Геометрические характеристики
Геометрические размеры опор ВЛ косвенным образом определяют ее некоторые экономические характеристики. От значений высоты и ширины опоры при прочих равных условиях зависит объем материала, из которого изготовлены элементы опоры, а следовательно, и ее стоимость. Кроме того, ширина опоры частично определяет и поперечный размер полосы отчуждения территории под трассу линии, что в условиях рыночной экономики при высокой стоимости земли является подчас причиной отказа от сооружения ВЛ в пользу варианта кабельной линии с существенноменьшей шириной трассы.
Рис. 8.13. Геометрические параметры воздушной линии
Вертикальный и горизонтальный габариты воздушной линии определяются взаимным расположением:
1. ее токоведущих элементов (проводов) и заземлённых частей (траверс и стоек опоры);
2. проводов и грозозащитных тросов, если последние предусмотрены конструкцией;
3. проводов в нижней точке их провисания в пролете относительно поверхности земли.
Рассмотрим условия выбора соответствующих этим условиям расстояний на примере одноцепной портальной свободностоящей металлической опоры с двумя тросами, схематически изображённой на рисунке 8.13, где также показаны интересующие нас геометрические размеры.
Вертикальный габарит линии, т.е. высота опоры Ноп, как это видно из рисунка 8.13, определяется выражением
Ноп = hГ + fнб + lГ + hT (8.1)
где hГ — нормированный габарит линии до земли; fнб — наибольшая стрела провеса провода; lГ — длина гирлянды изоляторов с арматурой; hT — высота крепления троса над траверсой (высота тросостойки).
Как уже говорилось габарит линии, т.е. величина hT , определяется условиями безопасности передвижения под проводами линии транспортных средств и механизмов. Она нормируется в зависимости от характера местности (населённая, ненаселённая, труднодоступная) и номинального напряжения ВЛ.
Величина стрелы провеса f в промежуточном пролете длиной L определяется допустимым механическим напряжением в низшей точке провода доп при конкретных климатических условиях и соответствующей удельной нагрузке g:
f = g L2 / (8 доп) (8.2)
Наибольшая стрела провеса имеет место либо при высшей расчётной температуре воздуха нб за счёт термического удлинения провода, либо при наибольшей вертикальной механической нагрузке от массы провода, покрытого гололёдом при соответствующей температуре доп= - 5°С и отсутствии ветра.
Длина гирлянды изоляторов с арматурой lГ определяется типом используемых изоляторов и их количеством в зависимости от номинального напряжения ВЛ (см. таблицу 8.9).
Положение грозозащитного троса, т.е. высота тросостойки hT, определяется по условиям защиты проводов от прямых ударов молнии. Для обеспечения такой защиты защитный угол aз должен быть не более установленных ПУЭ его допустимых значений aдоп. Для опор с одним тросом aдоп. = 30°, с двумя тросами — 20°.
При aз = aдоп, как следует из рис. 9.14, расстояние по вертикали между проводом и тросом hп-т равно
hп-т = hт + lг = (0,5DВС - ат ) / tgaдоп (8.3)
При известных значениях aдоп, расстояния между соседними фазами DBC, длины гирлянды и расстояния по горизонтали от оси стойки до троса аТ из
Рис.8.14 К определению высоты подвеса грозозащитного троса
этого выражения однозначно определяется искомая величина hт.
Наименьшее допустимое изоляционное расстояние по воздуху от токоведущих до заземлённых частей ВЛ удоп определяется условиями исключения пробоя воздушного промежутка при рабочем напряжении, при грозовых и внутренних перенапряжениях, а также условием безопасного подъёма ремонтного персонала на опору, когда линия находится под напряжением. Последнему условию соответствует наибольшее значение удоп, которое для ВЛ 35—500 кВ составляет от 1,5 до 4,5 м.
При использовании на ВЛ как подвесных гирлянд стеклянных и фарфоровых изоляторов, так и стержневых полимерных изоляторов расстояние от провода до стойки опоры у определяется с учётом возможного отклонения провода под давлением ветра (см. рисунок 8.15) на угол j, зависящий от соотношения удельных нагрузок — вертикальной от собственной массы провода без гололёда Gпр и горизонтальной от действия ветра Fв, которые формируют результирующий вектор силы Fрез, действующей на провод.
Рис.8.15 К определению расстояния между фазами ВЛ.
При этом минимально допустимое расстояние между фазой линии и стойкой опоры
Dф min = yдоп + lг sin j, (8.4)
где sin j = Fв/Fрез.
Значение Dф min служит для определения расстояния между фазами Dмф. При их горизонтальном расположении
Dмф = DАВ = DВС = 2Dф min + bст, (8.5)
где bст — ширина стойки опоры.
В табл. 8.11 даны значения конструктивных параметров ВЛ 35—750 кВ, о которых шла речь выше, а именно:
- длины промежуточного пролёта L при сооружении ВЛ в равнинной местности;
- расстояния между фазами Dмф при их горизонтальном расположении на опоре;
- длины подвесной гирлянды изоляторов с арматурой lг;
высоты промежуточной опоры Hоп;
- габарита линии до земли в ненаселённой местности hг;
числа проводов в фазе N;
- диапазонов сечений F сталеалюминевых проводов (их алюминиевой части).
В таблице 8.11 представлены конструктивные параметры ВЛ 35- 750 кВ.
Таблица 8.11 конструктивные параметры ВЛ 35- 750 кВ
Конструктивные параметры ВЛ 35—750 кВ | |||||||
Таблица 8.11 Параметр | Номинальное напряжение, кВ | ||||||
L, м | 150—200 | 170—250 | 250—350 | 300-400 | 350-450 | 450—750 | |
Dмф, м | 3,0 | 4,0 | 6,5 | 9,0 | 12,0 | 17,5 | |
lг, м | 0,7 | 1,2—1,4 | 2,2-2,3 | 3,0-3,2 | 4,5—4,9 | 6,7—7,5 | |
Hоп, м | 13—14 | 22—26 | 25—30 | 27—32 | 30—41 | ||
hг, м | 6—7 | 6—7 | 7—8 | 7,5—8 | 10—12 | ||
N | |||||||
F, мм2 | 50—185 | 70—240 | 240-400 | 240—500 | 300—500 | 400, 500 |
Данные таблицы 8.11 свидетельствуют о том, что ВЛ СВН (330—750 кВ) характеризуются весьма внушительными размерами. Их вертикальный габарит составляет 25—41 м, а ширина опоры, если принять ее равной двойному междуфазному расстоянию, находится в пределах от 18 до 35 м. Несмотря на то что в процентном отношении к суммарной протяжённости ВЛ напряжением 35 кВ и выше такие линии в России составляют небольшую долю (менее 10 %), территория, занимаемая ими, оказывается довольно значительной. В связи с этим во всем мире проводятся исследования, направленные на создание более компактных конструкций ВЛ, которые одновременно обладали бы повышенной пропускной способностью, пониженным влиянием на окружающую среду и в большей степени удовлетворяли бы требованиям технической эстетики