Метод проектирования дизайнерского «сценарное

МОДЕЛИРОВАНИЕ» – литературно-графическая форма раскрытия

существа проектируемого объекта, отражающая будущее состояние сис-

темы, логическую последовательность ее формирования, развертывание

шаг за шагом отдельных ситуаций (мизансцен). Для этого применяют

сугубо «театральные» технологии: деление процесса на «мизансцены»,

распределение «главных ролей» среди слагаемых среды, определение

«сверхзадачи» проектирования средового комплекса и др. При этом в

одних случаях значение имеет фактор времени и связь событий, состав-

ляющих интерес объекта; в других – качественное описание возможных

вариантов обстановки и состояний среды; в третьих – параметры вероят-

ной картины, полученной в результате прогнозирования, и т.д. Метод

обычно применяется: а) до построения «дерева целей» для выявления

возможных будущих состояний системы, чтобы правильно и точно сфор-

мулировать отдельные цели и подцели; б) при разработке плана и про-

граммы для демонстрации отдельных проектных шагов, с помощью кото-

рых достигаются цели; в) для эффективного выполнения решения, вклю-

ченного в план (программу).

МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО «ШТУЧНЫЙ» –

дизайнерское проектирование отдельных вещей или их небольших ком-

плексов с целью создания уникальных объектов, образцов или разработки

новых процессов. Проектная концепция и художественный принцип

деятельности дизайнера в этом случае не всегда формулируются методи-

чески и не оформляются документально, хотя фактически они формули-

руются дизайнером фактически с момента получения заказа и до форми-

рования предложения, проходя свое определенное вербальное или визу-

альное выражение в техническом задании, в предпроектном анализе, в

эскизном предложении и других проектных материалах. «Штучный»

объект дизайнер обычно разрабатывает в одиночку или с небольшим

коллективом единомышленников.

МЕТОД ПРОСТРАНСТВЕННОЙ САМОФИКСАЦИИ – метод мон-

тажа, предусматривающий соединение отдельных элементов с помощью

закладных деталей, обеспечивающих фиксированное положение монти-

руемых элементов в пространстве и временное их закрепление.

МЕТОД ПРИЕМКИ – установленные строительными нормами правила

применения отдельных принципов и средств, обязательных к выполне-

нию, устанавливающих последовательность и сроки осуществления при-

емки работ, продукции, объекта, а также ответственность за их соблюде-

ние.

МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ – см. проектирование.

МЕТОД ПРОЕЦИРОВАНИЯ – геодезический метод измерения крена

здания (сооружения), при котором на двух взаимно перпендикулярных

осях объекта закладываются опорные знаки, с которых теодолитом про-

ецируют заметную верхнюю точку на какую-либо горизонтально установ-

ленную палетку (рейку), закрепленную внизу здания (сооружения). Зафик-

сированный в течение времени на палетке ряд точек представляет собой

центральную проекцию траектории верхней наблюдаемой точки на плос-

кость.

МЕТОД ПРЯМЫХ – см. метод дифференциально-разностный.

МЕТОД РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТОВ – метод расчѐта сложных

статически неопределимых рам, при котором первоначально неуравнове-

шенные моменты в узлах уравновешиваются по методу последовательных

приближений с помощью коэффициентов распределения моментов.

МЕТОД РАСЧЕТА ДЕФОРМАЦИОННЫЙ – метод, в котором расчет

производят на основе уравнений равновесия, гипотезы плоских сечений и

диаграммы состояния бетона и арматуры.

МЕТОД РАСЧЕТА ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД CBR – способ расчета

дорожных одежд, предложенный Дорожным Бюро штата Калифорния

(США), основанный на зависимости прочности дорожных одежд от

свойств грунта земляного полотна, при котором определяют показатель

прочности грунта, при испытании его в специальной форме путем вдавли-

вания штампа.

МЕТОД РАСЧЕТА КАРКАСНО-СТЕРЖНЕВОЙ – метод расчета, в

котором железобетонный элемент рассматривают в виде системы про-

дольных и наклонных сжатых и растянутых полос, состоящих из бетона и

арматуры.

МЕТОД РАСЧЕТА НА УСТОЙЧИВОСТЬ ДИНАМИЧЕСКИЙ –

метод определения критической нагрузки, основанный на рассмотрении

колебания системы.

МЕТОД РАСЧЁТА ПО ПРЕДЕЛЬНЫМ СОСТОЯНИЯМ – метод

расчѐта конструкций и оснований сооружений, в основу которого положен

принцип недопустимости перехода рассчитываемого объекта в какое-либо

предельное состояние в период строительства и последующей эксплуата-

ции.

МЕТОД РАСЧЕТА СТАТИСТИЧЕСКИЙ – методы расчета конструк-

ций, основанные на математическом аппарате теории вероятностей и

математической статистики.

МЕТОД РАСЧЁТА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ – метод определения крити-

ческой нагрузки из условия равенства нулю приращения полной энергии

системы при переходе еѐ в смежное состояние.

МЕТОД РЕМОНТА АГРЕГАТНЫЙ – обезличенный метод ремонта,

при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отре-

монтированными.

МЕТОД РЕМОНТА ПОТОЧНЫЙ – метод ремонта, выполняемого на

специализированных рабочих местах с определенными технологической

последовательностью и ритмом.

МЕТОД РЕМОНТА ФИРМЕННЫЙ – метод выполнения ремонта

предприятием-изготовителем.

МЕТОД РЕСТАВРАЦИИ АНАЛИТИЧЕСКИЙ – метод реставрации,

предусматривающий восстановление только тех частей и элементов па-

мятника архитектуры, которые вскрыты натурным анализом; воссоздание

утраченных частей допускается лишь в крайних, конструктивно необхо-

димых случаях, и эти части должны отличаться от первоначальных.

МЕТОД РЕСТАВРАЦИИ СИНТЕТИЧЕСКИЙ – метод реставрации,

предусматривающий целостное воссоздание памятника архитектуры,

соответствующее определѐнному периоду его развития; допускается

воссоздание утраченных частей в первоначальном виде.

МЕТОД РУЛОНИРОВАНИЯ – способ уменьшения объѐма монтажных

работ при сооружении ѐмкостей из листового металла: сваренные на заво-

де из отдельных листов полотнища свѐртываются в рулоны, удобные для

транспортировки; на строительной площадке они разворачиваются с

помощью специальных механизмов и устанавливаются в проектное поло-

жение с последующей сваркой соединительных швов.

МЕТОД СЕЧЕНИЯ – метод, позволяющий установить наличие внут-

ренних сил в находящемся в равновесии теле путем мысленного рассече-

ния его плоскостью или поверхностью, отбрасывании одной из его частей

и уравновешивании внешних сил, действующих на оставшуюся часть,

внутренними усилиями, которые определяют из условий равновесия этой

части. Таким образом М.с. позволяющий рассматривать внутренние силы

как внешние по отношению к рассматриваемой части тела.

МЕТОД СИ-БИ-АР (метод CBR) – см. метод расчета дорожных

одежд CBR.

МЕТОД СИЛ – метод определения усилий и перемещений в элементах

статически неопределимых систем от произвольной нагрузки, при котором

основными неизвестными служат усилия в лишних связях (силы, заме-

няющие воздействия лишних связей). Расчет статически неопределимых

систем по М.с. начинается с выбора т.н. основной системы. Основная

система получается из заданной при помощи удаления того или иного

количества лишних связей. На практике в большинстве случаев отбрасы-

вается такое количество лишних связей, которое в точности равно количе-

ству лишних связей. Тогда основная система получается геометрически

неизменяемой и статически определимой.

МЕТОД СКОЛЬЗЯЩЕЙ ОПАЛУБКИ – индустриальный метод строи-

тельства многоэтажных зданий с использованием опалубки, состоящей из

двух рядов щитов, закрепленных на домкратной раме, к которой крепят

несущие конструкции рабочего настила с подвешенными подмостками,

домкратных стержней, домкратов и насосных станций для подъема опа-

лубки. М.с.о. применяется для возведения вертикальных элементов зданий

и сооружений (башен, ядер жесткости и стен зданий) постоянного, пере-

менного или ступенчато-переменного поперечного сечения из монолитно-

го железобетона методом непрерывного бетонирования.

