Виды грузов, способы упаковки, контейнеризация

По условиям и технологиям перевозки, перегрузки и хранения все грузы можно разделить на три категории: генеральные (штучные), массовые и особорежимные.

К генеральным грузам относят мешковые, кипные, катно-бочковые, ящичные, металлы и металлоизделия, тяжеловесы и машины, а также иногда лесные грузы. В мешках перевозят сыпучие и пылевидные грузы. Масса одного места грузов в бумажных мешках 40-50 кг, в тканевых - 40-150 кг.

В тюки и кипы упаковывают естественное и искусственное волокно и изделия из них. Непрессованный материал транспортируют в тюках, прессованный (хлопок, джут и т.д.) – в кипах. Масса кип 80-800 кг. К катно-бочковым относят грузы, перевозимые в барабанах, бочках и рулонах. Емкость металлических бочек, в которых перевозят жидкое топливо, смазочные материалы, пищевые продукты, 0,3-0,5 м3.

В ящиках перевозят: продукты пищевой промышленности и сельского хозяйства, промышленные и потребительские товары, метизы, машины и т.п. Ящики изготавливают из досок, фанеры, картона, пластмассы. Типоразмеры ящиков регламентируются специальным стандартом на тару и упаковку. Масса ящика с грузом в зависимости от рода груза колеблется от нескольких килограммов до десятка тонн. К этой категории грузов относят так же пакеты металлических прокатных профильных элементов, арматурных стержней, проволоки и т.п. Масса их может достигать нескольких тонн и более.

Средствами морского транспорта перевозят также машины, в том числе автомобили, разного рода оборудование и прочее. Масса оборудования может составлять десятки тонн. Такие грузы относят к тяжеловесам.

К лесным грузам относят круглый лес, пиломатериалы, фанеру и другие изделия из древесины. Современная технология перевозки и перегрузки лесных грузов предусматривает широкое использование пакетирования для всех видов лесоматериалов. Пакетные перевозки леса способствуют внедрению комплексной механизации перегрузки лесоматериалов, сокращению необходимой складской площади и снижению транспортны расходов. Экспортные материалы перед погрузкой на судно должны иметь транспортную влажность и необходимую товарную кондицию.

Генеральные грузы перевозят поштучно, в пакетах и в специальных ящиках – контейнерах. Поштучная перевозка значительно усложняет перегрузку и сокращает производительность перегрузочного оборудования. Пакетирование (укрупнение отдельных мест) и контейнеризация генеральных грузов позволяют в значительной мере устранить эти недостатки.

Для пакетирования рекомендуется использование следующих вспомогательных средств: поддонов (плоских, стоечных, ящичных), стропов, кассет. Конструкция и размеры поддонов стандартизованы.

Коренным образом изменяются перегрузочные процессы и перевозка при использовании контейнеров – крупноразмерных ящиков, изготавливаемых из различных материалов (в основном из легкого металла). Загружать контейнер можно непосредственно у производителя, а разгружать у потребителя, что особенно целесообразно при смешанных перевозках, когда груз последовательно передается с одного вида транспорта на другой (морской, речной, железнодорожный, автомобильный, а иногда и воздушный).

Контейнеры разделяют на две большие группы: универсальные для перевозки штучных грузов и специальные для перевозки скоропортящихся, сыпучих, кусковых, пылевидных и жидких грузов.

Экономических эффект от контейнеризации заключается в уменьшении трудоемкости и стоимости перегрузочных операций, в снижении расходов на транспортную упаковку, сокращении потерь и порчи грузов во время их перегрузки, транспортирования и складирования и другое. Недостатки контейнеризации: масса контейнеров больше массы других видов упаковки, применение контейнеров ведет к менее полному использованию вместимости транспортных средств. Однако преимущества контейнерных перевозок при сравнительно несущественных недостатках вызвали их быстрое развитие во всех странах мира.

Массовые грузы делят на две основные группы: навалочные и наливные.

К навалочным грузам относят: руды, угли, сланцы, строительные материалы, удобрение. К этой же группе относят зерно: пшеницу, овес, ячмень, кукурузу, сою и прочее.

К наливным грузам относят: нефть и нефтепродукты, сжиженные газы, растительные масла, спирты, вина, растворители, кислоты, жиры и прочее.

К особорежимным грузам относят некоторые виды массовых грузов содержащих фосфор, мышьяк, серу, свинец и тому подобные вещества, которые могут вызывать отравление. При перегрузке и хранении их требуется соблюдение особой предосторожности. Кроме того, к особорежимным относят грузы, которые в условиях перевозки и хранения могут послужить причиной взрыва, пожара, заболевания людей и животных, все виды скоропортящихся грузов, требующих особых режимов хранения и перевозки в связи с опасностью потери ими товарных качеств.



Наши рекомендации