Пункт опорный головной организации по госу-

ДАРСТВЕННЫМ ИСПЫТАНИЯМ ПРОДУКЦИИ – организация,

являющаяся потребителем продукции, подлежащей испытаниям, назна-

ченная в принятом порядке для проведения испытаний этой продукции в

эксплуатационных условиях.

ПУНКТ ОПОРНЫЙ ПЕРЕДОВОЙ – фортификационный термин,

первоначально обозначавший выдвинутые вперед участки фронта пози-

ции, не включенные в общую линию фронта и занимаемые отдельными

гарнизонами. Возводились в тех случаях, когда обстрел в полосе действи-

тельного ружейно-пулеметного огня был стеснен складками местности,

оврагами, рощами и т.п. для улучшения условий обстрела с позиции.

Позднее П.о.п. называли отдельные опорные пункты, выдвинутые в поло-

су обеспечения для удержания и защиты отдельных пунктов, имеющих

важное значение для обороны переднего края. См. также пункт передовой.

ПУНКТ ОПОРНЫЙ РОТЫ ГЛАВНЫЙ – важнейший из взводных

опорных пунктов роты, наиболее сильно оборудованный в инженерном

отношении, усиленный огневыми средствами и расположенный тактиче-

ски наиболее выгодно; см. пункт опорный.

ПУНКТ ОПОРНЫЙ ТРАССЫ – см. пункт трассы опорный.

ПУНКТ ОПОРНЫЙ ТЫЛОВОЙ – фортификационный термин, обо-

значавший опорные пункты, расположенные в тылу основной. Появились

во время русско-японской войны 1904-1905 гг. После возникновения

сплошных укрепленных рубежей или позиций термин П.о.т. стал приме-

няться для обозначения каких-либо укрепленных или естественных пунк-

тов, на которые могли опираться действующие армии при отходе.

ПУНКТ ОРИЕНТИРНЫЙ – пункт, закрепляющий на местности на-

правление с заданного геодезического пункта. П.о. отмечаются заложен-

ным в землю центром и установленным на нем столбом, окопанным кру-

говой канавой. От заданного геодезического пункта П.о. располагается на

расстоянии 250-1000 м, т.е. так, чтобы он мог быть виден в теодолит.

ПУНКТ ПЕРЕДОВОЙ – фортификационный термин, обозначавший в

период до I мировой войны т.н. сторожевые позиции, занятые и подготов-

ленные для обороны разведывательными и сторожевыми частями и обес-

печивавшие главные силы от нападения во время остановок для отдыха

или при укреплении своей позиции. Удаленность П.п. от главных сил была

обычно не менее дальности пушечного выстрела, т.е. несколько км. Инже-

нерное усиление состояло в приспособлении местных предметов и отрыв-

ке простейших типов окопов. См. также пункт опорный передовой.

ПУНКТ ПИТАНИЯ ГОЛОВНОЙ – пункт питания, от которого начина-

ется каскад и на который подается управляющий сигнал.

ПУНКТ ПИТАНИЯ НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ – электрическое

распределительное устройство для соединения распределительной сети

наружного освещения с трансформаторными подстанциями или ответвле-

ниями от сборок.

ПУНКТ ПОЖАРОТУШЕНИЯ ОБЪЕКТОВЫЙ – помещение для

размещения первичных средств пожаротушения, индивидуальных и кол-

лективных спасательных средств, а также инвентаря, который необходим

в случае пожара для персонала и службы пожарной безопасности.

ПУНКТ ПОЖАРОТУШЕНИЯ ОПОРНЫЙ – помещение для разме-

щения первичных средств пожаротушения, индивидуальных и коллектив-

ных спасательных устройств, другого инвентаря, который необходим в

случае пожара для персонала и службы пожарной безопасности.

ПУНКТ ПОЛИГОНОМЕТРИЧЕСКИЙ – геодезический пункт, коор-

динаты которого определены методом полигонометрии, а положение на

местности обозначено металлическими столбами или бетонными моноли-

тами.

ПУНКТ ПРИЕМНЫЙ – специально оборудованное исполнителем место

для оформления заказов и заявок.

ПУНКТ ПРОПУСКА – территория в пределах железнодорожного вокза-

ла (станции), речного порта, аэропорта, аэродрома, а также другое специ-

ально оборудованное место, где осуществляются пограничный, таможен-

ный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, а при

необходимости и иные виды контроля пересекающих государственную

границу физических лиц, транспортных средств, ввозимых на территорию

государства и вывозимых из него грузов, товаров и животных.

ПУНКТ РАЗДЕЛЬНЫЙ – пункт (станция, разъезд, обгонный пункт,

путевой пост, проходной светофор), разделяющий железнодорожную

линию на перегоны.

ПУНКТ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОСЕТИ – устройство, в

котором установлены аппараты защиты и коммутационные аппараты (или

только аппараты защиты) для отдельных электроприемников или их групп

(электродвигателей, групповых щитков).

ПУНКТ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОСЕТИ ГОРОДСКОЙ –

распределительное устройство напряжением 10(6) кВ, предназначенное

для приема электроэнергии от ЦП и передачи ее в распределительную сеть.

ПУНКТ САНИТАРНО-КАРАНТИННЫЙ – подразделение санитарно-

эпидемиологических станций, расположенное в открытых для движения

через границу аэропортах, морских и речных портах, на пограничных

железнодорожных станциях и др. Осуществляет контроль за санитарным

состоянием пассажирских перевозок и проводит мероприятия, препятст-

вующие заносу на территорию страны карантинных и других инфекцион-

ных заболеваний.

ПУНКТ ТЕПЛОВОЙ (ТП) – комплекс установок (тепловой узел), пред-

назначенных для преобразования тепла и распределения теплоносителя,

поступающего из тепловой сети по видам теплового потребления.

ПУНКТ ТЕПЛОВОЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (ИТП) – комплекс

оборудования для приготовления теплоносителя, обеспечивающего ото-

пление и вентиляцию, и горячей воды для водоснабжения здания. В боль-

шинстве случаев П.т.и. – пункт подключения и управления системами

отопления, теплоснабжения вентиляционных установок и водоснабжения

отдельных зданий к распределительным сетям городской тепловой сети и

водопровода и учета количества тепловой энергии и теплоносителя.

ПУНКТ ТЕПЛОВОЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ (ЦТП) – пункт подключения

систем тепло-водоснабжения микрорайона (группы зданий) к распредели-

тельным сетям городской тепловой сети и водопровода, управления сис-

темами отопления, теплоснабжения вентиляционных установок, водо-

снабжения и учета количества отпущенной тепловой энергии, теплоноси-

теля и воды. Представляет собой встроенное помещение или отдельное

здание с оборудованием тепловых вводов и водонагревателей для нагрева

первичным теплоносителем воды для систем отопления и горячего водо-

снабжения. П.ц.т. обслуживает два и более зданий.

ПУНКТ ТРАССЫ ОПОРНЫЙ – характерный объект местности, ука-

занный в задании на изыскания или выявленный в процессе изыскатель-

ских работ с целью выбора вариантов трассы дороги.

ПУНКТ ТРИАНГУЛЯЦИОННЫЙ (пункт тригонометрический) –

геодезический пункт, координаты которого получены триангуляцией;

положение на местности обозначается деревянным или металлическим



сооружением в виде пирамиды.

ПУНКТ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЙ – см. пункт триангуляционный.

ПУНКТ УБОЙНЫЙ – предприятие по убою скота и первичной перера-

ботке кишок и шкур, организуемое в населѐнных пунктах вне зоны дея-

тельности мясокомбинатов. Место для строительства П.у. определяют с

разрешения государственного ветеринарного и санитарного надзора.

ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ –

специально оборудованное помещение (место), которое оснащено инже-

нерно-техническими средствами и из которого специально назначенный

персонал физической защиты в полном объеме или частично осуществля-

ет управление инженерно-техническими средствами физической защиты в

штатных и чрезвычайных ситуациях.

ПУНКТ ЭЛЕКТРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ – подстанция, предна-

значенная для приѐма и распределения электроэнергии без преобразования

напряжения.

ПУНКТ ЭТАПНЫЙ – фортификационный термин, обозначавший пунк-

ты, назначенные для ночлега, снабжения пищей и пр. войск и транспортов,

двигающихся по дорогам к районам позиций. П.э. обычно укреплялись

сооружениями типа блокгаузов.

