Состав графической части

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по дисциплине

«ИНЖЕНЕРНОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО И ТРАНСПОРТ»

К выполнению расчетно-графической работы

на тему:

ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛЬЕФА

для студентов образовательно-квалификационный уровень – бакалавр

отрасль знаний

0601 СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

базового направления

6.060102 АРХИТЕКТУРА

Одесса-2012

«УТВЕРЖДЕНО»

Ученым советом Архитектурно-художественного института ОГАСА

протокол №8 от 28 апреля 2012г.

Составители: канд. архит., доцент Рашковский К.У. ст.преп. кафедры градостроительства Арсирий Е.И. асс. кафедры градостроительства Зелинская О.В. асс. кафедры градостроительства Сторожук С.С.    
Иллюстрации: асс. кафедры градостроительства Зелинская О.В.    
Рецензенты: Яременко И.С. - канд. архитектуры, доцент кафедры архитектура зданий и сооружений АХИ ОГАСА Греков А.С. – Начальник отдела мониторинга и согласований управления архитектуры и градостроительства Одесского городского совета, канд. архитектуры, доцент  

Данные методические указания выполнены на основе методических указаний «Инженерное благоустройство и транспорт» на тему «План организации рельефа» для студентов базового направления АРХИТЕКТУРА. Одесса, ОГАСА-2005, авторы канд. архит. Рашковский К.У. и канд. архит. Яременко И.С.

Методические указания разработаны для индивидуальной и самостоятельной работы студентов очной формы обучения, предназначенные для выполнения расчетно-графической работы по дисциплине «Инженерное благоустройство и транспорт».

Ответственный за выпуск: заведующая кафедрой Градостроительства доц. Савицкая О.С.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  
СОСТАВ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ  
СОСТАВ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ  
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ  
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ  
ПЛАНИРОВКА УЛИЦ  
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА ПЕРЕКРЕСТКОВ  
ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ГОРИЗОНТАЛЕЙ НА ТРОТУАРАХ  
ВНУТРИКВАРТАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА  
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПРИВЯЗКА ЗДАНИЙ  
ПРИЛОЖЕНИЯ  
  ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ  
  ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРИМЕР ПОСТРОЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЧЕРТЕЖА В РАЗМЕРАХ  
  ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПРИМЕР ПОСТРОЕНИЯ ЧЕРТЕЖА С ЗАДАННЫМ УКЛОНОМ РЕЛЬЕФА  
  ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРИМЕРЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКИ ПРОСТЫХ ПЕРЕКРЕСТКОВ  
  ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ  
  ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ПРИМЕР ПЛАНИРОВКИ ТЕРРИТОРИИ  
  ПРИЛОЖЕНИЕ 7. ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ШТАМПА    
  ПРИЛОЖЕНИЕ 8. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ    
ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Расчетно-графическая работа выполняется студентами при изучении дисциплины «Инженерное благоустройство и транспорт» (раздел «Инженерная подготовка»). Основная цель - закрепить теоретические знания и помочь студентам в выполнении работы, приобрести навыки проектирования вертикальной планировки, необходимые для выполнения одного из основных разделов генерального плана - «Плана организации рельефа».

Метод проектных горизонталей получил преимущественное распространение при разработке проектов вертикальной планировки площадей, микрорайонов, зеленых массивов. Сущность этого метода заключается в том, что на план с геодезической подосновой наносят горизонтали отображающие проектируемый рельеф местности.

Состав работы и правила оформления плана организации рельефа принимают по 21.508-93 «Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов». Объем расчетно-графической работы несколько сокращен в связи с тем, что изучение отдельных вопросов инженерной подготовки территории предусмотрено программами других дисциплин учебного плана. Условно также не учитываются требования архитектурно-градостроительного проектирования, планировочную схему застройки и уклон местности принимают по заданию.

СОСТАВ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Работа состоит из графической части. Объем графической части – один лист ватмана формата А2.

СОСТАВ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

На листе ватмана формата А2 в масштабе 1:500 выполняют планирование территории жилой группы (по заданному варианту см. приложение 1).

В масштабе генплана группы жилой застройки выполняют вертикальную планировку территории методом красных (проектных) горизонталей. При этом вычисляются проектные отметки углов зданий, отметки пола первого этажа каждого подъезда и количество ступеней у входа.

