Письменность: Письменность с XVIII в. до 1928 года строилась на арабской графике, с 1928—1938 гг.
Музыкально-поэтическое искусство: Поэма «Едиге»
СИБИРСКОЕ ХАНСТВО
Сиби́рское ха́нство — тюркское феодальное государство вЗападной Сибири, образовавшееся в конце XV века в результате распада Золотой Орды.[1] Было наследником улуса Орда-Ежена.[источник не указан 100 дней]
Сибирское ханство граничило с Пермской землёй, Казанским ханством, Ногайской Ордой и телеутами. На севере оно достигало низовьев Оби, а на востоке соседствовало с Пегой Ордой.[1]
ЯЗЫК: ТЮРКИ
Быт:
Татары, населявшие ханство, вели полукочевой образ жизни. Они занимались скотоводством, разводили лошадей и овец, а также рыболовством и охотой. Несмотря на это, в пойме Тобола и Иртыша существовали небольшие очаги земледелия
. В оседлых поселениях развивалась домашняя промышленность: гончарное производство, ткачество, плавка и обработка металлов.[33] Административными и военными центрами были городки Кызыл-Тура (Усть-Ишим), Касим-Тура, Явлу-Тура (Ялуторовск),Тонтур (ныне с. Вознесенка Венгеровского района Новосибирской области)и др.
В ханстве получили развитие феодальные отношения. Владельцы улусов обладали богатствами в виде пастбищ, скота и рабов. к низшему слою общества принадлежали «чёрные» улусные люди. Они ежегодно платили подати владельцам улусов, а также несли военную службу в их отрядах. Сибирские ханы силой подчинили себе ханты-мансийские племена на Урале, в низовьях Иртыша и Оби, заставив их платить им дань (ясак). Хану Кучуму удалось покорить также барабинцев и соседние им племена, а также некоторые башкирские племена.
Религия: Ислам
Письменность: арабская
Творчество Фрэнк Ллойд Райта, Оскара Нимейера.
Ф.Л.Райд
Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 8 июня 1867 — 9 апреля 1959) — американский архитектор-новатор.
Создал органическую архитектуру,
Пропогандировал открытый план в планировке.
Оказал большое влияние на формирование архитектуры в первой половине 20 вв
Основная идея полное взаимодействие архитектуры к природе. Здание должно полностью вписыватся в окружающуюю среду. Нужно прочесть описание хотя бы одного проекта из ниже перечисленных.
В 1885 он поступил на инженерный факультет Висконсинского университета (англ.)русск..
Учась в университете, он подрабатывает помощником местного инженера-строителя. Райт покинул университет, не получив при этом учёной степени.
В 1887 году он переехал в Чикаго, где устроился в архитектурную контору Джозефа Лаймана Силсби. Через год перешёл на работу в фирму «Адлер и Салливан», возглавляемую известным идеологом «чикагской школы» Л. Салливаном.
С 1890 года в этой фирме ему поручались все проекты по строительству жилой недвижимости. В 1893 году Райту приходится уйти из компании, когда Салливан узнает, что Райт проектирует дома «на стороне».
В 1893 году Райт основывает собственную фирму в чикагском пригороде Оук-Парк (англ.)русск.. К 1901 году в его послужном списке насчитывается уже около 50 проектов.
Наиболее известные проекты:
1) Стиль Прерий
2) Резиденция «Талиесин»
3) «Дом над водопадом»[
4) «Юсоновский» период, 30-е годы
5) Музей Соломона Гуггенхайма
Выбрать один из проектов и описать его:
Стиль Прерий
Дом Роби
Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой[4]. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По мнению Райта, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.
В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы[5]. Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби.
Резиденция «Талиесин»
Резиденция Талиесин
Свой собственный дом, летнюю резиденцию Талиесин (англ.)русск., Райт построил также в стиле «Домов Прерий» в 1911 году. Стимулом к постройке послужило увлечение Мартой (Мама) Босвик Чейни (англ.)русск., женой его клиента Эдвина Чейни (англ.)русск., которая позже станет его гражданской женой и поселится в этой летней резиденции.