ПУНСОН – стальной инструмент, по виду подобный гвоздю; употребля-

ется в основном в гравюре на металле для нанесения точек.

ПУНЬКА (пуня) – сарай для хранения кормовых растений, яровой соло-

мы, мякины и т.п.

ПУРГА – название сильной метели, главным образом в северных районах

России.

ПУРПУРИН – см. астралит.

ПУРХА – галерея вдоль фасада традиционного кумыкского дома.

ПУСКАТЕЛЬ МАГНИТНЫЙ – электрический выключатель перемен-

ного тока с контактной системой, замыкаемой электромагнитами (т.е. с

магнитным приводом), предназначенный, главным образом, для дистан-

ционного пуска, остановки и защиты от перегрузки трѐхфазных асинхрон-

ных электродвигателей с короткозамкнутым ротором.

ПУСТОТА В ИЗДЕЛИИ ОГНЕУПОРНОМ – внутренний дефект

строительного огнеупорного изделия в виде незаполненного пространства.

ПУСТОТА БЛОКА ПУСТОТЕЛОГО ВЕРТИКАЛЬНАЯ – отверстия,

насквозь проходящие в блоке перпендикулярно опорной поверхности

(плашку).

ПУСТОТА БЛОКА ПУСТОТЕЛОГО ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ – отвер-

стие (отверстия), насквозь проходящие в керамическом поризованном

пустотелом блоке параллельно опорной поверхности (плашки).

ПУСТОТА КАМНЯ СТРОИТЕЛЬНОГО – полое пространство в

строительном камне (блоке), проходящее через камень (блок) полностью

или частично.

ПУСТОТНОСТЬ – характеристика структуры материала, отражающая

количество (объем) пустот, образующихся между зернами рыхлонасыпан-

ного материала (песка, щебня и др.) или имеющихся в некоторых строи-

тельных изделиях (например, в пустотелом кирпиче, пустотных панелях из

железобетона и т.д.). П. строительных изделий определяется как отноше-

ние объема пустот к объему изделия (например, камня) в процентах.

ПУСТОШОВКА – способ кирпичной кладки, при котором раствор на

сантиметр не доходит до лицевой поверхности, облегчая ее сцепление со

штукатуркой.

ПУСТОШЬ – растительность, образованная в основном вечнозелѐными

кустарничками преимущественно на месте лесов, главным образом после

вырубок или пожаров, например верещатники в приморских районах

Западной Европы. П. называют также некоторые сходные типы раститель-

ности в Южной Африке и Южной Австралии.

ПУСТЫНЬ – 1) небольшой монастырь (монашеская обитель), основан-

ный вдали от населенных пунктов; 2) территория с небольшим селением,

расчищенная от леса под пашню, огороды, сады.

ПУСТЫНЯ – тип биома в областях с постоянно сухим и жарким клима-

том, препятствующим развитию растительности, которая не образует в П.

сомкнутого покрова. На долю П. приходится около 20% поверхности суши

Земли; они занимают обширные пространства в Северной и Юго-

Западной Африке, Центральной и Юго-Западной Азии, Австралии, на

западном побережье Южной Америки. В зависимости от подстилающих

горных пород различают каменистые, песчаные, глинистые, солончаковые

и другие типы П.

ПУСТЫРЬ – не покрытым лесом земли, незастроенные и неиспользуе-

мые в народном хозяйстве. П. включают и ранее покрытые лесом участки

гарей или вырубок, находящиеся более десяти лет в безлесном состоянии.

ПУТЕПЕРЕДВИГАТЕЛЬ – машина для поперечной передвижки рель-

совых путей на открытых разработках, производимой периодически по

мере перемещения фронта работ. Различают П. прерывного и непрерывно-

го действия.

ПУТЕПОДЪЕМНИК – машина для подъема на балласт путевой решет-

ки (рельсов со шпалами) при балластировке на заданную высоту с регули-

рованием высоты каждой рельсовой нити в отдельности. Применяется при

ремонте или выправке строящегося железнодорожного пути.

ПУТЕПРОВОД – мостовое инженерное сооружение, служащее для

организации непрерывного движения в местах пересечения транспортных

коммуникаций (пропуска одной транспортной магистрали над другой в

разных уровнях). П. конструктивно представляет собой аналог моста,

эстакады, по которому сухопутные дороги пропускаются одна над другой,

создавая пересечения в разных уровнях с независимым движением транс-

порта.

