Выход колонны обсадных труб при бурении сква-

ЖИНЫ – максимальная длина выхода нижней части обсаживаемой ко-

лонны труб из-под башмака соседней колонны, допустимая при соответст-

вующем способе бурения.

ВЫХОД ПИЛОМАТЕРИАЛОВ – количество пиломатериалов, полу-

ченных из одного кубического метра сырья.

ВЫХОД ПИЛОМАТЕРИАЛОВ ПОСОРТНЫЙ – выход пиломатериа-

лов по каждому сорту.

ВЫХОД ПУЛЬПЫ – смесь частиц грунта и инъекционного раствора,

изливающаяся из устья скважины в процессе создания цементогрунтового

элемента.

ВЫХОД СИРЕННЫЙ – разъемы на контрольной панели сигнализации,

предназначенные для присоединения сирен, световых оповещателей и их

комбинаций. Одной из важнейших характеристик В.с. является предельно-

допустимый ток, что ограничивает количество и мощность подключаемых

оповещателей в соответствии с их током потребления.

ВЫХОД ТРИГГЕРНЫЙ – выходы, предназначенные для коммутации

внешних цепей (подобно релейным), но слаботочные, т.к. в основе лежат

не электромагнитные реле, а только полупроводниковые элементы. Легко

превращаются в мощные релейные с использованием реле и запускающе-

го их источника питания.

ВЫХОД ЭВАКУАЦИОННЫЙ – выход из здания наружу или на защи-

щенный эвакуационный путь (например, для вывода из здания людей при

пожаре). В любом случае В.э. обеспечивает вывод эвакуируемых людей в

безопасную зону.

ВЫЦВЕТ – см. высол.

ВЫЦВЕТАНИЕ – потеря цвета; например В. лакокрасочного покрытия.

ВЫЧЕСЫВАНИЕ КОРНЕЙ – механическое удаление корней и остат-

ков пней из почвы.

ВЫЧИСЛЕНИЯ ПРИБЛИЖЕННЫЕ – вычисления, в которых данные

и результат (или, по крайней мере, только результат) являются числами,

лишь приближѐнно представляющими истинные значения соответствую-

щих величин.

ВЫШЕГРАД (вышгород, вишгород) – укрепленная возвышенная часть

средневекового города, внутригородская крепость в Киевской Руси; то же,

что акрополь, детинец, кремль, цитадель.

ВЫШКА – 1) сооружение башенного типа стержневой конструкции с

помещением наверху для людей (наблюдательная вышка) или оборудова-

ния (нефтяная вышка), либо оборудованное для специальных целей: на-

пример, для прыжков и т.д.; 2) в царской России – летняя изба на подклете,

примыкающая к сеням.

ВЫШКА АМЕРИКАНСКАЯ – устаревшее российское название пира-

мидального высотного сооружения из досок для противопожарного на-

блюдения за лесным массивом.

ВЫШКА БУРОВАЯ – сооружение, устанавливаемое над устьем буровой

скважины для спуска и подъѐма бурового инструмента, забойных двигате-

лей, обсадных труб при бурении скважин. В.б. оборудуются маршевыми

лестницами, площадкой для обслуживания кронблока и платформой

верхового рабочего, которая предназначена для установки бурильных

свечей и обеспечивает безопасность при спускоподъѐмных операциях.

ВЫШКА СТРОИТЕЛЬНАЯ – 1) передвижная конструкция на самоход-

ном шасси, используемая для выполнения кратковременных работ на

высоте силами одного-двух рабочих; 2) грузоподъемная машина прерыв-

ного действия, предназначенная для перемещения людей с инструментом

и материалами и проведения работ в вертикальном направлении (вверх,

вниз).

ВЫШТАМПОВЫВАНИЕ – образование скважины без удаления грунта

путем погружения в грунт скважинообразователя (штампа) за счет его

принудительной забивки.

