФ ВЫСОКОГОРНЫЙ – морфологический тип рельефа местно-
сти преимущественно молодых горных стран (Альп, Кавказа, Памира,
Гималаев и др.), характеризующийся крутыми склонами, глубоким и
резким эрозионным расчленением, остротой и обнажѐнностью вершин и
гребней, ледниковыми формами рельефа.
РЕЛЬЕФ КАРЛИКОВЫЙ – см. нанорельеф.
РЕЛЬЕФ НИЗКИЙ (барельеф) – тип скульптурного рельефа; см. ба-
рельеф.
РЕЛЬЕФ МЕСТНОСТИ – конфигурация (геометрическая форма) по-
верхности земельного участка, т.е. совокупность неровностей земной
поверхности (суши, дна океанов и морей), разнообразных по очертаниям,
размерам, происхождению, возрасту и истории развития (Р. местности). Р.
образуется главным образом в результате длительного одновременного
воздействия на земную поверхность эндогенных (внутренних) и экзоген-
ных (внешних) процессов. Слагается из положительных (выпуклых) и
отрицательных (вогнутых) форм. Обычно выделяют равнинный, холми-
стый (пересеченный), горный и высокогорный Р. Различают также естест-
венный и антропогенный (техногенный) Р.
РЕЛЬЕФ НИЗКОГОРНЫЙ – рельеф низких (до 1000 м) гор, характери-
зующихся преимущественно мягкими очертаниями и распространѐнных
обычно по периферии горных стран.
РЕЛЬЕФ ПЛИТКИ КЕРАМИЧЕСКОЙ – выпуклое или углубленное
изображение на лицевой поверхности плитки.
РЕЛЬЕФ ТЕХНОГЕННЫЙ – рельеф местности, созданный в результа-
те производственной деятельности человека (например, выемки, карьеры,
тоннели, каналы, насыпи, отвалы и др.).
РЕЛЬЕФ ШТУКОВЫЙ – гипсовые лепные украшения на поверхности
стен (стенных плоскостях из штукатурки).
РЕЛЬС – стальной прокат определенного профиля, служащий для созда-
ния ровной и упругой поверхности качения колес подвижного железнодо-
рожного состава и передачи давления на шпалы и др.
РЕЛЬС КОНТАКТНЫЙ – жесткий провод, предназначенный для осу-
ществления скользящего контакта с токоприемником электроподвижного
состава. Р.к. прикрепляется изоляторами к кронштейнам, которые нахо-
дятся на шпалах ходовых рельсов. Р.к. используются в системе электро-
снабжения метрополитена.
РЕЛЬСОУКЛАДЧИК – путевая машина для смены рельсов железнодо-
рожного пути, а также для их погрузки и выгрузки на обочину или в меж-
дупутье.
РЕЛЬСФОРМА – собираемые из звеньев и укрепляемые штырями к
основанию с образованием рельсового пути для передвижения комплекта
машин, строящих цементобетонное покрытие (основание); служат базой,
которая определяет поверхность строящегося покрытия, и являются опа-
лубкой для укладываемой цементобетонной смеси.
РЕЛЬСЫ – основная несущая конструкция железнодорожного пути,
предназначенная для направления колес подвижного состава, восприятия
и передачи от них давления и других нагрузок на опоры (шпалы, подрель-
совые основания). Р. представляют собой стальные балки специального
сечения, укладываемые на верхнее строение пути для движения железно-
дорожного или городского подвижного состава (поездов, дрезин, трамва-
ев), передвижения подъѐмных кранов (подкрановые пути), вагонеток в
шахтах и на карьерах. Иногда используют один рельс (например, в моно-
рельсовых дорогах, для перемещения кран-балки). Р. скрепляют на стыках
специальными скреплениями или сваркой (бесстыковой путь).
РЕЛЬСЫ ВИНЬОЛЯ – стальные рельсы с широким плоским основани-
ем и симметричной одинарной головкой, применявшиеся во второй поло-
вине XIX в. как балки для потолочных перекрытий.
РЕМЕНЬ БЕЛЕЗНЫЙ – устаревшее российское название белых ремней
для прибивки полсти (войлок, мех) к стене.
РЕМЕСЛО – мелкое ручное производство промышленных изделий,
господствовавшее до появления крупной машинной индустрии (а затем
частично сохранившееся наряду с ней). Для Р. характерны: решающее
значение личного мастерства ремесленника, индивидуальный характер
производства (ремесленник работает один или с ограниченным числом
помощников). В некоторой мере традиции Р. продолжают современные
«авторские» или «дизайнерские» изделия, а также иные произведения
(нередко т.н. «ручной работы»), выполняемые по индивидуальным зака-
зам, что как правило, предполагает их единичность и уникальность.
РЕМЕШКИ – 1) (армиллы, аннелеты) слегка выступающие узкие кольца,
опоясывающие низ эхина дорической колонны; 2) ленточный орнамент в
виде узкой полоски; 3) наборный багет из трех одинаковых планок с мерным
ритмом выпуклостей, которые в соседних рядах смещены на полшага.
РЕМОНТ – комплекс операций по восстановлению исправности или
работоспособности изделий, восстановлению ресурсов изделий или их
составных частей, приведение их в пригодное к использованию состояние,
частичное или полное восстановление потребительских качеств изделий
путем исправления повреждений, замены неисправных элементов, устра-
нения изъянов, починки и т.д. Различают текущий Р. (замена или восста-
новление сменных деталей), средний (частичная разборка устройства и его
восстановление), капитальный (полная разборка устройства с заменой всех
изношенных частей).
РЕМОНТ АВТОДОРОГИ – комплекс работ по восстановлению перво-
начальных транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной
дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и
иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
При Р.а. производится возмещение износа покрытия, восстановление и
улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций
и повреждений дорожного покрытия, земляного полотна, дорожных со-
оружений, элементов обстановки и обустройства дороги, организация и
обеспечение безопасности движения.
РЕМОНТ АВТОДОРОГИ ТЕКУЩИЙ (ямочный) – работы, ежегодно
проводимые на всем протяжении дороги по неотложному и предупреди-
тельному устранению остаточных деформаций и исправлению мелких
разрушений дорожных сооружений.
РЕМОНТ АВТОДОРОГИ СРЕДНИЙ – периодическое возмещение
износа дорожного покрытия и улучшение эксплуатационных качеств
дорожных сооружений с учетом движения на перспективу, но в пределах
установленных норм для той категории, к которой отнесена данная дорога.
РЕМОНТ АВТОДОРОГИ КАПИТАЛЬНЫЙ – комплекс работ, при
котором производится полное восстановление и повышение работоспо-
собности дорожной одежды и покрытия, земляного полотна и других
дорожных сооружений, осуществляется смена изношенных конструкций и
деталей или замена их на более прочные и долговечные. В необходимых
случаях улучшаются геометрические параметры дороги с учетом роста
интенсивности движения и осевых нагрузок автомобилей в пределах норм,
соответствующих категории, установленной для ремонтируемой дороги,
без увеличения ширины земляного полотна на основном протяжении
дороги.
РЕМОНТ АВТОДОРОГИ ЯМОЧНЫЙ – см. ремонт автодороги
текущий.
РЕМОНТ ВНЕПЛАНОВЫЙ – ремонт, постановка изделий на который
осуществляется без предварительного назначения. Р.в. обычно связан с
неожиданной неисправностью или непредвиденной поломкой изделия по
самым различным причинам.
РЕМОНТ ЗДАНИЯ – совокупность работ и мероприятий по устранению
физического и морального износа, восстановлению работоспособности
или исправности зданий (сооружений, инженерных и транспортных ком-
муникаций), их частей и (или) элементов, включая строительные конст-
рукции и инженерное оборудование, не связанных с изменением основных
технико-экономических показателей объекта (т.е. не являющиеся реконст-
рукцией). К Р.з. относятся работы, связанные с восстановлением основных
первоначальных физико-технических и эстетических показателей (несу-
щая способность, жесткость, теплозащита, отделка и т.д.), потребительских
качеств, утраченных в процессе эксплуатации. В состав Р.з. входят все
виды ремонтных работ, в том числе аварийные работы, включая замену
отдельных элементов или конструкций, местное утепление и звукоизоля-
ция с применением современных материалов и технологий. Обычно Р.з.
включает отделку, покраску, поклейку обоев, заделку швов, сантехниче-
ские и электромонтажные работы и другие; установку новых элементов:
окон, дверей, замена электропроводки и труб водоснабжения и других.