ПУТЕУКЛАДЧИК – комплект машин для транспортирования и механи-

зированной укладки или снятия рельсошпальной решетки железнодорож-

ного пути. Применяют при строительстве новых и ремонте эксплуатируе-

мых железнодорожных путей. Различают П. на железнодорожном и гусе-

ничном ходу.

ПУТЛЯНКА – см. лабиринт.

ПУТТИ – декоративный мотив, представляющий собой изображения

мальчиков (обычно крылатых). П. – излюбленный декоративный мотив в

искусстве итальянского Возрождения, навеянный античными прообраза-

ми.

ПУТЬ – направление, место, траектория следования к цели, способ ее

достижения.

ПУТЬ ВОДНЫЙ – водные пространства (участки водоемов и водотоков),

используемые для судоходства и лесосплава; наиболее экономичные пути

для перевозки грузов и пассажиров вид путей сообщения.

ПУТЬ ВОДНЫЙ ВНУТРЕННИЙ – реки, озера, водохранилища и

каналы, пригодные для судоходства и лесосплава.

ПУТЬ ДОЗОРНЫЙ – в фортификационных сооружениях – прикрытый

от настильного огня узкий проход между стенкой эскарпа и бруствером,

предназначенный для обороны прикрытого пути и гребня гласиса, а также

для размещения часовых, патрулей и дозоров в ночное время.

ПУТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ – комплекс инженерных сооружений и

устройств железнодорожного транспорта, образующих дорогу с направ-

ляющей рельсовой колеѐй П.ж. включает земляное полотно с дренажными

устройствами, верхнее строение пути (рельсы, шпалы, стрелочные перево-

ды, балластный слой), искусственные сооружения (мосты, путепроводы,

тоннели и т.п.), устройства сигнализации, централизации, блокировки,

связи, энергоснабжения, а также путевые устройства, необходимые для

функционирования железнодорожного транспорта. П.ж. оборудуется

сигнальными и предупредительными знаками, указателями и т.п. П.ж. –

строительная система, непосредственно взаимодействующая с подвижным

составом, которая обеспечивает заданное трассой направление движения,

восприятие и передачу на естественное основание возникающих при этом

нагрузок.

ПУТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ БЕССТЫКОВОЙ – состоит из свар-

ных рельсов, образующих плети длиной 150-950 м. П.ж.б. снижает шум и

износ подвижного состава.

ПУТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВНЕШНИЙ – связанный с общей

сетью железных дорог железнодорожный путь необщего пользования

(чаще всего принадлежит предприятию) предназначенный для транспорт-

ного обслуживания предприятий и организаций. П.ж.в. соединяет станцию

примыкания общей сети с промышленной станцией, а при ее отсутствии с

погрузочно-разгрузочным путем или со стрелочным переводом первого

ответвления внутренних железнодорожных путей.

ПУТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВЫТЯЖНОЙ – станционный или

внутри площадочный, как правило, тупиковый железнодорожный путь,

служащий для вытягивания составов и отдельных вагонов при маневрах

по сортировке или перестановке их с одного пути на другой.

ПУТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ГЛАВНЫЙ – железнодорожный путь

перегонов, а также пути промышленных железнодорожных станций,

являющиеся непосредственным продолжением путей (подъездных или

соединительных), прилегающих к станции перегонов и, как правило, не

имеющие отклонения на стрелочных переводах.

ПУТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МАЛОДЕЯТЕЛЬНЫЙ – железно-

дорожный путь с малым объемом перевозок, строительство или сохране-

ние которого вызывается спецификой перевозимых грузов или экономиче-

ской целесообразностью.

ПУТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ – же-

лезнодорожные пути, расположенные в полосе отвода железной дороги, в

том числе на территории железнодорожных станций, и предназначенные

для бесперебойной деятельности железнодорожного транспорта общего

пользования.

ПУТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ОТСЕВНОЙ – железнодорожный

путь в сортировочном парке станции, предназначенный для накопления

вагонов, требующих повторной сортировки.

ПУТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПЕРЕДВИЖНОЙ – железнодорож-

ный путь, периодически передвигаемый или переукладываемый без раз-

борки путевой решетки.

Наши рекомендации