Клапан газовый предохранительный запорный
(ПЗК) – устройство, которое прекращает подачу газа при выходе контро-
лируемого давления за установленный верхний или нижний предел. Ско-
рость приведения рабочего органа в закрытое положение составляет не
более 1 с, а открытие после этого осуществляется только вручную. Посту-
пление газа прекращается в положении, когда клапан посажен на седло в
вентильном корпусе, который через промежуточный шток соединѐн с
рычагом.
КЛАПАН ГАЗОВЫЙ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ СБРОСНОЙ –
предназначен для поддержания давления газа на заданном уровне и защи-
ты газового оборудования от недопустимого повышения давления в газо-
вой сети. Это происходит путѐм удаления в атмосферу некоторого объѐма
газа (теплоносителя) из системы. К.г.п.с. бывают пружинными, мембран-
ными и жидкостными.
КЛАПАН ДРОССЕЛЬНЫЙ – клапан для регулирования давления и
расхода пара, газов или жидкости путѐм изменения проходного сечения
трубопровода.
КЛАПАН ДРОССЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХОВОДА – устройство для регу-
лирования расхода воздуха в воздуховодах вентиляционной сети, выпол-
ненное в виде поворачивающегося вокруг своей оси клапана.
КЛАПАН ДЫМОВОЙ – конструктивный элемент, регулирующий
газообмен при пожаре; представляет собой клапан с нормируемым преде-
лом огнестойкости, открывающийся при пожаре.
КЛАПАН ОБРАТНЫЙ – клапан, пропускающий транспортируемую
среду только в одном направлении и автоматически закрывающий трубо-
провод при еѐ обратном движении.
КЛАПАН-ОТСЕКАТЕЛЬ – клапан на газопроводе, прекращающий
пропуск газа в сеть по импульсу от командных приборов.
КЛАПАН ПЕРЕПУСКНОЙ – клапан для направления потока воздуха
или жидкости в обход основного устройства или аппарата.
КЛАПАН ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ – устройство, обеспечивающее
безопасность оборудования, работающего при высоком давлении жидко-
сти, газа или пара, в тех случаях, когда превышение давления сверх уста-
новленного рабочего может вызвать повреждение этого оборудования.
К.п. устанавливают на паровых котлах, ресиверах для сжатого воздуха,
различном технологическом оборудовании и трубопроводах, работающих
под давлением. При повышении в системе давления сверх допустимого
К.п. открывается и автоматически сбрасывает избыток рабочей среды,
предотвращая аварию, по достижении допустимого давления К.п. вновь
автоматически закрывается. К.п. разделяются на грузовые (затвор нагру-
жается грузом непосредственно или через рычажное устройство) и пру-
жинные (давлению среды на затвор противодействует сила пружины).
КЛАПАН ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ – устройство (огнестойкий клапан),
автоматически перекрывающее при пожаре проем, канал или трубопровод
(воздуховод) в противопожарной преграде и препятствующее распростра-
нению огня и дыма в течение нормируемого времени.
КЛАПАН ПРОХОДНОЙ – устройство для регулирования расхода
транспортируемой среды путѐм изменения проходного сечения трубопро-
вода.
КЛАПАН РЕГУЛИРУЮЩИЙ – устройство для регулирования темпе-
ратуры, давления, расхода и др. параметров, входит в автоматические
системы управления или регулирования и воздействует на течение техно-
логических или теплоэнергетических процессов в соответствии с получае-
мой командной информацией. К.р. устанавливается на магистральных и
технологических трубопроводах, технологических аппаратах, установках,
резервуарах и т.п. для работы при температуре среды от –225 до 450°С.
К.р. состоит из регулирующего органа (собственно клапана), который
изменяет сечение потока, и исполнительного механизма – привода ()обыч-
но пневматического), который получает командную информацию от
автоматического регулятора или прибора с дистанционным управлением и
передает ее регулирующему органу. По условной пропускной способности
различают К.р. для средних, малых и микрорасходов, по условному давле-
нию – низкого, среднего и высокого давлений. По конструктивным при-
знакам К.р. отличаются большим разнообразием: одно- и двухседельные,
диафрагмовые, проходные, угловые, трехходовые и т.п.
