Справочник современного ландшафтного дизайнера
Т. С. Гарнизоненко
Ростов-на-Дону
«Феникс»
К 71(035.3) К 42.37+85.118.7я2 К 844 Г20
Гарнизоненко Т. С.
Справочник современного ландшафтного дизайнера /Т. С. Гар-низоненко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 313, [1] с.: ил., [16] л. ил. – (Строительство и дизайн).
ISBN 5-222-06328-3
За последние годы профессия ландшафтного дизайнера стала не тольковос-требованной, но и чрезвычайно модной. Однако ландшафтное искусство требу-ет почти энциклопедических знаний: в области архитектуры и строительства, проектирования и ботаники, растениеводства» истории и даже философии. В стране существует множество вузов, готовящих специалистов данного профи-ля, а число курсов ландшафтных дизайнеров просто безгранично. В то же вре-мя в этой области можно выделить два направления, условно определенные как архитектурное и биологическое, которые существуют параллельно, не пересе-каясь и даже не соприкасаясь. Как следствие, одни специалисты прекрасно ос-воили инженерный аспект, другие – биологический. Назрела настоятельная необходимость унифицировать подготовку ландшафтных дизайнеров. Данное издание направлено на сближение обоих аспектов их подготовки.
Предлагаемый справочник включает расшифровку более 500 терминов, охва-тывающих историю садово-паркового искусства, приемы и принципы ландшафт-ного проектирования, характеристику основных растительных компонентов лан-дшафта, биологические особенности, используемых видов древесных и травяни-стых растений. Рассмотрены как классические, так и современные термины. Кни-га иллюстрирована черно-белыми рисунками и цветными фотографиями.
Справочник будет полезен для студентов профильных вузов, слушателей различных курсов в области ландшафтной архитектуры и любителям, пробую-щим своими силами обустроить приусадебный участок.
УДК 71(035.3)
№ 5-222-06328-3 ББК 42.37+85.118.7я2
© Гарнизоненко Т.С., 2005
© Изд-во «Феникс»: оформление, 2005
А
АБОРИГЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – растения природной флоры дан-ной местности, хорошо приспособленные к данным экологическим условиям, рекомендуются для создания садов в стиле натургарден или сельском, могут быть использованы в мавританских газонах.
АБРИС – 1) линейное очертание предмета, контур дерева или кустарника; 2) план территории, сделанный от руки, с указанием на нем посадочных мест растений, расположения сооружений, до-рог и т. д.
АВАНГАРДНЫЙ САД– сад, в планировке которого присут-ствуют признаки, свойственные стилю хай-тек. Характерно сочета-ние современных материалов и контрастных им по окраске расте-ний. Например, белокаменное мощение контрастирует с темно-зеле-ной хвоей сосны горной, а полированные гранитные плиты дорож-ки великолепно оттенят седые султаны кортадерии, россыпь стек-лянных шариков на газоне заменит яркую клумбу. Еще в Версале знаменитый Бернар Палисси создавал целые цветники из керами-ческих цветов. Не менее четким признаком таких садов является использование многочисленных декоративных элементов из «нежи-вых» материалов: стекла, металла, камня, декоративного бетона. В некоторых садах подобного типа дом «прячут» в склоне или даже «скрывают» под землей.
Великолепные образцы авангардных садов можно увидеть в Чел-си в номинации «шикарные» (chick) сады.
АВТОМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПОЛИВА(далее АСП) – инже-нерно-технический комплекс, обеспечивающий автоматизированное орошение определенной территории в соответствии с заданным ре-жимом. Полив осуществляется главным образом ночью. Это пре-дохраняет растения от ожогов и позволяет влаге эффективно про-никать в глубину почвы а не испаряться из верхних горизонтов. Полив начинается только в случае недостатка влаги в почве, и лишь в том объеме, который необходим растениям с различными потреб-ностями.
АСП состоит из нескольких функциональных элементов:
• разбрызгиватели;
• электромагнитные клапаны (ЭМК);
• микрокомпьютер (блок или пульт управления, контроллер);
• дополнительные устройства – датчики, реагирующие на тем-пературу, скорость ветра, наличие осадков (рис. 1).
Разбрызгиватели (их также называют спринклерами, оросителя-
ми, распылителями, головками для полива) существуют во множе-
стве вариантов и модификаций, но свести их можно в две основные
группы:
1 – роторные распылители с механизмом кругового вращения, которые применяются как в частных владениях, так и на город-ских объектах: в парках, на спортивных полях и т. д., следует по-мнить, что эффективно такие распылители работают на больших площадях, не менее 8 х 8 м;
2 – статические распылители (веерные, зонтичные, поливочные розетки) обеспечивают полив фиксированного сектора или сектора с регулируемым расстоянием, обычно не более 6-8 м.
