Карл готтхард лангханс
(15 декабря 1732 , Ландесхут – ныне Каменна-Гура, Силезия – 1 октября 1808, Грюнайх под Бреслау) – прусский архитектор и строитель, крупнейший представитель немецкого классицизма.
Лангхаус изучал право, математику и языки в университете Галле (1753-1757). Зодчество изучил, читая труды римского архитектора Витрувия, беря частные уроки и проводя практические занятия в Бреслау, и расширил свои знания, путешествуя по Италии и другим странам в 1759-1775гг.
Вернувшись на родину, Лангхаус стал старшим архитектором при бреславльской камере и выстроил там бывший гацфельденский дворец и несколько других зданий. В 1792 г. Был приглашен в Берлин, где ему была поручена внутренняя отделка оперного театра. Затем Лангхауз руководил дворцовым строительным управлением. Он получил известность, построив знаменитые Бранденбургские ворота в Берлине.
Бранденбургские ворота — это единственные сохранившиеся городские ворота Берлина, их первоначальное название — Ворота мира. Они были построены в 1788-1791 гг. и являются первой значимой работой, выполненной в стиле берлинского классицизма. Образцом для Бранденбургских ворот послужили Пропилеи Акрополя в Афинах. Фасад ворот был первоначально выкрашен в белый цвет. Украшение фасада принадлежит руке Иоганна Готфрида Шадова. Простые и крупные формы ворот, их лаконичный четкий абрис архитектурно закрепили планировочную ось города и придали ей силу организующей пространственной доминанты в общегородском целом. В силу этого, Бранденбургские ворота, получили композиционный смысл нейтрального опорного сооружения столицы.
Берлин, Бранденбургские ворота
(1788-1791)
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12 томах, Т.7, М., Стройиздат,1987, с. 369
2.http://ru.wikipedia.org/wiki/Карл_Готтхард_Лангхаус
ЗОДЧИЕ ИСПАНИИ
Хуан Гуас
(ок. 1440, Лион, Франция – 1496, Толедо, Испания) испанский архитектор, центральная фигура среди группы испанских архитекторов, которые разработали стиль Изабеллин (соединение средневековых форм, орнаментов испанских мусульман и итальянской пространственной композиции), пришедшего в Испанию после Реконкисты.
Считается самым изящным архитектором конца XV в. в Испании, он создал проекты церквей и жилых зданий, которые стали образцами для подражания для более поздних поколений испанских архитекторов. После обучения в Брюсселе поселился в Толедо совместно со своими фламандскими ассистентами. В 1459-1469 гг. он помогал Аннекину де Эгасу в строительстве собора «Пуэрта де лос Леонес» в Толедо, в 1494 г. он был официально назначен архитектором при соборе.
Лишь неколько работ можно с достаточной степенью надёжности отнести к его творчеству - дворец Инфантандо в Гвадалахаре (1480 - 1483) - ранний пример большой городской усадьбы, ставшей прототипом для подобных построек в Испании. Проектировал церковь св. Хуана в Толедо (1476). К концу жизни стал главным строителем соборов в Сеговии и Толедо (1476). Ему также принадлежит позднеготический фасад церкви Сан-Грегорио в Вальядолиде (1487 - 1496).
Постройки: церковь св. Хуана в Толедо (1476); дворец герцогов Инфантадо, Гвадалахара (1480 - 1483); фасад церкви Сан-Грегорио.
Гвадалахара, дворец Инфантадо (вторая половина XV в.)
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12 томах, Т.5, М., Стройиздат,1987, с. 403, 405
Энрике Эгас
(1455,Толедо – 1534, Толедо) - испанский архитектор, принадлежал к испанской семьи зодчих и скульпторов. Представитель поздней готики и стиля платереско.
Ученик X. Гуаса. С 1498 - главный архитектор Толедо. Являлся консультантом на строительстве соборов в Сарагосе (1500) и Севилье (1512-1534.) Самое значительное произведение капелла королевского госпиталя в Сантьяго де Компостела (1501-1517), построенная в стиле поздней готики с чертами платереско.
Постройки: собор Толедо (1508); госпиталь Санта-Крус в Толедо (1504-1514); капелла Майор, перестройка (1500-1504. совместно с П. Гульелем); госпиталь, Сантьяго (1501-1511); монастырь Сан-Хуан де лос Рейес (1504); больница св. Креста в Толедо (1504-1515); королевская капелла, Гранада (1506-1517); королевская больница, Гранада (1506-1507); собор, Гранада (1521-1528).
Гранада, Королевская капелла (1506-1517)
Литература:
1.Всеобщая история архитектуры в 12 томах, Т.5, М., Стройиздат,1987, с. 415