Информационная поддержка урока
При подготовке урока учителю могут помочь следующие культурологические и краеведческие издания:
· Сокровища человечества. Памятники истории, культуры и природные заповедники под охраной ЮНЕСКО. – М., 1997.
· Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. – СПб., 1996.
· Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург. Энциклопедия для детей (изд-во «Аванта +»). – М., 2005.
· Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. Сборник. – СПб., 1999.
· Санкт-Петербург. XX-XXI век. Что? Где? Когда? – СПб., любое издание.
· Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник / Гл. ред. Б. Б. Пиотровский. – М., 1992.
· Шерих Д. Книга рекордов Санкт-Петербурга. Любое издание.
Также информационную поддержку уроку могут оказать следующие Интернет-ресурсы:
· Официальный сайт ЮНЕСКО - http://whc.unesco.org/
· Официальный сайт ИКОМОС СПб - http://icomos-spb.ru/
· Официальный портал Правительства Санкт-Петербурга – www.gov.spb.ru
· Сайт Международного благотворительного фонда Д. С. Лихачева. – www.encspb.ru
· Сайт «Неформальные достопримечательности» – http://www.etovidel.net.
· Сайт «Личности Петербурга» – www.ceo.spb.ru
· Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (ресурсы по истории города для учителя и учащихся по учебным предметам «История» и «МХК») – http://school-collection.edu.ru
Методическую помощь учителю в проведении «Урока наследия» могут оказать следующие издания:
· Всемирное наследие в руках молодых. Электронный ресурс. http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/FIELD/Moscow/pdf/WH_Youth_kit_rus.pdf
· Уроки наследия. Методические материалы в помощь учителю / Составители Л. К. Ермолаева, Л. С. Майорова. – СПб.: СПб АППО, 2007.
· Город, открываемый заново. Освоение культурного наследия. Петербургская модель: научно-методический сборник / авт.-сост.: Л. М. Ванюшкина, Л. К. Ермолаева, Е. Н. Коробкова, А. Д. Рапопорт, Н. Г. Шейко. – СПб., 2006.
· Ермолаева Л. К., Смирнова Ю. А., Шейко Н. Г. Теория и методика преподавания учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга»: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации / под науч. ред. Л. М. Ванюшкиной.– СПб.: СПб АППО, 2014.
· Шейко Н. Г., Иванова О. А., Смирнова Ю. А. Урок истории и культуры Санкт-Петербурга: методический конструктор: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации / под науч. ред. Л. М. Ванюшкиной.– СПб.: СПб АППО, 2014.
Раздел III.
Урок наследия: методические разработки занятий. Из опыта петербургских педагогов[6]
Урок наследия
«Любить – значит беречь»[7]
Адресат: учащиеся 7-8 классов
Задачи урока:
· дать представление школьникам о важности и масштабности работ по сохранению петербургского наследия;
· познакомить с реставрацией конкретных объектов петербургского наследия;
· способствовать воспитанию непримиримого отношения к вандализму.
Оборудование:
· глоссарий (наследие, реставрация, символ, эскиз, модель, шпиль),
· фотографии памятников архитектуры;
· литературные тексты.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Беседа о необходимости и важности реставрационных работ в Санкт-Петербурге.
3. Работа с текстом «Ангел на шпиле». Заполнение сравнительной таблицы.
4. Работа с фотографиями архитектурных сооружений.
5. Обобщающая беседа. Закрепление.
Ход урока:
Задание: Прочитайте эпиграф.
Я вижу град Петра, чудесный, величавый,
По манию царя воздвигшийся из блат,
Наследный памятник его великой славы,
Потомками украшенный стократ!
П. А. Вяземский
Беседа:
Вопросы классу: О каком «наследном памятнике» идет речь? Как вы понимаете последнюю строку? Подберите близкие по смыслу понятия к словосочетанию «украшенный стократ».
