Комментарии к возможным высказываниям лингвистов

Грамматика
Л. В. Успенский: В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения. Л. В. Успенский: Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение. И.Г. Милославский: Грамматика русского языка - прежде всего средство выражения мысли. Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. С помощью законов грамматики мы можем правильно связать их в предложения, которые обладают смысловой и интонационной законченностью, выражают мысль думающего или говорящего.
Г. В. Степанов: Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают. Лексическое значение слова помогает понять смысл высказывания, а грамматика позволяет связать между собою слова в предложении, чтобы выразить мысль.
Л. В. Успенский: Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете. В языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи выстроены грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и интонационную законченность.
М. Исаковский: Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика. Словарный запас человека свидетельствует, насколько богата его речь. Грамотность включает в себя знание грамматических правил и применение их в речи. Разделами грамматики являются морфология и синтаксис. На основе грамматики разработаны правила правописания и постановки знаков препинания.


31

Клише для написания сочинения 15.1

1. Вступление и переходное предложение
Цитирование автора. Комментарий к высказыванию. Переходное предложение
Прямая или косвенная речь.   (Кто?) ….. писал (считал, думал, подчеркивал и т.д.)… Объяснить языковое явление!!! Я согласен с мнением … Чтобы доказать свою точку зрения, вспомню некоторые функции… Прочитав мнение …, я удивилась тому, что Ознакомившись с мнением …, я тоже задумался над вопросом: а нужны ли … в речи (на письме)?... Прочитав мнение …, я не мог с ним не согласиться, так как считаю, что … Попробую разобраться в словах… и приведу примеры из текста … Объясню слова… примерами из текста …
2. Аргументы из текста (2!!!)
Например, (во-первых,) в предложении № ____ автор использует (употребил)…, чтобы показать (чтобы читатель мог понять)….. А в предложении № ___(во-вторых,) автор использует (употребил) ….. чтобы показать (чтобы читатель мог понять)…..
3. Вывод
Еще раз формулируем основное суждение и уже утверждаем его правильность Мне кажется, я смог объяснить … важность … в речи (в … стиле речи) Я постарался доказать …, Мне хотелось бы верить в то, что мои рассуждения о роли …, помогут (помогли) … понять их значимость Таким образом, прав был… Итак, Мне кажется, я смог доказать; я постарался доказать


Задание 9. «Обособленные члены предложения»

1.Обособленные согласованные определения и приложения.

1) Причастные обороты, стоящие после определяемого слова (можно переделать в оборот «тот, который…»);
2) Если их два и более и стоят после определяемого слова: Я иду по дорожкам темного сада, угрюмого, сумрачного.
3) Относятся к личному местоимению: Он, трижды молодой, ждал от жизни всего.
4) Относятся к имени собственному: Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой на груди рубахой, Дымов казался красивым.
5) Имеют значение уступки или причины: Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима.
6) Распространенные приложения:
Могучий лев, гроза лесов, лишился силы.

2.Обособленные обстоятельства:

1) Деепричастия и деепричастные обороты. (Суффиксы деепричастий: А, Я, В, ВШИ, ШИ: вопросы: что делая? что сделав? как?)
2) Сравнительные обороты: Голова у неё острижена, как у мальчишки.
3)Оборот с предлогомНЕСМОТРЯ НА(обстоятельство уступки): На улицах, несмотря на солнце, горели фонари.
4) Существительные с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ: Дети, вопреки морозу, вышли погулять.

Наши рекомендации