Урбанистический роман Филарете

7. Филарете. Сфорцин-да; вторая половина XV в. Первый звездо­образный центрический город эпохи Возрожде­ния

8. Филарете. Район ре­месленников. Первое воплощение принципов линейного города с жи­лыми домами на от-йельных участках и си­стемой каналов

которой он, безусловно, испытал, одной из классических книг по теории-архитектуры.

Альберти рассматривает соответствие климата и природных усло­вий, выбор места для строительства, см следуют рекомендации по укреплению города и принципы строительства дорог, мостов, каналов

Трактат Альберти полон идей. Это своего рода исповедь благород­ного "и образованного человека. Что же касается городов, то четких принципов устройства нового города Альберти не приводит.

Наиболее интересные, не потерявшие актуальности до наших дней, мысли касаются вопросов благоустройства городов. Альберти говорит о функциональном членении города и об отделении вредного в гигиени­ческом отношении производства от жилья.

Урбанистический роман Филарете - student2.ru Трактат Филарете существенно отличается от произведения Альбер­ти. Это не стройное изложение закономерностей строительства и архи­тектуры, а страстная просьба к миланскому герцогу Франческо Сфорца доверить Филарете постройку нового города Сфорцинды. Здесь собраны воедино описания выдуманных приключений, открытий и фантастиче­ских зданий, но наряду с тем присутствует также живое изложение прин­ципов новой архитекту­ры Ренессанса, базирую­щейся на античных и ви­зантийских образцах.

2 км

Трактат составляет 21 кни­гу и дополнен тремя книгами об искусстве рисования, а 25-я книга посвящена прославле­нию деяний Козимо, Пьеро,. Медичи, расположение кото­рых Филарете после смерти Франческо Сфорца хотел при­обрести для осуществления своих строительных замыслов. После 1460 г. итальянский текст трактата лишь переписы­вали, а в 1498 г. большой по­клонник архитектуры Ренессан­са Матвей Корвин способству­ет его переводу на латинский язык3. Публикации трактат, однако, ожидал вплоть до конца XIX в. Он был выпущен в Вене на итальянском языке с частичным переводом на не­мецкий.


     
а а а D а а п
а а D а а D а а D D а
а а а а п D D ГЕГ а
а D   а D а а а а D
     

Урбанистический роман Филарете - student2.ru 50



200 м



Звездообразный город

Другие итальянские теоретики

Леонардо как урбанист

Авторитет Витрувия

Жак Перре

В трактате Филарете мы впервые встречаемся с типичным звездоо­бразным центрическим городом, план которого нарисован самим авто­ром. В различных вариантах этот план повторится во всех последующих архитектурных трактатах эпохи Возрождения4.

Филарете стоит у истоков теории города Ренессанса. Его фантазии обязан ряд более поздних смелых архитектурных идей, а что касается градостроительных концепций, то своим проектом он полностью затмил трактат Альберти.

Большое число других теоретиков неустанно развивают концепцию идеального города эпохи Возрождения, чертят десятки идеальных пла­нов, но практически ни одного не строят. В их трактатах в большей степени, чем у Альберти и Филарете преобладают описания сложных укреплений и оборонительных работ, производства военных машин и способа ведения боя в обороне и наступлении. Они превосходят своих предшественников также сложностью очертаний городов, начиная с че­тырехгранников и кончая звездами с 12, 16 лучами и более.

В ряде случаев проекты идеальных городов служат составной частью книг по военному делу и фортификации, и их авторы ограничиваются лишь описанием оборонных систем, полностью пренебрегая внутренней структурой города.

Особое место среди теоретиков идеальных городов эпохи Возрожде­ния занимает Леонардо да Винчи. Сохранились его чертежи, показыва­ющие перестройку Флоренции по принципам идеального города, на­броски регулирования реки Арно и систем оросительных каналов. Он чертит сборные дома из дерева и «виды» с птичьего полета на целые провинции, разрабатывает планировку территории в границах между городами Флоренция, Прато, Пистойя, Лукка и Пиза и создает, собст­венно, первый в истории генеральный план целой области. В его днев­никах и на полях его чертежей много пометок, касающихся вопросов градостроительства. Известен его чертеж разреза улицы, на котором впервые в история коммуникации изображены в двух уровнях, причем разделение движения не только касается пешеходов и средств транспор­та, но связано также и с различным общественным положением людей.

Целая энциклопедия теории архитектуры и градостроительства со­держится в большой книге L'idea della architettura universale, изданной в 1615 г. Ее автор Винченцо Скамоцци уделил в ней большое внимание закладке городов, их наиболее удобному размещению и внутреннему делению5.

