Конструкция always (Always Block )
Ключевые слова: always
Блок alwaysозначает, что действие ыполняется непрерывно, пока процесс моделирования не будет остановлен директивойц $finish or $stop.
Note: the $finish command actually terminates the simulation where as $stop. merely pauses Ниже приведен пример формирования тактового импульса с использованием конструкции always .Заметим, что вообще говоря для этих целей удобнее использовать циклы
module pulse;
reg clock;
initial clock = 1'b0; // запуск такта
always #10 clock = ~clock; // такт
initial #5000 $finish // конец моделирования
endmodule
Пример проектирования последовательностного устройства: двоичный счетчик
Рассмотрим пример проектирования двоичного счетчика считающего от 0 до 12 и по достижении 12 сбрасывающегося в 0 и начинающего счет заново.
Рассмотрим описание вентильном уровне
// 4-bit binary counter
module counter4_bit(q, d, increment, load_data, global_reset, clock);
output [3:0] q;
input [3:0] d;
input load_data, global_reset, clock, increment;
wire t1, t2, t3; // internal wires
wire see12, reset; // internal wires
et_ff etff0(q[0], d[0], increment, load_data, reset, clock);
et_ff etff1(q[1], d[1], t1, load_data, reset, clock);
et_ff etff2(q[2], d[2], t2, load_data, reset, clock);
et_ff etff3(q[3], d[3], t3, load_data, reset, clock);
and a1(t1, increment, q[0]);
and a2(t2, t1, q[1]);
and a3(t3, t2, q[2]);
recog12 r1(see12, q); // счет
or or1(reset, see12, global_reset); // сброс
endmodule // counter4_bit
module et_ff(q, data, toggle, load_data, reset, clock);
output q;
input data, toggle, load_data, reset, clock;
wire m1, m2;
mux mux0(m1, ~q, q, toggle);
mux mux1(m2, data, m1, load_data);
dff dff0(q, m2, reset, clock);
endmodule // et_ff
module mux(out, in1, in2, cntrl);
output out;
input in1, in2, cntrl;
assign out = cntrl ? in1 : in2;
endmodule // mux
module dff(q, data, reset, clock);
output q;
input data, reset, clock;
reg q;
always @(posedge clock) // at every clock edge, if reset is 1, q is
if (reset == 1)
q = 0;
else q = data;
endmodule
module recog12(flag, in);
input [3:0] in;
output flag;
assign flag = (in == 4'b1100) ? 1 : 0;
endmodule // recog12
module stumulus;
wire [3:0] q;
reg [3:0] d;
reg load_data, global_reset, clk, increment;
counter4_bit mod1 (q, d, increment, load_data, global_reset, clk);
initial begin
global_reset = 0;
clk = 0;
increment = 0;
load_data = 0;
d = 4'b0100;
#10 global_reset = 1;
#20 global_reset = 0;
#20 load_data = 1;
#20 load_data = 0;
#20 increment = 1;
#200 global_reset = 1;
#20 global_reset = 0;
#50 load_data = 1;
#20 load_data = 0;
#10 increment = 0;
#20 $finish;
end // initial begin
always #5 clk = ~clk;
always #10 $display ($time," %b %b %b %d -> %b %d",
increment, load_data, global_reset, d, q, q);
endmodule // stumulus
Начнем подробное рассмотрение этого примера.
module counter4_bit(q, d, increment, load_data, global_reset, clock);
output [3:0] q;
input [3:0] d;
input load_data, global_reset, clock, increment;
wire t1, t2, t3; // internal wires
wire see12, reset; // internal wires
Как нам уже известно, первые строки модуля содержат его имя и объявление портов. Выход счетчика q, все остальные входные сигналы. t1, t2, t3, see12 и reset объявлены как внутренние цери, подключенные к входам соответствующим субмодулям проекта.
et_ff etff0(q[0], d[0], increment, load_data, reset, clock);
et_ff etff1(q[1], d[1], t1, load_data, reset, clock);
et_ff etff2(q[2], d[2], t2, load_data, reset, clock);
et_ff etff3(q[3], d[3], t3, load_data, reset, clock);
В этом фрагменте кода мы определяем 4 счетных триггера с разрешением (Enable/Toggle flip flops)
and a1(t1, increment, q[0]);
and a2(t2, t1, q[1]);
and a3(t3, t2, q[2]);
Сигнал увеличения счетчика ,(increment signal) объединяется по И с выходом последнего триггера для переноса сигнала счета на следующий триггер
recog12 r1(see12, q);
or or1(reset, see12, global_reset);
Каждый раз когда выход q изменяется, переменная see12 модифицируется, когда она достигнет 12, внутренний сигнал сброса обеспечит сброс счетчика на очередном такте. Далее рассмотрим поведенческую модель нашего счетчика
3.4.30.1. Поведенческая модель (Behavioural Model )
Предшествующее описание счетчика было осуществленно на уровне вентилей и триггеров, т.е. на структурном уровне. С другой стороны, при наличии достаточно мощных средств синтеза, поведенческое описание позволяют получить более наглядное описание проекта. Ниже приводится пример поведенческого описания (behavioural description) счетчика
// 4-bit binary up-counter - of period 13
module counter4_bit(q, d, increment, load_data, global_reset, clock);
output [3:0] q;
input [3:0] d;
input load_data, global_reset, clock, increment;
reg [3:0] q;
always @(posedge clock)
if (global_reset)
q = 4'b0000;
else if (load_data)
q = d;
else if (increment) begin
if (q == 12)
q = 0;
else
q = q + 1;
end
endmodule // counter4_bit
В отличие от описания на регистровом уровне различие в первых строках только одно – выход q объявлен как регистр
Данная модель позволяет путем проведения небольших модификаций получить описание другого типа счетчика - счетчика в обратном направлении (down counter), Ниже приведен пример такого описания
// 4-bit binary down-counter - of period 13
module counter4_bit(q, d, decrement, load_data, global_reset, clock);
always @(posedge clock)
if (global_reset)
q = 12;
else if (load_data)
q = d;
else if (decrement)
begin
if (q == 0)
q = 12;
else
q = q - 1;
end
endmodule
Далее рассмотрим реверсивный счетчик (счетчик с переменным направлением счета, Up-Down counter ) с периодом 16.
// 4-bit binary up-down-counter - of period 16
module counter4_bit(q, d, updown, count, load_data, global_reset, clock);
always @(posedge clock)
if (reset)
q = 0;
else if (load_data)
q = d;
else if (count)
begin
if (updown)
q = q + 1;
else
q = q - 1;
end
endmodule