Учитель: Красота нашего города удивительна и уникальна. Она нам досталась в наследие от прошлых поколений, и мы должны сохранить ее и передать следующим поколениям.
Вопросы классу: Выскажи свое мнение, что значит «сохранить красоту города»? Какое отношение к этому имеет слово «реставрация»? (работа с глоссарием) Объясни свой ответ.
Учитель: Реставрация – очень кропотливая и ответственная работа по восстановлению и сохранению памятников архитектуры. Труд этот очень непрост. В нашем городе несколько тысяч памятников, которые находятся под охраной государства и требуют к себе особенного внимания. Мы сейчас с вами познакомимся с историей одной реставрации и попробуем яснее представить, что это такое. Речь пойдет о скульптуре ангела на шпиле Петропавловского собора. Работа учеников с текстом «Ангел на шпиле».
Работа с текстом «Ангел на шпиле»:
Задание: Прочитайте текст и по ходу чтения заполняйте таблицу.
«Ангел на шпиле» (источник – официальный сайт ГМИСПб).
«Шпиль Петропавловского собора с венчающей его фигурой Ангела – один из наиболее известных символов Санкт-Петербурга. В современном виде он существует с 1858 г. и является четвертым по счету.
Первый деревянный шпиль собора начали монтировать в 1716 г., при возведении колокольни, под руководством голландского архитектора Г. фон Болеса. Деревянные конструкции были изготовлены в сентябре 1718 г., к концу 1724 г. закончена обивка шпиля золочеными медными листами. Тогда же на 112-метровой высоте была установлена фигура ангела, эскиз и модель которой Д. Трезини выполнил по образцу ангела, венчавшего башню ратуши в голландском городе Маастрихте (1656-1660 гг.). Крепился Ангел таким образом, что казалось – он летит вдоль поверхности земли, неся на вытянутых руках крест.
Пожар 30 апреля 1756 г. уничтожил шпиль и фигуру. К работам приступили в 1760 г. Строители руководствовались повелением Императрицы Екатерины II делать колокольню «точно так, какова прежняя была, понеже прочие планы не так красивы».
В апреле 1771 г. был заключен контракт с Б. П. Брауэром, которому поручалось разработать конструкцию и руководить изготовлением и установкой завершений колокольни, размещением новых курантов и колоколов. Плотничные работы выполняла артель крестьянина А. В. Еремеева.
Старые рисунки креста и Ангела не сохранились. Согласно новому проекту (1773 г.) мастера потребовали также изготовить деревянную модель в натуральную величину. Помощник Брауэра Ф. Экгарт завершил работу к лету 1774 г. Новый Ангел был сделан по образцу прежнего, трезиниевского, с сохранением размеров и пропорций. На краях одежды и в руках Ангела находились втулки, охватывавшие стержень креста, благодаря чему он мог вращаться. В 1775 г. Ангел был установлен на высоту 117 м. В мае 1777 г. на перестроенном шпиле был установлен громоотвод. Однако всех катаклизмов природы предусмотреть не удалось: 10 сентября 1777 г. разразился «великий шторм». Свирепый северо-западный ветер расшатал и накренил шпиль. Тяжелая фигура Ангела, установленная перпендикулярно кресту, погнулась, крылья оторвались.
Было принято решение о создании новой фигуры, меньшего веса и размеров, центр тяжести которой должен был совпадать с вертикальной осью шпиля. По эскизу выдающегося зодчего А. Ринальди новое изображение изготовил К. Форшман под наблюдением И. А. Шлаттера. Осенью 1778 г. фигура была установлена на исправленном шпиле.
Со временем венчающая часть стала приходить в негодность. В октябре 1830 г. кровельщик П. Телушкин, казенный крестьянин Ярославской губернии, вызвался починить ее без возведения лесов. Сначала он добрался до верхнего люка в шпиле собора, после чего воспользовался железными крюками на шпиле и загибами медных золоченых листов. К ним он прикрепил несколько веревок, сделав подобие веревочной лестницы, по которой в течение нескольких недель поднимался и исправлял повреждения.
При посещении крепости 19 ноября 1852 г. Император Николай I заметил, что крест на шпиле снова погнулся. В апреле 1856 г. была создана комиссия для освидетельствования шпиля в составе архитекторов Академии художеств К. А. Тона, А. П. Брюллова, А. А. Тона, А. И. Штакеншнейдера, Р. А. Желязевича, а также инженера Г. Е. Паукера и архитектора Г. А. Боссе. В начале 1857 г. на рассмотрение были представлены три проекта. Автором двух из них был К. А. Тон, третий разработал известный конструктор подполковник Д. И. Журавский, предложивший необычно легкую металлическую конструкцию из элементов, выполненных по принципу мостовых ферм. Данный проект, позволявший устроить внутри шпиля лестницу, и был принят комиссией. К весне 1858 г. каркас нового шпиля был изготовлен на Воткинском железоделательном заводе и в конце мая доставлен в Петербург.
Первоначально венчающую часть шпиля (шар, крест и фигуру Ангела) предполагалось только исправить и перезолотить. Однако в ходе работ по сборке конструкций, развернувшихся на территории крепости в июне 1858 г., выяснилось, что система крепления старого креста не подходит к новой конструкции шпиля. В связи с этим было принято решение заменить фигуру Ангела и механизм ее вращения. Работы по созданию «четвертого Ангела» были выполнены в самые короткие сроки, и в ноябре 1858 г. он был установлен на новом шпиле, достигавшем теперь высоты 122, 5 м.
…Осенью 1941 г. соборный шпиль стал ориентиром для вражеской артиллерии и авиации, фигура Ангела пострадала от обстрелов. Чтобы избежать дальнейших повреждений, было принято решение замаскировать шпиль. Зимой 1941 г. альпинисты М. Бобров, А. Пригожева, А. Земба под руководством О. Фирсовой покрыли его серой корабельной краской.
В ходе подготовки к 250-летнему юбилею города, в 1955 г., комиссия под руководством архитектора-реставратора И. Н. Бенуа обследовала шпиль и собор, после чего были произведены необходимые реставрационные работы. Шесть верхолазов-альпинистов (О. П. Тихонов, Ю. П. Спегальский, П. П. Буданов, Г. К. Ильинский, К. Б. Клецко и Ю. С. Льготный) и восемь мастеров-позолотчиков в течение весенних месяцев 1957 г. установили на шпиле подвесные вантовые леса весом 25 т, заделали пробоины в его обшивке, возобновили позолоту. Частично отремонтировали обшивку Ангела.
Новая бригада верхолазов-альпинистов под руководством А. А. Белова и А. Х. Кушназарова с 1988 г. осуществила обследование шпиля, креста и фигуры Ангела. В ходе этих работ выяснилось, что каркас фигуры потерял около 70% несущей способности, поворотный механизм износился, позолота частично утрачена. Поэтому осенью 1991 г. Ангел спустился на землю и несколько месяцев экспонировался в Великокняжеской Усыпальнице.
В ноябре 1995 г. Ангел вновь занял свое место на шпиле собора после реставрации. Однако новое обследование, производившееся в 2002 г., показало, что реставрация оказалась неудачной. Вышел из строя один из подшипников, произошло отклонение вертикальной оси флюгера, что препятствовало свободному вращению фигуры. Произошли многочисленные утраты позолоты, а под ней – частичное отслоение меди. Поэтому летом 2002 г. началась новая реставрация фигуры Ангела, завершившаяся к декабрю того же года. С января до 11 февраля 2003 г. осуществлялся ее монтаж на шпиле собора, и город вновь обрел свой знаменитый символ».