В настоящих методических указаниях даны лишь основные рекомендации, необходимые для выполнения работы. Для более углубленного изучения вопроса необходимо также пользоваться учебниками и учебными пособиями, нормативными материалами и технической литературой, где приведены многочисленные примеры и даны более обстоятельные указания. Перечень основной литературы приведен в настоящем пособии.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

По заданию необходимо разработать план организации рельефа по одному из вариантов. Варианты планировок квартала выбираются по последним двум цифрам зачетной книжки (Приложение 1). Фактический (существующий) рельеф местности условно воспроизводится самим студентом по заданному уклону. Таким образом, для выполнения расчетно-графической работы студент получает задание в виде номера варианта планировочной схемы и величины уклона в промилле (0/00).

В реальном проектировании план организации рельефа выполняют на основе разбивочного плана (плана расположения зданий и сооружений) и топографического плана (геодезической съемки). Самостоятельное построение рельефа в горизонталях является важным упражнением для овладения профессиональными навыками проектирования генеральных планов, оценки рельефа по рисунку горизонталей и последующего изменения его.

Главные задачи вертикальной планировки:

- обеспечение организованного отведения поверхностных вод;

- обеспечение минимального объема земляных работ;

- обеспечение благоприятных условий рельефа для высотного расположения застройки улиц и внутриквартальной территории

- сохранение земляного покрытия и существующих зеленых насаждений.

Прежде чем приступить к работе необходимо уточнить некоторые термины, обозначающие рельеф, горизонтали и отметки. Так, например, существующий рельеф и соответствующие ему горизонтали и отметки называются "натуральными", "черными", "фактическими". Проектируемый рельеф, горизонтали и отметки в технической литературе называют "красными", "проектными", "проектируемыми".

Понятие "уклон" применяется для обозначения положения плоскости или линии на поверхности рельефа по отношению к горизонту. На плане организации рельефа уклон необходимо выражать в промилле (0/00) и писать над уклоноуказателем его значение (в числителе). Под уклоноуказателем (в знаменателе) пишут значение расстояния между переломными точками в метрах. Числа, обозначающие уклоны и расстояния указывают без единиц размерности. Стрелка уклоноуказателя должна быть направлена вниз по рельефу.

План организации рельефа выполняют в красных (проектных) горизонталях. Проектирование методом проектных горизонталей дает наглядное представление о проектируемом рельефе и возможность точного осуществления проекта в натуре, особенно на территориях с малыми уклонами и сложным рельефом. Проектные горизонтали наносят через 0,10; 0,20; 0,25; 0,50м (шаг горизонталей) в зависимости от сложности рельефа и необходимой точности. Отметки горизонталей надписывают со стороны повышения рельефа. Отметки, кратные 1,00м указывают полностью, а для промежуточных значений - только два знака после запятой. Горизонтали, кратные 0,50м обозначают более толстой линией.

Проектные горизонтали наносятся по всей поверхности, не занятой зданиями. На участках, где рельеф сохраняется нетронутым, фактические горизонтали превращаются в проектные без изменения начертания. В местах изменения рельефа, где нанесены новые проектные горизонтали, тонкой линией показывают следы старых (фактических) горизонталей. Это необходимо для определения рабочих отметок и подсчета объемов земляных работ.

Проектные и фактические горизонтали отличаются между собой толщиной и начертанием линии. Проектные горизонтали, как правило, изображают в виде сопрягающихся под углом прямых линий. Фактические горизонтали изображаются тонкой линией и имеют свободное "криволинейное" начертание.

Кроме горизонталей на плане организации рельефа указывают отметки характерных точек. Проектные и фактические отметки наносят по углам здания в местах пересечения наружных краев отмостки с рельефом, проектная (красная) отметка в числителе, фактическая (черная) - в знаменателе.

У входов в здание также указывают проектные и фактические отметки земли. Они необходимы для определения количества ступеней в наружной лестнице и конструктивного решения входного крыльца.

При наличии откосов, подпорных стенок, лестниц и т.п. в местах перепада рельефа указывают отметки верхних и нижних уровней.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ

План организации рельефа выполняют на чертежной бумаге формата А2 (420x594) в масштабе 1:500.