ВЫЩЕЛАЧИВАНИЕ – растворение и вынос какого-либо вещества из

минерала (материала) без нарушения его цельности, тогда как при раство-

рении кристалл разрушается полностью. Целенаправленное В. использует-

ся в технологических процессах для извлечения отдельных составляющих

твѐрдого материала с помощью растворителя (например, гидрометаллур-

гичое извлечение металлов из руд, щелочное извлечение лигнина из древе-

сины, бактериальное В. урана из руд). В. называется также экстрагирова-

нием.

ВЫЩЕЛАЧИВАНИЕ ГОРНЫХ ПОРОД – процесс избирательного

растворения и выноса подземными водами отд. компонентов горных

пород, в первую очередь легко растворимых хлоридов Na, K и др., а затем

сульфатов и карбонатов Са (например, явления карста).

ВЫЩЕЛАЧИВАНИЕ ПОДЗЕМНОЕ – метод добычи полезного иско-

паемого избирательным растворением его химическими реагентами с

извлечением на поверхность растворов, содержащих нужные элементы.

Применяется для добычи руд меди, урана и др.

ВЫЩЕРБИНА (выбоина) – откол, образовавшийся вследствие отделе-

ния ограниченной по площади части изделия; обычно рассматривается как

дефект.

ВЫЩЕРБИНА ПИЛОМАТЕРИАЛА – часто расположенные на по-

верхности пиломатериала мелкие углубления, образовавшиеся в результа-

те отрыва пучков волокон или частиц древесины.

ВЫЯВЛЕНИЕ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ – определение на

местности положения скрытых точек подземных сооружений (коммуни-

каций) при помощи трубокабелеискателей, проходки шурфов и по внеш-

ним признакам. В.п.с. производят при выполнении инженерно-

топографической съемки в случае отсутствия планов с подземными ком-

муникациями или их недостаточной полноте и четкости.

ВЬЮГА – то же, что метель.

ВЬЮШКА – разобщающая основное пространство печи и дымовую

трубу двуслойная заслонка, которая состоит из чугунной рамки с отвер-

стием и двух крышек с закраинами для плотного прилегания. Размеры В.

по отверстию рамки в свету 120, 180 и 220 мм. Масса от 1,9 до 4,3 кг.

Задвижка состоит из чугунной рамки и чугунного движка, перемещаемого

в пазах, размеры отверстий задвижек от 130×130 до 260×240 мм.

ВЭНТЭХА – традиционный зимний конический шалаш орочских охотни-

ков, сооруженный из плах.

ВЭР – аббревиатура от «вторичные энергетические ресурсы»; см. ресурсы

энергетические вторичные.

ВЮТА – хлев в традиционной марийской крестьянской усадьбе.

ВЯЖУЩЕЕ – строительные материалы, способные необратимо перехо-

дить в результате физико-химических процессов из жидкого или тестооб-

разного состояния в твердое камневидное, связывая при этом смежные с

ними куски и частицы инертных заполнителей (щебень, гравий, песок) в

одно монолитное целое (бетон) или соединяя кирпич, камни и т.п., выпол-

няя функцию цементирующего компонента. В. подразделяются на неорга-

нические (минеральные) – цементы, известь, гипс и органические – биту-

мы, дѐгти, пеки. Минеральные В. делят на гидравлические, способные

твердеть и сохранять прочность на воздухе и в воде (например, портланд-

цемент), и воздушные, твердеющие и сохраняющие прочность только на

воздухе (гипс, известь). См. также связующее.

ВЯЖУЩЕЕ АНГИДРИТОВОЕ – вяжущее, полученное обжигом при-

родного двуводного гипса при температуре 600-700°С с последующим его

измельчением с добавками – катализаторами твердения (известью, смесью

сульфата натрия с медным купоросом и др.), также путѐм помола природ-

ного ангидрита с добавками. К В.а. относятся ангидритовый цемент, отде-

лочный ангидритовый цемент и высокообжиговый гипс.

ВЯЖУЩЕЕ АСФАЛЬТОВОЕ – вяжущее вещество, представляющее

собой смесь нефтяного битума с тонкомолотыми минеральными порош-

ками (известняка, доломита, мела, асбеста, шлака). Применяют для приго-

товления асфальтовых растворов и бетонов.