Бедствия и разрушения | Реставрационные работы |
30 апреля 1756 г.- | 1716 г.- |
10 сентября 1777 г.- | 1718 г.- |
19 ноября 1856 г.- | 1724 г.- |
Июнь 1858 г.- | 1771 г.- |
Осень 1941 г.- | 1773 г.- |
1774 г.- | |
1775 г.- | |
1777 г.- | |
1778 г.- | |
1830 г.- | |
Апрель 1856 г.- | |
Начало 1857 г.- | |
Весна 1858 г.- | |
Ноябрь 1858 г.- | |
Зима 1941 г.- | |
1955 г.- | |
Весна 1957 г.- | |
1988 г.- | |
1991 г.- | |
1995 г.- | |
2002 г.- | |
Январь-февраль 2003 г.- |
Задание: Сравните записи в правом и левом столбцах таблицы и сделайте вывод.
Работа с фотографиями архитектурных сооружений.
В этой части урока предполагается работа учеников с раздаточным материалом – списком петербургских памятников, которые реставрировались в последние годы и их фотографиями: Медный всадник, шпиль Адмиралтейства, колесница Славы на Дворцовой площади, Константиновский дворец, Воскресенский собор Новодевичьего монастыря, бастион Нарышкина Петропавловской крепости, Михайловский замок, Мраморный дворец, скульптура Аничкова моста, ротонда Мариинского дворца, Каменноостровский театр, Александровская колонна, Сампсониевский собор, Андреевский собор, подворье Оптиной пустыни, скульптуры на парапете центральной башни Адмиралтейства.
Обобщающая беседа. Закрепление:
Попробуйте представить объем работ, который был проведен для сохранения культурного наследия нашего город. Назовите причины, по которым возникает потребность в реставрационных работах (время, стихийные бедствия, вандализм)? Как можно оценить поступки тех, кому ничего не стоит разрисовать фасад исторического здания, запустить петарду в историческом центре, разбить скульптуру, надругаться над памятниками? Что это – шалость, шутка, хулиганство или что-то еще? Кто эти люди? Почему они так относятся к городу?
Попробуйте объяснить разницу между понятиями: коренной петербуржец, житель Петербурга, настоящий петербуржец.
Еще раз прочитайте эпиграф урока. Как мы назовем потомков Петра, о которых говорит поэт?
Урок наследия
«Когда традиция становится проблемой»[8]
Адресат: учащиеся 11-13 лет.
Цель урока – создание условий для понимания учащимися ценности памятников, традиций культурного наследия Санкт-Петербурга и осознанию необходимости их сохранения каждым горожанином.
Задачи урока:
- дать представление школьникам о проблемах сохранения исторического культурного наследия и об ущербе, который наносит памятникам наследия вандализм современных горожан (в первую очередь подростков);
- способствовать формированию поведения юных горожан в духе преданности культурному наследию своего города;
- способствовать формированию умения высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Оборудование
1. Презентация
2. Тексты раздаточного материала
3. Мультимедийный проектор
4. Бумага, фломастеры, ножницы для выполнения мини-проекта
Организация познавательной деятельности учащихся
Учитель обращает внимание учащихся на новую традицию, которая появилась в нашем городе в последнее десятилетие.
На слайде презентации - призывы сайтов интернета: «10 самых необычных памятников, которые вы должны потрогать!», «Потри памятник - стань счастливым!», «Потри на удачу!». «Научная карта: Где надо потереть!», «Памятники, которые надо тереть».
Учитель сообщает учащимся, что и туристические фирмы, приглашающие на необычные экскурсии, и гости нашего города в своих интернет-блогах, когда делятся впечатлениями от поездки в Санкт-Петербург, все рассказывают об этой городской традиции. Традиции потереть некоторые городские памятники, преимущественно бронзовые, чтобы стать счастливыми (варианты - сдать экзамен, сдать на права, чтобы не переводились деньги, исполнилось заветное желание и т.п.). «Общие правила для ищущих счастья: если у памятника, что-то натерто до блеска - обязательно прикоснитесь к этому месту».
На слайде презентации демонстрируются фотографии таких городских памятников.