Вначале наносят рамку и штамп. Затем приступают к вычерчиванию зданий и улицв соответствии с полученным заданием. По условиям размещения на листе принимают размеры квартала в красных линиях 120х200 метров, ширину примыкающих улиц (расстояние между красными линиями) - 25 метров, ширину проезжей части - 14 метров (ДБН 360-92** Планировка и застройка городских и сельских поселений). Допускается также применение при соответствующем обосновании других типов улиц.

Здания располагают с отступом от красной линии не менее чем на 3 метра. Ширину зданий условно принимают: жилых - 15м, общественных - 18м. Вокруг зданий устраивают отмостку шириной 1м (условно), поперечный уклон отмостки - 300/00. Красную линию указывают по периметру квартала в виде сплошной линии; указывают также красные линии соседних кварталов, в этих границах выполняют план организации рельефа.

Система внутриквартальных проездов микрорайона (квартала) состоит из въездов, проездов, площадок для разъездов, разворотных площадок и стоянок. Основное задание системы проездов – обеспечение удобного проезда к жилым зданиям, организациям и предприятиям обслуживания, а также отвода поверхностных вод. Проезды прокладывают по кольцевой, полукольцевой или тупиковой схеме.

Въезд принимается шириной 6м. Проезды, которые ведут к группам зданий с населением до 3-х тыс. жителей, должны быть шириной 3,5м; проезды которые ведут к группам зданий с населением более 3тыс жителей – 6,0м. При длине проезда шириной 3,5м, через каждые 100м устраивают площадки для разъезда шириной 3,0 и длиной 15м. В расчетно-графической работе проезды принимаются 6м.

Тупиковые проезды заканчиваются разворотными площадками 12х12м. Стоянки должны быть карманного типа глубиной 6м, радиус закруглений в системе проездов принимают 6м.

Расстояние от зданий к проездам должно быть:

Кол-во этажей, эт. Расстояние, м
6,0
8,0
9,0
10,0

Высоту бортового камня у края проезжей части улиц и внутриквартальных проездов принимают 0,15м; на перекрестках - не более 0,08м. Среднее значение поперечного уклона улиц, проездов и тротуаров іпоп=200/00 (0,02). Радиусы закругления проезжей части улиц по кромке тротуара принимают не менее 12м; при въезде внутрь квартала - 6м (пример построения см. приложение 2).

Затем по заданному уклону строят горизонтали с сечением рельефа по высоте 0,50м. Направление уклона и рисунок горизонталей произвольные. Полученный рельеф будет условно обозначать фактическую поверхность участка строительства, горизонтали будут называться "фактическими".

Для того чтобы построить рельеф по заданному уклону определяют расстояние между смежными горизонталями - L. Затем многократно откладывают этот размер на произвольно выбранной линии и проводят, через полученные точки горизонтали. Горизонтали проводятся "на глаз" перпендикулярно к базовой линии и доводят до кромки чертежа.

ЗначениеLопределяют по прямоугольному треугольнику, где этот размер будет соответствовать величине горизонтально расположенного катета. Второй катет (вертикальный) Δh равен шагу горизонталей, т.е. 0,50м. Уклон рельефа i, который в данном случае соответствует заданию на выполнения расчетно-графической работы (см. приложение 1).

состав графической части - student2.ru Рис.1. Графическое определение уклона.  

Уклон определяется путем отношения разности высот между двумя отдельно взятыми точками к расстоянию между ними. Уклон поверхности на каждом рассматриваемом участке определяют по следующей формуле:

i = Δh : L (1)

где Δh – разность отметок между двумя точками или соседними горизонталями, м;

L – расстояние между двумя точками или горизонталями в рассматриваемом направлении, м.

Расстояние между смежными горизонталями в плане равно:

L =Δh: i (2)

Пример: Задан уклон і =200/00. Шаг горизонталей (сечение рельефа по высоте) Δh = 0,50м. Необходимо определить расстояние между горизонталями в плане L и построить топографический план в масштабе 1:500

Уклон выражают десятичными дробями, в процентах 0/0 и в промилях 0/00 (тысячи доли). Так, например, i = 0,02 равнозначно i = 20/0 или i = 200/00 . На практике в настоящее время уклоны выражают чаще в промилях 0/00.

i = 200/00 = 0,02

Расстояние между горизонталями на местности равно:

L =Δh: i= 0.50 : 0.020 = 25м.

