I. Лингвистическая разминка. Орфография. Какие слова пишутся через дефис?
Орфография. Какие слова пишутся через дефис?
1) юго...западный, 2) бок... о... бок, 3) железно...дорожный, 4) чуть... чуть, 5) как... будто, 6) светло... зеленый, 7) русско... английский. (Ответ: 1, 4, 6, 7.)
II. Проверка домашнего задания
— В чем смысловое отличие прямой речи от косвенной? (Косвенная речь отличается по интонации: она теряет эмоциональность, оттенки смысла, так как не передает всех особенностей прямой речи.)
Упр. 402: чтение преобразованных предложений («по цепочке»).
III. Работа над речевыми нормами
Упр. 403.
Примечание. Часто в предложениях с косвенной речью неправомерно употребляют указательное местоимение «то»: Он сказал то, что не придет сегодня. Мне сказали то, что я должен оформить документы. Уберем частицу «то», и предложение будет исправлено.
Сравним: Он сказал то, чего никто не ожидал. Мне сказали то, что меня удивило. В этих предложениях указательное местоимение «то» необходимо: на него падает логическое ударение, оно несет смысловую нагрузку, является членом предложения (дополнением). Кроме того, последние два предложения не содержат косвенную речь. Местоимение «то» заменяет информацию о чужой речи, но не раскрывает ее.
IV. Творческий диктант по теме «Прямая и косвенная речь»
Записать предложения, перестроить их; объяснить постановку знаков препинания:
1. «Чтобы выдрессировать зверя, — рассказывал дрессировщик, — надо изучить его привычки, подружиться с ним». (Слова автора перенести в конец предложения.)
2. Недаром говорится: дома и стены помогают. (Записать в виде Предложения с косвенной речью.)
3. Водитель автобуса попросил: «Уважаемые пассажиры! Оплатите Проезд!» (Записать как предложение с косвенной речью.)
4. Сотрудник Гидрометцентра сообщил, что в ближайшие дни погода существенно не изменится. (Записать как предложение с прямой речью, разорванное словами автора.)
5. Мама сказала, что очень волновалась за меня. (Записать как предложение с прямой речью; передать в прямой речи эмоции, заменить глагол речи в словах автора.)
Примечание. Отметим, что предложение № 13 желательно записать без оформления прямой речи, так как оно передает поговорку, то есть сообщение, имеющее обобщающее значение.
Домашнее задание
§ 36; выписать из художественного текста предложения с прямой речью, переделать в предложения с косвенной речью.
Урок 92. Цитаты и знаки препинания при них
Цель урока: углубить знания о сферах применения прямой и косвенной речи; обучить навыкам правильного цитирования; закрепить пунктуационные умения и навыки.
Методические приемы: выразительное чтение, объяснение учителя, тренировочные упражнения, упражнения по развитию устной речи.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Словарный диктант: искусство, большинство, режиссер, карнавал, комитет, решение, пьеса, иллюстрированный, композитор, прототип, интеллектуальный, эрудиция, беллетристика, консерватория, концерт, панорама.
II. Проверка домашнего задания
Ученики по очереди читают выписанные из художественного текста предложения с прямой речью, переделанные в предложения с косвенной речью.
III. Изучение темы «Цитаты и знаки препинания при них»
1. Упр. 404: сопоставление предложений с прямой речью и с цитатой.
2. Пояснение учителя.
Цитатой является и первое предложение: Он писал: «Слово — одежда всех фактов, всех мыслей». Это полная, дословная цитата, оформленная как прямая речь. Во втором предложении применено частичное цитирование: «одеждой всех фактов, всех мыслей». Это далеко не единственные способы цитирования.
3. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника.
Чтение § 37 (с. 184-185).
4. Вопросы на усвоение материала:
— О каких способах цитирования вы узнали? (Если цитата приводится не полностью, на месте пропущенных слов ставится многоточие.)
— Попробуйте оформить высказывание М. Горького как неполную цитату. (Он писал: «Слово — одежда всех фактов...»)
Обратим внимание учеников, что в случае многоточия за кавычками не нужен никакой знак.
— Как цитируется стихотворный текст?
5. Дополнения учителя:
1) Стихотворный текст может цитироваться и в строку: В стихотворении «19 октября» 1825 года, находясь в ссылке, Пушкин обращается к своим лицейским товарищам: «Друзья мои, прекрасен наш союз! // Он как душа неразделим и вечен...» Одна стихотворная строка отделяется от другой двумя косыми чертами и пишется с прописной буквы.
2) Особо следует сказать о цитировании в эпиграфах. Цитата в этом случае пишется без кавычек, примыкая к правой стороне листа, а ссылка на автора дается ниже и тоже примыкает к правой стороне листа:
Друзья мои, прекрасен наш союз! (А. С. Пушкин)
IV. Тренировочные упражнения
1. Упр. 405:
1) комментированное письмо;
2) обсуждение одного из высказываний Л. Н. Толстого (предложения № 1 и 2) по вариантам: ученикам дается несколько минут на подготовку выступления-рассуждения. Эту работу можно делать индивидуально или в парах.
Пример выступления
У человека есть только обязанности (Л. Толстой)
Лев Николаевич Толстой всю жизнь стремился к самосовершенствованию, к простоте, добру и правде. Своими афоризмами он поучает людей. Но все его сентенции относятся, прежде всего, к нему самому. Он был требователен и беспощаден к себе, поэтому имел право учить других.
Вы скажете, что у человека есть не только обязанности, но и права. Конечно, это так. Афоризм Толстого касается только обязанностей, потому что писатель хочет подчеркнуть их важность для человека. Обязанности дисциплинируют, обязанности делают человека более чутким к другим людям, обязанности воспитывают чувство ответственности.
Человек обязан своим родителям рождением, воспитанием; обязан хорошо воспитать прежде всего самого себя, а потом и своих детей, обязан, если потребуется, защитить своих родных, свою страну.
2. Упр. 406 (I, II)— устно разобрать, записать в виде предложений с цитатами.
Домашнее задание
§ 37; упр. 407; подготовить выступление-рассуждение по одному из высказываний упр. 406 (I); ответить на вопросы для повторения (с. 189).