Адаптация положений об организации деятельности
Рис. 7.2.1. Связь стандартов и положений о компании
Изменение стратегии, появление нового направления в деятельности, реорганизация с целью повышения эффективности ведут к изменению организационной структуры. Чтобы результаты проектирования структуры компании отвечали всем предъявленным требованиям, необходимо тщательно проводить сбор и анализ информации с помощью анкетирования и интервью, анализировать предшествующий опыт. В результате сбора и анализа информации формируется материал для описания основных характеристик компании «как надо».
Структура Положения о компании
1.1. Общие положения
1.2. Миссия, цели и задачи
1.3. Продукты и процессы
1.4. Организация управления компанией
1.5. Функциональная модель
1.6. Права и ответственность
1.7. Обозначения и сокращения
1.8. Приложения
1.8.1. Задачи на год
1.8.2. Закрепление ответственности за производство основных продуктов в группе компаний
1.8.3. Роль и место компании в группе компаний на основе детализированной карты бизнес-процессов верхнего уровня.
1.8.4. Распределение функциональных обязанностей подразделений компании в процессах производства продуктов и услуг
1.8.5. Организационная структура компании
1.8.6. Виды и характеристики взаимоотношений в группе компаний
1.8.7. Принципы взаимодействия в группе компаний
Таким образом, для формирования проекта положения о компании выполняется следующий набор действий:
• описание и диагностика ситуации «как есть»;
• изучение лучших практик;
• определение миссии и стратегии группы компаний;
• определение основных стратегических задач конкретной компании и задач на год;
• определение продуктов конкретной компании и их потребителей;
• описание и распределение управленческих, основных и обеспечивающих процессов между подразделениями конкретной компании;
• описание организации взаимодействия между сотрудниками и руководителями конкретной компании;
• оформление положения.
Рис. 7.2.2. Схема гармонизации функциональных и процессных описаний
После утверждения положения о компании начинается этап внедрения организационных изменений. Содержание мероприятий внедрения зависит от объема и содержания тех изменений, которым подверглась организационная модель компании. При этом существенное изменение положения о компании влечет за собой изменение других связанных с этим положением документов, в частности положений о подразделениях и, возможно, должностных инструкций.
Следующим шагом является постоянное отслеживание соблюдения организационных изменений в повседневной деятельности. Для этого проводятся исследования, анализ и подготовка решений по корректировке существующих отклонений в организационно-функциональной модели компании.
На заключительном этапе осуществляется корректировка выявленных отклонений и мотивация персонала.
В рамках единой корпоративной архитектуры положения о компаниях группы и входящих в них подразделений интегрируются с описанием бизнес-процессов и системой менеджмента качества. С этой целью составляется классификатор функций «от положений» и детализированное описание процессов «от модели процессов верхнего уровня», после чего проводится гармонизация составленных описаний (см. рис. 7.2.2). Классификаторы процессов и функций также гармонизируются с системой менеджмента качества, где, по сути дела, поддерживаются аналогичные описания.
В итоге регламентация деятельности обеспечивается через следующий набор интегрированных между собой приложений:
– модуль процессов верхнего уровня;
– клссификация процессов и функций;
– регламенты процессов;
– регламенты проектов;
– положения о подразделениях;
– система менеджмента качества.