Вид на Талиесин с воздуха
Знак на въезде в поместье.
Долина, в которой находится Талиесин, принадлежала до Гражданской войны семье матери Райта. Его дед по материнской линии и дядя, иммигранты из Уэльса, были пасторами унитарианской конгрегации, и его две тёти в 1887 году открыли в долине школу совместного обучения.
Мать Райта, Анна Райт, отправляла сына на каникулы в долину каждое лето, начиная, с одиннадцати лет. Семья, её идеи, её религия и идеалы, оказали большое влияние на формирование личности молодого Райта, который позже изменил свое второе имя с «Линкольна» (в честь Авраама Линкольна) на «Ллойд» — в знак уважения к этой ветви семьи.
Когда Райт решил построить дом в этой долине, он выбрал имя валлийского барда Талиесина, которое в переводе означает «сияющий лоб». Райт расположил дом на «лбу» холма, любимом с детства, а не на пике, поэтому «Талиесин» смотрится возникшим из естественного ландшафта. Говоря его словами — «… Не в земле, но из земли». Дом состоял из с трёх крыльев, которые включали жилое помещение, офис и хозяйственные постройки[6].
Помимо того, что здание органично вписалось в ландшафт, Райт применил в его постройке свои идеи органической архитектуры. Дымоходы и каменные опоры были построены из местного известняка, в штукатурке стен использовался песок с отмели соседней реки Висконсин[7].
«Талиесин» дважды пострадал от пожаров. Первый пожар в 1914 году устроил слуга, убивший перед этим проживавшую в доме Марту Босвик и двух её детей. Второй пожар возник в 1925 году. Здание полностью перестраивалось, переименовываясь, соответственно, в «Талиесин II» и «Талиесин III».
В 1910 году Райт во время путешествия по Германии публикует свое двухтомное портфолио, и его работы становятся известны в Европе.
«Дом над водопадом»[править | править вики-текст]
Основная статья: Дом над водопадом
«Дом над водопадом»
В начале XX века Райт оказался в списке самых модных и успешных архитекторов США, сумев реализовать множество своих проектов, большая часть которых содержала весьма новаторские для того времени архитектурные решения. Но к 1930-м годам от былой популярности не осталось и следа — у Райта практически не было крупных заказов. Чтобы поправить своё материальное положение, Райт открывает у себя в Талиесине творческую мастерскую. Эту мастерскую начинает посещать Эдгар Кауфман (англ. Edgar Kaufmann) — сын успешного бизнесмена из Питсбурга Эдгара Кауфмана, решивший по совету отца изучать архитектуру.
Постепенно смелые архитектурные идеи Райта захватывают Эдгара Кауфмана-младшего, и вместе им удаётся уговорить Кауфмана-старшего выделить средства на постройку макета целого города, который спроектировал Райт. После завершения строительства макет был размещён для всеобщего обозрения в универмаге, принадлежащем семье Кауфманов.
Райт становится частым гостем в доме семейства Кауфаманов и вскоре получает от них заказ на разработку проекта их загородного дома. Для этих целей Кауфманы приобрели живописный участок в местности под названием «Медвежий ручей» (англ. Bear Run), который представлял собой сплошной скалистый выступ, возвышавшийся над окрестностью, а рядом находился маленький водопад.
Начался второй пик в творчестве Райта. Он начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции[8], продолжая противопоставлятьтехницистским устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой[9]. В 1935—1939 годах Райт строит для И. Дж. Кауфмана «Дом над водопадом» («Fallingwater»), шт. Пенсильвания.