Однако на весь этот период основным авторитетом остается Витру-вий. Его «Десять книг об архитектуре» неоднократно переиздаются, а ряд новых трактатов лишь комментирует и истолковывает его взгляды.

Вернемся, однако, к началу XVII в., когда архитектурные трактаты эпохи Возрождения начинают издавать и в других странах, прежде всего во Франции и Германии.

Самым известным и по времени первым представителем француз­ской теории города того периода является Жак Перре де Шамбери. Его книга с великолепными иллюстрациями отличается от всех предыдущих трактатов наличием в ней целого комплекса детально разработанных проектов замков, городов и зданий с короткими описаниями.

В ней графически изображена вся система городов разной величины, завершенная городами в форме звезд, имеющих по шестнадцать и даже по двадцать три луча6.

Системы застройки Перре во многом напоминают современные пла­нировочные решения жилых районов и кварталов, вплоть до того, что дома в них состоят из отдельных повторяющихся секций.



Урбанистический роман Филарете - student2.ru

Урбанистический роман Филарете - student2.ru

О 100

0 60 100 200м



Урбанистический роман Филарете - student2.ru 9. Жак Франсуа Перре. Идеальныйгород; 1601 г Сложный орнамент пред­вещает появление бароч­ной композиции с отчет­ливым использованием симметрии. В центре го­рода — высокое здание

10. Даниель Спекле. Иде­альный город; 1608 г. По­следовательное исполь­зование радиальной пла­нировочной системы

Немецкие теоретики

Идеальный город Дюрера

Из других французских проектов идеальных городов интересен про­ект круглого города Дю Серсо, располагаемого на мосту. В значитель­ной степени на создание этого проекта его автор был вдохновлен новым парижским мостом Пон Неф, вызывавшим всеобщее восхищение. В прак­тике строительства новых укрепленных городов во Франции принципы центрических городов Ренессанса и их оборонительных систем исполь­зовал военный инженер, а позже маршал Себастьен ле Претр де Вобан*. Но в его многочисленных сочинениях мы находим лишь очень подроб­ные описания фортификационных работ и организации работы саперных войск. И на иллюстрациях его книг видны лишь укрепления, в то время как внутренняя планировка городов отсутствует.

Ряд теоретических сочинений по градостроительству появляется в это время и в Германии. Но во многих из них лишь повторяются прин­ципы, известные из более ранних трактатов. Собственно городом больше всего занимается Даниель Спекле. В 1608 г. он издает подробную книгу об укреплениях7. В его работе видно отчетливое влияние готики. Так, в качестве феодальных резиденций он рисует романтичные замки на ска­листых холмах, в то время как Перре показывает в своей книге планы замков с большими дворами и садами в соответствии с духом эпохи Возрождения.

Известный художник Альбрехт Дюрер в своей книге об укреплениях8 рисует идеальный город, квадратный в плане, напоминающий скорее концепции готики, чем Ренессанса. В центре его города — площадь с королевским дворцом, располагающим собственными укреплениями. Рядом с ним параллельными рядами идут дома горожан: от самых бо­гатых вокруг замка до бедных у крепостных стен.

Урбанистический роман Филарете - student2.ru * Себастьен ле Претр де Вобан (1633—1707 гг.)—виднейший теоретик и практик бастионной фортификации. Ф. Энгельс писал о Вобане, что в его работах «сочинение деталей, пропорции линий, профили и применение теории к постоянно меняющимся требованиям местности так искусны, что они кажутся совершенством по сравнению ; работами его предшественников, и поэтому можно сказать, что научная и система­тизированная фортификация берет свое начало от него» (Ф. Энгельс. Избр. воен­ные произведения, т. 1, 1941, стр. 301). (Прим. ред.).



11. Сопоставление ком­позиционных осей Ри­ма, Версаля и Парижа, ставших основой градо­строительных компози­ций барокко и класси­цизма

Урбанизм испанских колоний

Урбанистический роман Филарете - student2.ru Идею дюреровско-го города использовал известный немецкий зодчий Генрих Шик-гардт*, построивший для эмигрантов-проте­стантов в 1632 г. город Фройденштадт. Он ис­пользовал квадратный план Дюрера, несмот­ря па то что был зна­ком со звездообразны­ми планами итальян­цев и Спекле, которые в то время, наверняка, пользовались популяр­ностью.