При выборе модели разбрызгивателя необходимо учесть:
Рис. 1. Схема автоматической системы полива: 1 – блок управления; 2 – трубопровод; 3 – ЭМК; 4 – веерный ороситель; 5 – роторный ороситель |
• данные или технические характеристики источника воды;
• общую площадь орошаемой территории;
• потребности конкретных групп или видов растений, специфи-ку орошаемого объекта (газоны, крупномерные деревья, цветники, альпийские горки и др.);
• расположение проектируемых или уже имеющихся на участ-
ке построек.
В настоящее время существуют следующие виды разбрызгива-телей:
1 – веерные оросители с фиксированным или изменяемым рас-
стоянием (т.е. длиной струи воды). Обычно они под воздействием
напора воды поднимаются над поверхностью почвы на высоту 10–
30 см и при выключении убираются, оставаясь на уровне верхнего
слоя почвы. В первом случае можно изменять только угол наклона
струи, например у «вееров» серии PS, во втором – серия SRS –
длина струи меняется за счет смены насадок (сопел). Существует
принятый во всех странах цветовой код насадок, который опреде-
ляет характеристики поливной струи (дальность и угол подъема):
• «веер», маркированный коричневым цветом, имеет даль-
ность около 2 м, подъем струи невысокий, практически над уров-
нем почвы;
• красным – около 3 м, подъем струи на 15°;
• зеленым – более 3,5м;
• черным – 4,5 м;
• серым – чуть более 5 м, все три «веера» поднимают водяной поток на 28°,
Сопло каждого типа имеет три подвида, в зависимости от секто-ра полива. Маркировка F (от англ. full – полный) означает полный круг полива – 360°, Н (half – половина) – 180° и Q (quarter – четверть) – 90°.
Существуют и особые насадки (Strip Pattern, Nozzles), так назы-ваемые «полосовые сопла», предназначенные для орошения узких и длинных участков (1,5мх10 м), например газона или рабатки. «Ювелирные» сопла позволяют обеспечить полив небольших клумб, в том числе и расположенных на мощениях (см. МОДУЛЬНЫЕ ЦВЕТНИКИ). Обычно это сопла с фиксированным расстоянием. Струйные насадки самые экономные, при максимальном радиусе полива обеспечивают каскадную струю, попадающую на участок, расположенный в конце радиуса, так что почва насыщается водой, а растения не повреждаются сильной струей воды.
2 – роторные разбрызгиватели существуют в трех модификаци-
ях: малого, среднего и дальнего действия, максимальная длина
струи 20 м, угол орошения от 10◦ до 360°. Роторные разбрызгивате-ли более экономичны.
3 – зонтичные разбрызгиватели обычно используют для ороше-ния прикорневой зоны крупномерных деревьев. Часто их называют «баблеры», они выдвигаются над поверхностью почвы и образуют небольшой сплошной «зонтик» или «шатер» йоды, которая попада-ет в почву в непосредственной близости от корневой системы расте-ний. Цифры маркировки баблера показывают расход воды: 0,25 – 0,9 л/мин, 0,5 – 1,9 л/мин, 1 – 3,8 л/мин, 2 – 7,8 л/мин.
4 – импульсные разбрызгиватели отличаются высокой дально-стью струи и, как правило, используются для орошения больших площадей, например футбольного поля.
5 – шланг капельного полива используется для орошения жи-вой изгороди или цветущих клумб, для его подсоединения к источ-нику воды используют «водяные розетки».
6 – «водяные» или «поливочные» розетки, устанавливают в уро-вень почвы на тонкие трубы, отходящие от мощной центральной трубы, и маскируют зелеными крышками. При необходимости в розетку вставляют с небольшим усилием «ключ» с коротким шлан-гом, ключ нажимает на клапан розетки, и вода попадает в поливоч-ное устройство, присоединенное к шлангу (водяной пистолет, ка-пельный шланг и т. д.). Водяные розетки незаменимы в местах, где не требуется непрерывной подачи воды: у гаража, барбекю, искус-ственных водоемов.
ЭМК и специальные датчики контролируют степень увлажнения почвы в саду и при необходимости посылают импульсы на блок управления. ЭМК расположены на уровне почвы в герметических футлярах.
В зависимости от размера и формы различают малые – 3/4 дюй-ма, наиболее популярные стандартные – 1 дюйм, они подходят к линиям, пропускающим до 40-50 литров воды в минуту, большие – 1,5 дюйма и самые большие – 2-3 дюйма.
Для более тонкой и совершенной регуляции полива существуют специальные датчики дождя марки Rain-Click (проводной) и Wireless Rain-Click (беспроводной), которые мгновенно отключают полив при первых каплях дождя. Самый надежный – Mini Click
имеет четыре режима интенсивности дождя и является самонастра-ивающимся.
Полив не эффективен при сильном ветре, датчик Wind-Click от-ключает полив, если ветер слишком усиливается и включает его при стабилизации условий.
Температурный датчик Freeze-Click останавливает полив при понижении температуры, что особенно важно ранней весной и осенью.
Контроллер обычно закрепляют на стене дома, так чтобы он был доступен.
Чтобы АСП не вышла из строя зимой, перед первыми морозами контроллер отключают; сливают всю оставшуюся воду и обязатель-но продувают систему.
Подбирая режим орошения, следует помнить, что глинистые по-чвы медленно поглощают воду, поэтому лучше использовать не-сколько коротких циклов полива, на суглинках предпочтительнее увеличить длительность полива внутри цикла и уменьшить число поливочных циклов, и на песчаных почвах, которые быстро поглощают воду, но так же быстро и отдают ее, следует, увеличив число поливочных циклов уменьшить время каждого цикла.
Наиболее надежные АСП– HUNTER, RAIN-BIRD, К RAIN ORBYT LABER.
Полуавтоматические системы требуют ручного включения.
АГРАФ –см. ЭЛЕМЕНТЫ ПАРТЕРНЫХ ЦВЕТНИКОВ.
АЖУРНОСТЬ.– показатель, характеризующий количество про-светов в кронах как отдельных деревьев и кустарников, так и на-саждения в целом.
АЖУРНЫЕ КРОНЫ– кроны с большим количеством просве-тов, растения с такими кронами, посаженные в качестве солитеров, дают легкую тень, в которой могут расти невысокие кустарники и травянистые растения (герани, колокольчики, астильбы, хосты, ли-лейники). Ажурные кроны характерны для клена серебристого ве-ерного с. Laciniatum vieri, караганы древовидной с. Lorbergi, ясеня белого с. Juglandtfolia, клена остролистного с. Palmatifidum, вяза гладкого с. Incisa, вяза шершавого с. Crtspa, липы крупнолистной c.Lacinata, бузины кистистой с. Tenuifolia, бузины канадской с. Acutifolia, бузины черной с. Lacinata (цв. вклейка фото 1).
АЖУРНЫЙ, СКВОЗИСТЫЙ, ПРОЗРАЧНЫЙ – имеющий отно-шение к кроне дерева, наземной части кустарника, полосе насажде-ний.
АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ – специальные музыкальные уст-ройства, имитирующие фонарик, крошечную цветочную клумбу, необычной формы камень, которые обеспечивают музыкальное со-провождение. В продаже есть ландшафтные акустические системы Pavaroccii, Punk Rock, Hill Side, Planter, Omniplanter, Rocquette, Time Stone устойчивые к колебаниям температуры и нечувствитель-ные к осадкам в виде дождя и даже снега.
АКЦЕНТ – подчеркивание детали (группы деревьев, отдельного дерева или кустарника) в общей пейзажной картине, привлекаю-щей внимание своим силуэтом, окраской, эффектным и продолжи-тельным цветением.
АЛЛЕЙНЫЕ ПОСАДКИ – идут вдоль по обе стороны пешеход-ных аллей или транспортных дорог в парках, на улицах города, деревья и кустарники или их группы высаживаются на равном рас-стоянии в определенном ритме (см).
АЛЛЕЯ – транспортная или пешеходная дорога, обсаженная с двух сторон равноотстоящими друг от друга деревьями или кустар-никами, вьющимися растениями (цв. вклейка фото 2). По назначе-нию аллеи могут быть главными, второстепенными, подъездными, прогулочными. В зависимости от построения различают симметрич-ные и асимметричные аллеи, простые, сложные с одно- или много-ярусной обсадкой, открытого или закрытого типа.
Открытые А. – расстояние между деревьями 5, 10, 12 м, кроны не смыкаются или почти не смыкаются, видны прилегающие про-странства, полотно дороги хорошо освещается солнцем.
Закрытые А. – расстояние между деревьями 3 м, кроны сомкну-ты, прилегающие пространства закрыты, полотно дороги находится в тени, часто такие аллеи завершаются видом садовой скульптуры, фонтаном, цветником или солитером. Разновидности закрытых ал-лей – берсо и перголы (см.).
Наиболее просты двухрядные аллеи, которые можно украсить живой изгородью, расположенной сзади или впереди дерева (рис. 2.1-2.3). Более сложны трехрядные аллеи с разделительной
Рис. 2. Поперечные профили аллей: 1 – двухрядная с одной дорожкой (а); 2 – двухрядная с одной дорожкой
и изгородью сзади; 3 – то же с изгородью впереди; 4 – трехрядная с
одной дорожкой; 5 – четырехрядная с одной дорожкой; 6 – трехрядная.
с двумя дорожками и разделительной полосой; 7 – четырехрядная с
одной дорожкой и изгородью между деревьями; 8 – боскетная;
9 – арочная; 10 – беседочная трехрядная с двумя дорожками
полосой или с двумя дорожками (рис. 2.4-2.6), а также четырех-рядные (рис. 2.7).
Ярусность аллей определяется количеством дополнительных ря-дов кустарников или травянистых многолетников, например трехъярусные или даже четырехъярусные аллеи (рис 2.4-2.5).
Самыми оригинальными, но и сложными в посадке являются архитектурные, арочные, беседочные и боскетные аллеи (рис. 2.8-2.10, рис. 3).
Тройная аллея обычно состоит из 4 параллельных рядов деревь-ев с выделением центрального проезда и двух боковых дорожек для пешеходов. В русских усадьбах тройные аллеи отличались сбли-женным до 1,5-2 м расположением деревьев в рядах, образующих свод, напоминающий готический.
На ограниченной площади сада аллеи чаще всего ведут от входа к дому, реже от дома к хозяйственному блоку Или от дома к про-гулочной зоне. В качестве культур, используемых для аллейных
Рис. 3. Продольные профили аллей: 1 – архитектурная, стриженая, двухъярусная; 2 – боскетная с прямо-угольным профилем; 3 – беседочная; 4 – арочная
посадок, рекомендуются липа (Тiliа), вяз (Ulmus), каштан конский (Aesculus hippocastsnea), штамбовые розы (Rosa), сирени (Syringa), плотные кусты рододендронов (Rododendron), можжевельник обык-новенный (Juniperus communis) и виргинский (J. virginiana), все формы туи западной (Thuja occidentalis). Хороши плакучие формы ивы козьей (Salix carpea), караганы древовидной (Caragana arborescens), яблони гибридной (Malus x hybrida), особенно с пур-пурной окраской листьев. Для небольших участков прекрасно под-ходят карликовые формы сосны горной (Pinus mugo), туи западной, кизильника мелколистного (Cotonoaster divaricatum), вереска обык-новенного (Calluna vulgaris).
АЛЬПИНАРИЙ– см. КАМЕНИСТЫЕ САДЫ.
АЛЬТАНКА – парковое сооружение легкой ажурной конструк-ции, изначально высокий балкон или выступ. Появилась в парках эпохи барокко. Предназначалась для защиты от солнца и дождя, предоставляла возможность любоваться окружающим пейзажем. Альтанка всегда является частью какой-либо постройки, ее архи-тектурной деталью. Иногда это просто фрагмент бельведера, высту-пающий в виде архитектурной детали. Наиболее эффектно выгля-дит в тех местах, где участок заканчивается крутым спуском или обрывом.
АМЕРИКАНСКИЕСАДЫ – одна из разновидностей этногра-фических или, как их называл Регель, исторических садов. По стилю они скорее относятся к пейзажным и являются вариантом
природных или садов в стиле натургарден. Существуют сады-луга, сады-прерии, сады-пустыни. Отличительная особенность амери-канских садов – максимальное приближение к окружающей при-роде, особенно в плане подбора растений. Американский сад тре-бует минимального ухода. Газон чаще всего отсутствует, к дому примыкает большая мощеная площадка, на которой расположены «уголок для отдыха» с садовой мебелью, бассейн, или спа (см.), очаги, жаровни для барбекю. Непременный атрибут американско-го сада – детская площадка. Характерны крупные цветники, для садов-прерий и садов-лугов в качестве доминирующих растений выбирают злаки, между ними высаживают бобовые, сложноцвет-ные, норичниковые. Регель как на обязательный компонент аме-риканских садов указывает на ковровые клумбы. Иногда по пери-ферии располагается «лес» из низкорослых деревьев и кустарни-ков. Рассматривают два основных стиля американских садов: ко-лониальный, или Мэй Флауэр, и викторианский. В первом случае преобладающей геометрической фигурой является квадрат, выса-живают преимущественно лекарственные растения. Викторианс-кий стиль более изящный – дома с эркерами, террасами, ручной резьбой деталей, редкие посадки отодвинуты от дома, веранды ук-рашают ампельными и вьющимися растениями, главный вход – хвойными растениями в кадках, клумбы небольшие из красивоц-ветущих видов.
Одним из замечательных образцов американских садов являются сады голландского дизайнера Пита Одольфа, один из которых по-священ жертвам трагедии 11 сентября в Нью-Йорке, а другой был удостоен премии на Челси-2001. Пестрые цветники из эхинацеи (Echinacea), ваточника (Asclepias), многолетних астр (Aster), монар-ды (Monarda), солидаго (Solidago), камассии (Camassia), лиатрис (Liatris) и различных видов лука (Allium) образуют радужное мно-гоцветье в обрамлении воздушных злаков: ковыля (Stipa), проса прутьевидного (Panicum virgatum), соргаструма (Sorgastrum), кор-тадерии (Cortaderia) и мискантуса китайского (Miscanthus sinensis). Одольф практически отказался от ярусного расположения растений, в его цветниках Нет бордюров и растения объединены в группы из 3-5 экземпляров, образуя самостоятельные композиций внутри цветника.
АМПЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ – растения с гибкими длинными по-никающими побегами, обычно выращиваемые в кашпо, подвесных корзинах, оконных ящиках. Применяются главным образом как прием вертикального озеленения. Рекомендуются следующие виды и сорта:
• антирринум большой (львиный зев) – Antirrhinum majus сорт Lampion, отличается длинными (до 100 см) поникающими побегами и яркими цветками;
• брахикоме многонадрезанная – Brachycome multifida, отли-чается обильным кущением и образует множество побегов, с не-жной кружевной листвой и соцветиями-корзинками розовых, сире-невых и даже желтых цветков, лучшие сорта – Blue, Harmony, Royal, Pink Mist, Yellow;
• вербейник монетчатый – Lysimachia numularia, с. Aurea, тон-кие Поникающие побеги до 30 см длиной усеяны желтовато-зелены-ми круглыми листочками до 2,5 см в диаметре и небольшими ярко-желтыми цветками;
• вербена гибридная ампельная – Verbenae х hybrida с. Babylin Light Blue, стебли длиной 25-30 см буквально усыпаны щитковид-ными соцветиями пурпурно-лиловой окраски, с. Blue Knight со светло-розовыми соцветиями, вербена прекрасная – V. speciosa с. Imagination с сильно рассеченными темно-зелеными листьями и ярко-фиолетовыми цветками, собранными в щитки диаметром до 5 см, великолепны сорта серии Ternary: Ternary Pink, Ternary Scarlet и Ternary Violet, которые устойчивы к мучнистой росе, отли-чаются быстрым ростом и образуют массу розовых, красных или фиолетовых соцветий;
• вьюнок мавританский – Convolvulus sabatus, на длинных стеблях очаровательные серо-зеленые листья и нежно-сиреневые цветки, длина побегов до 50 см;
• диасция Барберы – Diascia barbieri, сорт Blackthorn Apricot, плакучая форма, с насыщенно зелеными листочками и нежно-абри-косовыми трубчатыми цветками с отгибом изысканной формы;
• лантана монтевидейская – Lantana montevidensis – плотные морщинистые темно-зеленые листья создают отличный фон для не-жно-розовых цветков, собранных в головчатое соцветие, напомина-ющее примулу; '
• лобелия ежевидная ф. пониклая – Lobelia erinus f. pendula,
стебли до 20 см длиной, листья мелкие ланцетные темно-зеленые,
цветки трубчатые с пятилопастным асимметричным отгибом белой,
синей, розовой и пурпурной окраски. Наиболее эффектны сорта
•White Lady, Cristall Palace, Blue Stone, Half Moon, Regatta Sky Blue, Richardi;
• петуния гибридная – Petunia x hybrida, особенно хороши ее формы Сурфиния, Фортуния и Калибрахоа, впрочем, относительно последней есть сомнения, что это действительно петуния, так как она содержит в ядре 18 хромосом, в то время как у петунии их всего шестнадцать: первый, сорт из серии Калибрахоа {Calibrachoa x hybridus) был получен в Японии в 1992 г. путем скрещивания раз-личных видов петунии и был назван Million Bells, теперь это второе название серии Калибрахоа. Эти растения отличаются довольно мелкими – не более 2-3 см в диаметре – цветками, но их количе-ство чрезвычайно велико. Наиболее модны такие сорта, как Cherry Pink с малиново-розовыми цветками, Terracotta – цветки от ли-монно-желтых до светло-оранжевых, Trailing Blue с фиолетовой ок-раской цветков, a Yellow, конечно, с желтой, Super Bells White – зеленовато-белые. И если Калибрахоа еще не слишком известны в нашей стране, то серии Фортуния и Сурфиния уже достаточно рас-пространены. Сорта Фортунии – Big Red, Dark Purple, Hot Pink, Light Pink, Pearly Wave, Сурфинии – Pink Mini, Pink Vien, Purple Mini, White – они отличаются более крупными цветками, у сурфи-нии до б см диаметром и эффектной окраской с жилками контраст-ного или более темного цвета;
• очный цвет крупноцветковый. – Anagallis monelli, сорта Skylower, Blue Bird, Philippii – изящное растение с побегами до 30 см и нежными широко открытыми цветками различных оттен-ков синего;
• сцевола сходная – Scaevola aemula – имеет темно-зеленые листья с небольшими зубцами и асимметричные цветки оригиналь-ной формы – 5 крупных лепестков расположены супротивно одно-му более мелкому, очень хорош сорт Blue Wonder с пурпурно-фио-летовыми цветками;
• цмин черешковый – Helichrysum petiolare, один из самых известных ампельных видов с длинными – до 50 см – поникаю-
щими побегами, усыпанными мягкими мелкими обильно опушен-ными серовато-зелеными листьями, у сорта Lime Light листочки желто-зеленые, а листья сорта Variegata украшены яркими сливоч-но-желтыми пятнами, необыкновенно хорош сорт Silver с изуми-тельными голубовато-зелеными листьями.
Совершенно неожиданный эффект дает использование в качестве ампельного растения обычной садовой земляники сорта Домашний деликатес. Она не только цветет практически все лето, но и укра-шена яркими средней величины плодами.
В качестве ампельных растений можно использовать хорошо из-вестные комнатные растения, такие как фуксия, плющ, хлорофи-тум, пеларгония плющелистная. Они достаточно устойчивы и хоро-шо переносят сравнительно жесткие условия, в том числе высокую температуру, низкую влажность воздуха, сильный ветер.
АМПИР– один из «больших» архитектурных стилей – по-явился в 1-й четверти XIX века. Отличительная особенность – мас-сивные геометрические сооружения, парадность, некоторая помпез-ность, ориентация на древнеегипетские и древнеримские образцы. В России данный стиль получил распространение после победы над Наполеоном. Хорошо гармонирует с живописными полянами и ал-леями высоких деревьев.
АМФИТЕАТР– зрелищное сооружение в форме эллипса или полукруга со ступенчато расположенными рядами сидений, берет начало в римской архитектуре. С конца XVII – начала XVIII века они появились в парках как декоративное сооружение. В эпоху ба-рокко амфитеатр часто завершал, ограничивал площадь, располага-ясь полукругом напротив виллы или дворца.
АНАГРАММА– элемент цветочных партеров, представляющий соединенные первые буквы имени владельца. Часто выполнялся на фоне картуша (см.).
АНГЛИЙСКИЙ САД –см. ПЕЙЗАЖНЫЙ САД.
АНСАМБЛЬ– функционально связанная совокупность соору-жений, растительности и др. элементов ландшафта, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик. Обычно складывается в течение длительного времени путем посте-пенного дополнения и развития. Наиболее знаменитые ансамбли России – дворцы и парки Петергофа, Павловска, Царицына, Ос-
танкина, ближнего зарубежья – Софиевка в Умани и Воронцовс-кий парк (Украина), Вилла Мындык (Молдавия), в дальнем зарубе-жье – ансамбли Версаля, виллы Ланте, д’Эсте, Альдобрандини и сады Боболи (Италия), Альгамбра и сады Хенералифе (Испания), парк Стоу (Англия), Сан-Суси (Германия)
АНТИСЕПТИКИ– древозащитные соединения, используемые для пропитки деревянных поверхностей во избежание их гниения. Известны следующие марки:
• «пигмотекс» – не только защищает поверхность от атмосфер-ных воздействий и появления плесени, но и улучшает ее декоратив-ные качества;
• «биотомекс» – защищает от гниения, появления плесени, на-секомых, атмосферных осадков, обладает эффектом тонирования;
• серия антисептиков под общим названием «Pinotex», из Фин-ляндии;
• «VALTI COLOR EXTRA» оказывает такое же действие, как на-туральная олифа, защитный эффект сохраняется в течение 5-7 лет.
АНТИСИММЕТРИЯ– симметрия противоположностей, по сути антиравенство, например черное – белое, плес – перекат.
АНТИТРАНСПИРАНТЫ– вещества, предотвращающие избы-точное испарение воды растениями. Обычно применяются при лет-них пересадках растений в облиственном состоянии.
АНТРОПИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ– ландшафт, возникающий в результате непреднамеренного воздействия человека на среду.
АНТРОПОГЕННЫЙ ЛАНДШАФТ– ландшафт, состоящий из
взаимодействующих природных и антропогенных компонентов,
формирующийся под влиянием деятельности человека и природных
процессов.
АНТРОПОГЕННЫЙ РЕЛЬЕФ– рельеф, многообразные формы которого формируются в результате хозяйственной деятельности че-ловека, преимущественно как результат преднамеренного преобра-зования естественных ландшафтов.
АНТУРАЖ– окружение, внешняя среда, фон. Растительные композиции часто становятся антуражем для архитектурных соору-жений, памятников, монументов и др.
АНФИЛАДА– 1)ряд отдельных, разграниченных насаждения-ми замкнутых пространств, соединенных друг с другом проходами,
расположенными по одной оси (цв. вклейка фото 3), изумительна анфилада зеленых ворот из туи в садах Генералифе, принцип анфи-ладности в садово-парковом искусстве был использован великим Ра-фаэлем при планировке парка виллы Мадама в Риме; 2) чередова-ние больших и малых полян в парке, аналогично залам дворца.
АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД– травник, огороженный сад для вы-ращивания лекарственных и плодовых растений (душистых трав, цветов, овощей, кустарников). В 1706 г. в Москве за Сухаревой башней, которая тогда располагалась на окраине города, по указу Петра I был заложен Аптекарский огород для выращивания лекар-ственных растений. Лиственница сибирская (Larix sibirica), кото-рую посадил сам царь, живет еще до сих пор. В Петербурге такой сад был разбит на острове Вороний.
АРАБЕСКА– 1) вид сложного орнамента, состоящего из стили-зованных листьев, цветов, геометрических фигур, иногда надписей на арабском языке; арабески на стенах дворцов Альгамбры удиви-тельно гармонируют с окружающей реальной растительностью; 2) один из видов оформления партера; 3) небольшая по площади плоская или слегка приподнятая клумба сложной формы, напоми-нающая по контуру и рисунку листья, цветы, завитки, гирлянды или венки (рис. 4, цв. вклейка фото 4-5).
Рис. 4. Арабеска в форме волюты
АРБОРЕТУМ– дендрологический сад, предназначенный для ак-климатизации растений различных климатических зон, обычно со-здается по систематическому признаку, чаще всего арборетумы при-урочены к ботаническим садам (см. также ДЕНДРАРИЙ).
АРЕАЛ– географическое местообитание растений.
АРКА– сооружение, относящееся к группе малых архитектур-ных форм (МАФ), своды арок обычно бывают полукруглыми, но возможны двускатные, стрельчатые, готические (рис. 5). Арки мар-кируют вход в сад, отделяют одну зону от другой, их располагают в
Рис. 5. Различные виды арок:
1 – кованая; 2 – плетеная из лозы; 3 – из природного камня;
4– из бруса, увитая лианами; 5 – из керамических блоков;
6 – арка-фонтан из сланца
местах отдыха, над уединенными скамейками. Часто их украшают вьющимися растениями (рис. 6). Материалом для арок может быть металл, пластик, дерево. Оригинальная арка получится, если на прочной опоре-своде укрепить ящики с вьющимися или ампельны-ми растениями. Живую арку из ветвей липы делают следующим образом: ветви наклоняют и соединяют над дорожкой или входом, снимают покровную ткань, плотно прижимают срезы друг к другу, обмазывают садовым варом и плотно «бинтуют». Через один-два года ветви срастаются, образуя прочную, крепкую арку.
Рис. 6. Варианты украшения арок над входом в сад
АРКАДА– ряд одинаковых по размеру дугообразных, опираю-
щихся на столбы или колонны и расположенных друг за другом
арок, которые образуют прерывистую галерею.
АРОМАТИЧЕСКИЙ САД или САД АРОМАТОВ– сад или его часть, обычно устраиваемая на открытых участках с суховатыми почвами, в котором выращиваются растения, выделяющие эфир-ные масла. При этом совершенно не обязательно это только травя-нистые растения. Летучие вещества, выделяемые растениями, не только обладают приятным ароматом, но оказывают профилакти-ческое санирующее действие на окружающую среду. Растения в таком саду могут быть высажены на клумбы, различные типы цветников, альпийские горки, образовывать бордюры, а кустарни-ки – живые изгороди. Многие виды прекрасно подходят в каче-
стве почвопокровных и ковровых растений. Клумбы могут иметь строгие геометрические формы или быть свободных очертаний, мощение самое незатейливое. Виды, рекомендуемые для аромати-ческих садов: вечерница матроны (Hesperis matronalis), гвоздика перистая (Dianthus plumarius), тимьян лимоннопахнущий (Thymus х citriodorus) и обыкновенный (Th. vulgaris), шалфей лекарствен-ный (Salvia officinalis) и мускатный (S. sclarea), котовник коша-чий (Nepeta cataria), мелисса лекарственная (Melissa officinalis), душица обыкновенная (Origanum vulgare), ландыш майский (Convolaria majalis), розмарин лекарственный (Rosmarinium officinalis), лилия белоснежная (Lilium candidum), молочай медо-носный (Euphorbia mellifera)– отличается огромным, до 0,5 м в длину соцветием и насыщенным медовым ароматом, монарда двой-чатая (Monarda diduma) и трубчатая (М. fistulosa), нарцисс поэти-ческий (Narcissus poeticus), полынь лечебная (Artemisia abro-tanum) с нежным лимонным запахом, Шмидта (A. schmidtiana) и Стеллера (A. stellereiana), фиалка душистая (Viola odorata), резеда душистая (Reseda odorata), гелиотроп древовидный (Heliotropium arborescens) с ароматом ванили, чина душистая или душистый го-рошек (Lathyrus odoratus), бархатцы отклоненные (Tagetes patula), прямостоячие (Т. erecta), тонколистные (Т. signata), иссоп лекар-ственный (Hyssopus officinalis), мята перечная (Mentha piperita), особенно сорта Загадка, Черноголовка, Краснодарская и длинно-листная (М. loпgifolia), агастахе (лофант) морщинистая (Agastache rugosa), у сорта Honey Blue листья имеют аромат аниса и мяты, змееголовник молдавский (Dracocephaum moldavica), табак кры-латый (Nicotiana alata).
Ароматы можно распределить «по вертикали», от душистых до-рожек и клумб к кустарникам и лианам. Чубушник, розы, можже-вельник, клематисы итальянский (Clematis viticella), жгучий (С. flambula) и некоторые сорта горного (С. montana) вполне спра-вятся с этой задачей.
АРХИТЕКТОНИКА РАСТЕНИЙ– в декоративной дендрологии структура кроны, определяемая ее размерами, формой, характером ветвления, особенностями расположения ветвей и побегов.
АРХИТЕКТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ (АР)– этот термин пришел из словаря английских цветоводов, которые часто употребляют слово
plant – растение с прилагательным – bold, что можно перевести дословно как смелый. Чаще всего это крупные травянистые много-летние растения с выразительным габитусом, привлекательным цве-тением, эффектной формы или окраски листьями. Характерные осо-бенности АР:
• привлекательность, мимо них невозможно пройти, необратив внимания;
• особенности внешнего облика – гигантские размеры листьев, необычное строение цветков и соцветий, оригинальные плоды, фор-ма или текстура листьев;
• обычно они претендуют на роль солитеров;
• сохраняют эффектный вид при всех типах освещения, в том числе и в сумерки или в ненастную погоду;
• выполняют роль своеобразных «указателей», прокладывая нужный маршрут обзора;
• высаженные в различных участках сада, объединяют разроз-ненные ландшафтные композиции;
• их плоды сохраняют декоративность и зимой.
В качестве АР можно использовать следующие виды: волжанка обыкновенная (Aruncus vulgaris, A. dioicus), коровяк олимпийский (Verbascum olimpicus), эремурус Ольги (Eremurus Olgae), Эчисона (Е. airchisonii) и мощный (Е. robustus), лук Христофора (Allium cristophii) и Шуберта (A schubertii), дудник лекарственный (Angelica archangelica), клопогон простой (Cicimifuga simplex), наперстянка пурпурная (Digitalis purpurea), ворсянка посевная (Diposacus sativus), мордовник обыкновенный (Echinops ritro) и шароголовый (Е. sphaeroctphalus), синеголовник альпийский (Eryngium alpinum), борщевик Монтегацци (Heracleum mantegazzianum), бузульник зуб-чатый (Ligularia dentate) и Пржевальского (D, przewalskii), табак лесной (Nicotiana sylvestris), энотера двулетняя (Oenothera biennis), клещевина обыкновенная (Ricinus communis) (цв. вклейка фото 6).
АРХИТЕКТУРНЫЙ САД – 1) тип сада с преобладанием садо-вых построек, архитектурных сооружений и других искусственных строений; 2) известный ландшафтный архитектор Е. Немова пред-лагает называть архитектурным садом сад с геометрическими фор-мами стриженных деревьев – разновидность французского регу-лярного парка, хотя многие авторы называют такой сад партерным,
сады Генералифе в переводе с арабского Джин-аль-Ариф и означа-ют архитектурный сад (цв. вклейка фото 7).
АСИММЕТРИЯ– крайний, предельный случай нарушенной симметрии, которая сохраняется в тех или иных инвариантных проявлениях. Асимметрия – один из приемов ландшафтной архи-тектуры, который строится по закону динамического равновесия разнородных частей и предусматривает их контрастное сочетание по форме, высоте, колориту, освещенности.
АСПЕКТ– внешний вид сообщества растений, аспект может быть постоянным или меняющимся. Смена аспектов обычно связа-на с фенологическими условиями, например в степи, где за один вегетационный период сменяют друг друга от 9 до 12 аспектов.
АССОРТИМЕНТ– набор различных видов и сортов растений, предназначенных для выращивания на определенной территории (сад, парк, цветник) или композиции. Можно сказать ассортимент хвойных пород, водных растений, растений для рокария, но ни в коем случае не ассортимент роз или гортензии, в этом случае ис-пользуют термин сортимент (см).
АССОРТИМЕНТНАЯ ВЕДОМОСТЬ– перечень названий видов растений, прилагаемый к экспликации (см.)
АТРИУМ– закрытый внутренний дворик в средней части древ-неиталийского и древнеримского жилища, куда выходили все ос-тальные помещения. В центре атриума, окруженного арками или колоннадой, обычно находился бассейн, над которым оставляли от-верстие (комплювий). В атриуме высаживали теплолюбивые расте-ния и украшали его скульптурами.