Интерьер «Дома над водопадом», разработанный Райтом
В ноябре 1934 года Райт посетил «Медвежий ручей» для определения конкретного места под строительство загородного дома Кауфманов. Он остановил свой выбор на участке с водопадом, решив сделать сам водопад структурной частью будущего дома. Заказчиков эта смелая идея архитектора поначалу обескуражила, но Райт — заявивший в частности: «Я хочу, чтобы вы жили с водопадом, а не просто смотрели на него. Он должен быть частью вашей жизни» — всё же смог заразить Кауфманов этой идеей, убедил их в самой возможности строительства такого дома, а главное — в полной его безопасности для их проживания в нём. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Райт стремился к тому, чтобы при строительстве дома не было бы срублено ни одного дерева, все крупные горные валуны остались бы на своих местах, а будущий дом стал бы просто частью естественного ландшафта. Строительство дома обошлось в 155 000 долларов, из которых оплата работы архитектора составила 8 000 долларов. С учётом инфляции эта сумма в 2009 году была эквивалентна примерной сумме в 2,4 млн долларов США. Однако более точное отражение относительной стоимости проекта в 1930-х годах показывают затраты на ремонтно-восстановительные работы на этом объекте — объявленная стоимость таких работ в2002 году составила 11,4 млн долларов США. Не всё в конструкции дома оказалось совершенным, и он дважды реконструировался в 1994 и 2002 годах, с добавлением дополнительных стальных опор.
В период с 1937 по 1963 годы «Дом над водопадом» служил семейству Кауфманов загородной резиденцией. В 1963 году Эдгар Кауфман-младший передал здание в виде пожертвования организации Western Pennsylvania Conservancy (англ.)русск. (Охрана природы Западной Пенсильвании). В 1964 году дом стал музеем и был открыт для публичных посещений. По состоянию на январь 2008 года «Дом над водопадом» посетило около шести миллионов человек. Несмотря на своё расположение в отдалённом уголке штата Пенсильвания (примерно в двух часах езды от Питтсбурга), в настоящее время к «Дому над водопадом» приезжают более 120 000 посетителей в год.[10]
«Юсоновский» период, 30-е годы[править | править вики-текст]
Для клиентов среднего класса Райт в этот период разрабатывает дома умеренной стоимости. Сам Райт называет их «юсоновскими» или «североамериканскими», от аббревиатуры U.S.O.N.A. (Unites States of Nothern America). Компактные, экономичные и технологичные, «юсоновские» дома развивали принципы, заложенные ещё в «Домах Прерий». Широкая крыша домов парила над стенами за счет применения узких ленточных окон под самым потолком. Дома проектировались в основном одноэтажными и L-образными в плане, что позволяло им вписываться в участки сложной формы. Каркасная конструкция позволяла удешевить строительство.
«Юсоновские» дома должны были стать строительными блоками градостроительной концепции Райта — «Города широких горизонтов». Концентрированный перенаселённый город должен был естественным образом «деурбанизироваться», распределившись по сельскохозяйственным пригородам, а основным средством передвижения в нём должен был стать автомобиль. Концепция «Города широких горизонтов» существенно повлияла на характер застройки американского малоэтажного пригорода.
Древовидные колонны в интерьере «Джонсон Вакс»
В этот период Райт строит и общественные здания, среди которых наиболее известна штаб-квартира компании «Джонсон Вакс» (1936—1939) в Расине, штат Висконсин. Основой конструкции является центральный зал с «древовидной» колоннадой, в которой каждая колонна расширяется кверху. Структуру дерева повторяет и лаборатория — её помещения группируются вокруг центрального ядра-«ствола», несущего шахты лифтов, а плиты перекрытий чередуются по форме — квадратные плиты образуют каркас здания, в который вписываются круглые плиты. Освещение через систему полупрозрачных стеклянных трубок способствует созданию атмосферы «святости» рабочего места.[11]
Музей Соломона Гуггенхайма[править | править вики-текст]
Основная статья: Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма
Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке
Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943—1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. Руководство музея выполнило не все требования Райта, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу вверх.
Поздние работы. Итоги.[править | править вики-текст]
В 1950-е годы Райт стал отходить от органической архитектуры и в целом перешёл к проектированию зданий в более универсальном, интернациональном стиле.
В жилых домах этого периода Райт также отказался от прямого угла как от «искусственной» формы и обратился к спирали и циркульной окружности.[12]
Не все проекты Райта были реализованы при жизни. Излишне декорированное и граничащее с китчем[13] здание суда округа Марин было достроено через 4 года после его смерти. Так и не реализован остался проект небоскреба «Иллинойс» высотой в милю, рассчитанный на 130 000 жителей и представляющий собой сужающуюся кверху треугольную призму.