Для того чтобы отложить этот размер на чертеже определяют его значение в масштабе 1:500:

L = 25 : 500 = 0,05м = 5см

На чертеже наносят произвольную линию, на которой делают засечки через 5см. Через полученные точки, под прямым углом к линии, проводят горизонтали, которые и будут изображать фактический рельеф с уклоном 20 0/00 в масштабе 1:500. Таким образом, условно получают топографический план, на котором предстоит выполнять дальнейшую работу.

Значения горизонталей (фактические отметки) вписывают в разрыве линии в наиболее удобном для чтения месте.

Рельеф территории в значительной степени предопределяет планировочную композицию уличной сети, а следовательно, и плана города. Для проложения сети улиц наиболее благоприятным является рельеф с уклонами 5-600/00 для магистральный улиц и 5-800/00 для жилых улиц и проездов в зависимости от их классификации.

Пример подготовительного чертежа см. приложение 3.

В реальных условиях расположение зданий на площадке в значительной мере определяется рельефом отведенной для строительства территории. Поскольку в расчетно-графической работе фактический рельеф условно воссоздается самим студентом, необходимо при построении фактических горизонталей учитывать наличие готовой планировочной схемы (варианта задания) и предусмотреть наилучшее взаиморасположение рельефа и планировочной схемы. Это может быть достигнуто путем предварительного построения горизонталей на кальке и последующего совмещения топографической основы с планом расположения зданий.

ПЛАНИРОВКА УЛИЦ

План организации рельефа начинают с проектирования улиц. В реальных условиях плану организации рельефа предшествует схема вертикальной планировки населенного пункта, в которой выбираются оптимальные направления улиц и размеры кварталов, назначаются отметки по осям перекрестков и продольные уклоны улиц. Полученные данные используют как исходные при проектировании плана организации рельефа микрорайонов и отдельных кварталов. В настоящей работе эти параметры необходимо запроектировать, принимая за основу выполненные подготовительные построения.

На схеме вертикальной планировки в местах пересечения осей проезжих частей улиц и проездов намечаются точки перелома продольного профиля, определяют черные отметки и задают ориентировочные красные.

Красными или проектными называются отметки измененного рельефа, черными – отметки существующего рельефа. Разница между красной и черной дает рабочую отметку, которая показывает величину срезки или насыпи грунта.

Черные отметки определяют согласно с топографическим планом территории путем интерполяции, для чего через эти точки проводят прямые линии примерно перпендикулярно ближайшим горизонталям (рис 2). Отметки искомых точек определяются по формуле:

НХ = (НА - НВ) : L х l + НВ (3)

где: НВ – отметка нижележащей горизонтали;

НА - отметка вышележащей горизонтали;

L – расстояние между горизонталями по проложенной прямой линии (заложение горизонталей);

l– расстояние от рассматриваемой точки до нижележащей горизонтали.

План состав графической части - student2.ru Профиль состав графической части - student2.ru

Рис 2. Схема определения промежуточных отметок между горизонталями.

У всех переломных точек ставят существующие и проектные отметки.

Существующие (черные) отметки записываются в знаменателе.

Проектные (красные) отметки назначаются такими же, как и черные, или такими, чтобы рабочие отметки по возможности не превышали 0,5м (записываются в числителе).

При наличии значительного перелома рельефа и необходимости разделения трассы на отдельные участки с разными уклонами, обозначают дополнительные отметки переломных точек.

После нахождения отметок характерных точек (переломных точек), измеряют расстояние между указанными выше точками и продольные уклоны между ними. Проектные уклоны (формула 1), округленные до целого числа тысячных долей, показывают над стрелками (уклоноуказателями), наносимыми вдоль оси проезжей части и показывающими направление проектных уклонов, а расстояние между переломными точками – под стрелками.

Местоположение на оси проезжей части точек, через которые должны пройти проектные горизонтали, определяют следующим образом. Сначала находят местоположение одной из этих точек – ближайшей к точке перелома продольного профиля с ранее установленной проектной отметкой. Расстояние между рассматриваемыми точками определяется:

l1 = Δh1 : iпр (4)

где: Δh1 – разность отметок искомой горизонтали и ближайшей от нее точки перелома продольного профиля (Н1 – Н2);

iпр – проектный продольный уклон.

При проектной отметке точки перелома продольного профиля, кратной шагу горизонталей, одна из горизонталей должна пройти через эту точку.

