III. Повторение видов лингвистического разбора

Проверяем упр. 5. Четверо учеников заранее выполняют разбор на доске.

Фонетический разбор:

Мо-роз: 2 слога

м — [м]— согл., зв., тв.

о — [а] — гласн., безуд.

р — [р] — согл., зв., тв.

о — [о] — гл., уд.

з — [с] — согл., глух., тв.

5 б., 5 зв.

Морфемный и словообразовательный разбор:

Багряный: багр- — корень, -ян- — суффикс, -ый — окончание. Древний корень -багр- обозначает красный цвет; однокоренные слова: багрец, багрянец, багровый, багроветь.

Морфологический разбор:

Роняет — глагол несовершенного вида, переходный, I спряжения; употреблен в форме изъявительного наклонения, единственного числа, настоящего времени, 3 лица.

Синтаксический разбор:

Роняет (глаг.) лес (сущ.) багряный (прилаг.) свой (мест.) убор (сущ.), сребрит (глаг.), мороз (сущ.) увянувшее (причаст.) поле (сущ.). Предложение сложное, состоит из двух простых; повествовательное, невосклицательное, имеет 2 основы. Каждое — двусоставное, распространенное, полное. Запятая разделяет части сложного предложения.

IV. Реализация межпредметных связей

Посмотрим на предложение, которое мы только что разобрали с точки зрения лингвистики, с другой точки зрения — литературоведческой. Это первые строки стихотворения А. С. Пушкина «19 октября» 1825 года, написанные к очередной лицейской годовщине, которую поэт встретил в одиночестве, в ссылке, в своем имении Михайловское.

Задания:

1. Определите, какие выразительно-изобразительные средства помогают созданию образа осени. (Эпитеты: багряный, увянувшее; метафоры: «убор» леса, «сребрит мороз», возвышенная лексика: убор, сребрит; синтаксический параллелизм: в данном случае одинаковое построение простых предложений в составе сложного; звукопись: аллитерации на «р», придающие картине яркость, ассонансы на «о»: свой, убор, мороз, поле и на «у»: увянувшее, передающие звуки ветра.)

2. Что такое художественный образ? Напишите ответ в виде сочинения-миниатюры, используя в качестве примера строки Пушкина.

Домашнее задание

1. Закончите сочинение-миниатюру.

2. Повторите раздел «Фонетика».

3. Приготовьте выразительное чтение фрагментов стихотворений из упр. 6.

Урок 3. Повторение изученного. Фонетика

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учеников по фонетике, восстановить и закрепить умение правильно выполнят, фонетический разбор.

Методические приемы: выразительное чтение, работа со схемой, отработка приемов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Чтение сочинений-миниатюр (2-З человека).

2. Прочитать выразительно фрагменты стихотворений упр. 6.

3. Выполнить фонетический разбор слов: 1 вариант — поздняя, грустную; 2 вариант — сжаты, солнце. (2 человека делают разбор у доски.)

II. Повторение темы «Фонетика»

1. Повторение теории.

— Что изучает фонетика?

— Как соотносятся звуки и буквы? (Буквы — это графическое изображение звуков, так же как цифры — графическое изображение чисел.)

— Бывают ли буквы твердыми и мягкими, глухими и звонкими? (По твердости-мягкости и по глухости-звонкости соотносятся звуки, а не буквы.)

2. Работа со схемой.

Задание: выполните упр. 7: начертите в тетради схему звуков русского языка, приведите примеры.

3. Беседа по вопросам.

— Все ли звуки русского языка попали в таблицу? (Нет, звуков в языке великое множество. Мы рассматриваем лишь основные звуки, несущие общие черты. Их варианты зависят от ударения, от позиции в слове, не говоря уже об индивидуальных различиях речи: тембре, высоте звука и т. п.)

— Сколько букв в русском алфавите? (33.)

— Каковы функции Ь и Ъ?

— В чем заключается особое положение букв Е, Ё, Ю, Я?

4. Практические задания.

Устно выполним упр. 8, 9, 10 и 11 (можно по вариантам, выборочно). Упр. 9 в сильных классах выполняем на слух: учебники закрыты, учитель читает словосочетания, ученики поднимают левую руку, если в слове Ъ, правую — если в слове Ь. В упр. 10— письменно сделать фонетический разбор.

III. Словарная работа

Выписать слова в рамках: ровесник, сверстник, реванш. Записать по одному словосочетанию с ними.

Примечание. Можно обратиться к истории этих слов. Лучше, если ученики сами найдут ответ в словарях (этимологическом, иностранных слов), попытаются дать свои версии, подберут примеры. Если времени на уроке не хватает, можно дать это задание на дом.

Ровесник — ровный, одинаковый, родившийся в одно время с кем-либо. Древний суффикс -ес- встречается в словах небесный, чудеса, словесник. Сверстник — «сверстанный» в одно время с кем-либо. Однокоренные слова — верстать, верстак. Слово реванш — заимствованное, от фр. revanche — отплата, возмездие; первое значение — «отплата за поражение в войне, в игре», второе — «повторная борьба, игра с целью взять верх над победителем предыдущего соперничества» (матч-реванш).

IV. Занимательная лингвистика

Решим несколько фонетических задач:

1. Какими звуками отличаются слова кот и код? (Никакими, это омофоны — одинаково звучащие слова.) Попробуйте составить предложение с обоими словами.

(Например:

Мой пушистый и умный кот

Знает даже на двери код,

Одного лишь не знает кот,

Что несет генетический код.)

2. Какие слова получатся, если прочитать наоборот: ель, ноль, лов, код, краб? (Лей, лён, фол, ток, парк.)

Домашнее задание

1. Повторить раздел «Морфемика и словообразование».

2. Упр. 12 (устно, фонетический разбор — письменно), 13 (письменно).

Наши рекомендации