Урбанистический роман Филарете
7. Филарете. Сфорцин-да; вторая половина XV в. Первый звездообразный центрический город эпохи Возрождения
8. Филарете. Район ремесленников. Первое воплощение принципов линейного города с жилыми домами на от-йельных участках и системой каналов
которой он, безусловно, испытал, одной из классических книг по теории-архитектуры.
Альберти рассматривает соответствие климата и природных условий, выбор места для строительства, см следуют рекомендации по укреплению города и принципы строительства дорог, мостов, каналов
Трактат Альберти полон идей. Это своего рода исповедь благородного "и образованного человека. Что же касается городов, то четких принципов устройства нового города Альберти не приводит.
Наиболее интересные, не потерявшие актуальности до наших дней, мысли касаются вопросов благоустройства городов. Альберти говорит о функциональном членении города и об отделении вредного в гигиеническом отношении производства от жилья.
Трактат Филарете существенно отличается от произведения Альберти. Это не стройное изложение закономерностей строительства и архитектуры, а страстная просьба к миланскому герцогу Франческо Сфорца доверить Филарете постройку нового города Сфорцинды. Здесь собраны воедино описания выдуманных приключений, открытий и фантастических зданий, но наряду с тем присутствует также живое изложение принципов новой архитектуры Ренессанса, базирующейся на античных и византийских образцах.
2 км |
Трактат составляет 21 книгу и дополнен тремя книгами об искусстве рисования, а 25-я книга посвящена прославлению деяний Козимо, Пьеро,. Медичи, расположение которых Филарете после смерти Франческо Сфорца хотел приобрести для осуществления своих строительных замыслов. После 1460 г. итальянский текст трактата лишь переписывали, а в 1498 г. большой поклонник архитектуры Ренессанса Матвей Корвин способствует его переводу на латинский язык3. Публикации трактат, однако, ожидал вплоть до конца XIX в. Он был выпущен в Вене на итальянском языке с частичным переводом на немецкий.
□ | а | а | а | D | □ | а | □ | а | □ | □ | п | □ | □ | □ |
□ | а | а | D | □ | □ | а | а | D | а | а | D | □ | D | а |
а | а | а | □ | а | □ | □ | п | D | □ | D | □ | □ | ГЕГ | а |
а | D | □ | □ | а | □ | D | а | а | а | □ | □ | а | D | |
50
200 м
Звездообразный город
Другие итальянские теоретики
Леонардо как урбанист
Авторитет Витрувия
Жак Перре
В трактате Филарете мы впервые встречаемся с типичным звездообразным центрическим городом, план которого нарисован самим автором. В различных вариантах этот план повторится во всех последующих архитектурных трактатах эпохи Возрождения4.
Филарете стоит у истоков теории города Ренессанса. Его фантазии обязан ряд более поздних смелых архитектурных идей, а что касается градостроительных концепций, то своим проектом он полностью затмил трактат Альберти.
Большое число других теоретиков неустанно развивают концепцию идеального города эпохи Возрождения, чертят десятки идеальных планов, но практически ни одного не строят. В их трактатах в большей степени, чем у Альберти и Филарете преобладают описания сложных укреплений и оборонительных работ, производства военных машин и способа ведения боя в обороне и наступлении. Они превосходят своих предшественников также сложностью очертаний городов, начиная с четырехгранников и кончая звездами с 12, 16 лучами и более.
В ряде случаев проекты идеальных городов служат составной частью книг по военному делу и фортификации, и их авторы ограничиваются лишь описанием оборонных систем, полностью пренебрегая внутренней структурой города.
Особое место среди теоретиков идеальных городов эпохи Возрождения занимает Леонардо да Винчи. Сохранились его чертежи, показывающие перестройку Флоренции по принципам идеального города, наброски регулирования реки Арно и систем оросительных каналов. Он чертит сборные дома из дерева и «виды» с птичьего полета на целые провинции, разрабатывает планировку территории в границах между городами Флоренция, Прато, Пистойя, Лукка и Пиза и создает, собственно, первый в истории генеральный план целой области. В его дневниках и на полях его чертежей много пометок, касающихся вопросов градостроительства. Известен его чертеж разреза улицы, на котором впервые в история коммуникации изображены в двух уровнях, причем разделение движения не только касается пешеходов и средств транспорта, но связано также и с различным общественным положением людей.
Целая энциклопедия теории архитектуры и градостроительства содержится в большой книге L'idea della architettura universale, изданной в 1615 г. Ее автор Винченцо Скамоцци уделил в ней большое внимание закладке городов, их наиболее удобному размещению и внутреннему делению5.
Однако на весь этот период основным авторитетом остается Витру-вий. Его «Десять книг об архитектуре» неоднократно переиздаются, а ряд новых трактатов лишь комментирует и истолковывает его взгляды.
Вернемся, однако, к началу XVII в., когда архитектурные трактаты эпохи Возрождения начинают издавать и в других странах, прежде всего во Франции и Германии.
Самым известным и по времени первым представителем французской теории города того периода является Жак Перре де Шамбери. Его книга с великолепными иллюстрациями отличается от всех предыдущих трактатов наличием в ней целого комплекса детально разработанных проектов замков, городов и зданий с короткими описаниями.
В ней графически изображена вся система городов разной величины, завершенная городами в форме звезд, имеющих по шестнадцать и даже по двадцать три луча6.
Системы застройки Перре во многом напоминают современные планировочные решения жилых районов и кварталов, вплоть до того, что дома в них состоят из отдельных повторяющихся секций.
О 100 |
0 60 100 200м |
9. Жак Франсуа Перре. Идеальныйгород; 1601 г Сложный орнамент предвещает появление барочной композиции с отчетливым использованием симметрии. В центре города — высокое здание
10. Даниель Спекле. Идеальный город; 1608 г. Последовательное использование радиальной планировочной системы
Немецкие теоретики
Идеальный город Дюрера
Из других французских проектов идеальных городов интересен проект круглого города Дю Серсо, располагаемого на мосту. В значительной степени на создание этого проекта его автор был вдохновлен новым парижским мостом Пон Неф, вызывавшим всеобщее восхищение. В практике строительства новых укрепленных городов во Франции принципы центрических городов Ренессанса и их оборонительных систем использовал военный инженер, а позже маршал Себастьен ле Претр де Вобан*. Но в его многочисленных сочинениях мы находим лишь очень подробные описания фортификационных работ и организации работы саперных войск. И на иллюстрациях его книг видны лишь укрепления, в то время как внутренняя планировка городов отсутствует.
Ряд теоретических сочинений по градостроительству появляется в это время и в Германии. Но во многих из них лишь повторяются принципы, известные из более ранних трактатов. Собственно городом больше всего занимается Даниель Спекле. В 1608 г. он издает подробную книгу об укреплениях7. В его работе видно отчетливое влияние готики. Так, в качестве феодальных резиденций он рисует романтичные замки на скалистых холмах, в то время как Перре показывает в своей книге планы замков с большими дворами и садами в соответствии с духом эпохи Возрождения.
Известный художник Альбрехт Дюрер в своей книге об укреплениях8 рисует идеальный город, квадратный в плане, напоминающий скорее концепции готики, чем Ренессанса. В центре его города — площадь с королевским дворцом, располагающим собственными укреплениями. Рядом с ним параллельными рядами идут дома горожан: от самых богатых вокруг замка до бедных у крепостных стен.
* Себастьен ле Претр де Вобан (1633—1707 гг.)—виднейший теоретик и практик бастионной фортификации. Ф. Энгельс писал о Вобане, что в его работах «сочинение деталей, пропорции линий, профили и применение теории к постоянно меняющимся требованиям местности так искусны, что они кажутся совершенством по сравнению ; работами его предшественников, и поэтому можно сказать, что научная и систематизированная фортификация берет свое начало от него» (Ф. Энгельс. Избр. военные произведения, т. 1, 1941, стр. 301). (Прим. ред.).
11. Сопоставление композиционных осей Рима, Версаля и Парижа, ставших основой градостроительных композиций барокко и классицизма
Урбанизм испанских колоний
Идею дюреровско-го города использовал известный немецкий зодчий Генрих Шик-гардт*, построивший для эмигрантов-протестантов в 1632 г. город Фройденштадт. Он использовал квадратный план Дюрера, несмотря па то что был знаком со звездообразными планами итальянцев и Спекле, которые в то время, наверняка, пользовались популярностью.