ВЯЖУЩЕЕ БИТУМНО-ДЕГТЕВОЕ – материалы из смесей битумов с

дегтями.

ВЯЖУЩЕЕ БИТУМНОЕ – органические вяжущие вещества, представ-

ляющие собой сложные смеси углеводородов и их неметаллических про-

изводных (соединение углеводородов с серой, кислородом, азотом). В выход колонны обсадных труб при бурении сква- - student2.ru выход колонны обсадных труб при бурении сква- - student2.ru



зависимости от исходного сырья их разделяют на природные и искусст-

венные нефтяные битумы.

ВЯЖУЩЕЕ ВОЗДУШНОЕ – группа минеральных вяжущих веществ

(известь воздушная гашеная, известь молотая негашеная, гипсовые и

магнезиальные вяжущие, растворимое стекло), которые в тестообразном

состоянии способны твердеть, набирать прочность (образовывать искусст-

венный камень) и длительно сохранять ее только в воздушно-сухой атмо-

сфере (на воздухе), вне контакта с водой.

ВЯЖУЩЕЕ ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ – минеральные вяжущие, способные

в тестообразном состоянии твердеть не только на воздухе, но и (после

схватывания) в воде, увеличивая с течением времени прочность отвердев-

шего теста (камня) В.г. самая многочисленная группа В.; к ним относятся,

романцемент, портландцемент, глиноземистый цемент, пуццолановые и

шлаковые смешанные цементы, ряд специальных цементов, а также гид-

равлическая известь, вяжущие вещества автоклавного твердения и некото-

рые другие материалы. В.г. применяются в наземных, подземных, гидро-

технических и других сооружениях, подверженных воздействию водной

среды.

ВЯЖУЩЕЕ ГИПСОВОЕ – воздушное вяжущее вещество, состоящее

преимущественно из полуводного гипса (CaSO4·0,5H2O), получаемое

путѐм тепловой обработки гипсового камня (CaSO4·2H2O) при температу-

ре 150-160°С. Выпускают Г-2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25. В.г. приме-

няют для производства гипсовых и гипсобетонных изделий, гипсоцемент-

но-пуццолановых вяжущих и т.д.

ВЯЖУЩЕЕ ГИПСОЦЕМЕНТНО-ПУЦЦОЛАНОВОЕ – гидравличе-

ское вяжущее вещество, получаемое тщательным смешиванием 50-70%

полуводного гипса с 15-25% портландцемента и 10-25% пуццолановой

АМД, содержащий кремнезѐм в активной форме (диатомит, трепел, опока

и др.). В.г.-п. применяют для приготовления оснований полов, панелей для

внутренних стен, изготовления санитарно-технических кабин и других

строительных изделий.

ВЯЖУЩЕЕ ГУДРОКАМЕННОЕ – материалы из продуктов совмест-

ного окисления каменноугольных масел и нефтяного гудрона.

ВЯЖУЩЕЕ ДЕГТЕБИТУМНОЕ – материалы из смесей каменно-

угольных дегтевых веществ или сланцевых дегтей с битумами.

ВЯЖУЩЕЕ ДЕГТЕБИТУМНО-ПОЛИМЕРНОЕ – материалы из

смесей битумов, дегтей и полимеров (включая каучук).

ВЯЖУЩЕЕ ДЕГТЕВОЕ – органические вяжущие вещества из каменно-

угольных и сланцевых дегтей или сплавов пеков с дегтевыми маслами,

представляющие собой побочный продукт при переработке на химических

заводах твердого топлива. Из В.д. в строительстве чаще всего применяют

каменноугольный деготь и каменноугольный пек.

ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ БЕТОНА – минеральное или органическое порошко-

образное вещество, вступающее в химическую реакцию и образующее

химические соединения (новообразования), способное твердеть при затво-

рении водой, обеспечивая прочность бетона.

ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ БЕТОНА ЖАРОСТОЙКОГО – жаростойкий це-

мент, твердеющий во влажных или воздушных условиях или о результате

химической реакции.

