Наименование Курсовой проектрасчетно-графических работ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра «Городское строительство и архитектура»

Методические указания

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

по дисциплине

СТРОИТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА

Направление подготовки: 270100 270800 - АрхитектураСтроительство

Профиль Профили подготовки: Архитектурное проектированиеПромышленное и гражданское строительство

Городское строительство и хозяйство

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения:очная

Форма обучения: очная

Тула 2012 г.

Методические указания к расчетно-графической работе оставлены доцентом кафедры «ГСиА», к.т.н. А.Е. Жидковыми обсуждены на заседании кафедры «Городское строительство и архитектура» горно-строительного факультета,

протокол №___ от “__” ____________________________ 20___ г.

Зав. кафедрой ГСиА______________________В.В. Соколовский

Методические указания пересмотрены и утверждены на заседании кафедры «Городское строительство и архитектура» горно-строительного факультета,

протокол №___ от “__” ____________________________ 20___ г.

Зав. кафедрой ГСиА______________________В.В. Соколовский

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Цели и задачи дисциплины…………………………………...…….4

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО……………..…………4

3. Наименование Курсовой проектрасчетно-графических работ………………...…….5

4. РГР №1. Проектирование однородных ограждающих конструкций исходя из нормативного сопротивления теплопередаче….…….6

5. РГР №2. Приближенная методика определения сопротивления теплопередаче неоднородной ограждающей конструкции……………..…….14

6. РГР№ 3 . Характеристики звукоизоляции ограждающих конструкций, их нормирование и расчет…………………………………..…..18

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...…..29

Цели и задачи освоения дисциплины

Цели изучения дисциплины «Архитектурная Строительная физика» тесно увязаны с общими целями основной образовательной программы по направлению 270100 270800 – АрхитектураСтроительство, которые ориентированы на комплексную и качественную подготовку квалифицированных, конкурентоспособных специалистов-архитекторов, способных осуществлять комплексное проектирование зданий различного назначения.

Основной целью изучения дисциплины является получение знаний, умений и владений в области принципов и методов формирования комфортного теплового, светового, и акустического климата помещений и территорий для подготовки к грамотному решению профессиональных задач, относящихся ко всем видам профессиональной деятельности.

Задачами освоения дисциплины являются:

Ø изучение принципов нормирования и методов проектирования ограждающих конструкций на основе теплотехнических требований;

Ø изучение принципов нормирования и методов проектирования естественной освещенности и инсоляции помещений, их солнцезащиты, а также инсоляции территорий;

Ø изучение принципов нормирования и методов обеспечения акустики залов, звукоизоляции и защиты от шума помещений и территорий.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой вариативной части учебного цикла Б3 Б2 – Профессиональный Естественнонаучный и математический цикл.

Необходимые для изучения данной дисциплины знания, умения и владения должны быть приобретены в процессе освоения следующих предметов:

Ø Математика: основы дифференциального и интегрального исчислений, основы дифференциальных уравнений;

Ø Концепции современного естествознанияФизика: знание основных физических явлений и законов из области термодинамики (основы тепло- и массообмена), акустики (основные закономерности распространения звука и шума);

Ø Архитектурное Строительное материаловедение, строительные материалы и изделия: знание физических свойств основных конструкционных и отделочных материалов.

Знания, умения и владения, приобретенные при освоении данной дисциплины, необходимы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Ø Архитектурное Архитектурно-строительное проектирование гражданских и промышленных зданий; Конструктивные системы и части зданий: знание нормативных положений по микроклимату помещений и способов обеспечения комфортного микроклимата;

Ø Основы планировки и застройки населенных мест: знание нормативов в области обеспечения помещений и территорий инсоляцией и естественной освещенностью, защиты от шума.

Ø Инженерное оборудование зданий: знание норм и методов в области проектирования ограждающих конструкций по теплотехническим требованиям;

Наименование Курсовой проектрасчетно-графических работ

Задачи курсового проектавыполнения РГР

Основной задачей выполнения курсового проектарасчетно-графических является получение практических навыков разработки архитектурно-строительной части проектов на примере простого жилого зданиярешения реальных проектных задач из области строительной физики.

