Глава 6. Портовые города и их трансформация (на примере Гамбурга, Барселоны, Буэнос-Айреса)
Последние 20-30 лет мы видим, как изменяются портовые города. Порты переносят в другие места, а оставшиеся после них территории – трансформируются. Причины трансформаций кроются том, что старые порты стало невозможно использовать.
Появились новые отношения к потреблению и отдыху. Все это по-новому влияет на центры приморских портовых городов. Возникают и новые отношения между городом и его периферией. Они ведут к большей концентрации центров городов. Замедляется экстенсивное развитие пригородных территорий и создаются мегагорода – это характерная черта нашего времени.
Трансформация старых портов – это примета времени. Это, прежде всего – экологическая трансформация. В основе этих трансформаций находятся отношения человека, человечества и города – с водой.
Портовые города – примеры двойственной взаимосвязи человека и воды.
Это и высокая культура, и большая проза для человека.
Портовые города способствовали развитию человеческих цивилизаций (вспомним открытие и последующее развитие Америки). Это места встреч разных культур и их взаимообогащающее развитие. Порт – это и особая символика, «фишка» города. Портовые города – это и лицо страны, ее архитектуры.
В 30-е годы 20 века была разработана идея города – Атлантропа (?). Она заключалась в идее понизить уровень Средиземного моря и развить системы городов вдоль него. В основе был город Генуя, от которого предусматривался мост в сторону Африканского континента.
Ле Корбюзье много занимался взаимоотношениями города и воды. Он предложил в г. Буэнос-Айресе целую систему город – вода. Он же предложил «линейную стену» в Рио-де-Жанейро
В Голландии взаимоотношения моря и суши – смысл жизни!
Японцы решают проблемы созданиям городов-островов.
Всемирный конкурс на лучший проект на место уничтоженных огнем башен-близнецов в Манхэттенском даун-тауне – это, по существу, конкурс на морской фасад даун-тауна. При выносе чисто технологических портовых сооружений, эти земли трансформируются в территории города с представительскими, парадными функциями. Пример – реконструкция
г. Афины к олимпиаде.
Территории мертвых предприятий – это тоже резервы для модернизации города и его районов. Благодаря этому улучшается и туристический потенциал города.
Так, в городе-порте Гамбурге, начиная с середины 90-х годов ХХ столетия, ведется реконструкция города в зоне его старого порта. Это зона занимает приблизительно 30 % территории города.
Был проведен конкурс и разработан новый генеральный план города с освоением территории бывшего Гамбургского порта. Ценные объекты сохранили и в то же время создали новую городскую среду в самом центре города, на берегу глубоководной реки Эльбы, освоив 160 га территорий, на которых размещено 5 тыс. квартир для 12 тыс. жителей.
На 25 лет вперед предусмотрена поэтапная реконструкция прибрежной зоны города. Уже сегодня создана променада у воды. Этим территориям архитекторы придали новый, респектабельный смысл и вид. Застройка и променад приподняты на 7.5 м с устройством платформы, с тем, чтобы избежать возможности подтопления. Здесь теперь созданы объекты культуры, отдыха и жилья, здесь создана совершенно новая архитектурная среда. На 2-й этап освоения освобождающихся от порта территорий проведен студенческий конкурс (16 архитектурных школ из 14 стран).
Барселона имеет морской фасад протяженностью 9 км. С 1985 г. город усиленно инвестирует реконструкцию и освоение своей прилегающей к морю территории.
Ле Корбюзье также разрабатывал новый фасад приморской Барселоны.
В создании морского фасада Барселоны, как уже говорилось, важную роль сыграли Олимпийские игры 1992 г. Размещая Олимпийские объекты, удалось в разных прилегающий к морю районах города сконцентрировать много внимания и средств на реконструкции приморских территорий Барселоны. Там разместили, в частности, все объекты с водными видами спорта, объекты Олимпийской деревни с 2-мя высотными жилыми башнями. В результате город стал развиваться в новом направлении – приближаться к морскому берегу и к морю. На берегу разместили рестораны и бары, другие многочисленные места отдыха и различные общественные пространства.
Вся длина Барселонского побережья и пляжная зона города решена теперь совершенно по-новому, престижно и современно. По всему побережью повторяются узнаваемые дизайнерские решения и малые формы.
В конце 90-х годов удалось так же продлить знаменитую парадную улицу Диагональ к морю и именно там, у моря, сформировать новый крупный общественный центр. Благодаря этому морской фасад Барселоны получил новое лицо.
Именно там, на берегу, создана новая часть Барселоны, создана выставка и т.н. фотоэлектрическая солнечная стена, обеспечивающая выставку энергией и в то же время являющаяся смелым дизайнерским современным экспериментом.
Цель всех проведенных трансформаций – не только завершение формирования Диагонали и выставочного комплекса, но и создание нового морского фасада, нового облика Барселоны. Известный французский зодчий Жан Ноувель создал в этой части города свой акцент.
Новые идеи заложены и в создании транспортной коммуникации вдоль моря. Дорога проложена в выемке, а поверху, в уровне земли, устроены переходы, соединяющие город с морем и с побережьем.
В Буэнос-Айресе построили район Порто Мадеро с целью модернизации старого порта. Буэнос Айрес – это мегагород с 11,5 млн. жителей. Это самый европейский город Америки.
В 80-е годы XX столетия город стал осваивать территории старого порта. Примерно 60 лет назад Ле Корбюзье сделал соответствующие предложения по освоению земель старого порта. Он поделил 120 га этих земель на 3 зоны:
1 – это зона контакта с историческим городом;
2 – зона нового строительства;
3 – зона рекреаций.
В первой зоне перестроили старые элеваторы, разместив в нижнем уровне объекты с общественными функциями, а выше – с жилыми функциями.