ВЯЖУЩЕЕ ЗОЛОГИПСОЦЕМЕНТНОЕ – гидравлическое вяжущее,

получаемое совместным помолом кислых зол ТЭЦ, двуводного гипсового

камня (или техногенных его аналогов) и портландцемента.

ВЯЖУЩЕЕ ИЗВЕСТКОВО-БЕЛИТОВОЕ (ИБВ) – вяжущее авто-

клавного твердения, получают низкотемпературным (1000-1200 ºС) при-

родных мергелей, мергелизованных или запесоченных известняков, а

также искусственных известково-кремнезѐмистых смесей. Сырьевую

смесь для получения В.и.б. приготовляют совместным помолом известня-

ков с кварцевым песком, трепелом или глинами. Используют в производ-

стве известково-песчаных изделий, получают с применением смесей,

состоящих из 60-70% ИБВ и 40-30% молотого кварцевого песка.

ВЯЖУЩЕЕ ИЗВЕСТКОВОЕ – вяжущие вещества воздушные или

гидравлические в зависимости от химического состава исходного сырья

(известняков) и режима обжига.

ВЯЖУЩЕЕ ИЗВЕСТКОВО-КРЕМНЕЗЕМИСТОЕ – вяжущее веще-

ство, получаемое в условиях автоклава, представляет продукт синтеза

извести с кремнеземистым компонентом сырья с образованием гидроси-

ликатов цементирующей связки в искусственных силикатных конгломера-

тах.

ВЯЖУЩЕЕ ИЗВЕСТКОВО-ПУЦЦОЛАНОВОЕ (ИПВ) – гидравличе-

ское вяжущее вещество, получаемое путѐм совместного или раздельного

(с последующим тщательным смешиванием) помола гидравлической

добавки с известью (15-30 воздушной или гидравлической, негашеной или

гашеной в пушонку) и гипсом. Разрешается вводить в смесь до 5 % доба-

вок (солей CaCl2, MgCl2, NaCl и др.). Выпускают марок 50, 100, 150 и 200.

Применяют в кладочных и штукатурных строительных растворах и бето-

нах низких марок для подводных и подземных сооружений, а также в

изделиях с тепловлажностной обработкой и производстве стеновых бетон-

ных камней для малоэтажных зданий.

ВЯЖУЩЕЕ ИЗВЕСТКОВО-ШЛАКОВОЕ – вяжущее, применяемое в

строительных растворах и бетонах низких марок для подводных и подзем-

ных сооружений, а также в изделиях с тепловлажностной обработкой.

В.и.-ш. получают совместным помолом доменных гранулированных

шлаков с воздушной гашеной или негашеной известью (20-30 %) и гипсом

(до 3-5 %). Марки – М 50, М 100, М 150, М 200. Применяется для изготов-

ления строительных растворов и бетонов.

ВЯЖУЩЕЕ КРЕМНИЙСОДЕРЖАЩЕЕ (КСВ) – монолитный твѐр-

дый материал, подлежащий для использования дальнейшему измельче-

нию. Производится из кремнийсодержащего природного сырья путѐм

специальной переработки. Применяется для изготовления КСВ-бетонов,

КСВ-кирпича, КСВ-смеси, КСВ-покрытия.

ВЯЖУЩЕЕ МАГНЕЗИАЛЬНОЕ – воздушные вяжущие вещества,

получаемые из природных магнезита и доломита путем их обжига с по-

следующим измельчением (прежде всего каустический магнезит и каусти-

ческий доломит); В.м. затворяются водными растворами MgCl2 и MgS04.

ВЯЖУЩЕЕ МИНЕРАЛЬНОЕ – порошкообразные материалы (тонко

измельченные минеральные вещества), обладающие способностью при

затворении (смешении с водой) образовывать пластичное тесто, затверде-

вающее под влиянием физико-химических процессов и переходящее в

камневидное состояние. В.м. применяются в основном для цементобетон-

ных смесей и растворов (цементы, извести, гипс).

ВЯЖУЩЕЕ НЕВЗРЫВЧАТОЕ РАЗРУШАЮЩЕЕ – расширяющееся

тонкомолотое вяжущее, продукт обжига смеси известняка, глины и гипса,

создающее при затворении в замкнутом объеме большие напряжения;

применяется взамен взрывчатых веществ для замедленного разрушения

железобетонных конструкций и при добыче горных пород.

