V. Рекомендации к подготовке рассказа об истории края (города, местности)

1. Работа с планом (упр. 201).

2. Комментарии к плану:

1) Обращение к слушателям.

Дорогие друзья! (Возможные обращения — «Ребята», «Уважаемые коллеги», даже «Дамы и господа», если вы выберете несколько иронический тон повествования или если аудитория взрослая). Все мы живем в нашем родном городе вот уже много лет, учимся в одной школе, ходим по одним улицам. Кажется, все нам здесь хорошо знакомо...

2) Определение темы и цели выступления.

Я и хочу рассказать о том, что кажется хорошо знакомым. Мне кажется интересным находить новое в том, что привычно и обыденно. Ведь самое неожиданное часто бывает у нас на виду, просто мы этого не замечаем. Я хочу поделиться некоторыми фактами из истории нашего города (местности), которые меня удивили. Думаю, это заинтересует и вас.

3) Изложение наиболее ярких фактов истории (края, города).

4) Эмоциональное заключение, обращенное к слушателям.

Вот те некоторые сведения, которые я обнаружил в библиотеке, в краеведческих книгах, в подшивках старых газет, в разговорах со старожилами нашего города (края). Это лишь малая часть того, что скрывается за чередой лет, десятилетий, веков истории нашего города (края). А сколько интересного еще ждет своего открытия!

Домашнее задание

1. Упр. 200: подготовка к свободному диктанту (устно),

2. Упр. 201: подготовить краткий рассказ об истории края,

3. Упр. 202.

Урок 34. Урок развития речи

Цель урока: совершенствовать навыки устной речи, тренировка публичных выступлений; развитие памяти, умения выбирать главное в тексте.

Методические приемы: взаимопроверка, устные выступления, диктовка.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Упр. 202 — взаимопроверка; синтаксический разбор предложений — на доске (3 человека).

II. Выступления учеников об истории края

После каждого выступления (не более 3-4 минут) — краткое обсуждение. Достаточно трех-четырех выступлений.

III. Свободный диктант

Примечание. Учитель читает каждое предложение только один раз. Ученики пишут то, что запомнили. Важно не просто точное воспроизведение текста, а умение выбрать из него главное.

Домашнее задание

Подготовка к контрольной работе по теме «Второстепенные члены предложения»; вопросы для повторения на с. 93 учебника.

Урок 35. Контрольная работа с грамматическим

Заданием по теме «Второстепенные члены предложения»

Цель урока: проверить знания учеников, закрепить навыки синтаксического разбора.

Методические приемы: диктовка с последующей самопроверкой; грамматическме задания.

Ход урока

I. Диктовка предложений

Примечания:

Одно предложение следует отделять от другого одной строчкой, чтобы позднее, при выполнении грамматического задания, вписать необходимые ответы;

В скобках указаны грамматические основы и даны значения обстоятельств. Эти значения ученики должны будут написать самостоятельно при выполнении грамматического задания.

1. Через минуту попадья вышла ко мне в сени. (Основа — попадья вышла. Обстоятельства времени и места.)

2. Я горько заплакал и громко произнес имя моей любимой. (Основа — Я заплакал и произнес. Обстоятельства образа действия.)

3. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством. (Основа — Ты едешь. Обстоятельства места и цели.)

4. От усталости он еле держался на ногах. (Основа — Он держался на ногах. Обстоятельства причины и степени.)

5. При сильном ветре выходить в море опасно. (Основа — Выходить опасно. Обстоятельства условия и места.)

6. Маша была необыкновенно хороша в этот миг. (Основа — Маша была хороша. Обстоятельства степени и времени.)

7. В нашу гавань заходили корабли. (Основа — Заходили корабли. Обстоятельство места.)

8. На закате солнце кажется огромным красным шаром. (Основа — Солнце кажется шаром. Обстоятельство времени.)

9. Утомившись от долгой дороги, я тотчас уснул. (Основа — Я уснул. Обстоятельства причины и времени.)

10. Несмотря на оттепель, многие еще одеты по-зимнему. (Основа — Многие одеты. Обстоятельства уступки и образа действия.)

11. Енот-полоскун — цирковой артист от природы. (Основа — Енот-полоскун — артист. Обстоятельство причины.)

12. Ласковое слово что солнышко в ненастье. (Основа — Слово что солнышко. Обстоятельство времени.)

13. Внизу, как муравьи, сновали люди. (Основа — Сновали люди. Обстоятельства места и образа действия.)

14. Мы ученики восьмого класса. (Основа — Мы ученики.)

II. Грамматические задания

1. Выделить грамматические основы предложений.

2. Определить (подчеркнуть) второстепенные члены, надписать, какими частями речи и в каких формах они выражены. Указать значение обстоятельств.

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОДНОСОСТАВНЫЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ - СКАЗУЕМЫМ

Урок 36. Основные группы односоставных предложений

Предложения определенно-личные

Цель урока: расширить представления учеников о предложении; дать понятие об односоставных предложениях с главным членом — сказуемым; об определенно-личных предложениях.

Методические приемы: повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения.

Ход урока

Наши рекомендации