КЛАПАН РЕГУЛИРУЮЩИЙ ДВУХСЕДЕЛЬНЫЙ – клапан (обыч-
но с мембранно-пружинным исполнительным механизмом), регулирую-
щий орган которого имеет фланцевую проходную конструкцию и состоит
из верхней и нижней крышек, плунжера и корпуса, в который ввернуты 2
седла. Шток плунжера соединительной гайкой связан со штоком исполни-
тельного механизма, закрепленным на верхней крышке регулирующего
органа. Стандартный командный сигнал (под давлением воздуха 0,02-0,1
Мн/см2) воздействует на мембрану, которая передает усилие на возврат-
ную пружину механизма, в результате чего перемещается шток с затвором
и изменяется проходное сечение, а следовательно, и пропускная способ-
ность клапана.
КЛАРКИ ЭЛЕМЕНТОВ – числовые оценки среднего содержания хими-
ческих элементов в земной коре, гидросфере, атмосфере. Кларк может
быть выражен в единицах массы (%, г/т и др.) либо в атомных %.
КЛАСС – произвольная (конечная или бесконечная) совокупность пред-
метов, выделенных по какому-либо признаку и просто перечисленных.
Предметы, образующие К., называются его элементами; понятие К. возни-
кает как абстракция от природы и порядка элементов. Абстрактные К. и
операции над ними изучаются в логике классов и в еѐ математической
модификации – теории множеств.
КЛАСС АРМАТУРЫ – установленное стандартом значение физическо-
го или условного предела текучести арматуры для железобетонных изде-
лий (конструкций), принимаемое с обеспеченностью 0,95 и назначаемое в
проектах во всех случаях. К.а. представляет собой показатель, характери-
зующий механические свойства арматуры согласно требованиям соответ-
ствующих стандартов, обозначаемый буквой S и числом, соответствую-
щим нормативному сопротивлению арматуры в МПа (Н/ммг) (например,
S240). В России приняты следующие обозначения: А – стержневая арма-
тура, В – проволока, К – канаты.
КЛАСС АРМАТУРЫ ПО ПРОЧНОСТИ НА РАСТЯЖЕНИЕ А –
классификационный признак стержневой арматуры гладкой и периодиче-
ского профиля (А500) термически или термомеханически упрочненной
(Ат500), свариваемой (Ат500С).
КЛАСС АРМАТУРЫ ПО ПРОЧНОСТИ НА РАСТЯЖЕНИЕ В –
классификационный признак холоднотянутой проволоки гладкой (В500) и
периодического профиля (Bp500).
КЛАСС АРМАТУРЫ ПО ПРОЧНОСТИ НА РАСТЯЖЕНИЕ К –
классификационный признак высокопрочных арматурных канатов семи
проволочный (K-7-1500) и девятнадцати проволочных (К-19-1500).
КЛАСС БЕТОНА – одно из нормируемых значений параметрического
ряда показателей качества бетона (условное наименование разновидности
бетона с определенными характеристиками). К.б. по пределу прочности на
осевое сжатие (МПа) определяют с помощью образцов размером
15×15×15 см (с умножением на коэффициент 0,778), изготавливаемых из
бетонной смеси и испытанных через 28 суток твердения при хранении в
нормальных условиях то есть при температуре 20±2ºС, относительной
влажности 90%. К.б. обозначаемая буквой С и числами, выражающими
значения нормативного сопротивления и гарантированной прочности в
Н/мм2 (МПа), например, С 12/15 (перед чертой – значение нормативного
сопротивления, Н/мм2, после черты – гарантированная прочность бетона,
Н/мм2).
КЛАСС БЕТОНА ПО ПРОЧНОСТИ НА РАСТЯЖЕНИЕ В1 – клас-
сификационный признак, назначаемый при главенствующем значении
этой характеристики.
КЛАСС БЕТОНА ПО ПРОЧНОСТИ НА СЖАТИЕ В – классифика-
ционный признак прочности бетона, назначаемый в проектах и равный
наименьшей величине разрушающих сжимающих напряжений в МПа с
обеспеченностью 0,95; определяют испытанием кубика с ребром 15 см в
возрасте 28 суток.