Учитель предлагает учащимся посмотреть на другие фотографии городских памятников и подумать, так ли безобидно такое поглаживание? Задуматься, что происходит с бронзовыми скульптурами, когда ежедневно их полируют десятки, сотни, а то и тысячи рук?
Учитель предлагает учащимся ознакомиться с материалами сайта группы компаний «Интарсия», которая занимается реставрацией памятников культурного наследия Санкт- Петербурга.
Организуется работа в парах постоянного состава с текстом о реставрации грифонов Банковского моста и «бронзовой болезни» (см. Приложение).
Вопросы, предлагаемые для обсуждения:
Как вы считаете,
- как необдуманные поступки горожан могут вредить памятникам?
- как можно оценить поступки тех. кто наносит ущерб памятникам?
- почему некоторые горожане так относятся к городу?
- кто, по-вашему, должен следить за сохранностью памятников?
Выслушав и обобщив ответы учащихся, учитель говорит о том, что в нашем городе существует проблема - проблема сохранения памятников культурного наследия Санкт- Петербурга.
Далее учитель предлагает учащимся подумать, каким может быть вклад горожан в дело сохранения культурного наследия Петербурга и создать свой мини-проект «Полезные привычки в защиту культурного наследия».
Для выполнения этого задания учащиеся разбиваются на группы:
• Рядовые горожане
• Участники общественной организации (например, «Живой город»)
• Депутаты Законодательного собрания
• Члены Правительства Петербурга (например, комитета по охране памятников) (Возможно, потребуется конкретизировать полномочия органов городской власти)
Задание для мини-проекта на уроке
• Выберите один из пострадавших памятников.
• Предложите практические меры по сохранению этого памятника Петербурга: «Полезные привычки в защиту культурного наследия».
• Выступите с презентацией своих предложений.
После выполнения задания и презентаций проектов учащимися, учитель предлагает обсудить, какие из предложенных мер, будут наиболее действенными. Далее учитель напоминает о том, что сохранение культурного наследия Петербурга - это общее дело всех настоящих петербуржцев, людей понимающих в каком удивительном городе они живут. Варварское, бездумное отношение к памятникам города имеет тяжелые последствия. И это не только невосполнимый урон, который наносится памятникам, не только дорогостоящие ремонт и реставрация, но и возможная утрата имиджа города, его привлекательности для туристов, инвесторов, проблемы дальнейшего развития и процветания города, в котором вам предстоит жить дальше.
Приложение
Мастера группы компаний «Интарсия» работали над реставрацией многих памятников Петербурга и давно привыкли к открытиям и находкам. Тем не менее, «клад», обнаруженный в ходе реставрации грифонов Банковского моста удивил даже самых искушенных на находки специалистов. В процессе обследования оказалось, что все четыре грифона серьезно «больны»
- в передних лапах львов зияли трещины. После разборки лап, оттуда рекой полились монеты, записки и бумажные деньги. Монет реставраторы насчитали около 5 тысяч. Они были разного достоинства. Самая старая монета относилась к 1960 году. Но география монет очень широка - от США до Китая. Помимо монет в скульптуры протискивали записки с просьбами. За то время, что грифоны стояли без реставрации, многие письма истлели, но часть все же сохранилась. Попали внутрь грифонов и самые прозаичные предметы - пузырек от лекарства, зеркальце, осколок расчески.
После детального обследования оказалось, что именно такие посторонние предметы как записки горожан и монетки, брошенные на счастье в отверстия памятника, и стали причиной разрушения скульптур. У грифона открыта пасть - снег и вода проникают туда свободно. Однако, это не то количество воды, которое могло бы разрушить памятник. После того, как «клад» был обнаружен, все стало ясно. Дополнительную поверхность для конденсата воды создавали монеты, а истлевшие записки и бумажные деньги как папье-маше забили водостоки. Поэтому, скапливаясь за лето и осень, зимой вода превращается в лед и буквально разрывает скульптуру изнутри.