0100 Б00 1000 м

Отзвук теории иде­ального города эпохи

Возрождения дошел до многих стран, и можно утверждать, что в других странах новая идея осуществлялась шире, чем в самой Италии. Она на­шла отражение во вновь основанных городских крепостях и в укрепле­ниях большинства существующих городов. Поэтому строительство горо­да Иове Замки в Словакии, в соответствии с концепцией звездообраз­ного «идеального города» в 1580—1588 гг. Оттавием Балдигарой, от носится лишь к немногочисленным свидетельствам раннего применении новых градостроительных идей.

Основной вклад в теорию градостроительства теоретиков эпохи Возрождения — это концепция радиального города с отчетливо выде­ленным центром. Другие идеи теоретиков Ренессанса, выраженные, например, в линейном городе Филарете или в городах-спутниках Лео­нардо, не нашли себе применения в свое время, были забыты и возрож­дены лишь спустя 300 лет, уже на пороге нашего века.

Интересно также воздействие теории идеального города на указы, которые издавали испанские короли с начала XVI в. для городов, закла­дываемых в американских колониях. Первые указы касались прежде неего выбора места для новых поселений с учетом гигиенических усло­вий территории и т. п. Позднее появляются указы, где в самых общих словах рекомендуется строить города прямоугольного плана.

В 1573 г. в Эскориале Филипп II издает общие инструкции, в которых обобщены и объяснены все ранее изданные частные указания. Весь текст обнаруживает очевидную связь с Витрувием и более поздними теоретиками идеального города, что чувствуется как в содержании, так и в построении книги9.

С укреплением абсолютизма и обновлением власти церкви Ренес­санс переходит в барокко, а строительная деятельность все более пере­носится в крупные столичные города. Однако при их реконструкции продолжают использовать теоретические концепции, свойственные иде­альному городу эпохи Возрождения. В отличие от абстрактных схем прошлого теперь учитывается существующий город с конкретным рель­ефом, природными и другими специфическими условиями. В качестве нового элемента в городе или в его окрестностях появляется парк; ос­новой плана становится система прямых и широких улиц, соединяющих важные точки города. Вместо одного центра появляются полицентри­ческие планы с несколькими взаимосвязанными узлами площадей и

Урбанистический роман Филарете - student2.ru * Генрих Шикгардт (1558—1634 гг.)—один из наиболее продуктивных немецких зодчих своего времени. Им построено 12 дворцов, 17 церквей, большое количество монастырей, школ и других зданий. Наиболее известным его сооружением является «Новый дом» в Штутгарте. (Прим. ред.)

Урбанистический роман Филарете - student2.ru

5№^3-

о

Урбанистический роман Филарете - student2.ru 12. Пьер Шарль Пан-фан. Вашингтон: 1791 г. В первоначальном пла­не особенно отчетливо выражен основной ком­позиционный замысел

1 — Капитолий; :' — Дворец президента

важных здании, с монументальными осями и композиционными архи­тектурными точками в интервалах между площадями.

В Италии конца XVI в. жизнь сосредоточивается в богатеющем Ри­ме— резиденции пап. Папа Сикст V, избранный в 1585 г.. приступает к грандиозной реконструкции, которая должна была воплотить в себе растущую власть католической церкви и ее главы. Фреска в ватикан­ской библиотеке в общих чертах показывает план города с новой си­стемой улиц, соединяющих семь главных римских храмов, трезубец улиц, выходящих на Пьяцца-дель-Пополо и прекрасную микеландже-ловскую композицию площади на Капитолии. Появляется основа, на которой развивается новая архитектура — архитектура барокко.

Вскоре после этого, уже в XVII в., центр европейского архитектур­ного творчества перемещается в бурбонский Париж с более чем полу­миллионным населением, столицу наиболее богатого и крупнейшего западноевропейского государства. Здесь постепенно вырабатывается трактовка архитектуры классицизма, связанная с античным наследием, приобретшим известность также благодаря Ренессансу. Идеалом оста­ется регулярный город с прямыми улицами, описанный в Энциклопедии Дидро и Даламбера: главные улицы по возможности должны быть перпендикулярны одна другой, группы домов должны быть прямоуголь­ными10. Ту же мысль высказывает и Декарт, полагающий, что «работа, составленная из многих частей и сделанная руками многих мастеров, не имеет такого совершенства, как работа, над которой трудился один человек. Так, мы видим, что здания, созданные одним архитектором.



Урбанистический роман Филарете - student2.ru

1000 2000 м



13. Александр Леблон. Петербург; 1717 г. По­следовательное исполь­зование принципов иде­ального города эпохи Возрождения

.' — дворец Петра I: 2 — со­боры; о—торговая пло­щадь; 4 — пристани со скла­дами; -5—Петропавловска?! крепость; в — Адмиралтей­ство

Город классицизма

как правило, красивее и лучше устроены, чем те, в переделке которых принимали участие многие, пользуясь старыми стенами, построенными для других целей. Точно так же старинные города, разрастаясь с тече­нием времени из небольших посадов и становясь большими городами, обычно плохо распланированы по сравнению с городами-крепостями, построенными на равнине по замыслу одного инженера»11.