ВЯЖУЩЕЕ НЕОРГАНИЧЕСКОЕ – см. вяжущее минеральные.

ВЯЖУЩЕЕ НЕФЕЛИНОВОЕ – гидравлические вяжущие, получаемые

измельчением смеси извести и высушенного при температуре 400-500°С

нефелинового шлама.

ВЯЖУЩЕЕ НИЗКОЙ ВОДОПОТРЕБНОСТИ (ВНВ) – новое эффек-

тивное вяжущее на основе портландцементного клинкера, обладающее

минимальной водопотребностью среди существующих в настоящее время

минеральных вяжущих. ВНВ получают путѐм совместного помола (меха-

нохимической активации) клинкера портландцемента и суперпластифика-

тора С-3. Получают трѐх видов: ВНВ-100 – без минеральной добавки;

ВНВ-50 – 50% портландцемента М 400, 50% АМД, С-3; ВНВ-30 – 30%

портландцемента М 400, 70% АМД, С-3. Удельная поверхность ВНВ

4800-5200 см2/г, Мрз 500 циклов.

ВЯЖУЩЕЕ ОРГАНИЧЕСКОЕ – вещества органического происхожде-

ния, обладающие способностью под влиянием физических и химических

процессов переходить из пластичного состояния в твердое или малопла-

стичное. В.о. делятся на две группы: битуминозные и полимерные смолы.

Чаще всего В.о. – материалы жидкой, полужидкой или твердой конси-

стенции, черного или темно-коричневого цвета, получаемые в результате

переработки различных видов нефти, каменного угля, смол, сланцев,

битумных пород, торфа и т.п.

ВЯЖУЩЕЕ СУЛЬФАТНО-ШЛАКОВОЕ – вяжущее, полученное при

активизации доменного гранулированного шлака двуводным и полувод-

ным гипсом и ангидридом с добавкой оксидов кальция и магния в виде

обожженного доломита, извести или портландцемента. Марки – М150,

М200, М300. Применяют в бетонных и железобетонных наземных конст-

рукциях, для подводной части сооружений, работающих в условиях суль-

фатной агрессии.

ВЯЖУЩЕЕ ШЛАКОВОЕ – гидравлические вяжущие вещества, основу

которых составляют тонкоизмельченные доменные или электрофосфор-

ные гранулированные шлаки, а активизаторами являются гипс, известь

или портландцемент.

ВЯЖУЩЕЕ ШЛАКОЩЕЛОЧНОЕ – гидравлическое вяжущее сме-

шанного щелочно-щелочноземельного алюмосиликатного состава, полу-

чаемое затворением тонкоизмельченных гранулированных доменных

шлаков растворами соединений щелочных металлов. Изготавливаемые

В.ш. в зависимости от щелочного компонента и шлака разделяют на сле-

дующие типы: высокопрочные, быстротвердеющие, жаростойкие, безуса-

дочные, сульфотостойкие, тампонажные.

ВЯЗ – обобщенное название нескольких видов деревьев рода ильм; лист-

венное дерево с твердой древесиной, применяющееся в строительстве,

изготовлении декоративно-отделочных материалов и мебели.

ВЯЗАНИЕ БРЁВЕН – соединение брѐвен, брусьев или досок в накат,

потолок, пол и т.д.

ВЯЗАНКА ТРОСТНИКОВАЯ – архитектурный профиль (облом),

внешний вид и форма которого отражены в названии.

ВЯЗКА АРМАТУРЫ – соединение арматурных стержней в каркасы с

помощью вязальной проволоки диаметром 1-2 мм с перепуском их концов

на 20-30 диаметров.

ВЯЗКА ДРЕВЕСИНЫ – соединение деревянных деталей в длину или

под углом.

ВЯЗКА ПРОВОДОВ – способ поддерживающего крепления провода на

штыревом изоляторе проволокой.

