Комплектация производственно-технологическая

– комплектная поставка в рабочие зоны материалов, изделий и конструк-

ций, доведенных на специально организуемых базах до полной готовности

к производственному применению.

КОМПЛЕКТНОСТЬ ПРОДУКЦИИ – выпуск изделий в полностью

готовом для их употребления виде.

КОМПЛЕКТОВОЧНАЯ – помещение в торговом предприятии для

комплектования различных наборов и заказов.

КОМПЛЮВИЙ – четырехугольное отверстие в кровле древнеримского

атриума или каведиума для стока дождевой воды в имплювий (бассейн в

центре древнеримского жилища). См. также атрий.

КОМПОЗИТ – см. материал композиционный древесно-полимерный.

КОМПОЗИЦИЯ – построение художественного произведения, обуслов-

ленное его содержанием, характером, назначением и во многом опреде-

ляющее его восприятие. К. – важнейший, организующий элемент художе-

ственной формы, придающий произведению единство и цельность, сопод-

чиняющий его компоненты друг другу и целому. К. – мотивированное

расположение компонентов произведения, взаимодействие которых обра-

зуют композиционное единство произведения.

КОМПОЗИЦИЯ АРХИТЕКТУРНАЯ – 1) сочетание и взаимосвязь всех

элементов сооружения (художественное построение архитектурного

произведения), которые в результате создают законченность и целостность

архитектурного произведения, обусловленное идейно-образным содержа-

нием, конструктивными особенностями, характером и назначением со-

оружения или ансамбля; 2) творческий процесс, главный и определяющий

этап архитектурного проектирования, когда содержание (единство функ-

циональных, инженерно-технических и идейно-художественных требова-

ний) получает конкретную материальную форму, выраженную графиче-

ски.

КОМПОЗИЦИЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ОСЕВАЯ – архитектурная ком-

позиция, имеющая выраженную композиционную ось.

КОМПОЗИЦИЯ АРХИТЕКТУРНАЯ СВОБОДНАЯ – архитектурная

композиция, не имеющая выраженной композиционной оси.

КОМПОЗИЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ – 1) планировочная орга-

низация объекта градостроительства или территориальной планировки как

носителя художественной информации; 2) соединение визуальных харак-

теристик объекта градостроительства или территориальной планировки

друг с другом и с окружением, которое создается, воспринимается, истол-

ковывается в рамках художественного отношения к миру.

КОМПОЗИЦИЯ ГРУНТОВОЧНАЯ – одно- или двухкомпонентная

композиция, предназначенная для упрочнения и обеспыливания бетонного

основания и повышения его адгезии с покрытием пола.

КОМПОЗИЦИЯ ДИЗАЙНЕРСКАЯ – построение (структура) произве-

дения дизайнерского искусства, расположение и связь его частей, обуслов-

ленные их компоновкой, отвечающей назначению и технической идее

этого произведения и его художественному (образному) замыслу, отра-

жающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнер-

ского продукта. При оценке К.д. в процессе проектирования она анализи-

руется с позиций выразительности, логической завершенности и эстетиче-

ской целесообразности формы, с точки зрения ее существования в контек-

сте культурной ситуации. В К.д. классические средства и приемы (пропор-

ционирование, симметрия и асимметрия, масштабность, ритмическая

организация, тектоника, нюанс, тождество, контраст) сочетаются с сего-

дняшней трактовкой способов формирования дизайн-продукции (ассамб-

ляж, комбинаторика, инсталляция, монтаж и др.). Конечная цель примене-

ния этих средств – комплексная эстетическая организация материально-

конструктивных и визуальных слагаемых средовой системы и пр.), как

результат формообразующей деятельности). Цель этих действий – устра-

нение случайных противоречий формы и содержания дизайн-объекта,

доведение до художественного и практического совершенства результата

композиционных усилий.

КОМПОЗИЦИЯ ДИЗАЙНЕРСКАЯ СРЕДОВАЯ – целенаправленная

художественная организация предметно-пространственной средовой

системы, задачей которой является создание определенного, задуманного

автором эмоционально-художественного эффекта, согласующегося с

функциональной основой системы за счет визуального соподчинения ее

компонентов и деталей. В технической эстетике, теории дизайна К.д.с.

подразумевает не просто некий порядок в пределах группы предметов в

пространстве, а такое сочетание, которое формирует у зрителя заранее

предусмотренный проектировщиком эмоциональный отклик. Реализуется

К.д.с. композиционной структурой, закрепляющей эмоционально-

эстетические взаимоотношения между всеми компонентами среды. Счита-

ется, что при всем многообразии закономерностей, которые могут быть

положены в основу композиции, в ней всегда существует некое господ-

ствующее начало, которое воплощает основное содержание целого и

потому назначает составляющим среды их «композиционное» место

(доминанты, акценты, фон).

КОМПОЗИЦИЯ ЛАНДШАФТНАЯ – гармоничная соподчиненность

элементов ландшафтной композиции, обусловленная замыслом и назначе-

нием объекта, образующая единство организуемого пространства. К эле-

ментам К.л. относят: местоположение, рельеф, насаждения, водоемы,

дорожную сеть и покрытия, парковые сооружения, малые формы.

КОМПОЗИЦИЯ МИНЕРАЛЬНАЯ – смесь минеральных вяжущих,

наполнителей и добавок, в том числе органических, в количестве не более

1% от массы смеси в расчете на сухое вещество.

КОМПОЗИЦИЯ НАЛИВНАЯ – полиминеральная (двух- или трехком-

понентная) дисперсная композиция, предназначенная для устройства и

ремонта покрытия пола.

КОМПОЗИЦИЯ ПОЛИМИНЕРАЛЬНАЯ – двух- или трехкомпонент-

ная смесь минерального вяжущего, полимерного связующего, наполните-

лей и добавок с крупностью зерен заполнителей до 5 мм, предназначенная

для устройства и ремонта покрытия пола и монолитной стяжки.

КОМПОЗИЦИЯ РАСТВОРНАЯ – см. композиция полиминеральная.

КОМПОЗИЦИИ СКУЛЬПТУРНЫЕ ПАРКОВЫЕ – художественные

изделия (обычно зооморфные или антропоморфные) из камня, гипса,

бетона, металла, керамики, стекла.

КОМПОЗИЦИЯ ПОЛИМЕРНАЯ – смесь полимерного связующего,

наполнителей и добавок.

КОМПОЗИЦИЯ ЧЕРНИ – широко применявшаяся в дореволюционной

России черная масляная краска для малярных работ, побочный продукт

при производстве берлинской лазури (ярко-синей краски с едва заметным

зеленоватым оттенком).

Наши рекомендации