Отчетливее других теоретиков того времени понятие города опреде­ляет в 3-й книге своего произведения об архитектуре А. Давиле. Авто­ритетом для него служит только Витрувий, вслед за которым он утверж­дает, что «город с точки зрения гражданской архитектуры — есть ком­плекс кварталов, расположенных по законам симметрии и красоты, а также улиц и общественных площадей, с регулярной красивой и здоро­вой застройкой и со склонами, необходимыми для стока вод»12.

Однако французская урбанистическая школа не только повторяла центрические схемы эпохи Возрождения. Она выработала свои, более сложные и пышные композиции взаимосвязанных пространств и пло­щадей, выявила значимость вытянутых лучей городских улиц с вырази­тельными архитектурными центрами и развила композиционный прин­цип трезубца, который наиболее отчетливо (и впервые после Пьяцца-дель-Пополо) использовала в грандиозном решении Версаля, оказав­шего влияние на дальнейшее развитие градостроительства и паркового искусства.

Те же принципы симметрии, системы прямых широких улиц, пересе­кающихся под прямыми углами, повлияли на разработку планов боль­шинства вновь заложенных городов Соединенных Штатов Америки. Однако здесь эти принципы в большинстве случаев нашли воплощение в механической сетке прямоугольных жилых кварталов. Но кроме них на американском континенте мы встречаемся и с несколько усложнен­ными планами, прообразом которых является ныне уже классическая


Урбанистический роман Филарете - student2.ru

О 100



Урбанистический роман Филарете - student2.ru 14. Ярославль. Город­ская планировка с не­правильной сетью улиц до реконструкции перио­да классицизма

Русское градостроительство

концепция г. Вашингтона, разработанная французским майором Пьером Шарлем Ланфаном в 1791 г.*

Наиболее широко принципы регулярного города классицизма были использованы при перестройке городов и строительстве новых городов-крепостей в России. Здесь мы встречаемся с довольно богатым перечнем различных планировочных приемов, с центрическими и шахматными городами, со сложными системами нескольких центров и характерными для эпохи Возрождения крепостями в форме звезд,

К описываемому времени русское градостроительство накопило свои собственные традиции и неслучайно еще в раннефеодальный период иностранные путешественники называли Россию страной городов. В ча­стности, деревянные постройки уже давно достигли в России высокого технического уровня. На рынке можно было купить деревянный дом, который на месте оставалось лишь собрать. Сохранилось даже сообще­ние о том, что при Иване IV, в 1551 г., таким образом была подготовлена постройка всего города Свияжска, который по частям был сплавлен по Волге и на месте собран под руководством Ивана Григорьевича Вырод-кова13.

К началу XVII в. относится проект малоизвестного русского военного трактата, который в 1607—1621 гг. на основе различных источников написал Онисим Михайлов. Рукопись была найдена в 1775 г. в Ору­жейной палате Московского Кремля и двумя годами позже издана в Петербурге. Тридцать шестая и тридцать седьмая главы трактата каса­ются строительства крепостей, причем автор отмечает, что «прежде всех объявляет тот великий и много искусный Витрувий, который всем гра-додельцам и палатным мастерам отец был и корень, что имеет много разсуждением к долговечному и красовитому строению»14.



Урбанистический роман Филарете - student2.ru 28

* План Ланфана полностью не сохранился и известен лишь отдельных текстовых материалов. (Прим. ред.)

виде набросков и


Урбанистический роман Филарете - student2.ru



15. Ярославль. Проект
реконструкции города в
духе классицизма;

1778 г. Новая простран­ственная концепция ис­пользована таким обра­зом, чтобы в нее могли быть вкомпонованы ан­самбли древних соборов

Трактат свидетельствует о знакомстве русских с сочинениями Витру-вия и является здесь наиболее старым документом этого рода. В конце XVII в. на русский язык стали переводить части трактатов А. Палладио и других теоретиков эпохи Возрождения.

Однако практическое использование новых градостроительных прин­ципов в России развернулось лишь при Петре I, который, очевидно, во время своих путешествий познакомился как с книгами западноевропей­ских теоретиков, так и с конкретными постройками. Начало нового эта­па ознаменовал план новой столицы — Петербурга, основанного в 1703 г.



Наши рекомендации