ВЯЗКА СТОЛЯРНАЯ – соединение деревянных конструкций с взаим-

ной врезкой их элементов с использованием клея. При В.с. у одной из

деталей имеется выступающий элемент – шип (может быть одинарным

или двойным, сквозным или глухим), входящий в соответствующие его

размерам гнездо или проушину другой детали. Нередко В.с. осуществляют

посредством круглых или плоских вставных шипов. Хотя обычно В.с.

делаются на клею, при необходимости иметь разборное соединение В.с.

производится без клея.

ВЯЗКОСТЬ – 1) свойство газов и жидкостей, характеризующее сопро-

тивление действию внешних сил, вызывающих их течение. При ламинар-

ном течении среды В. проявляется в том, что при сдвиге соседних слоѐв

среды относительно друг друга возникает сила противодействия – напря-

жение сдвига, которое для обычных сред пропорционально скорости

относительного сдвига слоѐв (гипотеза Ньютона). Коэффициент пропор-

циональности называют коэффициентом динамической В. или просто В.

Отношение коэффициента динамической В. к плотности среды называют

кинематическим коэффициентом В. или кинематической В. Для многих

веществ (растворы полимеров, дисперсные системы и др.) гипотеза Нью- выход колонны обсадных труб при бурении сква- - student2.ru



тона несправедлива (это – т.н. неньютоновские жидкости), их сопротивле-

ние ламинарному течению характеризуется эффективной В. 2) В. твѐрдых

тел – см. трение внутреннее.

ВЯЗКОСТЬ ВТОРАЯ – см. вязкость объемная.

ВЯЗКОСТЬ ГРУНТА – свойство связных грунтов оказывать сопротив-

ление силам, стремящимся разъединить их частицы.

ВЯЗКОСТЬ ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (трение внутреннее) – свойство

жидкостей и газов оказывать сопротивление относительному перемеще-

нию их частиц, обусловленное ее внутримолекулярным состоянием, бла-

годаря которому в жидкости, движущейся с деформацией ее элементар-

ных объемов, возникают силы трения. В результате В.ж. возникают на-

пряжения, пропорциональные скоростям деформаций.

ВЯЗКОСТЬ КЛЕЯ – свойство полимерного клея оказывать сопротивле-

ние напряжению сдвига, вызывающего его течение.

ВЯЗКОСТЬ ОБЪЕМНАЯ (вязкость вторая) – свойство среды (жидкой

или газообразной), характеризующее необратимое превращение в ней

механической энергии в теплоту при объѐмных деформациях. В.о. прояв-

ляется, например, при распространении звуковых (особенно ультразвуко-

вых) волн.

ВЯЗКОСТЬ РАЗРУШЕНИЯ БЕТОНА – см. трещиностойкость бетона.

ВЯЗКОСТЬ ТВЕРДОГО МАТЕРИАЛА – свойство твердого материала

необратимо поглощать механическую энергию (работу) при пластической

деформации и разрушении. В технике наиболее часто применяют понятия

о циклической и ударной В.т.м.

ВЯЗКОСТЬ СМЕСИ БЕТОННОЙ СТРУКТУРНАЯ – величина виб-

ровязкости бетонной смеси.

ВЯЗКОСТЬ УДАРНАЯ – характеристика способности материала по-

глощать механическую энергию в процессе деформирования и разруше-

ния под действием ударной нагрузки; одно из механических свойств мате-

риала, характеризующее сопротивление его хрупкому разрушению. В.у.

обычно оценивается по величине удельной работы ударного разрушения

образца (надрезанного образца при ударном изгибе, отнесѐнной к площади

его сечения в месте надреза). Выражается в Дж/м2.

ВЯЗКОСТЬ УДАРНАЯ ДРЕВЕСИНЫ – способность древесины по-

глощать энергию при ударном изгибе на маятниковом копре.

ВЯЗКОСТЬ УДАРНАЯ КОНСТРУКЦИИ (прочность ударная или

динамическая) – условная механическая характеристика строительного

материала, оценивающая его сопротивление хрупкому разрушению.