Оскар Нимейер
О́скар Рибе́йру ди Алме́йда ди Ниме́йер Суа́рис Фи́лью (порт. Oscar Ribeiro de Almeida de Niemeyer Soares Filho; 15 декабря 1907, Рио-де-Жанейро — 5 декабря 2012, Рио-де-Жанейро) — виднейший латиноамериканский архитектор XX века, один из основателей современной школы бразильской архитектуры, пионер и экспериментатор в областижелезобетонной архитектуры. Убежденный коммунист, член Бразильской коммунистической партии. Член ПрезидиумаВсемирного Совета Мира, лауреат Международной Ленинской премии «3а укрепление мира между народами»
Основное кредо – создание новых форм путем захвата какой нибудь формы уже созданной в природе и увеличение ее размеров пропорционально. Короче берет к примеру цветок или что то в этом роде и строит здание которое полностью повторяет его черты.
Основное кредо « из десятий линий можно нарисовать дом с одним окном, все должно быть просто и понятно, и неповторимо»
Основная цель в проекте ген плана бразилии уменьшить пропасть между бедными и богатыми с помощью архитектуры. Необходимо прочесть хотя бы одно описание из ниже перечисленных. Лучше всего подходит музей)
В 1930 годах работал вместе с Луисом Коста, над проектом здания министерство здравоохранения Рио-дей-Жанейро. (1937-1943)
Коста начал проекти с 1937 по 1939, после его продолжил Нимейер.
1939 вместе с Костой посроили павильон бразилии во всемирной выстаке в Нью-Йорке.
1940-е годы — время нарастающей творческой активности Нимейера. По его проектам построены гостиница в Ору-Прету (1940), ресторан, яхт-клуб, казино, отель и церковь св. Франциска Ассизского в Пампулье (1942—1943); банк «Боа-Виста» (1946) в Рио-де-Жанейро, учебный авиационно-технический центр в Сан-Жозе-дус-Кампус(1947—1953). В 1947 году Нимейер принимал участие в проектировании здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.
Дворец Национального конгресса в Бразилиа (1960)
Симпатизировал СССР во Второй мировой войне. В 1945 году Нимейер вступил вкомпартию.
К постройкам 1950-х годов относятся собственный дом Нимейера в пригороде Рио-де Жанейро Каноа (1953), больница «Южная Америка» в Рио-де-Жанейро (1952—1959), жилой дом «Башня Нимейера» (1954) и жилой комплекс им. Кубичека (1951—1962) в Белу-Оризонти, здание кондитерской фабрики (1950), бизнес-центр «Монтреал» (1950), жилые дома «Эйфель» (1955) и «Копан» (1951—1965), комплекс международной выставки (1951—1954) в Сан-Паулу. Из крупных нереализованных проектов этого времени следует отметить музей современного искусства в Каракасе (1955), спроектированный в виде перевёрнутой четырёхгранной пирамиды.
Дворец правительства в Бразилиа (1960)
С 1957 года Нимейер по генеральному плану Лусио Косты осуществляет застройку будущей новой столицы — города Бразилиа, который начал строиться по инициативе Жуселину Кубичека, ставшего в 1956 году президентом Бразилии. Выразительность этой застройки достигнута контрастом необычных по формам (купольные, пирамидальные, чашеобразные объёмы, стреловидные колонны) сооружений правительственного центра и подчёркнуто строгих геометрических форм жилых комплексов. По проектам Нимейера в Бразилиа построены Президентский дворец «Алворада» (1958), «Палас-отель» (1958), Дворец правительства «Планальто» (1960), Дворец Верховного суда (1960), дворец Национального конгресса (1960), корпуса министерств (1960), кафедральный собор (1960—1970), театр (1962), гостиница «Насионал» (1962), больница (1962), дворец Правосудия (1970), министерство обороны (1974), резиденция вице-президента (1974).
