III. Повторение видов лингвистического разбора
Проверяем упр. 5. Четверо учеников заранее выполняют разбор на доске.
Фонетический разбор:
Мо-роз: 2 слога
м — [м]— согл., зв., тв.
о — [а] — гласн., безуд.
р — [р] — согл., зв., тв.
о — [о] — гл., уд.
з — [с] — согл., глух., тв.
5 б., 5 зв.
Морфемный и словообразовательный разбор:
Багряный: багр- — корень, -ян- — суффикс, -ый — окончание. Древний корень -багр- обозначает красный цвет; однокоренные слова: багрец, багрянец, багровый, багроветь.
Морфологический разбор:
Роняет — глагол несовершенного вида, переходный, I спряжения; употреблен в форме изъявительного наклонения, единственного числа, настоящего времени, 3 лица.
Синтаксический разбор:
Роняет (глаг.) лес (сущ.) багряный (прилаг.) свой (мест.) убор (сущ.), сребрит (глаг.), мороз (сущ.) увянувшее (причаст.) поле (сущ.). Предложение сложное, состоит из двух простых; повествовательное, невосклицательное, имеет 2 основы. Каждое — двусоставное, распространенное, полное. Запятая разделяет части сложного предложения.
IV. Реализация межпредметных связей
Посмотрим на предложение, которое мы только что разобрали с точки зрения лингвистики, с другой точки зрения — литературоведческой. Это первые строки стихотворения А. С. Пушкина «19 октября» 1825 года, написанные к очередной лицейской годовщине, которую поэт встретил в одиночестве, в ссылке, в своем имении Михайловское.
Задания:
1. Определите, какие выразительно-изобразительные средства помогают созданию образа осени. (Эпитеты: багряный, увянувшее; метафоры: «убор» леса, «сребрит мороз», возвышенная лексика: убор, сребрит; синтаксический параллелизм: в данном случае одинаковое построение простых предложений в составе сложного; звукопись: аллитерации на «р», придающие картине яркость, ассонансы на «о»: свой, убор, мороз, поле и на «у»: увянувшее, передающие звуки ветра.)
2. Что такое художественный образ? Напишите ответ в виде сочинения-миниатюры, используя в качестве примера строки Пушкина.
Домашнее задание
1. Закончите сочинение-миниатюру.
2. Повторите раздел «Фонетика».
3. Приготовьте выразительное чтение фрагментов стихотворений из упр. 6.
Урок 3. Повторение изученного. Фонетика
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учеников по фонетике, восстановить и закрепить умение правильно выполнят, фонетический разбор.
Методические приемы: выразительное чтение, работа со схемой, отработка приемов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Чтение сочинений-миниатюр (2-З человека).
2. Прочитать выразительно фрагменты стихотворений упр. 6.
3. Выполнить фонетический разбор слов: 1 вариант — поздняя, грустную; 2 вариант — сжаты, солнце. (2 человека делают разбор у доски.)
II. Повторение темы «Фонетика»
1. Повторение теории.
— Что изучает фонетика?
— Как соотносятся звуки и буквы? (Буквы — это графическое изображение звуков, так же как цифры — графическое изображение чисел.)
— Бывают ли буквы твердыми и мягкими, глухими и звонкими? (По твердости-мягкости и по глухости-звонкости соотносятся звуки, а не буквы.)
2. Работа со схемой.
Задание: выполните упр. 7: начертите в тетради схему звуков русского языка, приведите примеры.
3. Беседа по вопросам.
— Все ли звуки русского языка попали в таблицу? (Нет, звуков в языке великое множество. Мы рассматриваем лишь основные звуки, несущие общие черты. Их варианты зависят от ударения, от позиции в слове, не говоря уже об индивидуальных различиях речи: тембре, высоте звука и т. п.)
— Сколько букв в русском алфавите? (33.)
— Каковы функции Ь и Ъ?
— В чем заключается особое положение букв Е, Ё, Ю, Я?
4. Практические задания.
Устно выполним упр. 8, 9, 10 и 11 (можно по вариантам, выборочно). Упр. 9 в сильных классах выполняем на слух: учебники закрыты, учитель читает словосочетания, ученики поднимают левую руку, если в слове Ъ, правую — если в слове Ь. В упр. 10— письменно сделать фонетический разбор.
III. Словарная работа
Выписать слова в рамках: ровесник, сверстник, реванш. Записать по одному словосочетанию с ними.
Примечание. Можно обратиться к истории этих слов. Лучше, если ученики сами найдут ответ в словарях (этимологическом, иностранных слов), попытаются дать свои версии, подберут примеры. Если времени на уроке не хватает, можно дать это задание на дом.
Ровесник — ровный, одинаковый, родившийся в одно время с кем-либо. Древний суффикс -ес- встречается в словах небесный, чудеса, словесник. Сверстник — «сверстанный» в одно время с кем-либо. Однокоренные слова — верстать, верстак. Слово реванш — заимствованное, от фр. revanche — отплата, возмездие; первое значение — «отплата за поражение в войне, в игре», второе — «повторная борьба, игра с целью взять верх над победителем предыдущего соперничества» (матч-реванш).
IV. Занимательная лингвистика
Решим несколько фонетических задач:
1. Какими звуками отличаются слова кот и код? (Никакими, это омофоны — одинаково звучащие слова.) Попробуйте составить предложение с обоими словами.
(Например:
Мой пушистый и умный кот
Знает даже на двери код,
Одного лишь не знает кот,
Что несет генетический код.)
2. Какие слова получатся, если прочитать наоборот: ель, ноль, лов, код, краб? (Лей, лён, фол, ток, парк.)
Домашнее задание
1. Повторить раздел «Морфемика и словообразование».
2. Упр. 12 (устно, фонетический разбор — письменно), 13 (письменно).