Пример: Определить расстояние от центра перекрестка с проектной отметкой Н1 – 27,67 до ближайшей проектной горизонтали с отметкой Н2 = 27,60. Продольный уклон iпр = 0,015. (рис.3)

Аналогичным расчетом определяют положение ближайшей горизонтали с другого конца трассы. Расстояние между крайними горизонталями градуируют на равные отрезки и таким образом получают точки, через которые будут проходить проектные горизонтали.

состав графической части - student2.ru l1 = (27,67-27,60) : 0,015 = 4,7 м   l2 = (27,70-27,67) : 0,015 = 2,0 м     Рис.3 Пример определения положения проектной горизонтали.    

Величины отрезков получают по формуле:

a = Δh : iпр (5)

где, a - расстояние между проектными горизонталями на местности в метрах,

Δh - сечение рельефа проектными горизонталями (шаг), равный 0,10 м,

iпр - продольный уклон, выраженный в десятичных дробях.

Для нашего примера а = 0,10 : 0,015 = 6,7м (на местности). На чертеже откладывают этот размер в масштабе 1:500

6,7 : 500 = 0,0134м или 1,34см.

Поскольку многократное откладывание такого малого размера на большой длине может привести к ошибкам, градуирование осевой линии производят путем членения ее на равное количество отрезков. Для этого необходимо, чтобы количество отрезков было четным. Если количество нечетное, то вначале откладывают один отрезок по вычисленному размеру, а оставшуюся длину делят вначале на две равные части, затем каждую часть вновь делят на два, и так до получения необходимого количества отрезков. Величина полученных таким образом отрезков с достаточной степенью точности будет соответствовать техническим требованиям производства работ по планировке территории.

Так как шаг горизонталей равен 0,10м, то общее количество отрезков нетрудно определить: оно будет равно частному от деления разницы отметок крайних горизонталей на величину шага (0,10). Так, например, если разница отметок равна 1,3м, то количество отрезков будет равно 1,3 / 0,10 = 13. Поскольку получилось нечетное количество, величину одного отрезка откладывают по вычисленному размеру (формула 5), а остальные - путем многократного деления на два.

Градуирование осевой линии можно произвести и графическим методом. Деление прямой на равные отрезки производится с помощью вспомогательной линии и проецирования с нее на основную линию равнозначных отрезков методом параллельных линий.

Для этого: от прямой АВ через точку А проводим вспомогательную линию АС под произвольным углом к отрезку АВ и откладываем на ней микроизмерителем, или линейкой от точки А необходимое количество равных отрезков произвольной величины. Конечную точку линии АС соединяем с точкой В. Теперь полученной прямой ВС, из обозначенных точек с помощью линейки и треугольника проведем параллельные линии до пересечения их с прямой АВ. В данном примере линии поделят прямую АВ на 13 равных отрезков (рис.4).

состав графической части - student2.ru Рис. 4 Деление прямой на части.

Таким способом выполняют градуирование горизонталей по оси улицы в зависимости от продольного уклона. Для завершения рисунка горизонтали на проезжей части улицы, необходимо вычислить положение крайних точек горизонтали у бортового камня, т.е. определить проекцию этой горизонтали на ось улицы - b (рис.5).

Углы наклона горизонталей в плане по отношению к оси дороги зависят от поперечного уклона проезжей части. Поперечный уклон проезжей части на дороге с асфальтобетонным покрытием принимают обычно равным 200/00.

В направлении результирующего уклона iр (рис. 5) происходит сток поверхностных вод (перпендикулярно горизонталям). Горизонтали проходят к оси дороги под углом α, тангенс которого равен отношению продольного уклона проезжей части iпр к ее поперечному уклону iпоп.

b = В х iпоп : iпр (6)

где:

b - проекция горизонтали на ось улицы

В - половина ширины проезжей части улицы

iпоп - поперечный уклон проезжей части (0,02)

iпр - продольный уклон улицы

состав графической части - student2.ru
  состав графической части - student2.ru a = Δh : iпр = 0.1 : iпр (5) b = В х iпоп : iпр (6) c = Δh1 : iпр = 0.15 : iпр (7) d = D х iпоп : iпр (8)

Рис.5 План улицы в проектных горизонталях.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА ПЕРЕКРЕСТКОВ

Решения вертикальной планировки пересечений улиц и дорог зависят от конфигурации перекрестка, условий организации дорожного движения на них, рельефа местности. Схемы вертикального планирования перекрестков улиц разделяют на два типа: пересечение главной и второстепенной улицы, пересечение равнозначных улиц.

