Архитектура эпохи Российской империи ХУШ-первой трети Х1Х вв. Классицизм и барокко
(Куски скопированы из 18.3. Реформы Петра I и московская школа архитектуры.) Новое – красным.
Начало XVIII века ознаменовано деятельностью Петра I.
…………До времени правления Петра уникальным явлением в России было то, что вся национальная культура в своей основе была культурой церковной….
….Нет необходимости вдаваться в технические особенности первого храма, освященного в крепости при Петре, наиболее значимым выступает как раз его декоративное оформление и наличие нового для русской храмовой архитектуры элемента - шпиля….
……..Вслед за первым храмом в крепости возводится деревянное здание Адмиралтейства, тоже увенчанное шпилем и таким образом в крепости появляются две архитектурные доминанты. Тем самым может быть и невольно, но царь Петр, полностью копируя в своей крепости западные прообразы, или правильнее сказать, имитируя их, фактически проявил «комплекс приниженности» русского зодчества по отношению к архитектуре Запада………
…….Историки указывают, что «Петербург вначале застраивался кое-как»……..
………..Очень быстро уловив вкусы и желания самодержца, А.Д. Меньшиков в своей московской усадьбе на окраине Москвы, возводит новую церковь в честь Архангела Гавриила «Меньшикова башня». Храм возводится известным зодчим И.П. Зарудным в 1704-1707 годах……….
……….Во внешнем убранстве храма, как и во внутреннем, было применено ранее не свойственное русской церковной архитектуре богатое лепное убранство свойственное европейским светским постройкам. Внутри храма в лепных картушах были воспроизведены тексты из Священного Писания на латинском языке, что тоже не воспринималось однозначно москвичами…………
………..Две столичные постройки времени Петра Сухарева и Меньшикова башни не пользовались среди москвичей явным авторитетом. В ночное время горожане предпочитали обходить их стороной. В 1723 году от удара молнии шпиль храма Архангела Гавриила и куранты сгорели, в чем москвичи видели промысел Божий. Шпиль храма более никогда не восстанавливался в прежних размерах и формах………..
………В 1712 году после чреды удачных ратных походов Петра I, заметно активизируется создание русского флота на Балтике. Именно с этого времени царь Петр все больше внимание уделяет своей крепости «Санктъ Питеръ Бурху», где он мог беспрепятственно проводить в жизнь все то, что было им задумано. В этом случае, как справедливо замечено: «Петербург - личное дело Петра» [1, с. 494]. К этому времени как сама крепость так и весь прилегающий посад более напоминали традиционные русские слободы в некоторых местах имевшие оштукатуренные и расписанные под камень здания…………………
…………Построено было и две церкви деревянная Исаакиевская (1707 г.) и Троицкая (1710 г.), упоминается и лютеранская церковь. Все они были оштукатурены, расписаны под камень и увенчаны высокими шпилями, именно это становится характерно для этого города…………………
…………9 октября 1714 года последовал указ царя Петра «О каменном строении». Этим указом фактически запрещалось любое каменное строительство кроме Петербурга, что вызвало естественный приток мастеров каменного дела в новый город и фактически парализовало все остальное строительство в державе. Подобных радикальных указов будет издаваться еще достаточно много и все они ставят своей целью только одно - строить новый город. Как справедливо замечено: «В реформах Петра были перемешаны оба элемента - и необходимость и случайность»………………..
…………..После некой упорядоченности основных строительных проектов Петр повелевает в крепости заложить каменный собор в честь апостолов Петра и Павла. Собор закладывается в 1712 году по проекту Доменико Трезини. Уже современники отмечали такую особенность, что церковь совсем не строилась, а первоначально возводилась многоярусная колокольня. Действительно Петра мало интересовал сам собор, ему необходимо было увидеть главную городскую доминанту в виде башни с высоким шпилем. В своем письме в 1715 году к князю А.М. Черкасову ведавшему строительством в крепости Петр писал: «на колокольне, которая в городе как возможно скорее отделать, дабы в будущем 1716 году возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь» [4, с. 227]. В 1720 году Петр уже любовался панорамой города, а к 1725 году строительство колокольни было «в черне» окончено. Общая высота постройки составила 120 метров, что стало самым высоким зданием в России…………..
…………..В своем архитектурном исполнении колокольня имеет нечто общее с башнями в немецкой и голландской архитектуре ратуш и замков. Так же зримым прообразом служила и Меньшикова башня в Москве, хотя из этого прообраза была воспринята лишь верхняя часть с часами и высоким шпилем с «ангелом летающим». Общий проект колокольни был выполнен Трезини, но не исключено, что первоначальный рисунок мог принадлежать самому Петру. Именно эта постройка наглядно показала все предпочтения и вкусы Петра, в ней: «Уже ясно ощутим трезвый рационализм, утвердившийся в архитектуре Петербурга петровского времени» ………….