МЕТОД СТАТИКИ ГРАФИЧЕСКИЙ – см. графостатика.

МЕТОД СТВОРНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ – метод измерения деформа-

ций оснований путем определения отклонений деформационных марок во

времени, установленных на здании (сооружении), от линии створа, концы

которого закрепляются неподвижными опорными знаками.

МЕТОД «СТЕНА В ГРУНТЕ» – технология, позволяющая без предва-

рительного раскрытия котлованов выполнять глубокие фундаментные и

подземные конструкции (сборные или монолитные) с несущими или

противофильтрационными функциями посредством выполнения в грунте

выработок, траншей, щелей или скважин) под защитой обсадных труб или

тиксотропной глинистой суспензии, которая играет роль временной крепи

для стенок в соответствующих выработках за счет избыточных гидроста-

тического и гидродинамического давлений. Впоследствии в выработках

формируют конструктивные элементы путем подводного бетонирования

или замоноличивания сборных элементов.

МЕТОД СТРАТИГРАФИЧЕСКИЙ – в археологии – определение

относительной хронологии культурных остатков, сооружений и находок в

зависимости от их залегания в культурном слое.

МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА ВАХТОВЫЙ – один из разновидностей

организационных методов непрерывного обеспечения трудовыми ресур-

сами строительства рассредоточенных объектов, удаленных на большое метод проектирования дизайнерского «сценарное - student2.ru метод проектирования дизайнерского «сценарное - student2.ru



расстояние от постоянного места жительства работников, за счет перио-

дичности их работы (вахты) и отдыха.

МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОГ ПОТОЧНЫЙ – организация

строительства с применением комплексной механизации и сосредоточени-

ем средств производства в подвижных строго специализированных под-

разделениях (отряды, колонны и т.п.), которые непрерывно передвигаются

вдоль трассы дороги, причем каждое подразделение выполняет только

определенные виды работ, непрерывно и технологически последователь-

но, в результате чего обеспечивается ритмичная работа с окончанием

подготовленных к сдаче в эксплуатацию равных по длине участков дороги

в определенные промежутки времени (смена, рабочий день и т.п.).

МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА КОМПЛЕКТНО-БЛОЧНЫЙ – метод

организации строительства зданий и сооружений и их частей (котельных,

компрессорных и насосных станций, трансформаторных подстанций,

транспортных галерей и др.) и монтажа технологических линий, агрегатов

и инженерного оборудования, при котором предусматриваются индустри-

альное изготовление и поставка на строительную площадку комплектов

блоков, их укрупнительная сборка и возведение из них зданий и сооруже-

ний.

МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА ПАРАЛЛЕЛЬНО-ПОТОЧНЫЙ –

поточный метод, организуемый путем введения в поток дополнительных

однотипных бригад или путем изменения очередности освоения фронтов

работ.

МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ – метод организации

строительного производства, при котором здания и сооружения данного

комплекса возводятся одновременно.

МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА «ПОД КЛЮЧ» – порядок организации

работ, при котором подрядчик несет полную ответственность перед заказ-

чиком за проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов к

установленному сроку. На основе сосредоточения функций управления

всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной

структуре осуществляется единый непрерывный комплексный процесс

создания готовой строительной продукции (проектирование – выполнение

строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек техно-

логическим и инженерным оборудованием, – ввод в эксплуатацию).

МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ – метод

организации строительного производства, при котором каждое после-

дующее здание данного комплекса возводится вслед за окончанием пре-

дыдущего.

МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА ПОТОЧНО-РАСЧЛЕНЕННЫЙ –

поточный метод с полным расчленением строительного процесса на про-

стые рабочие процессы, а в некоторых случаях – на строительные опера-

ции.

МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА ПОТОЧНЫЙ – метод организации

строительного производства, характеризующийся разбивкой объекта на

«захватки» (секции, пролѐты, этажи, части зданий и сооружений), а ком-

плекса строительно-монтажных работ делится на циклы. Процесс возведе-

ния сооружений (их групп) делится на отдельные (частные) специализиро-

ванные комплексы работ – строительные потоки, выполняемые непрерыв-

но с переходом рабочих с расчетной скоростью с одного частного фронта

работ на другой. По характеру развития строительные потоки могут быть

ритмичными, разноритмичными и неритмичными; по времени действия –

краткосрочными и долговременными (непрерывными).

МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА УЗЛОВОЙ – метод строительства, осно-

ванный на членении сложного промышленного комплекса (объекта) на

относительно автономные части (конструктивные, технологически обо-

собленные узлы) и создании на этой основе поузловой системы подготов-

ки (позволяющей проводить пусконаладочные работы и сдачу в эксплуа-

тацию независимых узлов), организации и управления строительным

производством, начиная от разработки проектно-сметной документации до

ввода объектов в эксплуатацию. Состав и границы узлов устанавливаются

с учетом организационно-технологических требований строительства

предприятий, увязанных с требованиями основного процесса получения

готовой продукции. Основным документом, отражающим особенности

организации строительства при М.с.у., является укрупненный поузловой

сетевой график, устанавливающий продолжительность строительства и

сроки ввода в эксплуатацию производственных мощностей, включая

проектирование, строительство, материально техническое обеспечение и

ввод в эксплуатацию. М.с.у. получил развитие при возведении крупных

промышленных предприятий.

МЕТОД СЪЁМКИ – см. съемка методом.

МЕТОД ТЕНЗОМЕТРИИ – метод измерения деформаций твѐрдых тел с

помощью специальных измерительных устройств (тензометров), дающих

возможность получить результаты измерения прямым или косвенным

путѐм.

МЕТОД ТРУДА – способ осуществления процессов труда, характери-

зующийся составом приемов, операций и определенной последовательно-

стью их выполнения.

МЕТОД УЛУЧШЕНИЯ ГРУНТОВ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЙ –

методы, основанные на воздействии на коллоидно-глинистую часть грунта

и его смесей с гравием или щебнем термической обработкой, солевым

укреплением, гидрофобизацией и укреплением вяжущими материалами.

МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ – совокупность воздействий субъекта управле-

ния на коллективы людей, участвующих в производственном процессе, и

на условия, обеспечивающие достижение поставленной цели. В первом

случае М.у. является способом прямого воздействия, а во втором – косвен-

ного. К М.у. прямого (непосредственного) воздействия на трудовой кол-

лектив относятся методы директивные, убеждения, стимулирования и

принуждения.

МЕТОД ФАЗОВЫЙ – используемый в геодезии метод определение

дальности от спутника до спутникового приемника по изменению на этом

пути фазы несущей волны.

МЕТОД ФОТОУПРУГИХ ПОКРЫТИЙ – метод экспериментального

исследования напряжѐнного состояния конструкций с помощью оптиче-

ски активного вещества, наносимого в виде плѐнки на поверхность конст-

рукции.

МЕТОД ФОТОУПРУГОСТИ – см. метод исследования напряжений

оптический.

МЕТОД ШОРА – метод определения твѐрдости металлов по высоте

отскакивания лѐгкого бойка с алмазным наконечником от испытываемого

массивного образца (с помощью склероскопа). Назван по имени американ-

ского промышленника А. Шора.

МЕТОД ЭЙЛЕРА – метод расчета на устойчивость прямого стержня

(системы с прямыми стержнями) при продольном осевом сжатии (при

приложении нагрузок в узлах системы) в пределах упругих деформаций.

МЕТОД ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ – метод оценки рацио-

нальности данного решения на основе сравнения его экономических пока-

зателей с такими же показателями целого ряда аналогичных решений.

МЕТОД ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ – комплекс экономи-

ческих и математических дисциплин, объединяет: экономико-

статистические методы (экономическая статистика, математическая стати-

стика); эконометрию; исследование операций (методы принятия опти-

мальных решений); экономическую кибернетику.

МЕТОДИКА – совокупность методов, способов, приемов для системати-

ческого проведения исследований, применения на практике выработанных

при исследовании рекомендаций; рекомендуемый порядок действий.