При построении проектных горизонталей на участках пересечений улиц или дорог необходимо придерживаются следующих правил:

- продольные и поперечные уклоны проезжих частей и тротуаров должны быть в пределах величин, рекомендуемых для соответствующих категорий улиц и дорог, а также типов дорожных покрытий;

- необходимо обеспечивать поверхностный сток, исключающий возможность скопления поверхностных вод на отдельных участках пересечения и непосредственно примыкающих к нему территорий;

- наиболее благоприятные условия для движения должны обеспечиваться в направлении основных транспортных и пешеходных потоков;

- следует избегать образования большого количества участков с разными уклонами;

- при проектировании надо стремиться к уменьшению объемов земляных работ и возможному сохранению отметок на границах прилегающих территорий.

В приложении 4 приведены примеры решений вертикальной планировки в проектных горизонталях простых перекрестков.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ГОРИЗОНТАЛЕЙ НА ТРОТУАРАХ

После нанесения горизонталей на проезжей части улиц приступают к построению горизонталей на тротуарах. Главное требование - обеспечить перепад отметок между тротуаром и покрытием дороги 0,15м (высота бортового камня) и не более 0,08м на перекрестках в местах переходов.

Для этого определяют величину смещения одноименных горизонталей, расположенных на проезжей части и тротуаре – с:

c = Δh1 : iпр = 0.15 : iпр (7)

Величину поперечного уклона тротуара рекомендуется принимать не менее 0,02; продольный уклон тротуара, как правило, соответствует продольному уклону по оси улицы.

Углы отклонения горизонталей на тротуарах по отношению к линиям бортов, а следовательно, и к оси проезжей части определяют по тому же принципу, что и для проезжей части. При одинаковых поперечных и продольных уклонах поверхностей проезжей части и тротуаров эти углы будут одинаковыми (рис.5).

Все горизонтали на протяжении участков улиц и дорог с одинаковыми продольными и поперечными уклонами параллельны друг другу. С изменением продольных или поперечных уклонов изменяются и углы отклонения горизонталей от направления оси дороги. Поскольку тротуары и газоны обычно возвышаются над проезжей частью улиц, то горизонтали на них смещаются по отношению к одноименным горизонталям на проезжей части. В большинстве случаев они имеют и другое направление, так как поверхностям проезжей части и тротуара придают встречные поперечные уклоны – в сторону лотков.

Наиболее сложным участком при этом является закругление тротуара. При скоплении горизонталей на этом участке необходимо проверить продольный уклон на тротуаре. Если уклон превышает допустимый, его нужно уменьшить за счет изменения высоты бортового камня. На сложном рельефе при больших продольных уклонах на тротуарах допускается устройство ступеней.

При построении горизонталей на тротуарной части перекрестка встречаются три варианта образования ее поверхности (рис. 6):

1. Направление продольного уклона тротуарной части сохраняется при повороте на рядовую улицу (рис.6, а). Проектные горизонтали имеют веерообразное очертание. Но при этом следует избегать резкого изменения уклона в пределах закругления способом распределения горизонталей или смещением пешеходной полосы от красной линии ближе к бортовому камню.

2. Продольные уклоны тротуаров направленные к центру перекрестки (рис.6, б). В пределах секторов, ограниченных закруглением тротуарной части, достаточно соединить точки с одинаковыми отметками и при отдалении от угла квартала плавно довести наклон горизонталей до соответствия поперечному уклону в типичном конструктивном профиле.

3. Продольные уклоны тротуарных полос направлены в стороны от перекрестка (рис. 6, в). Для обеспечения нормального водоотвода из тротуарной части устраивают водораздельный гребень между углом квартала и центром закругления с уклоном к перекрестку. При этом наклон горизонталей в пределах закругления и на подходе к перекрестку отличается незначительно.

состав графической части - student2.ru а) состав графической части - student2.ru в)
состав графической части - student2.ru б) Рис. 6 Варианты построения проектных горизонталей тротуара на перекрестке а - при сохранении направления продольного уклона тротуара; б - при направлении уклонов к центру перекрестка; в - при направлении уклонов в стороны от перекрестка;

Пример вертикального планирования перекрестка улиц методом красных горизонталей приведен на рис.7.