Бронза, из которой созданы городские памятники, это сплав меди. Она легко окисляется на воздухе. Чтобы эффективно предохранить бронзовую скульптуру от дальнейшей коррозии, на ее поверхность наносят искусственную пленку — патину. Она придает красивый декоративный эффект, может быть матовой или блестящей, прозрачной или непрозрачной. Но. самое главное, она защищает памятник от разрушения. Вот почему так важно не повредить эту тонкую пленку на поверхности памятника.
Бронзовая скульптура, стоящая на площадях и улицах города, подвергается агрессивному воздействию выхлопных газов транспорта. В Санкт-Петербурге за последние 10 лет количество автомашин увеличилось в три раза. В результате концентрация агрессивных веществ в воздухе и атмосферных осадках сильно возросла. На памятниках начинает образовываться «дикая» рыхлая патина, усугубляющая процесс разрушения поверхности. В составе «дикой» патины появляются злокачественные новообразования - «бронзовая болезнь», которая может привести не только к искажению рельефа, но и к полному его исчезновению, образованию отверстий.
Также поверхность памятников повреждается от птичьего помета. Это очень сильный разрушитель. Пятна эрозии от него часто видны невооруженным глазом.
Источник: сайт группы компаний «Интарсия» http://www.intgr.ru/news/open/22/
Урок наследия
«Охраняется государством»
(урок-образовательное путешествие)[9]
Адресат: учащиеся 7-8 классов.
Образовательное путешествие рекомендуется провести в два этапа. Первый – связан с освоением исторического центра Санкт-Петербурга. Второй – может быть развернут на территории своего района. В ходе второго этапа учащиеся определяют объекты своего района, достойные, по их мнению, быть отмеченными досками «Охраняется государством».
Цель: помочь осмыслить само понятие «культурное наследие», получить представление о типологии составляющих его объектов, о мерах, применяемых государством для их сохранения, создать условия для осознания ответственности за сохранения памятников культурного наследия.
Ход занятия:
1. Образовательное путешествие начинается со вступительного слова учителя, который напоминает о том, что исторический центр Санкт-Петербурга является памятником всемирного наследия. Петербург – единственный в мире мегаполис, где весь исторический центр объявлен зоной охраны культурного наследия.
Сегодня в Санкт-Петербурге под государственной охраной состоит 7783 объекта культурного наследия, и это почти 10% всех памятников, охраняемых государством на территории Российской Федерации. Какие памятники вошли в этот список? Какой период истории города они охватывают? В каком состоянии находятся? Какой ценностью для отечественной и мировой культуры обладают? На эти вопросы учащимся предлагается найти ответ в ходе образовательного путешествия.
2. Ученикам предлагается разделиться на три группы и провести исследование в городском пространстве.
Маршруты:
Группа 1. Пл. Островского, Малая Садовая ул., Манежная пл.
Группа 2. Пл. Труда, Конногвардейский бульвар, пл. Декабристов
Группа 3. Пл. Растрелли, Шпалерная ул., Таврический сад
Задание:
- Пройдите по предложенному маршруту, выявите объекты, которые охраняются государством и отмечены охранными досками. Какую информацию содержат эти доски? Поразмышляйте, в чем уникальность каждого из этих памятников, почему они попали в реестр объектов, подлежащих охране?
- Какие, не отмеченные досками объекты, на ваш взгляд, также достойны сохранения? Обоснуйте свою точку зрения.
- Предметами охраны территорий Санкт-Петербурга как объекта Всемирного наследия являются не только конкретные объекты городской среды. В числе охраняемых памятников – панорамы и виды города, системы ансамблей городского пространства. Встретились ли такие панорамы, ансамбли и видовые точки на Вашем маршруте. В чем их уникальность?
- Какие здания или сооружения на вашем маршруте, как вам показалось, искажают панорамные виды города, не соответствуют общей стилистики городской застройки Петербурга?
- Составьте список объектов культурного наследия, встреченных вами на маршруте. Поразмышляйте, какие запреты и ограничения влечет за собой признание этих объектов памятниками культурного наследия.