МЕТОДИКА ДИЗАЙНА – соединение основополагающих принципов,

методов и средств решения задач дизайна применительно к различным

видом объектов проектирования. М.д. включает принципы и способы

анализа проектных ситуаций, научного и художественного моделирования

объекта и адекватные им правила создания проектных идей и концепций,

изложенные в их логической взаимосвязи и системном единстве, которое,

в свою очередь, обусловлено ведущей методической концепцией. Цель

М.д. – упорядочить и систематизировать конкретную деятельность дизай-

нера с позиций общей концепции дизайна. М.д. задает основные категории

проектной деятельности, разворачивает логику операционного процесса

(формирование, разработка и воплощение дизайнерского замысла) и ана-

лизирует возможности конкретных средств и приемов проектирования в

их взаимосвязи с типами и параметрами проектных задач. М.д. может

иметь широкий или, наоборот, специализированный характер в зависимо-

сти от вида объекта или применяемых в дизайн-процессе средств (напри-

мер, проектирование с помощью компьютера). См. также метод дизайна.

МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЙ – установленная совокупность операций и

правил при измерении, выполнение которых обеспечивает получение

необходимых результатов измерений с гарантированной точностью в

соответствии с принятым методом измерения.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ – варианты способов

проведения научно-проектных работ. М.и.в.д. разделяются на визуально-

графические (фиксационный, обмерный, сравнительный, аполитический),

вербальные или словесно-логические (исторический, фиксационный,

сравнительный, аналитический), предметные (абстрактно-модельный,

макетно-модельный, предметный, предметно-экспериментальный). По

оснастке различают методы – визуальный, приборный, эксплуатационный,

комбинированный; по месту проведения – мысленный, полевой, лабора-

торный, производственный, полупроизводственный; по способу ведения –

конкретный (один объект), локальный (один метод), всеобщий (множество

объектов), универсальный (множество методов).

МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ – организационно-методический доку-

мент, обязательный к выполнению, включающий метод испытаний, сред-

ства и условия испытаний, отбор проб, алгоритмы выполнения операций

по определению одной или нескольких взаимосвязанных характеристик

свойств объекта, формы представления данных и оценивания точности,

достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны

окружающей среды.

МЕТОДИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ – см.

конструирование художественное дизайнерское.

МЕТОДОЛОГИЯ – учение о системе принципов и методов построения

теоретических познаний и практической деятельности. М. отличается от

теории акцентом на методах и путях достижения практически эффектив-

ных знаний.

МЕТОДОЛОГИЯ АРХИТЕКТУРЫ – 1) область научных знаний,

изучающая способы, предпосылки и принципы организации познаватель-

ной и практически-преобразовательной архитектурной деятельности; 2)

совокупность способов, приемов, принципов и подходов, используемых в

разных видах архитектурной деятельности.

МЕТОПА – прямоугольная, почти квадратная плита с плоской или рель-

ефной поверхностью, заполняющая промежутки между триглифами и

образующая вместе (чередуясь) с последними фриз дорического ордера.

М. часто декорируются рельефом или росписью, украшаются скульпту-

рой.

МЕТР – основная единица метрической системы мер, определяемая

расстоянием между штрихами на «метре-прототипе», хранящемся в Меж-

дународном бюро мер и весов в Севре, близ Парижа. В 1983 г. установле-

но, что М. следует называть расстояние, которое проходит луч света в

вакууме за 1/299792548 ≈ 1/300 долю секунды.

МЕТР АРХИТЕКТУРНЫЙ – простейшая форма архитектурного ритма,



представляющая собой закономерное повторение и чередование одинако-

вых архитектурных элементов (деталей, форм, объемов) с равными интер-

валами.

МЕТРО – см. метрополитен.

МЕТРОЛОГИЯ – наука об измерениях и методах достижения повсеме-

стного их единства и требуемой точности. К основным проблемам М.

относятся общая теория измерений, образование единиц физических

величин и их систем, методы и средства их измерения, методы определе-

ния точности измерений, основы обеспечения единства измерений и мет-

рологической исправности средств измерений, создание эталонов и образ-

цовых средств измерений.

МЕТРОЛОГИЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ – часть геодезии, занимающаяся

рассмотрением комплекса вопросов, необходимых для обеспечения един-

ства измерений и требуемой точности геодезических измерений.

МЕТРОПОЛИС – интенсивно разрастающийся крупный, чаще всего

столичный город.

МЕТРОПОЛИТЕН – вид городского внеуличного электрифицированно-

го рельсового пассажирского транспорта (подземного, наземного, надзем-

ного), предназначенного для скоростных перевозок и оборудованного

надежными системами безопасности. Фактически М. представляет собой

городскую внеуличную электрифицированную железную дорогу для

массовых скоростных перевозок пассажиров. По расположению М. может

быть подземным (в туннелях), надземным (на эстакадах) и наземным

(проходить по специально отведенным участкам на обособленной от улиц

территории города). М. отличается высокой эксплуатационной скоростью

(до 45 км/ч) и провозной способностью (до 60 тыс. пассажиров в 1 ч в

одном направлении). Многие станции М. – монументальные сооружения с

индивидуальным архитектурно-художественным обликом.

МЕТРОПОЛИЯ – в Древней Греции город-государство (полис) по от-

ношению к созданным им поселениям (колониям), позднее – государство,

имеющее колонии, является по отношению к ним. В настоящее время

используется как термин, для обозначения зависимости одних территорий

(государств, регионов и т.п.) от других (близко противопоставлению про-

винции и столицы).

МЕТЧИК – осевой многолезвийный металлорежущий инструмент для

нарезания и обработки внутренней резьбы в предварительно просверлѐн-

ных отверстиях. Имеет вид цилиндрического валика (закаленного винта с

прорезанными вдоль стержня канавками) с режущими кромками на конце.

Изготавливается из инструментальной или из быстрорежущей стали. М.

подразделяются на ручные, машинно-ручные и машинные; по профилю

нарезаемой резьбы – на метчики для метрической, дюймовой и трубной

резьб; по конструкции – на цельные, сборные и специальные.

МЕХАНИЗАЦИЯ – замена ручных средств труда машинами и механиз-

мами; одно из главных направлений научно-технического прогресса.

Различают частичную и комплексную М.

МЕХАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНАЯ – порядок производства работ,

при котором все технологически связанные основные и вспомогательные

тяжѐлые и трудоѐмкие операции выполняются при помощи системы

согласованно работающих и взаимоувязанных машин и механизмов,

обеспечивающих поточность выполнения технологических процессов.

М.к. – полностью механизированное производство.

МЕХАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНАЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ – выпол-

нение всех производственных и транспортных процессов с помощью

комплекта машин, взаимно увязанных по производительности.

МЕХАНИЗАЦИЯ МАЛАЯ – 1) применение при выполнении строитель-

ных операций небольших ручных машин и механизированного инстру-

мента. 2) Средства и вспомогательное оборудование, предназначенные для

сокращения затрат ручного труда и механизации трудоемких операций и

отдельных процессов. Средства М.м. по функциональному назначению

делятся на следующие группы: средства подмащивания, грузозахватные

приспособления, контейнеры и пакеты, емкости, внутрипостроечный

транспорт, вспомогательные средства М.м. для улучшения условий труда

и техники безопасности, средства М. м. по видам работ.

МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ – выполнение строи-

тельных процессов с помощью различных механизмов, способствующих

повышению производительности труда, уменьшению численности заня-

тых в строительстве рабочих, сокращению сроков строительства, сниже-

нию стоимости строительных работ и улучшению условий труда рабочих-

строителей.

МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА – замена при производстве

строительных работ ручного труда механизмами (включая средства малой

механизации), повышающими производительность труда при одновре-

менном сокращении сроков возведения жилых, общественных и промыш-

ленных зданий, снижении их стоимости.

МЕХАНИЗАЦИЯ ТРУДА – замена при производстве работ ручного

труда механизмами; характеристикой М.т. служит доля рабочих, выпол-

няющих свои производственные функции механизированным способом в

общей численности рабочих.