состав графической части - student2.ru

Рис. 7 Вертикальная планировка перекрестка улицы методом красных горизонталей

ВНУТРИКВАРТАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА

Вертикальная планировка оказывает существенное влияние на благоустройство территории, при этом среди различных мероприятий важнейшими являются:

1. обеспечение равномерного естественного стока поверхностных вод по рельефу с формированием равных потоков и выпуском их на ниже расположенные улицы;

2. обеспечение отвода воды от зданий, расположенных на пути движения поверхностных вод;

3. обеспечение наименьшего объема земляных работ и относительное равенство (баланс) насыпи и выемки;

4. в зеленых зонах сохранение плодородного слоя почвы;

5. обеспечение оптимального уклона рельефа по условиям движения
транспорта и стока поверхностных вод;

6. создание наилучшей архитектурной выразительности рельефа;

7. удобство прокладки водосточных и канализационных трубопроводов.

Все здания, как правило, будут расположены по отношению к рельефу так, что две стены окажутся на пути движения поверхностных вод, т.е. в неблагоприятном положении. Для того чтобы защитить их от замачивания, вдоль стен делают подсыпку шириной не менее 5 метров с организацией искусственного водоотвода (тальвега). Целесообразно отвод воды осуществлять вдоль борта внутриквартального проезда, который по нормативным требованиям также располагают на расстоянии не менее 5м от здания (приложение 5).

Продольный уклон тальвега принимают не менее 50/00 (0,005).

Поперечный уклон примыкающей к зданию территории принимают не менее 200/00 (0,020). Если фактические отметки рельефа не обеспечивают такой уклон, производят подсыпку или срезку земли вдоль трассы. При построении продольного профиля тальвега учитывают, что проектные отметки земли по красным линиям уже определены и увязаны с планировкой улиц. По углам здания, где сопрягаются подтапливаемая и не подтапливаемая стены, величину подсыпки постепенно уменьшают, следя за тем, чтобы не образовывались местные деформации рельефа: бугри, впадины и др.

Практически это условие выполняют путем постепенного сгущения или разрежения горизонталей в местах перехода от насыпи к фактическому рельефу.

Наиболее неблагоприятные по условиям отвода воды участки образуются в местах расположения «Г»-образных зданий с расположением входящих углов поперек рельефа. В пониженных точках рельефа возникают своеобразные "мешки", в которых накапливается вода, не имеющая свободного выхода (приложение 6). В реальных условиях следует избегать такой посадки зданий, предусматривать разрывы между зданиями или, в виде исключения, делать на первом этаже проемы для пропуска поверхностных вод (аналогичное решение применено в планировке территории ОГАСА).

При наличии такой планировочной ситуации осуществляют подсыпку территории с тем, чтобы получить обратный уклон и обеспечить вывод воды из "мешка" за пределы здания. В зависимости от рельефа и посадки здания отвод воды может быть осуществлен на одну или две стороны (приложение 6).

Как и в предыдущем случае, тальвег устраивают на расстоянии 5 метров от здания и совмещают его с внутриквартальным проездом.

Для определения проектных отметок рельефа вначале прокладывают трассу водоотвода по кратчайшему пути. За исходные отметки принимают ранее найденные проектные отметки на красной линии. От этих точек вверх по трассе откладывают проектные отметки характерных точек тальвега и определяют наивысшую точку. Для этого по масштабу определяют длину трассы и умножают на величину уклона (наименьшее значение 0,005). Полученные проектные отметки записывают в числителе отметкоуказателей; в знаменателе указывают фактические отметки.

Проектные отметки дна тальвега увязывают с примыкающими территориями, которые должны служить поверхностями водосбора и создаются, как правило, путем подсыпки земли. Для этого со стороны здания осуществляют подсыпку для создания поперечного уклона 0,020. С противоположной стороны от линии тальвега также осуществляют подсыпку для получения поперечного уклона (к тальвегу) не менее 0,005; ширину подсыпки определяют по условиям вывода поверхностных вод из "мешка".

Профиль проездов принимают, как правило, односкатным при ширине 3,5 метра и двускатным - при ширине 5,5 метров и более. Построение горизонталей на проезжей части осуществляют аналогично ранее выполненным построениям на проезжей части улиц.

Наши рекомендации