Три формы расселения Ле Корбюзье
Но и замысел Гютона является не первой формулировкой идеи параллельных городов. В 1922 г. в Праге вышла небольшая, всего в несколько страниц брошюра, посвященная вопросам будущего развития Праги. Ее автор — Владимир Закрейс критиковал тогдашние представления о бесконечном росте города и упоение строительной конъюнктурой в столице. Он обратил внимание на необходимость развития остальных городов и предостерегающе заявил: «Мы подготавливаем распад Праги в благом убеждении, что мы содействуем ее расцвету»12. Здесь же он высказал свои опасения в связи с дальнейшей концентрацией промышленности и торговли, которая могла бы нанести вред городу как целому, а также его редким историческим памятникам. Он особо подчеркнул, что город не располагает достаточным количеством подходящих участков для новых крупных промышленных предприятий.
Решение вопроса Закрейс усматривал в строительстве большого промышленного города восточнее Праги, где для размещения промышленности есть хорошие условия — свободные ровные площади, железнодорожные пути, порты на реке Лабе и возможность строительства каналов. «Часть Праги, здесь возникшая, будет современным городом, рациональным скоплением фабрик и жилья. Существующая Прага останется резиденцией правительства, президента, национального собрания, сената, министерств, центральных учреждений, городом истории, памятников, магнитом для иностранцев, средоточием музеев, выставок, театров и т. п.
Связь между городами, которые вместе образуют единый политический центр, будет осуществляться современным скоростным электротранспортом.
Эти два города, Прага теперешняя и «Город труда», образуют два центра для систем прилегающих городов: на всех отрезках, соединяющих два центра, есть возможность на природе построить заново совершенные жилые районы, располагающие условиями для нормальной жизни и в особенности площадями для развития физической культуры»13.
Конечно, мысль превратить Прагу, которая была и до сих пор остается значительным промышленным центром, в музей, административный и культурный центр неприемлема. Однако нельзя пройти мимо замысла, в котором уже более 40 лет назад была сформулирована концепция параллельного города, сопровожденная графической схемой. Совершенно обоснованным было предостережение Закрейса от чрезмерной концентрации производства и населения в Праге. Сегодня уже действует принцип, в соответствии с которым нельзя увеличивать число жителей Праги и допускать дальнейшую концентрацию производства и мест приложения труда в городе. Последующие трактовки систем расселения
были представлены раз
работками, которые ба
зировались на системах
поселков и городов раз
личных функций и разме
ров. Они отличаются как
от хоуардовских городов
со спутниками, так и от
глоэденовской идеи и
компоновки элементов
одинаковой величины, а
также и от идеи парал-
1 •;-,1 лельных городов.
Наиболее известные из новых идей, касающихся расселения, вместе со своими коллегами, объединенными в группе
Классификация
Расселения
Хиллебрехта
АСКОРАЛ, в годы второй мировой войны разработал Ле Корбюзье. Результаты этой работы были им освещены в ряде книг, выпущенных после войны. Новые идеи Корбюзье излагал с тем же блеском, как и все свои предыдущие градостроительные проекты. В своей новой теории он исходил из значения четырех средств транспорта — наземного, водного, железнодорожного и воздушного. В послевоенной анкете, связанной с вопросом восстановления городов, он следующим образом набрасывает схему системы расселения:
«жилая единица сельскохозяйственного производства (продовольствие) ;
линейный промышленный город (производство);
радиально-кольцевой город общественной жизни (правительство, наука, торговля).14
В заключении анкеты Ле Корбюзье подчеркнул, что необходимо установить точные правила использования земли, соблюдение которых способствовало бы созданию современных форм расселения, необходимо учитывать при разработке планов человеческий масштаб, выполнять требование «солнце, пространство, зелень», установить соотношение между застроенной и свободной территорией, определить предельную плотность, ограничить рост агломераций и постепенно ликвидировать паразитические, стихийно наросшие пригороды.
Систематическое изложение этой системы расселения и ее отдельных элементов мы находим в следующей книге Корбюзье, посвященной исключительно проблемам градостроительтва15. В ней приведены характеристики отдельных функциональных элементов расселения, дается подробное обоснование преимуществ линейного промышленного города. Эти преимущества Ле Корбюзье усматривает в том, что жилье окажется приближенным к природе, к сельской жизни, расстояния между жильем и работой будут сокращены, одновременно будут рационально размещены пункты общественного обслуживания.