МЕХАНИЗМ – система, предназначенная для преобразования движения

одного или нескольких твердых тел в требуемые движения других твер-

дых тел. М. составляют основу большинства машин, применяются во

многих приборах, аппаратах, устройствах; состоят из звеньев – твѐрдых

тел из одной или нескольких неподвижно соединѐнных деталей, совер-

шающих под действием приложенных сил заранее определѐнные целесо-

образные движения. Подвижное соединение двух звеньев – кинематиче-

ская пара. Наиболее распространены: вращательная (шарнир), поступа-

тельная (ползун и направляющая), винтовая (винт и гайка), сферическая

(шаровой шарнир), кинематические пары. В связи с этим по структурно-

конструктивным признакам различают М. шарнирные (рычажные), кулач-

ковые, зубчатые, клиновые, винтовые, фрикционные, с гибкими звеньями,

с гидравлическими, пневматическими и электрическими устройствами и

прочие.

МЕХАНИЗМ ВЛАГОПЕРЕНОСА – совокупность физических явлений,

обусловливающих перемещение влаги в материалах и конструкциях.

МЕХАНИЗМ ВОРОТ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ – механизм с до-

полнительными элементами, предназначенный для остановки полотен

ворот и удерживания их в неподвижном положении в случае выхода из

строя находящихся под нагрузкой механизмов привода.

МЕХАНИЗМ ВОРОТ САМОТОРМОЗЯЩИЙСЯ – устройство, оста-

навливающее и удерживающее полотна ворот в неподвижном положении

в случае выхода из строя основного привода.

МЕХАНИЗМ ВЫДВИЖЕНИЯ СТРЕЛЫ – приводное устройство для

изменения длины стрелы грузоподъемного крана.

МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ – составная часть машины или сама

порождающая двигательную силу (например, двигатель внутреннего

сгорания) или получающая импульс извне (например, электродвигатель).

МЕХАНИЗМ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ – механизм, в котором ре-

зультирующее перемещение равно сумме или разности исходных пере-

мещений, например зубчатые механизмы в транспортных машинах, обес-

печивающие вращение ведущих колѐс с различными скоростями на пово-

ротах. Д.м. в приборах, металлорежущих станках обеспечивают малые

точные перемещения или большие силы.

МЕХАНИЗМ ЗАПИРАЮЩИЙ – совокупность всех замковых уст-

ройств и силовых элементов (тяг, ригелей, засовов и т.п.), обеспечивающих

запирание дверей, окон и т.п.

МЕХАНИЗМ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫЛЕТА – приводное устройство для

изменения вылета стрелы путем изменения угла наклона стрелы и/или

гуська грузоподъемного крана.

МЕХАНИЗМ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ – устройство в системе автома-

тического регулирования и управления, непосредственно осуществляю-

щее механическое перемещение или поворот (т.е. служащие приводами)

регулирующего органа объекта управления. М.и. – главная часть машины,

которая, получив соответствующее движение, выполняет своими рабочи-

ми органами те операции, в результате которых совершается полезная

работа, при ручном труде выполняемая рабочими с помощью инструмен-

тов. По типу привода различают гидравлические, пневматические, элек-

трические и комбинированные М.и. (например, электрогидравлический).

МЕХАНИЗМ КРИВОШИПНО-ПОЛЗУННЫЙ – кривошипный меха-

низм, в состав которого входит ползун – звено, образующее со стойкой

(неподвижным звеном) поступательную кинематическую пару. М.к.-п.

преобразует вращательное движение в прямолинейно-поступательное или

наоборот.

МЕХАНИЗМ КРИВОШИПНЫЙ – механизм, преобразующий один

вид движения в другой (например, равномерное вращательное в поступа-

тельное, неравномерное вращательное, качательное и др.). Имеет вра-

щающееся звено в виде кривошипа или коленчатого вала, которое связано

со стойкой (неподвижным звеном) и др. звеном вращательного механизма

кинематическими парами (шарнирами). Плоские 4-звенные М.к. делятся

на шарнирные, кривошипно-ползунные (наиболее распространѐнные) и

кривошипно-кулисные (кулиса).

МЕХАНИЗМ КРИТИЧНЫЙ – входящий в предмет оценки механизм,

который не защищен другими механизмами и чей отказ приведет к ослаб-

лению безопасности.

МЕХАНИЗМ КУЛАЧКОВЫЙ – механизм, подвижное звено которого

(кулак) взаимодействует с др. подвижным звеном (толкателем). М.к. осу-

ществляет почти любой (заранее заданный) закон движения.

МЕХАНИЗМ ОТБОЙНЫЙ ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ – механизм, кото-

рый сам производит удар и тем самым облегчает работу по бетону или

камню, по сравнению с традиционными ударными дрелями, у которых

удар производится через «храповик» и силу нажатия пользователя. С

пневматическим перфоратором необходимая работа осуществляется по

крайней мере в три раза быстрее и с применением одной трети силы.

МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАТОЧНЫЙ (трансмиссия) – составная часть

машины, предназначенная для регулирования движения, если нужно,

изменения его формы (например, вращательное в поступательное и др.),

распределения движения и переноса его на исполнительный механизм

(валы, зубчатые колеса, редукторы, цепи и т.п.).

МЕХАНИЗМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ КРАНА – приводное устройство,

обеспечивающее передвижение грузоподъемного крана. Аналогично

определяются механизмы передвижения грузовой тележки или тали.

МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА – приводное устройство для обеспечения

вращения поворотной части грузоподъемного крана в горизонтальной

плоскости.

МЕХАНИЗМ ПОДЪЕМА – приводное устройство (как правило, грузо-

подъемного крана, реже – иного грузоподъемного приспособления), обес-

печивающее подъем и опускание груза.

МЕХАНИЗМ ПРОТИВОЗАТРАТНЫЙ – система экономических

мероприятий, делающая невыгодным увеличение затрат. Достигается

ориентированием производства на конечную продукцию, например, в

строительстве на ввод объектов в эксплуатацию.

МЕХАНИЗМ РЫЧАЖНЫЙ – механизм, составленный из звеньев

(рычагов), входящих в низшие кинематические пары (например, кардан-

ный, кривошипно-ползунный, шарнирный, кулисный механизм).

МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА – механизм для передачи враще-

ния от ведущего звена к ведомому лишь при определенном направлении

их относительного вращения. Часто используется как обгонная муфта,



которая автоматически сцепляет или расцепляет валы в зависимости от

направления их относительного вращения.

МЕХАНИЗМ СМЫВА ДВОЙНОГО (смыва экономного) – устройство

(технология), обеспечивающая остановку потока воды из сливного бачка

унитаза при смыве повторным нажатием управляющей кнопки.

МЕХАНИЗМ СТРОИТЕЛЬНЫЙ – совокупность подвижно соединен-

ных деталей, предназначенных для выполнения определенной работы при

строительстве зданий и сооружений (например, лебедка, таль, водяной

насос и т.п.).

МЕХАНИЗМ СУВАЛЬДНЫЙ – механизм дверного замка, переме-

щающий и фиксирующий в рабочих положениях засов замка и обеспечи-

вающий секретность посредством набора определенных комбинаций

плоских пластин (сувальд), имеющих вырезы, соответствующие собствен-

ному ключу.

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВА ГРУЗОЗАХВАТНОГО –

элемент грузозахватного средства, обеспечивающий механизацию стро-

повки, расстроповки и ориентации груза.

МЕХАНИЗМ ФРАМУЖНЫЙ – изделие, служащее для открывания и

закрывания высокорасположенных или крупногабаритных окон и состоя-

щее из системы рычагов или других механизмов, приводимых в действие

вручную.

МЕХАНИЗМ ФРИКЦИОННЫЙ – механизм, служащий для передачи

или изменения движения за счѐт сил трения между его звеньями. Приме-

няют в тормозах, муфтах, бесступенчатых передачах и т.д.

МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ – совокупность форм и методов

регулирования процесса воспроизводства. Формируется на основе эконо-

мических законов, отражающих объективно существующие устойчивые

причинно-следственные связи и взаимозависимости экономических явле-

ний в процессе производства, распределения, обмена и потребления мате-

риальных благ и услуг. Опосредует взаимодействие между системой

производственных отношений, производительными силами и надстройкой

общества. Видоизменяется под воздействием достигнуто

Наши рекомендации