- Оцените сохранность памятников, встречающихся на вашем пути. Подумайте, какие опасности им угрожают.
3. Во время подведения итогов, учащиеся представляют «коллекцию» объектов, которые они хотели бы сохранить в городе.
4. Учитель предлагает школьникам познакомиться с фотографиями и кратким описанием памятников, которые были уничтожены в Петербурге в разные годы существования города, и обсудить, когда и с какой целью уничтожались памятники? Что было возведено на их месте? Как изменился «портрет» города без этих памятников?
Дополнительный материал
Церковь во имя Рождества Христова на Песках (6-я Советская ул.).
Храм был заложен на месте деревянной небольшой церкви в 1781 г. на площади, получившей впоследствии название Рождественской, Церковь представляла собой крестообразное в плане здание, увенчанное куполом высотой 13 сажен на круглом барабане. В целом архитектурные формы компактного здания церкви отличали простота и лаконичность. Архитектор церкви – П. Е. Егоров. Покровительницей Песков почиталась храмовая икона Рождества Христова, которой, по обычаю молились о помощи при родах и воспитании детей. Кроме хороших образов XVII и XVIII веков в храме хранилась утварь из серебра того времени. Церковь, огражденная кованой решеткой, удачно стояла на пересечении 6-й Рождественской улицы и Рождественского переулка. Хотя церковь считалась известным памятником архитектуры, единственное в городе крупное произведение Егорова было разобрано летом 1934 года, а на его месте разбит скучный сквер.
Всей артиллерии собор во имя Преподобного Сергия Радонежского. (Литейный пр., 6, угол ул. Чайковского).
Сергиевский собор находился на левом берегу Невы, недалеко от реки, на пересечении Сергиевской улицы и Литейного проспекта. Со времен Петра I преобладающим населением этой части города были служившие «пушкарскому делу», то есть полевые артиллеристы, мастеровые, работавшие на существовавшем здесь с 1713 г. Литейном дворе. На углу двух Артиллерийских улиц в 1731 г. была построена небольшая деревянная церковь во имя преподобного чудотворца Сергия Радонежского, издавна называвшаяся артиллерийской. Сергиевская церковь строилась заново четыре раза. В последний раз в 1796 году по проекту архитектора Ф. И. Демерцова был возведен новый великолепный храм, вмещавшей до двух тысяч человек. Новый однокупольный собор в стиле классицизма стал главным храмом всей русской артиллерии. Собор был закрыт 31 мая 1932 года. Здание собора, стоявшее под охраной государства, было частично разобрано и перестроено через два года. Его место занял мрачный корпус ведомства государственной безопасности ОГПУ-НКВД, при строительстве которого были использованы части стен собора.
Заключение
В заключении хотелось бы напомнить одну восточную притчу: «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках».
Приведенная притча «Все в твоих руках» отчетливо показывает: от каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, а также своя судьба и положение дел во вселенной. Также и от каждого из нас зависит судьба уникальных памятников природы и культуры. Осознание важности сохранения Санкт-Петербурга как части всемирного наследия юным поколением петербуржцев является залогом развития и процветания нашего города.
[1] См. Информационное письмо «О проведении тематических уроков и мероприятий в 2015/2016 учебном году» № 03-15-402/15-0-2 от 14 08.2015.
[2] Разбегаева Л. П. Ценностные основания гуманитарного образования. – Волгоград, 2001. – С. 154.
[3] Лихачев Д.С. Память о добром. – СПб.: Logos, 2006, с. 217.
[4] Там же.
[5] Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. – 1994, № 4, с. 7.
[6] Все конспекты уроков приводятся в авторской редакции.
[7] Автор – Сапон Светлана Андреевна, учитель
[8] Автор – Захарова Наталья Геннадьевна, учитель
[9] Автор урока – Коробкова Елена Николаевна, доцент СПбАППО