Одна из первых послевоенных книг Корбюзье целиком посвящена теме форм расселения человечества, в ней углубляется характеристика трех форм расселения и предлагается четвертая — современные большие городские агломерации. Таким образом, получаются четыре основные формы расселения:
крупные города-спруты, которые в дальнейшем прекратят свой рост;
линейные промышленные города;
сельскохозяйственные кооперативные центры;
радиально-кольцевые города — центры общественной жизни16.
Доктрина АСКОРАЛа, опубликованная Ле Корбюзье, основное внимание уделяет форме элементов расселения, причем на функциональных обоснованиях лежит явный отпечаток субъективности. Поэтому ее следует расценивать скорее как идею, типичную для предвоенной градостроительной концепции, где главное внимание сосредоточено на вопросах планировки городов и поселков, нашедших отражение в схемах геометрических форм кругов, круговых колец, прямых линий и спиралей.
В послевоенный период в связи с усиливающейся урбанизацией ряд теоретиков рассматривает системы расселения с несколько иной позиции, стремясь прежде всего более точно определить функции отдельных составных частей таких систем.
Характерным примером такой трактовки являются теоретические разработки немецкого архитектора Рудольфа Хиллебрехта, который изучал различные формы расселения и сделал попытку дать их более точную классификацию17. Он различает городские районы, пригороды, города-спутники, соседствующие города и новые города.
Городские районы, по мысли Хиллебрехта, тесно связаны с существующей застройкой, служат составной частью города, хотя они же могут создавать четко выраженные комплексы и быть в отдельных случаях несколько отделены от города. Их
население составляет 10—40 тыс. человек, а система обслуживания является составной частью общегородской сети.
Пригороды могут быть самостоятельными в административном отношении, но с точки зрения экономики, культуры и планировки они образуют прямую составную часть городской агломерации. От города они удалены на расстояние до 20 км и могут иметь 30 и более тысяч жителей, из которых свыше 30% будет работать в основном городе.
Города-спутники самостоятельны в административном, культурном и планировочном отношении и располагают собственными пригородами. У них должна быть транспортная связь с основным городом, но их система обслуживания должна исключать необходимость ежедневных поездок. Их удаленность от основного города составляла бы 20—40 км, а количество жителей — приблизительно 50 тыс. Непосредственно в городе-спутнике желательно обеспечение работы для 80% работающего населения, а около 20% могло бы ездить на работу в основной город.
Соседние города совершенно самостоятельны в административном, экономическом, культурном и планировочном отношении. Они располагают своими пригородами, на которые распространяется их система обслуживания. У них своя система снабжения и хорошая транспортная связь с несколькими соседними городами. От крупного города они удалены на 40—50 км, и поездки туда занимают лишь незначительное время. Количество жителей не ограничено.
Совершенно новые города, которые, по мнению автора, не могут появиться в странах с высокой плотностью населения, самостоятельны со всех точек зрения и в планировочном отношении никак не связаны с другими более крупными городами. Предпосылкой полного развития всех функций города должно быть число жителей — не ниже 50 тыс. человек.
Понятно, что и эта попытка создать вполне строгую классификацию оставляет открытыми много вопросов и что она не может быть принята для всех случаев жизни. Однако в ней ощущается новый подход к принципам дальнейшего развития расселения в окрестностях больших городов, в которых автор считает необходимым:
1) считать пригород неотъемлемой составной частью городского ор
ганизма;
2) приступить к реконструкции и особенно к разгрузке компактной
структуры больших городов, поскольку нереально ставить вопрос об их
устранении;
3) ограничить строительство промышленных предприятий в больших
городах и в радиусе 20 км вокруг них;
4) создать в радиусе 20 км от города жилые пригороды, призванные
разгрузить сам город;
5) содействовать строительству современных городов-спутников в ра
диусе 20—40 км вокруг города;
6) всесторонне взвешивать вопрос о закладке каждого нового горо
да, не связанного с существующими населенными местами, особенно
в окрестностях больших городов, и приступать к этой мере лишь в слу
чае необходимости 18.
При этом Р. Хиллебрехт понимает, что на практике осуществить эти принципы сложно. Поэтому их перечень он дополняет требованием создать имеющие силу законов основы и обеспечить координацию политики в области экономики, финансов, капиталовложений и социальной жизни. Он считает, что планомерное развитие расселения возможно и в условиях капиталистического общества. Нет необходимости полемизировать с заключительным утверждением автора — значительно убедительнее его оспаривает сама действительность и развитие расселения в отдельных странах.
От города
К урбанизированной
Области
Патрик Геддес