0100 Б00 1000 м |
Отзвук теории идеального города эпохи
Возрождения дошел до многих стран, и можно утверждать, что в других странах новая идея осуществлялась шире, чем в самой Италии. Она нашла отражение во вновь основанных городских крепостях и в укреплениях большинства существующих городов. Поэтому строительство города Иове Замки в Словакии, в соответствии с концепцией звездообразного «идеального города» в 1580—1588 гг. Оттавием Балдигарой, от носится лишь к немногочисленным свидетельствам раннего применении новых градостроительных идей.
Основной вклад в теорию градостроительства теоретиков эпохи Возрождения — это концепция радиального города с отчетливо выделенным центром. Другие идеи теоретиков Ренессанса, выраженные, например, в линейном городе Филарете или в городах-спутниках Леонардо, не нашли себе применения в свое время, были забыты и возрождены лишь спустя 300 лет, уже на пороге нашего века.
Интересно также воздействие теории идеального города на указы, которые издавали испанские короли с начала XVI в. для городов, закладываемых в американских колониях. Первые указы касались прежде неего выбора места для новых поселений с учетом гигиенических условий территории и т. п. Позднее появляются указы, где в самых общих словах рекомендуется строить города прямоугольного плана.
В 1573 г. в Эскориале Филипп II издает общие инструкции, в которых обобщены и объяснены все ранее изданные частные указания. Весь текст обнаруживает очевидную связь с Витрувием и более поздними теоретиками идеального города, что чувствуется как в содержании, так и в построении книги9.
С укреплением абсолютизма и обновлением власти церкви Ренессанс переходит в барокко, а строительная деятельность все более переносится в крупные столичные города. Однако при их реконструкции продолжают использовать теоретические концепции, свойственные идеальному городу эпохи Возрождения. В отличие от абстрактных схем прошлого теперь учитывается существующий город с конкретным рельефом, природными и другими специфическими условиями. В качестве нового элемента в городе или в его окрестностях появляется парк; основой плана становится система прямых и широких улиц, соединяющих важные точки города. Вместо одного центра появляются полицентрические планы с несколькими взаимосвязанными узлами площадей и
* Генрих Шикгардт (1558—1634 гг.)—один из наиболее продуктивных немецких зодчих своего времени. Им построено 12 дворцов, 17 церквей, большое количество монастырей, школ и других зданий. Наиболее известным его сооружением является «Новый дом» в Штутгарте. (Прим. ред.)
5№^3- |
о |
12. Пьер Шарль Пан-фан. Вашингтон: 1791 г. В первоначальном плане особенно отчетливо выражен основной композиционный замысел
1 — Капитолий; :' — Дворец президента
важных здании, с монументальными осями и композиционными архитектурными точками в интервалах между площадями.
В Италии конца XVI в. жизнь сосредоточивается в богатеющем Риме— резиденции пап. Папа Сикст V, избранный в 1585 г.. приступает к грандиозной реконструкции, которая должна была воплотить в себе растущую власть католической церкви и ее главы. Фреска в ватиканской библиотеке в общих чертах показывает план города с новой системой улиц, соединяющих семь главных римских храмов, трезубец улиц, выходящих на Пьяцца-дель-Пополо и прекрасную микеландже-ловскую композицию площади на Капитолии. Появляется основа, на которой развивается новая архитектура — архитектура барокко.
Вскоре после этого, уже в XVII в., центр европейского архитектурного творчества перемещается в бурбонский Париж с более чем полумиллионным населением, столицу наиболее богатого и крупнейшего западноевропейского государства. Здесь постепенно вырабатывается трактовка архитектуры классицизма, связанная с античным наследием, приобретшим известность также благодаря Ренессансу. Идеалом остается регулярный город с прямыми улицами, описанный в Энциклопедии Дидро и Даламбера: главные улицы по возможности должны быть перпендикулярны одна другой, группы домов должны быть прямоугольными10. Ту же мысль высказывает и Декарт, полагающий, что «работа, составленная из многих частей и сделанная руками многих мастеров, не имеет такого совершенства, как работа, над которой трудился один человек. Так, мы видим, что здания, созданные одним архитектором.