ВЯЗКОУПРУГОСТЬ – свойство веществ в твердом состоянии (полиме-

ров, пластмасс, твердых топлив и др.) быть как упругими, так и вязкими.

При вязкости напряжения и деформации зависят от истории протекания

процесса деформирования и характеризуются рассеянием энергии на

замкнутом цикле деформации (нагружения) и постепенным исчезновени-

ем деформации при полном снятии нагрузки.

ВЯЗЬ – каллиграфическое сплетение нескольких букв или целых слов

(обычно церковнославянских или арабских) в более или менее сложный

узор.

Г

ГАБАРИТ – предельные внешние очертания или размеры конструкций,

зданий, сооружений, устройств, транспортных средств и т.п., определяю-

щие занимаемые ими место и объѐм в пространстве.

ГАБАРИТ АВТОМОБИЛЯ – наибольшие размеры по высоте, ширине и

длине.

ГАБАРИТ АРХИТЕКТУРНЫЙ – обобщенный предельный контур

архитектурного сооружения или его части, детали и т.п., т о есть размер

элемента архитектурной среды (предмета и пространства) по его крайним

выступающим частям. Различают Г.а. внутренний («в свету») и наружный

(«в чистоте»).

ГАБАРИТ ДИНАМИЧЕСКИЙ – габарит транспортного средства с

добавлением размеров амплитуд его колебаний при движении.

ГАБАРИТ ПЛИТЫ – номинальные размеры бетонной или железобетон-

ной плиты, указываемые в следующей последовательности: общая длина,

общая ширина, толщина.

ГАБАРИТ ПОГРУЗКИ – предельное поперечное (перпендикулярное оси

железнодорожного пути) очертание, в котором должен размещаться груз

(с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при

нахождении его на прямом горизонтальном пути.

ГАБАРИТ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА – предельное поперечное

(перпендикулярное оси пути) очертание, в котором должен помешаться

установленный на прямом горизонтальном пути подвижной состав (со

всеми выступающими частями и сигналами) как в порожнем, так и в на-

груженном состоянии, имеющий максимальные нормируемые допуски и

износы, за исключением бокового наклонения на рессорах.

ГАБАРИТ ПОДМОСТОВОЙ СУДОХОДНЫЙ – поперечное (перпен-

дикулярное направлению течения водотока) очертание пространства под

мостом, образованное низом конструкций пролетного строения, расчет-

ным судоходным горизонтом по высоте и гранями опор по ширине, внутрь

которого не должны заходить элементы конструкций моста или располо-

женных под ним устройств.

ГАБАРИТ ПРИБЛИЖЕНИЯ КОНСТРУКЦИЙ – габарит в плоскости,

перпендикулярной к продольной оси моста, внутрь которого не должны

выступать элементы конструкций моста или расположенные на нѐм уст-

ройства.

ГАБАРИТ ПРИБЛИЖЕНИЯ КРАНА – пространство, определяемое

условиями безопасности при работе грузоподъемного крана вблизи со-

оружений, из пределов которого может выходить лишь грузозахватный

орган при выполнении рабочих операций.

ГАБАРИТ ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ – габарит в плоскости,

перпендикулярной к продольной оси дороги, то есть предельное попереч-

ное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого помимо

подвижного состава не должны заходить никакие части сооружений и

устройств, а также материалы, запасные части и оборудование, за исклю-

чением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаи-

модействия с подвижным составом, при условии, что положение этих

устройств во внутригабаритном пространстве увязано с частями подвиж-

ного состава, с которыми они могут соприкасаться, и что они не могут

вызвать соприкосновения с другими элементами подвижного состава.

ГАБАРИТ СТРОИТЕЛЬНЫЙ – предельные внешние очертания или

размеры конструкций, зданий, сооружений, устройств, определяющие

занимаемые ими место и объем в пространстве, например, длина и высота

фермы (балки), наибольшие величины длины, высоты, ширины здания

(сооружения) с учетом выступающих частей и т.д.

ГАБАРИТ ТРАНСПОРТА – предельное (по внешнему контуру) очерта-

ние подвижного состава и приближение строений к пути движения транс-

порта.

Наши рекомендации