№ п/п № раздела Наименование РГР
4.3 Проектирование однородных ограждающих конструкций исходя из нормативного сопротивления теплопередаче
4.5 Приближенная методика определения сопротивления теплопередаче неоднородной ограждающей конструкции
10.5 Характеристики звукоизоляции ограждающих конструкций, их нормирование и расчет

Параллельно, в процессе учебного проектирования, должна проходить углубленная проработка материалов значительной части разделов дисциплины с целью получения более глубоких знаний, умений и владений в областях принципов проектирования зданий, конструктивных решений зданий и их элементов, требований к несущим и ограждающим конструкциям, методики проектирования и правил оформления архитектурно-строительных чертежей.

Материал, подробно изучаемый и применяемый в процессе выполнения курсового проекта, для дневной формы обучения выносится на практические занятия по дисциплине, а для заочных форм – на самостоятельную работу. Правильность усвоения материала и разработки отдельных частей проекта проверяется и корректируется на консультациях по курсовому проекту.

Темы курсового проекта

Обобщенно тема проекта формулируется как «Малоэтажный (1-2 этажа) жилой дом».

Возможные варианты тем курсового проекта:

одноэтажный жилой дом (коттедж) с подвалом;

двухэтажный жилой дом (коттедж);

одноэтажный жилой дом (коттедж) с мансардой;

двухквартирный блокированный жилой дом (таунхаус);

двухэтажный трех-четырех квартирный жилой дом и т.п.

Задание на курсовой проект

С целью ограничения объема курсового проекта и времени его выполнения не рекомендуется выдавать задания с количеством квартир, имеющих разную планировку, больше четырех. Общее количество квартир рекомендуется не более восьми. По тем же причинам количество этажей не желательно принимать более двух, включая мансардные и подвальные. Не рекомендуется также выдавать в качестве темы одноэтажное здание без подвала, так как в учебных целях весьма желательно выполнить разрез по междуэтажной лестнице.

Задание на курсовой проект должно, как минимум, содержать следующие, конкретизирующие тему проекта, данные:

район строительства;

габаритные размеры здания в плане;

высоты этажей;

краткая характеристика рельефа площадки строительства;

тип грунтов основания;

тип и конструкцию фундаментов;

конструкцию наружных и внутренних стен (в учебных целях рекомендуется задавать стены ручной кладки, утепленные при необходимости);

конструкцию перекрытий (в учебных целях рекомендуется задавать сборные плитные или балочные перекрытия);

конструкцию междуэтажных лестниц;

конструкцию крыши (в учебных целях рекомендуется задавать чердачное скатное покрытие с деревянной стропильной системой);

материал кровли.

В задании должен быть оговорен состав проекта, приведен список рекомендуемой литературы, указаны: номер варианта темы проекта, ФИО студента и номер учебной группы, дата выдачи задания (заверенная подписями преподавателя и студента), примерный график представления студентом материалов по проекту.

В качестве дополнения к заданию может выдаваться паспорт (эскиз) проекта, глубина соответствия которому определяется ведущим преподавателем.

Образец задания на проектирование

Минобрнауки РФ

ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет»

Кафедра «Городское строительство и архитектура»

Задание на курсовой проект

по дисциплине «Основы проектирования зданий и строительных конструкций»

Выдано студенту ________________ группы _____________

Вариант №________: Тема проекта _____________________

Исходные данные

Район строительства: г. __________________

Максимальные размеры здания в крайних осях: _________

Высота этажей: основных: ______; мансардного: ______; подвального: ______ .

Рельеф территории строительства: спокойный; с уклоном;

Грунты: мелкие пески; крупные пески; супеси; глины; суглинки __.

Уровень грунтовых вод находится на глубине _____ м от уровня земли.

Фундаменты: ленточные сборные из крупных ж/б блоков; ленточные монолитные; столбчатые; свайные с монолитным ростверком.

Стены: кирпичная кладка, при необходимости утепленная.

Перекрытия: из крупных ж/б плит; по деревянным балкам; по ж/б балкам.

Лестницы из: крупноразмерных ж/б элементов; сборных ж/б ступеней по ж/б косоурам; сборных ж/б ступеней по стальным косоурам; деревянные.

Покрытие чердачное с деревянными стропилами.

Материал кровли: асбоцементные листы; кровельная сталь; рубероид; глиняная черепица; металлочерепица.

Отопление, водоснабжение, канализация принимаются от существующих сетей.

Состав проекта

I. Графическая часть: выполняется на стандартных листах формата А2 (4-5 листов), оформленных в соответствии с требованиями ГОСТ. Включает в себя следующие чертежи:

Планы неповторяющихся этажей, М 1:100.

Поперечный разрез (положение задается преподавателем), М 1:50.

Схема расположения элементов междуэтажного перекрытия, М 1:100.

Схема расположения элементов фундамента (план фундаментов при монолитной конструкции), М 1:100.

Схема расположения элементов стропильной системы, М 1:100.

План кровли, М 1:100.

Фасад (аксонометрия, перспектива), выполняется с построением теней и отмывкой, М 1:100 (1:50).

Три архитектурных или конструктивных узла (задаются преподавателем), М1:10 (1:20).

Совместно с названными чертежами на листы графической части наносятся требуемые ГОСТ ведомости, спецификации, экспликации, а также основные технико-экономические показатели проектируемого объекта: строительный объем, площадь застройки, экспликация квартир.

II. Пояснительная записка: выполняется на стандартных листах формата А4, оформленных в соответствии с требованиями ГОСТ. Записка должна быть сшита. После титульного листа, настоящего задания на проектирование и оглавления записка должна включать следующие разделы:

Общие данные для проектирования.

Общая характеристика здания.

Объемно-планировочное решение здания.

Конструктивное решение здания.

Основание и фундаменты (в т.ч. расчет глубины заложения фундамента при возможности возникновения морозного пучения).

Наружные стены (в т.ч. приводится теплотехнический расчет наружной стены).

Внутренние стены и перегородки.

Перекрытия.

Лестницы (в т.ч. приводится расчет числа ступеней, размеров маршей и лестницы в целом).

Покрытие и кровля (в т.ч. приводится сбор нагрузок на кровлю).

Двери и окна.

Полы.

Наружная и внутренняя отделка.

Литература.

Принимаемые в проекте решения должны соответствовать действующим нормам проектирования и предусматривать, как правило, применение типовых конструктивных приемов.

Примерный график представления материалов по курсовому проекту

До 23.02 До 9.03 До 23.03 До 6.04 До 20.04 До 5.05 До 2.06
Расположение разбивочных осей и несущих конст­рукций, теплотехнический расчет, план перекрытий Согла­сован­ные планы этажей Планы фундаментов, стро­пил и кровли Разрез Фасад, узлы, черновик ПЗ Оформление чертежей и ПЗ Сдача КП
Черновики на миллиметровой бумаге в заданных масштабах Готовые листы и пояснительная записка

Сроки выполнения РГР варьируются в зависимости от времени их выдачи. Ориентировочно работы 1 и 2 должны быть выполнены и зачтены к моменту первой аттестации (середина семестра), работа 3 – не позже последнего дня учебных занятий в семестре. За невыполненные работы баллы текущей аттестации не начисляются.

Формой контроля выполнения РГР является проверка правильности их выполнения и оформления ведущим преподавателем.

Сдача КП до 01.05 поощряется дополнительными баллами по усмотрению лектора.

Предъявление студентом КП в объеме не соответствующем заданию на проектирование, либо выполненного с отступлениями от задания, не согласованными с ведущим проект преподавателем, является основанием для недопущения студента к защите проекта с выставлением неудовлетворительной оценки.

К защите работа должна предъявляться с заданием на проектирование, входящим в состав пояснительной записки. Работы с отсутствующим заданием на проектирование не допускаются к защите вне зависимости от сроков их предъявления. В случае отсутствия задания студенту выдается новое задание на проектирование.

При успешной защите КП студент обязан сдать все чертежи и ПЗ ведущему преподавателю.

Список рекомендуемой литературы

ГОСТ 21.1101-2009. СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации.

ГОСТ 21.501-93. СПДС. Правила выполнения архитектурно-строительных рабочих чертежей.

ГОСТ 30494-96. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях.

СП 55.13330.2011. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31.02-2001.

СП 54.13330.2011. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003.

СП 20.13330.2011. Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*.

СП 131.13330.2011. Строительная климатология. (СНиП 23-01-99*).

СП 50.13330.2010. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003.

СП 23-101-2004. Проектирование тепловой защиты зданий.

СП 52.13330.2011. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*

СП 51.13330.2011. Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003.

СП 22.13330.2011. Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.02-85*.

СП .13330-2011. Полы. Актуализированная редакция СНиП 2.03.13-88.

СП 17.13330.2011. Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76.

Шерешевский И.А. Конструирование гражданских зданий. – М: Архитектура-С, 2007.

Шерешевский И.А. Жилые здания. Конструктивные системы и элементы для индустриального строительства. – М: Архитектура-С, 2005.

Маклакова Т.Г., Нанасова С.М.. Конструкции гражданских зданий. - М.: изд-во АСВ, 2010.

Нанасова С.М. Конструкции малоэтажных жилых домов. – М.: АСВ, 2005.

Нанасова, С.М. Архитектурно-конструктивный практикум (Жилые здания). – М.: АСВ, 2007.

Дыховичный Ю.А., Казбек-Казиев З.А., Марцинчик А.Б. и др. Архитектурные конструкции: учеб.пособие. Кн.1. Архитектурные конструкции малоэтажных жилых зданий. – М.: Архитектура-С, 2006.

Казбек-Казиев З.А., Беспалов В.В., Дыховичный Ю.А. и др. Архитектурные конструкции : учебник для вузов – М.: Архитектура-С, 2006 .

Конструкции гражданских зданий: учеб.пособие / под ред. М.С. Туполева. - М.: Архитектура-С, 2007.

А.Е. Жидков. Основные типовые конструкции для жилых и общественных зданий. Номенкла­тура в соответствии с ГОСТ. I. Сборные бетонные и железобетонные конструкции. – Тула: ТулГУ, 2002.

А.Е. Жидков. Основные типовые конструкции для жилых и общественных зданий. Номенкла­тура в соответствии с ГОСТ. II. Деревянные конструкции и элементы заполнения проемов. – Тула: ТулГУ, 2002.

А.Е. Жидков. Основные требования государственных стандартов по оформлению архитек­турно-строительных чертежей. Материалы для курсового и дипломного проектирования. – Тула: ТулГУ, 2002.

Задание выдал: ________________. Дата выдачи в группу: ____________

Задание получил: ______________. Дата получения: _________________

Сдача курсового проекта

В соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов дифференцированный зачёт по курсовому проекту проставляется на основе результатов защиты его студентом перед специальной комиссией, назначаемой кафедрой, с обязательным участием в ней руководителя проекта.

К защите допускаются проекты, выполненные в соответствии с заданием на проектирование. При этом контролируется соответствие заданию состава проекта (наличие всех чертежей, разделов пояснительной записки и расчетов), а также принятых планировочных и конструктивных решений. Проект должен быть оформлен в соответствии с требованиями государственных стандартов к оформлению проектной и рабочей документации, архитектурно-строительных рабочих чертежей. В проекте, допускаемом к защите, не должно иметься грубых ошибок, серьезно ухудшающих функциональные, прочностные, эксплуатационные или художественные характеристики объекта, а также экономические показатели.

Оценка курсового проек­та формирует­ся в процессе защиты в соответствии с основными положениями балльно-рейтинговой системы как сумма следующих составляющих:

оценка качества графической части и пояснительной записки – до 35 баллов;

оценка рецензента – до 5 баллов;

оценка качества доклада – до 20 баллов;

уровень защиты и ответов на вопросы – до 40 баллов.

В соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студенту, получившему неудовлетворительную оценку на защите курсовой работы или курсового проекта, кафедра предоставляет возможность повторной защиты (не более двух раз) после исправления допущенных ошибок и соответствующей подготовки к защите. Если студент и на повторных защитах получает неудовлетворительную оценку, то он представляется к отчислению из университета.

При наличии несданного несданных курсового проектарасчетно-графических работ студент не допускается кафедрой к экзамену по дисциплине.

Наши рекомендации