Особые расчетные ситуации. Стратегии для ограничения масштабов локального разрушения
(1)P При проектировании следует уменьшать объемы потенциального разрушения конструкций
в результате непредусмотренной причины.
(2) Уменьшения объемов разрушения следует достигать, применяя один или несколько следующих подходов:
a) проектирование ключевых элементов, от которых зависит общая устойчивость здания, таким образом, чтобы они были способны воспринимать эффекты от модели особого воздействия Ad;
Примечание 1 — В национальном приложении допускается указывать модель в виде распределенной или сосредоточенной нагрузки с расчетным значением Ad. Рекомендуемой моделью для зданий является равномерно распределенная условная нагрузка, прикладываемая в любом направлении к ключевому элементу и примыкающим элементам (например, фасады и т. д.). Для конструкций зданий рекомендуемое значение равномерно распределенной нагрузки составляет 34 кН/м2. Пример применения Ad приведен в А.8 (приложение А).
b) проектирование конструкций таким образом, чтобы в случае локального разрушения (например, при отказе отдельного элемента) общая устойчивость всей конструкции или ее значительной части была обеспечена;
Примечание 2 — В национальном приложении допускается указывать приемлемый объем локального разрушения. Для зданий рекомендуемые ограничения соответствуют меньшему из 100 м2 или 15 % площади на каждом из двух перекрытий на смежных этажах, повреждение которых может возникнуть при удалении опоры, колонны или стены. Вероятно, это приведет к созданию конструкции с достаточной живучестью независимо от того, было ли учтено в расчете идентифицированное особое воздействие.
c) применение расчетных/конструктивных правил, обеспечивающих приемлемую живучесть конструкции (например, применение связей во всех трех направлениях для обеспечения дополнительной целостности или минимальный уровень деформативности строительных элементов, подверженных удару).
Примечание 3 — В национальном приложении может быть указано, какие из стратегий, описанных в 3.3,
необходимо рассматривать применительно к различным конструкциям. Примеры применения указанных стратегий к конструкциям зданий содержатся в приложении А.
Особые расчетные ситуации. Применение классов по последствиям разрушения
(1) Стратегии для особых расчетных ситуаций могут быть основаны на следующих классах по последствиям разрушения, приведенным в EN 1990:
СС1 — небольшие последствия разрушения;
СС2 — средние последствия разрушения;
СС3 — высокие последствия разрушения.
Примечание 1 — Дополнительная информация содержится в EN 1990, приложение B.
Примечание 2 — При определенных обстоятельствах различные элементы конструкции целесообразно относить к различным классам по последствиям разрушения, например конструктивно отделенное малоэтажное боковое крыло высотного дома, которое с точки зрения функциональности менее важно по сравнению
с основным зданием.
Примечание 3 — Профилактические и/или защитные меры призваны исключить или снизить вероятность повреждения конструкций. При проектировании иногда это учитывают путем отнесения конструкции к более низкому классу по последствиям разрушения. В остальных случаях более целесообразным может быть снижение нагрузок на конструкцию.
Примечание 4 — В национальном приложении допускается распределять конструкции по категориям согласно 3.4(1). Предложения по применению классов по последствиям разрушения для зданий приведены
в приложении А.
(2) Особые расчетные ситуации для различных классов по последствиям разрушения согласно 3.4(1) допускается рассматривать следующим образом:
— СС1 — специальный учет особых воздействий не требуется, однако при этом необходимо удостовериться, что учтены все соответствующие правила, касающиеся живучести и общей устойчивости, установленные в EN 1992 – EN 1999;
— СС2 — в зависимости от конкретных обстоятельств допускается упрощенный расчет конструкции с применением моделей эквивалентных статических нагрузок или допускается применение традиционных расчетных/конструктивных правил;
— СС3 — для определения требуемого уровня надежности конструкций и степени детализации конструктивных расчетов необходимо выполнять специальное исследование в каждом конкретном случае. Это может потребовать выполнения анализа рисков, а также применения более совершенных методов, включающих динамический анализ, нелинейные модели и учет взаимодействия между нагрузкой и конструкцией.
Примечание — В национальном приложении для более высоких или более низких классов по последствиям разрушения допускается приводить рекомендации по соответствующим подходам к проектированию конструкций в виде непротиворечащей дополнительной информации.
Удар
Область применения
(1) Настоящий раздел распространяется на особые воздействия при следующих событиях:
— удары дорожных транспортных средств (за исключением столкновений с легкими конструкциями) (см. 4.3);
— удары вилочных погрузчиков (см. 4.4);
— удары железнодорожных транспортных средств (за исключением столкновений с легкими конструкциями) (см. 4.5);
— удары кораблей (см. 4.6);
— жесткое приземление вертолетов на покрытие (крышу) (см. 4.7).
Примечание 1 — Особые воздействия на легкие конструкции (например, подмости, осветительные мачты, пешеходные мосты) допускается устанавливать в национальном приложении в виде непротиворечащей дополнительной информации.
Примечание 2 — Ударные нагрузки на бордюры и парапеты см. в EN 1991-2.
Примечание 3 — В национальном приложении допускается в виде дополнительной информации устанавливать указания, касающиеся правил передачи ударных усилий на фундамент конструкции, см. EN 1990, 5.1.3 (4).
(2)P Для следующих типов зданий необходимо принимать в расчет воздействия от ударов:
— здания, используемые для парковки автомобилей;
— здания, в которых допускается движение транспортных средств или вилочных погрузчиков;
— здания, граничащие с автодорожным или железнодорожным транспортным потоком.
(3) При рассмотрении воздействий от ударов и обеспечиваемых защитных мер для мостов необходимо учитывать, среди прочего, вид транспорта, находящегося на и под мостом, а также последствия удара.
(4)P Воздействия от ударов вертолетов следует учитывать для зданий с обозначенной посадочной платформой на покрытии.