Резолюция о градостроительной политике в xxi веке

1. Предлагаемая система регулирования градостроительной деятельности органами государственной власти и местного самоуправления должна предусматривать паритетное распределение ресурсов на поддержание сохранности и на интеграцию градостроительного наследия в современную пространственную организацию общества.

2. Необходимо уделить особое внимание определению правового статуса и расширению состава участников градостроительного процесса, в котором общественные организации и члены гражданского общества должны играть значительную роль.

3. К эффективному градостроительному процессу должны быть привлечены все стороны общества – государство, бизнес, общественные организации. Государство – как регулятор, обеспечивающий сохранность градостроительного наследия и ответственность за качество среды жизнедеятельности; бизнес – как активная часть общества, обладающая ресурсами и технологиями; общественность – как обеспечивающая широкую доступность и контроль.

4. Новая модель градостроительной деятельности должна опираться на градостроительную науку и культуру как исторический феномен, позволяющий формировать эстетически выразительную благоприятную среду обитания и организовывать сбалансированную систему населенных мест евразийского пространства.

5. Термином «градостроительная культура» предлагается называть составляющую культуры общества, отражающую его представление о требованиях к характеру обустройства занимаемой им территории (преимущественно территории населенных мест) как среды формирования и реализации личностей его граждан, а соответственно и требований к характеру градостроительной деятельности с этих позиций.

6. Стоит обратить внимание на необходимость повышения ценности профессии градостроителя в глазах представителей власти, инициативных групп общественности и широких слоев населения. Градостроитель как специалист сегодня не участвует в принятии градостроительных решений или его мнение не является основополагающим. На уровне власти многие решения нередко носят чисто политический характер, что в дальнейшем приводит к сложным, подчас непоправимым градостроительным ситуациям. Необходимо повышать авторитет градостроителя, воспитывать в нынешних и будущих поколениях интерес и уважение к этой непростой профессии. Это позволит сократить возникший возрастной разрыв между специалистами и наладить преемственность.




Предложения представителей Республики Казахстан
и регионов Российской Федерации

Республика Казахстан

1. Необходимо на уровне стран поднять вопрос о целесообразности разработки межгосударственных схем регионального развития для проведения взаимно согласованной (консолидированной) архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территориях смежных регионов приграничных государств. В Республике Казахстан разработка межгосударственных схем регионального развития предусмотрена статьей 43 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан».

2. Проблемы и задачи по развитию и реконструкции населенных мест Республики Казахстан требуют последовательной организации проектной и научно-методической деятельности, становления ее институтов. В градостроительном проектировании следует широко использовать наработанные ведущими организациями страны методы предпроектных исследований, включая социологические опросы населения, позволяющие более полно учитывать пространственные характеристики городской среды, особенности, определяемые историческими, природно-климатическими, региональными условиями ее формирования.

Москва

Предлагаем усилить значение принципа воссоздания как необходимой составляющей проблемы охраны исторического наследия. Не только беречь историческую среду, душу городов и поселений и многовековые культурные слои, их корневую основу, но и воссоздавать на историческом месте утраченные объекты наследия, когда это реально на свободной от новой застройки территории, законно, оправдано в градостроительном отношении. При благоприятных условиях воссозданию подлежат как утраченные здания, сооружения, площади, так и целые поселения.

В качестве примера предлагаем рассмотреть «Предпроектные предложения поэтапного воссоздания исторического ансамбля и духовно-культурной атмосферы на Пушкинской (Страстной) площади», выполненные коллективом специалистов в комиссии «Старая Москва» и МГО ВООПИиК в 2016 году.

Существует ряд предпосылок воссоздания на Пушкинской площади утраченного исторического ансамбля:

– востребованность и реальность воссоздания Страстного монастыря;

– духовно-культурное значение исторической Пушкинской (Страстной) площади;

– актуальность восстановления в условиях развитого инвестиционного строительства;

– степень сохранности объектов исторического времени;

– реальность воссоздания утраченных объектов на историческом месте.

Предложения предваряются исследованиями исторической подосновы и масштабными предпроектными проработками генерального плана, памятника Пушкину на Тверском бульваре, колокольни, собора и других объектов Страстного монастыря, зеленого участка Страстного бульвара, квартала Бронной слободы, поселения Бронной слободы в культурных слоях современной Пушкинской площади.

Для столичного града Москвы воссоздание исторических утрат явится серьезным фактором возвращения статуса исторического города, трагически утраченного в годы послереволюционного лихолетья.

Санкт-Петербург

В целях сохранения зданий-памятников; обычных зданий, построенных до революции; зданий, построенных по индивидуальным проектам (до 1960 года), до эпохи безумной индустриализации строительства, необходимо внести в нормативную базу необходимость сохранения и восстановления гидроизоляции фундаментов и стен подвалов в виде глиняного замка, который выполняется из перемятой жирной глины оптимальной влажности.

Гидроизоляция в виде глиняного замка не имеет срока службы, она служит защите стен до тех пор, пока ее механически не разрушат при введении в здание инженерных коммуникаций или при откопке шурфов возле стен снаружи или внутри здания при обследовании фундаментов зданий.

В сложившейся ситуации огромное количество зданий по всей стране имеют поврежденную гидроизоляцию стен в виде глиняного замка, что привело к прекращению эксплуатации подвалов этих зданий. Пример – здание Генштаба на Дворцовой площади Санкт-Петербурга или здание Филармонии на Невском проспекте.

Необходимо также при естественной осадке старинных зданий при поднятии уровня тротуара наращивать глиняный замок этих зданий до уровня тротуара. Необходимо законодательно потребовать от ЖКХ и эксплуатирующих служб открыть законопаченные окна подвалов, обеспечить хорошую вентиляцию этих помещений для предотвращения коррозии стен.

Обрушение зданий дореволюционной или дохрущевской эпохи и признание их ветхими или аварийными из-за коррозии кладки идет по всей стране. Восстановление обрушенных зданий – мероприятие дорогостоящее, технически сложное по технике безопасности, его могут выполнять специально обученные рабочие под руководством грамотных прорабов. Если не принять соответствующие меры, то количество таких обрушений будет увеличиваться от года к году в геометрической прогрессии.

Наши рекомендации