Кафедральный собор г. Бразилиа(1960—1970)
Музей современного искусства в Нитерое (1996)
Во времена военной диктатуры Нимейер жил в эмиграции во Франции (1964—1985), посещая Бразилию лишь с короткими визитами; при этом строительство общественных зданий Бразилиа продолжается по его проектам. В этот период он проектирует и строит ряд общественных зданий в Гане, Ливане, Франции, Италии, Алжире. В Рио-де-Жанейро Нимейер строит здание издательства «Маншете» (1967), отель «Насионал» (1971), станцию метро «Саенс Пенья» (1979), центр карнавала (1983—1984); в Бразилиа — мемориал президента Кубичека (1980), Пантеон (1985) и Мемориал Латинской Америки (1987).
Аудитория «Ибирапуэра» в парке Ибирапуэра, Сан-Пауло (2002)
Военная диктатура в Бразилии завершилась в 1985 году, и Нимейер вернулся на родину. C1992 по 1996 год он был Председателем Бразильской коммунистической партии. В 1996 году, в возрасте 89 лет, Нимейер построил Музей современного искусства в Нитерое. В 2000-е годы по проектам Нимейера построены Музей Оскара Нимейера в Куритибе (2002), аудитория «Ибирапуэра» в Сан-Пауло (2002, по проекту 1951 года), Национальный музей и Национальная библиотека в Бразилиа (2006; по проектам 1958 года), культурный центр «Оскар Нимейер» в Гоянии (2006), здание «Кабо-Бранко» в Жуан-Песоа (2008). В 2011 году в испанском городе Авилес открылся Культурный центр Оскара Нимейера, названный в честь автора проекта.
В канун столетнего юбилея Нимейера Владимир Путин подписал указ о награждении архитектора орденом Дружбы «за большой вклад в развитие российско-бразильских отношений».
Почётный член АХ СССР (1983 год) и зарубежный почётный член Российской академии художеств[1].
Издатели советских и российских энциклопедических словарей не раз «хоронили» Оскара Нимейера. Так, в «Первом биографическом Большом энциклопедическом словаре» (Москва-Санкт-Петербург, НОРИНТ, 2007) датой смерти архитектора указан 1989 год. Оскар Нимейер скончался в Рио-де-Жанейро 5 декабря 2012 года, не дожив всего лишь 10 дней до своего 105-летнего юбилея[2].
Архитектура и возобновляемые источники энергоснабжения и жизнеобеспечения.
В основе экологического подхода к проектированию находится идея целесообразного «разумного» использования природных ресурсов и минимизации отрицательных воздействий урбанизации на окружающую среду.
Основные направления в архитектуре взаимодействующие с ВИЭ:
1) Умный дом - основана на идее экономного использования ресурсов благодаря системе высокотехнологичных устройств. Программно-аппаратные средства, встроенные в интерьер, контролируют жизнеобеспечение здания. При этом многократно возрастает эффективность функционирования всех структур объекта.
2) Пассивный дом - это архитектурный объект, способный существовать независимо от городской инженерной инфраструктуры, поскольку оснащен собственной системой энергоснабжения за счет гелиотермических или ветряных энергоисточников. Архитектурное решение таких сооружений полностью соответствует системе естественного вентилирования. Ярким примером такого объекта являются работы Норманна Фостера
3) Архитектурная ботаника (арборархитектура) – направление в архитектуре, основанное на применении растительных материалов (деревья, кустарники) в качестве несущих конструкций сооружения. Этот прием заимствован из садово-паркового искусства.
4) Натуральная архитектура. Геоархитектура – направление, складывающееся из сочетания архитектурных форм и грунтовых образований (холмы, скалы, карьеры и др.) естественной или искусственной природы. Дом в земле (землянка) – новое прочтение архитекторами темы подземного жилища. Заглубление архитектурного объекта в почву и применение эксплуатируемых кровель позволяют создать искусственный ландшафт с жилыми ячейками, гармонично сосуществующий с естественной природой
5) "Зеленое здание (green bilding)" – инновационный подход к строительству и проектированию, основанный на экономном расходовании ресурсов при организации водоснабжения, отопления, электроснабжения, применении технологии рекуперации, рациональном использовании строительных и отделочных материалов