Совместные постройки детей на тему, предложенную воспитателем

Цель - дети сооружают знакомые построй­ки, закрепляя приобретенные умения, учатся при этом строить вместе, не мешая друг другу.

Знакомый детям материал раскладывается на сере­дине стола по формам, рядом располагаются машины, матрешки.

Воспитательница объясняет детям, что они бу­дут строить по два: один будет строить гараж, другой мост, а затем вместе сделают дорогу и будут играть.

Во время последующих игр следует показать детям, как из строительного материала сделать знакомые виды транспорта: самолет, трамвай, грузовик (рис. 12, 13, 14). Дети знакомятся с цилиндром, учатся правильно называть его и употреблять в постройках в соответствии с его свойствами.

Совместные постройки детей на тему, предложенную воспитателем - student2.ru Рис. 12. Самолет.

Так как постройки эти сами по себе несложные, вы­полняются из небольшого количества деталей и по образ­цу, то можно предложить детям сначала отобрать все, что надо, а затем уже строить.

Совместные постройки детей на тему, предложенную воспитателем - student2.ru Рис. 13. Трамвай.

В процессе игр может возникнуть потребность в со­оружении и других построек.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы вовремя определить, каковы интересы де­тей и в какой помощи они нуждаются.

В одних случаях достаточно поощрения, совета, а в другом — приходится показать, как сделать необходимую конструкцию, а в третьем — самой ее построить и т. д. Активное участие воспитателя в играх детей послужит дальнейшему раз­витию их конструктивных способностей.

Совместные постройки детей на тему, предложенную воспитателем - student2.ru Рис. 14. Грузовой автомобиль.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

В средней группе для игр со строительным материалом можно использовать строительный мате­риал художника Могилевского (не все детали). Конструктивные свойства этих наборов доста­точно богаты, постройки из них устойчивы. Многие дета­ли этих наборов детям уже знакомы: пластины, бруски, кирпичики, кубы, призмы, цилиндры, арки.

В средней группе дети знакомятся главным образом с разнообразием пластин по форме и размерам: длинные и короткие, широкие и узкие, квадратные и треугольные, а также с большими и малыми брусками.

Необходимо продолжать знакомить детей со свойства­ми отдельных форм и взаимными отношениями между ними. Осуществление некоторых строительных замыслов детей часто осложняется недостатком однородных дета­лей. Но такие осложнения можно преодолеть, заменяя одни детали другими. Так, куб легко составить из двух трехгранных призм, из кирпичиков, из четырех широких пластин молено составить два куба и т. д. Важно, чтобы дети усвоили самый принцип замены. Во время стройки иногда следует направлять детей на самостоятельное ре­шение таких задач. «Подумай хорошенько, что подойдет сюда вместо брусков». Такой вопрос вполне достаточен, чтобы надоумить детей, как выйти из затруднительного положения; лишь некоторым приходится подсказывать и решение.

В средней группе дети приобретают ряд новых кон­структивных умений: увеличивать плоскости путем со­единения их, делать постройки прочными; связывать меж­ду собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, подготавливая основу для перекрытий; распространять сложную постройку в высоту. Дети должны знать, из че­го лучше сооружать отдельные части постройки, из чего делать основание, стены в громоздких и легких соору­жениях, какие детали пригодны для окон, дверей, укра­шений.

Детей учат конструктивным умениям с помощью тех же приемов, что и в младших группах, но теперь перед ними ставятся более сложные задачи. Так, образец по­стройки, выполненный воспитателем, чаще дается, как примерный, чтобы показать детям основные части кон­струкции и помочь отобрать нужные детали. У автомо­биля, например, должен быть мотор, кабина, кузов, ко­леса. Но дети могут сделать автомобиль большой или маленький, дополнить деталями, придающими большее сходство с настоящим автомобилем. Дети одной группы построили автомобиль по образцу воспитателя, но доба­вили к нему «запасное колесо», «скамью для шофера», у парохода сделали «трап», «третью трубу», «бензобаки» и другие детали, которых не было у образцов. Важно, чтобы дополнения отражали реаль­ные признаки и части изображаемых предметов.

Следует рассказывать детям, что те или иные части постройки можно сконструировать иначе, чем это сдела­но на образце, из других деталей. Например, окна дома легко сделать не только из кирпичиков, но и из малень­ких брусков, украшение на крыше — не только из ци­линдров, но и из треугольных пластин, брусков.

Далее надо ставить детей в такие условия, когда им самим приходится находить решение несложных конст­руктивных задач, например предложить подумать, ка­кие детали можно использовать для стен вместо брусков и т. д. В средней группе эти задачи очень элементарны, но важно выработать умение решать их самостоятельно. Благодаря такому подходу к работе постройки детей всегда будут иметь индивидуальный оттенок. Некоторые дети в своих работах будут проявлять больше инициати­вы и творчества, некоторые меньше, но основные приемы стройки усвоят все.

В средней группе чаще можно практиковать и такой способ: показать лишь отдельные приемы стройки, но не заканчивать постройку до конца. В этом случае один и тот же предмет будет сооружаться в разных вариантах, и дети сумеют проявить свою инициативу.

Для облегчения конструктивной задачи рекомендует­ся предварительно обсудить с детьми, с чего они думают начать постройку. Надо выслушать разные предложения детей, "похвалить наиболее удачные; разъяснить детям, что можно строить по-разному, только заранее нужно подумать, как лучше. Такое обсуждение не сковывает детской инициативы, а лишь предупреждает от случайно­го набора деталей и необдуманного решения задачи.

Желательно удачно выполненные детьми одну-две постройки сохранять в строительном уголке несколько дней.

Наши рекомендации