Типология управленческого цикла P-D-C-A
Рис. 3.5.1. Типовые этапы (функции) управленческого цикла Деминга-Шухарта
В системах менеджмента качества часто используется типология цикла управления, известная какцикл Деминга, или цикл Деминга-Шухарта, или цикл P-D-C-A (от англ. plan – планируй, do – исполняй, check – проверяй, act – активно участвуй в исполнении) [6].
Цикл управления P-D-C-A планируй, исполняй, проверяй, активно участвуй в исполнении
Субъект в ходе управления планирует (plan) задачи и распределение ресурсов для достижения поставленных целей с максимальной эффективностью и организует (do) исполнение сформированных планов исполнителем – объектом. Ход исполнения проверяется субъектом (check) по информации, которая поступает с контрольных точек объекта. Субъект ведет регулирование (оперативное управление) хода исполнения плана, управляя (активно вмешиваясь) в ход исполнения (act), изменяя запланированное распределение ресурсов, меняя планы, сроки и требования к результатам деятельности объекта в соответствии с изменившейся ситуацией. Совмещение цикла P-D-C-A и схемы процесса объекта управления в стандартах ISO серии 9000:2000 проиллюстрировано на рис. 3.5.2.
В прямой интерпретации стандартов ISO [14–16] под управлением понимается прежде всего управление ресурсами процессов при заданных регламентах функционирования компании.
Однако и сами регламенты (бизнес-процессы, функции, организационная структура, модели собственности) тоже могут быть объектами управления уже в рамках системы управления регламентацией деятельности. В этом контексте продуктивным является применение цикла P-D-C-A как к управлению регламентацией деятельности (установка «правила игры»), так и к управлению ресурсами процессов при заданных регламентах («правила ГХ игры»).
Рис. 3.5.2. Совмещение цикла управления P-D-C-A и процесса объекта в представлении стандартов ISO серии 9000:2000
В результате применения такого подхода для каждой функциональной системы управления (управление ресурсами процессов, управление финансами, управление маркетингом) разрабатывается система управления регламентацией деятельности, которая рассматривается как система более высокого уровня. В результате система управления регламентацией устанавливает, мониторит, аудирует и улучшает регламенты в заданной области деятельности объекта управления, а функциональная система управляет ресурсами и операциями при заданных регламентах (рис. 3.5.3.)
Рис. 3.5.3. Разделение управления регламентацией и исполнением деятельности при заданной регламентации