Порядок действий после нападения и ухода пиратов с судна
Капитан подвергшегося нападению судна в срочном порядке письменно информирует органы власти государства, в водах или порту которого произошло нападение, даже в случае, если оно не имел< успеха. При нападении в международных водах - информируются органы ближайшего в географическом отношении государства. После срочного и формализованного сообщения капитан готовит детальны рапорт с подробнейшим описанием количества, внешности, национальности нападавших, используемых ими плавсредств, времени, места нападения /с указанием координат/, национальной принадлежности вод, удаленности от берега. Следует указать также характер реакции местных органов власти на сигнал судна о нападении.
Такие формализованные и детализированные сообщения должны быть срочно подготовлены и разосланы в адрес органов власти или правоохранительных органов ближайшего государства, посольства /консульства/ государства флага судна, судовладельца и оператор /если это не одно и то же лицо/.
Судоходная компания в свою очередь принимает все меры для Доведения информации о случившемся до сведения администрации государства флага судна, а также Международной Морской Организации, ведущей и обрабатывающей статистику пиратских нападений для выработки мер и рекомендаций на межправительственном уровне.
Подготовка и доведение подобных сообщений до местных органов власти и правопорядка необходимо, с одной стороны для информационной помощи в планировании мероприятий по борьбе с пиратством, с другой, чтобы исключить возможную ссылку на незнание проблемы и занижение статистики, сокрытия пиратоопасности своих территориальных вод. Такая, подготовленная и размноженная международными морскими организациями, информация будет полезной для капитанов судов как консультативное пособие в организации безопасности вверенных им судов и экипажей.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
- пиратство как один из видов преступлений на море продолжает оставаться в наши дни серьезным препятствием для международной торговли мореплавания;
- самым опасным, с точки зрения возможного пиратского нападения на судно остается регион Юго-Восточной Азии. По сравнению с 2001 г. общее число зарегистрированных в мире нападений на суда возросло с 335 до 370 (на 10, 45%). В 136 случаях пираты были вооружены ножами, в 68 случаях - огнестрельным оружием и в 49 случаях пираты - иными видами оружия. Нападению преимущественно подвергались суда, стоящие на якоре. Отмечен значительный рост числа похищений судов, с 16 до 25 случаев. В основном, это буксиры, баржи и рыболовецкие суда, работающие в водах Индонезии и Малаккского пролива. Официальное число убитых членов экипажей сократилось до 10 в 2002г. в сравнении с 21 в 2001.
- пиратские нападения, особенно это касается региона Южной Америки, тщательно планируются и организовываются. Зачастую пираты знают о находящемся на судне грузе, что говорит об их сращивании с мафиозными структурами.
7. Квалификационные требования и вопросы для самопроверки
7.1. Квалификационные требования
Компетентность 1:
Вести и наблюдать за применением плана охраны судна
Знание мер по предотвращению использования оружия, опасных веществ и приборов против людей, судов или портового оборудования, а также попадания их на борт судна.
Знание по опознанию и устранению оружия, опасных веществ и приборов.
Знание мер по предотвращению незаконного доступа на судно и ограниченные районы на борту.
Знание процедур по реагированию на угрозы охране или нарушение охраны, включая постановления по проведению критической работы по взаимодействию судно/порт.
Знание случайностей по охране и реакции на них.
Знание мер охраны по портовому оборудованию и во время судовых операций.
Знание ответственности по охране офицера охраны судна, капитана, судового персонала, офицера Компании по охране и офицера охраны портового оборудования.
Знание соответствующих международных требований в отношении охраны судна и портового оборудования.
Знание соответствующих властей, которых необходимо уведомить в случае нарушения охраны.
[Знание требований в отношении подтверждения и сертификации согласованности с требованиями ISPSКодекса]
[Знание требований в отношении контроля и согласованность мер, оговоренных в правиле ХI-2/9SOLAS74 с поправками]
Знание элементов, которые составляют план охраны судна и соответствующие меры и процедуры.
Знание значения и важности требований разных уровней охраны.
Знание процедур по проведению внутренних аудитов, инспекций, контроля и проверок деятельности по охране, определенных в плане охраны судна.
Знание различных методик, используемых для проведения физических обысков и инспекций не вторжения.
Знание по применению и координированию обысков.
Знание в отношении ведения записей, относительно подготовки, учений и упражнений, опасных инцидентов, сообщений о нарушениях по охране и изменений уровня охраны.
Знание процедур для начала, рассмотрения и составления Декларации об охране.
Компетентность 2: