Кастовая система. Религия

В древнеиндийском обществе существовали варны — замкнутые группы, занимающие строгое место в обществе, принадлежность к которым определялась рождением. Варны впоследствии стали основой кастового строя. Высшей кастой считались брахманы — жрецы, следующими в иерархии были кшатрии — воины, затем — вайшьи — земледельцы, торговцы, ремесленники и шудры — рабы, бесправные и парии, настолько презираемые обществом, что даже прикосновение к ним считалось тяжким грехом.

Как и в других древних цивилизациях, культуру Древней Индии во многом определяла ее мифология и религия. Господствующая форма религии и по сей день — индуизм. Его ранняя стадия развития — ведическая религия (III тыс. до н. э.). Характерная черта ведической религии — обожествление сил природы, основа культа — жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом. Основные боги: Индра — бог бури и грома, бог-воитель (аналог славянскому Перуну), Агни — бог огня и Сурья. Ведическая религия известна главным образом по Ведам (букв.: знание) — обширному набору культовых текстов на ведийском языке, грань II-I тыс. до н. э. Ведические гимны до сих пор считаются в Индии священными письменами, ранее их устно передавали из поколения в поколение. Название «Веды» наиболее близко соответствует древнегреческому слову «философия». Древнейшая часть вед — гимны Ригведа, жертвенные формулы, напевы и заклинания. Далее следуют брахманы, которые представляют собой заклинания. Заключительная часть вед — упанишады — философско-религиозные трактаты, где рассматриваются такие философские понятия и концепции, как творение мира, карма, проблемы бытия и сознания, концепция мировой души и другие важные философские идеи.

В начале I тыс. до н. э. в Индии получает распространение мифология брахманизма. Верховные боги — Брахма (создатель), Вишну (охранитель), Шива (разрушитель). Брахманические тексты содержат представления о развитии Вселенной, проходящей по кругу сквозь золотой, серебряный, медный и железный века, а затем гибнущей и начинающей новый, бесконечно повторяющийся цикл развития. Брахманизм создает мифы о подвигах героев Рамы и Кришны, излагающиеся в древних поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна».

Сутью индуизма, формирующегося в середине I тыс. до н. э., становится учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма — сумма добрых и злых дел человека). Эта концепция сансары дала гарантию от всех социальных потрясений, когда нищета и принадлежность к низким кастам воспринималась как кара и следствие предыдущей греховной жизни и дурной кармы. Подобные религиозные воззрения коренным образом отличаются и от оптимистических египетских, и от пессимистических шумерских, где возвращение человека на землю принципиально невозможно. Целью индуизма было не простое улучшение кармы, а выпадение из круга перерождений и достижение освобождения — мокши, доступного только брахману-аскету (комплекс упражнений для освобождения — йога).

Вся система йоги подразделяется на восемь ступеней:

(1) — воздержание, которое проявляется в самоограничении в пище, удобствах, страстях;

(2) — ахимса — запрет причинять вред живому существу не только делом, но словом и мыслью;

(3) — упражнения для тела и изучение поз-асан, что позволяет обеспечить условия для сосредоточения;

(4) — дисциплина дыхания — умение его задерживать без ущерба для организма (к примеру, во время «самопогребения» йогов, длящегося до нескольких месяцев, частота пульса может не превышать 1–2 ударов в минуту);

(5) — дисциплина чувств — умение не реагировать на раздражения органов чувств, «отключать» их;

(6) — дисциплина ума, способность длительного сосредоточения на избранном предмете, которая воспринимается как первый шаг к состоянию высшей святости, к слиянию с богом;

(7) — созерцание; углубление мысли в предмет до тех пор, пока за иллюзорной чувственной оболочкой не откроется его сокровенная суть;

(8) — транс и экстаз, высвобождение духовного «я» йога от его телесной и чувственно-эмоциональной оболочки.

Из лона индийской культуры вышла одна из трех мировых религий — буддизм (VI-V вв. до н. э.), основателем которой считается принц Сиддхартха Гаутаме — Будда (623–544 гг. до н. э.). Будда провозгласил четыре «благородные истины» и основные законы бытия:

  1. Существует страдание. Жизнь есть страдание, человек вынужден жить в муках.
  2. Причина (корень) страдания — в жажде жизни и в его привязанности ко всем ее проявлениям.
  3. Страдание уничтожается с уничтожением жажды жизни. Приблизиться к нирване можно путем преодоления пяти привязанностей — к телу, чувствам, понятиям, воле и сознанию. Подавить эти привязанности — значит уничтожить страдания.
  4. Существует путь уничтожения страдания. Это путь к выходу из «колеса жизни». Среди элементов бытия (к таковым относятся в первую очередь знание и сосредоточение) есть такие, которые имеют способность нейтрализовывать процесс волнения, затормаживать его.

Привлекательность буддизма по сравнению с индуизмом состоит в том, что буддизм провозглашает возможность спасения, независимо от варн и каст. В отличие от Христианства, ставящего в центр мироздания божественную личность — логос, буддизм не видит в центре мира ни человека, ни богов, миром управляет безличная мировая сила и ее законы.

Таким образом, отношение к возможностям разума и особенностям познания между Востоком и Западом принципиально разнится. Если Европа относится к рациональному и прагматическому познанию как к высшей культурной ценности, то Восток избирает доктрину недеяния, поставив интуитивное познание гораздо выше рационального и создав своеобразный метод приобщения к знанию через огромное разнообразие приемов медитации и самовнушения.

Характерно, что буддизм нашел признание не в Индии, а в культурах Китая, Японии, Юго-Восточной Азии, Тибета.

Наши рекомендации