1000 2000 м |
13. Александр Леблон. Петербург; 1717 г. Последовательное использование принципов идеального города эпохи Возрождения
.' — дворец Петра I: 2 — соборы; о—торговая площадь; 4 — пристани со складами; -5—Петропавловска?! крепость; в — Адмиралтейство
Город классицизма
как правило, красивее и лучше устроены, чем те, в переделке которых принимали участие многие, пользуясь старыми стенами, построенными для других целей. Точно так же старинные города, разрастаясь с течением времени из небольших посадов и становясь большими городами, обычно плохо распланированы по сравнению с городами-крепостями, построенными на равнине по замыслу одного инженера»11.
Отчетливее других теоретиков того времени понятие города определяет в 3-й книге своего произведения об архитектуре А. Давиле. Авторитетом для него служит только Витрувий, вслед за которым он утверждает, что «город с точки зрения гражданской архитектуры — есть комплекс кварталов, расположенных по законам симметрии и красоты, а также улиц и общественных площадей, с регулярной красивой и здоровой застройкой и со склонами, необходимыми для стока вод»12.
Однако французская урбанистическая школа не только повторяла центрические схемы эпохи Возрождения. Она выработала свои, более сложные и пышные композиции взаимосвязанных пространств и площадей, выявила значимость вытянутых лучей городских улиц с выразительными архитектурными центрами и развила композиционный принцип трезубца, который наиболее отчетливо (и впервые после Пьяцца-дель-Пополо) использовала в грандиозном решении Версаля, оказавшего влияние на дальнейшее развитие градостроительства и паркового искусства.
Те же принципы симметрии, системы прямых широких улиц, пересекающихся под прямыми углами, повлияли на разработку планов большинства вновь заложенных городов Соединенных Штатов Америки. Однако здесь эти принципы в большинстве случаев нашли воплощение в механической сетке прямоугольных жилых кварталов. Но кроме них на американском континенте мы встречаемся и с несколько усложненными планами, прообразом которых является ныне уже классическая
О 100 |
14. Ярославль. Городская планировка с неправильной сетью улиц до реконструкции периода классицизма
Русское градостроительство
концепция г. Вашингтона, разработанная французским майором Пьером Шарлем Ланфаном в 1791 г.*
Наиболее широко принципы регулярного города классицизма были использованы при перестройке городов и строительстве новых городов-крепостей в России. Здесь мы встречаемся с довольно богатым перечнем различных планировочных приемов, с центрическими и шахматными городами, со сложными системами нескольких центров и характерными для эпохи Возрождения крепостями в форме звезд,
К описываемому времени русское градостроительство накопило свои собственные традиции и неслучайно еще в раннефеодальный период иностранные путешественники называли Россию страной городов. В частности, деревянные постройки уже давно достигли в России высокого технического уровня. На рынке можно было купить деревянный дом, который на месте оставалось лишь собрать. Сохранилось даже сообщение о том, что при Иване IV, в 1551 г., таким образом была подготовлена постройка всего города Свияжска, который по частям был сплавлен по Волге и на месте собран под руководством Ивана Григорьевича Вырод-кова13.
К началу XVII в. относится проект малоизвестного русского военного трактата, который в 1607—1621 гг. на основе различных источников написал Онисим Михайлов. Рукопись была найдена в 1775 г. в Оружейной палате Московского Кремля и двумя годами позже издана в Петербурге. Тридцать шестая и тридцать седьмая главы трактата касаются строительства крепостей, причем автор отмечает, что «прежде всех объявляет тот великий и много искусный Витрувий, который всем гра-додельцам и палатным мастерам отец был и корень, что имеет много разсуждением к долговечному и красовитому строению»14.
28
* План Ланфана полностью не сохранился и известен лишь отдельных текстовых материалов. (Прим. ред.)
виде набросков и
15. Ярославль. Проект
реконструкции города в
духе классицизма;
1778 г. Новая пространственная концепция использована таким образом, чтобы в нее могли быть вкомпонованы ансамбли древних соборов
Трактат свидетельствует о знакомстве русских с сочинениями Витру-вия и является здесь наиболее старым документом этого рода. В конце XVII в. на русский язык стали переводить части трактатов А. Палладио и других теоретиков эпохи Возрождения.
Однако практическое использование новых градостроительных принципов в России развернулось лишь при Петре I, который, очевидно, во время своих путешествий познакомился как с книгами западноевропейских теоретиков, так и с конкретными постройками. Начало нового этапа ознаменовал план новой столицы — Петербурга, основанного в 1703 г.