………..Особого внимания заслуживает само здание Петропавловского собора, которое было достроено уже после смерти Петра и освящено в 1733 году. Характеризуя эту постройку И. Грабарь пишет: «Уже при беглом взгляде на общий силуэт Петропавловского собора бросается в глаза ничтожество самого храма по сравнению с гигантской колокольней. Точно зодчий задался мыслью создать не просто храм, а колоколню-храм, мыслю, быть может, навеянной ему самим царем» [3, с. 50]. Главным отступлением от русского храмостроения был «латинский» интерьер собора подчиненный продольной оси с тремя нефами………………
АдмиралтействоПетропавловский собор
………….Обратим внимание на тот факт, что при всех мерах которые предпринимал царь Петр для ускорения строительных дел в новом городе строительство шло более чем медленно. Отметим, что строительство колокольни Петропавловского собора шло 13 лет, а всего архитектурного комплекса более двадцати…………..
……….Фактически архитектурный образ Петропавловского собора и его внутреннее убранство было полной новацией для русского храмостроительства того времени, но именно так хотел видеть его царь Петр в неком универсальном собирательном образе, принципиально порывая с многовековыми традициями. В.С. Соловьев заметил однажды, что реформы Петра имели следствием создание «общечеловеческой христианской культуры» в России ……………
…………….Если в образе колокольни Петропавловского собора с ее высоким шпилем еще можно усмотреть некий прообраз от колокольни Ивана Великого, то появление в левобережной части города иного высокого шпиля над зданием Адмиралтейства уже является новацией и не имеет аналогов в русском градостроительстве…………..
………..Таким образом, ко времени смерти императора Петра в новой столице среди прочих были две городские доминаты: колокольня Петропавловского собора и унитарное здание Адмиралтейства с высоким шпилем. ………..
………………Тот вид, который город Петербург получил к моменту смерти императора Петра был создан исключительно иностранными архитекторами и радовал взор его основателя. Хотя работали здесь мастера из разных европейских стран (а соответственно они и привносили европейский стиль БАРОККО), но ни одно из архитектурных течений той или иной страны не нашло в Петербурге того времени своего полного и законченного воплощения. Начинали строительство одни, продолжали другие, перестраивали третьи. Петр всякий раз менял свои планы, передавая постройки разным мастерам. От того и сам Петербург времени Петра уже не был русским городом, но и не походил ни на один из европейских городов, что придавало ему своеобразие и неповторимый колорит, в этом случае можно говорить обо всех признаках эклектичности, как в отдельных постройках, так и архитектурном облике всего города. «И все же одно из дел Петра сыграло в истории зодчества решающую роль и определило все дальнейшее его направление, это – основание Петербурга и перенесение сюда столицы. Отныне во всей последующей архитектуре роковым образом суждено было направиться по двум параллельным руслам, – московскому и петербургскому» …………
…………….Оказав определенное влияние на национальную церковную архитектуру и искусство и, по сути, переродившись в нем, западная культура и ее секулярно-философская основа начинает формировать самостоятельное направление – светскую культуру, обособленную от исконно национальной традиции. Обратим внимание на то, что в тот исторический момент это лишь новое направление, которое начинает существовать обособлено. Но вскоре, под воздействием многих факторов, именно европейская культура станет определять пути развития национальной культуры, архитектуры и церковного искусства в частности, секулярное и светское начало будет искусственно приживляться на место искорененных национальных традиций.. ………………..
(Скопировано из 20.2.Искусство барокко.) Важное – выделено синим.
Стремлению подчеркнуть мощь и богатство средствами внешнего выражения в полной мере отвечает стиль барокко.
Барокко(«жемчужина неправильной формы») – направление в европейской культуре сер.16 (Италия, Испания) – сер 18 в. ( Венгрия, славянские страны)
В России барокко утвердилось в 1 половине ХУ111века. Стиль русской, в основном московской архитектуры с к. ХУ11 века соединил богатое разнообразие белокаменного резного убранства и традиции древнерусского зодчества с новыми чертами европейской архитектуры: «Нарышкинское барокко»(подмосковные усадьбы Нарышкина), «Петровское барокко»1ая треть ХУ111 в. (Петровские ворота Петропавловской крепости, арх. Трезини) – соединил несколько направлений в архитектуре, в частности, принципы строгой регулярности и симметрии (Царское село, Большой Екатерининский дворец, арх. Ф.-Б. Растрелли, Петергоф, Зимний дворец, Никольский морской собор).