В) Загородные дворцовые резиденции
Над перестройкой и расширением Большого дворца в Петергофе Растрелли работал с 1746 года. Здесь зодчего связывала необходимость сохранить прежний дворец начала XVIII века как центральную часть новой композиции. В сооружении верхних палат дворцового комплекса Петергофа принимали участие архитекторы И.Браунштейн, Ж.Б.Леблон, М.Земцов, Н.Микетти. Все в ансамбле Петергофского парка подчинено морю. Прямая ось – канал, соединяющий дворец с морем, делит парк на две части. Большой каскад низвергается по трем ступенчатым террасам. Все это было создано еще при Петре и определяло характер дворца и парка.
К 1740-м годам Верхние палаты стали своего рода реликвией, связанной с жизнью Петра I, поэтому их следовало сохранить. Центральный объем Верхних палат решено было включить в состав нового здания. Растрелли, сохраняя преемственность, воспользовался старой композиционной схемой, добавив только два крыла, обращенные в Верхний сад, а на флангах расположил корпуса с купольными завершениями: восточный – церковный и западный – “под гербом”. Эти компактные, стройные павильоны придают четкую завершенность силуэту всего сильно растянутого по горизонтали здания, смягчают несколько тяжеловатую простоту центрального объема и перекликаются со струями фонтанов.
В оформлении дворца Растрелли сохранил формы, присущие петровской архитектуре - плоские фасады с пилястрами, кровлю с изломом, только наличники окон более богатые, чем это было принято при Петре. В интерьерах проявилось стремление зодчего к декоративности. Оформление интерьеров продолжалось до 1755 года. Интерьеры петергофского дворца – это обилие света, блеск позолоты на скульптурах, покрывающих стены.
ольшой дворец в Царском селе(1752-1757) – парадная загородная царская резиденция. Сарская мыза была подарена Петром I жене Екатерине, где та жила сначала в простом деревянном доме, а с 1722 года в каменном. Потом мыза отошла по наследству к Елизавете. Первоначально над перестройкой дворца работали архитекторы А. Квасов, С. Чевакинский, а с 1749 года в Царском селе появился Растрелли. Здесь его талант реализовался в полную силу. Его творческая фантазия получила подкрепление в склонности императрицы ко всему пышному и грандиозному. Растрелли надстроил и расширил существовавшие корпуса и придал им соответствующее барочное оформление. Дворец стал трехэтажным с протяженными фасадами. Однако умелое чередование ризалитов, сложные ритмы расстановки колонн, разнообразие декоративного убранства и динамичное нарастание объемов к центру лишили фасады даже намека на монотонность. С флангов дворец оформлен двумя более высокими корпусами с купольным завершением. Парадные въезд во дворец устроен так, что каждый гость должен был двигаться вдоль всего фасада. Карета въезжала в северные ворота около дворцовой церкви и медленно подкатывала к южному корпусу под куполом, где находилась парадная лестница. После подъема по лестнице начинался путь в обратную сторону по парадной анфиладе к самому большому парадному залу.
В отделке Царскосельского дворца широко использована резьба по дереву, покрытая позолотой. Во дворце необычно много окон, оставивших лишь узкие простенки, заполненные колоннами и фигурными наличниками, а также зеркал. Царскосельский дворец “был наполнен китайским фарфором, редкостной мебелью, сверкала позолотой резьба, сияли голубые изразцы высоких печей, блестел пестрый ковер паркета, набранного из десятков ценнейших пород дерева – все создавало впечатление рая” (Е.Анисимов).
Царскосельский дворцовый сад был регулярным, с ровными дорожками, низкими цветниками, ровными газонами и стриженными баскетами. Было много беседок и увеселительных павильонов, затейливых по формам и изящных по пропорциям, например, Эрмитаж – место уединения. Сюда приходила императрица, когда хотела поужинать в самом узком кругу придворных, принять важного гостя или тайно обсудить какое-либо политическое решение. Здесь собеседники были избавлены даже от присутствия слуг, накрытый стол поднимался с нижнего этажа специальным приспособлением. Павильон Грот был выстроен наподобие грота, украшен раковинами, статуями, вазами и колоннами. Павильон Монбижу был предназначен для обслуживания охоты. С террас павильона стреляли зайцев и косуль, которых егеря специально выгоняли из чащи на окружающую поляну.
Дворцовая жизнь
Дворец многофункционален. Это и жилище, и место проведения праздников, и место официальных приемов.
А) Дворец как жилище
Для жилья дворцы елизаветинского барокко были приспособлены плохо. Внутренние помещения, строившиеся по принципу анфилады, представляли собой проходные комнаты, в которых невозможно было остаться в покое, мимо постоянно кто-то проходил, например, слуги. Поэтому часто для того, чтобы изолировать помещение, приходилось прорубать дополнительные двери на улицу или возводить дополнительные перегородки. Особенно неудобны были дворцы, в которых Елизавета жила лишь наездами, например, так называемые путевые дворцы на дороге в Москву, которые каждый раз специально оборудовали к приезду императрицы. Еще хуже обстояло дело с временными дворцами, возводившимися на одну-две ночи. Такие дворцы могли начать разрушаться еще до того, как жильцы съедут. Например, Екатерина II вспоминала, что однажды она с мужем чуть не погибли, когда ночью обвалилась крыша во дворце, где они ночевали.