Глава I. Появление и развитие филантропической деятельности в России и за рубежом

Сущность понятия «благотворительность»

Благотворительность как культурный концепт является своеобразным зеркалом, отражающим пучок социальных взаимосвязей. Глагол благотворить в древнерусской форме благотворити и производные от него пришли в русский язык как калька с древнегреческого в процессе восприятия христианской религии и византийской литературы. Эти слова мы находим в ряде памятников, ранние из которых являются переводами с древнегреческого. Употребление слова благотворение встречается в русском переводе «Хроники Георгия Амартола», монаха-аскета IX в. Как известно, эта хроника оказала большое влияние на древнерусское летописание и была, по слова В.О. Ключевского, «самым любимым чтением по всеобщей истории в Древней Руси» [58, с. 43]. Повествуя об одном из своих героев, Георгий Амартол пишет: «Дивныи же Тит сь, философ и доброязычник, и воиник купно и кроток зело сы, благотворением многымъ и целомудрьемь и праведьемь украшен» [75, с. 222].

………………………………………..

ПОСЛЕ КАЖДОГО ПАРАГРАФА ГЛАВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫВОДЫ

Становление благотворительности за рубежом

Благотворительная деятельность – разносторонняя практика, которая по-своему проявляется в жизни представителей разных культур, народов религий. В данном параграфе рассматривается история благотворительности на конкретном примере Европы, исключая Россию (так как ей посвящён отдельный параграф), а также США.

………………………………………………………………………………… ПОСЛЕ КАЖДОГО ПАРАГРАФА ГЛАВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫВОДЫ

пример

Анализируя историю благотворительности за рубежом, можно сделать вывод о том, она прошла довольно непростой и длинный путь становления в обществе. В последнее десятилетие XX в. в связи с произошедшими кардинальными экономическими изменениями, повлекшими за собой формирование частных капиталов и, как следствие, огромное расслоение населения, тема добровольчества и благотворительности вновь стала актуальной. Меняются масштабы, характер, состав участников добровольческого движения. Появляются новые добровольческие и благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции. Все это способствует дальнейшему развитию филантропической деятельности.

В КОНЦЕ КАЖДОЙ ГЛАВЫ ТАКЖЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Глава II. Общественная благотворительность и ее отражение в памятниках историко-культурного наследия г. Иркутска в конце XVIII - начале XX вв.

§1. Влияние экономического состояния г. Иркутска на формирование общественной благотворительности в конце XVIII–начале XX вв.

ГЛАВЫ ВКР ДОЛЖНЫ ОТРАЖАТЬ ПОСТАВЛЕННЫЕ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ И РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

КАЖДЫЙ ПАРАГРАФ И КАЖДАЯ ГЛАВА НАЧИНАЕТСЯ С НОВОЙ СТРАНИЦЫ

§2. …………………………………………………………………

текст……………………………………………………………………………………………………

Заключение

Благотворительность является достаточно универсальной категорией, способной объединить общество поверх идеологий, религий, мировоззрений. Существование благотворительной деятельности становится возможным благодаря деятельности государства, а также инициативе и усилиям общественных объединений и отдельных граждан.

В ходе нашего исследования мы раскрыли сущности и обоснование значимости благотворительной деятельности в культурном наследии г. Иркутска конца XVIII – начала XX вв. посредством решения поставленных задач:

– во-первых, была изучена эволюция содержания понятия «благотворительность». В результате чего, можно сделать вывод, что понятие «благотворительность» генетически связано с самыми различными мировоззренческими системами. Оно является базовой ценностью, присущей как религиозным представлениями о мире, так и большинству светских идеологий. В настоящее время в русском языке нет точных границ понятия благотворительности. Основной разделителем между работой государства и благотворительностью является источник финансирования;

– во-вторых, были выявлены и исследованы исторические этапы развития благотворительности в городе Иркутске, определены их отличительные черты по отношению к формированию зарубежной и российской благотворительности. Это привело к следующему выводу: появление и развитие благотворительности за рубежом стало образцом для Российского государства. Несмотря на этот факт, российская благотворительность определила свой путь, так как она тесно связана с историческими процессами, например, со сменой общественно-политического строя, что особенно проявилось после Октябрьской революции 1917 г., поскольку Советское государство отрицательно оценило накопленный опыт благотворительности самодержавия России. Также следует выделить, что каждый этап формирования благотворительности как в Иркутске, так в России и за рубежом, связан с изменением субъекта и объекта, институтов поддержки, переменой идеологии, наличием глобальных эпидемий, региональных, этнических, социально-экономических войн и конфликтов, массового голода, с переломом геополитического или социокультурного пространства. Но в целом, благотворительная деятельность г. Иркутска в конце XVIII – начала XX вв. получила широкое развитие в кругах купечества, что свидетельствует о плавном росте самосознания местной буржуазии, способности подняться над интересами своей социальной группы, понять потребность решения проблем, острых для всей Сибири;

– в-третьих, были выявлены факты и определены направления благотворительной деятельности в отношении историко-культурного наследия Иркутска в конце XVIII – начале XX вв., что позволило классифицировать 32 историко-культурных объекта, созданных или содержавшихся на средства благотворителей Иркутска конца XVIII - начала XX вв. на два вида: культовые объекты (церкви, соборы, костелы, часовни) и гражданские объекты (больницы, просветительско-административные учреждения, богадельни). Это позволяет сделать вывод, что благотворители конца XVIII - начала XX вв. внесли огромный вклад в историко-культурное наследие г. Иркутска. Ведь именно благодаря наличию таких объектов г. Иркутск традиционно входит в двадцатку наиболее посещаемых мест в России, что дает новые возможности в развитии туристического потенциала и продолжению традиций благотворителей.

Опыт благотворительной деятельности в Иркутска конца XVIII – начала XX вв. представляет большую историко-культурную ценность и весьма актуален в настоящее время, когда общество начинает осознавать необходимость и важность поддержки культуры. Отдельные направления, формы, принципы филантропии, которые существовали в доре­волюционный период, могут быть реализованы на современном эта­пе для оказания существенного влияния на общественное поведение сознанием людей

Таким образом, рассмотрение вопроса о роли благотворительной деятельности в истории культурной жизни г. Иркутска второй половины XVIII – начала XX вв. позволило сделать вывод о том, что благотворительность, является одной из важнейших сторон общественной жизни, призвана не только сохранять культурное наследие, но и служить условием демократизации социальной жизни гуманизации межличностных отношений.

Наши рекомендации