Проект Дворца Советов, 1934-1939 гг.
5 декабря 1931 г. был взорван Храм Христа Спасителя – символ старой России, место которого должен был занять символ Страны Советов. Храм был виден практически из любой точки Москвы начала тридцатых, новый архитектурный символ должен был быть виден из любой точки обновленной Москвы недалекого будущего.
Проект Б.Иофана 1933 г. представлял собой высотную ярусную композицию. В одном объеме размещались большой круглый зал на 20 тыс. чел. и на этой же оси за ним — полукруглый малый зал на 6 тыс. чел. Все сооружение завершалось 18-метровой статуей «Освобожденный пролетарий». Общая высота здания со скульптурой составляла 260 м. Позднее Совет строительства вынес решение о завершении композиции монументальной скульптурой Ленина высотой 50-75 м, трактуя здание Дворца Советов в качестве пьедестала скульптурного памятника.
В 1934 г. авторским коллективом (Б.Иофан, В.Щуко и В.Гельфрейху) был создан эскизный проект Дворца Советов, представлявший сложную многоступенчатую композицию, высотой 415 м вместе с 80-метровой скульптурой вождя.
Завершение проектирования Дворца Советов во второй половине 30-х годов проходило уже в условиях полного пересмотра творческих позиций и поворота направленности архитектуры в сторону взаимодействия с исторической традицией. Технический проект Дворца Советов отличался от эскизного укрупнением уступчатых объемов и сведением их к трем высотным вертикально расчлененным цилиндрам, увеличивающимся по высоте здания. Композиция дворца состояла из трех основных элементов - скульптуры, ярусного пьедестала и стилобатных прямоугольных частей (высота скульптуры В.И.Ленина 100 м). В центре прямоугольного плана размещался большой зал, предназначенный для проведения сессий Верховного Совета СССР, митингов, собраний и др., рассчитанный на 20000 чел., высотой 100 м и диаметром 160 м. К нему примыкал полукруглой формы малый зал на 6000 чел. Над большим залом в высотной части Дворца размещались залы Палат и Президиум Верховного Совета СССР. Дворец Советов должен был стать грандиозным сооружением. Вся архитектурная часть здания трактовалась в качестве постамента памятника вождю.
Дворец должен был стать центром так называемой «Новой Москвы». Дворец Советов высотой 420 м (по окончательному проекту) должен был значительно превзойти по высоте самый высокий с 1931 г. по 1972 г. 381-метровый американский небоскрёб Эмпайр Стейт билдинг. По расчётам здание должно было быть различимо наблюдателем на расстоянии до 35 километров. В ночное время для этого предполагалось освещать его с такой интенсивностью, чтобы создать на фасадах освещённость в 500 люкс.
В 1939 г. проектирование в основном было закончено и началось строительство, прерванное начавшейся Великой Отечественной войной. Проект Дворца Советов так и не был осуществлен.
Градостроительство
В 1930-е продолжалось активное строительство городов и поселков, требовалось реконструировать много старых городов. Работы по реконструкции и застройке проводились в столицах союзных республик и в других крупных городах страны, опыт Москвы принимался в качестве образца. Повсеместно создавались ансамбли центров, застраивались главные улицы. Градостроительные работы охватили все уголки страны, создавая во вновь сооружаемых и в реконструируемых городах условия для улучшения быта трудящихся и развития социалистической культуры.
Если при реконструкции существующих городов стремились как можно скорее преобразовать облик города размещением вдоль улиц новых зданий, то при строительстве новых жилых комплексов строительство велось не по магистралям, а по кварталам и районам. Хотя в этих случаях здания и строились вдоль проезжих улиц, создавались просторные и озелененные внутриквартальные дворы, где устраивались игровые площадки для детей и места отдыха и где располагались школы, детские сады и ясли.
Реконструкция Москвы
Новые задачи времени — сооружения для сельскохозяйственной выставки в Москве с павильонами для каждой союзной республики, канал им. Москвы, московский Метрополитен. Задачи обычного жилищного строительства сочетались с необходимостью возведения крупных архитектурных комплексов выставочного характера или транспортных сооружений, рассчитанных на огромные пассажиропотоки.
К 1935 г. был разработан проект Генерального плана реконструкции Москвы, в котором была сохранена и закреплена центрическая радиально-кольцевая схема ее планировки. С целью создания лучших условий для движения транспорта радиальные и кольцевые магистрали расширялись (однако проектировщики не учли, что схождение радиальных магистралей к центру превратит его в весьма напряженный транспортный узел).
В 1935-1941 гг. в Москве проводились большие работы по обновлению города. Был произведен сплошной снос малоценных строений в центральной части, в результате чего образовалась система площадей от здания Манежа до Большого театра. На этом участке были построены Дом Совета Министров СССР и гостиница «Москва». Улица Горького была расширена более чем вдвое в результате сноса построек на одной ее стороне и замены их новыми многоэтажными зданиями. Центр Москвы стал просторнее, приобрел крупный масштаб, отвечающий значению столицы. Раскрылись новые архитектурные перспективы, улучшилась общая обозреваемость Кремля. В новые ансамбли центра города органически вписались многие памятники зодчества.
С целью создания широкой магистрали, необходимой для пропуска потоков транспорта, были снесены бульвары на Садовом кольце и таким образом значительно расширена проезжая часть улицы. Большая работа была проведена по реконструкции набережных Москвы-реки. Они были очищены от захламлявших их складских и служебных построек и использованы в качестве транспортных путей. Берега Москвы-реки в пределах города одевались в гранит, сооружались новые мосты и совершенствовались старые. В результате всех этих мероприятий и благодаря возведению большого числа новых крупных зданий в короткий срок неузнаваемо преобразился облик города. Такого размаха градостроительных работ не было нигде в мире.
Однако в этой огромной по масштабам созидательной работе были допущены и некоторые просчеты, что было обусловлено сложными обстоятельствами ее осуществления. Реконструировать в короткий срок город на всей его огромной территории было экономически невозможно. Поэтому пришлось ограничиваться застройкой вдоль улиц и площадей; это рассматривалось как кратчайший путь к преобразованию облика города. Вдоль магистралей сносились старые постройки и сооружались большие, представительные здания, но за линией новых домов еще сохранялась прежняя застройка кварталов. Аналогичные принципы организации магистралей и площадей затем проводились и при строительстве на свободных территориях. При этом существенную роль играл прием застройки по фронту улицы, обусловленный в значительной степени характерными для архитектуры 30-х гг. оформительскими тенденциями. Архитекторы исходили из идеи создания представительного облика улиц и площадей и поэтому основное внимание уделяли оформлению фасадов, обращенных к улице или к площади.
Одной из значительных строек, осуществленных в связи с реконструкцией Москвы, было сооружение в 1932-1937 гг. канала Москва - Волга. Строительство канала решило проблему водоснабжения огромного города, а также сделало Москву-реку полноводной, что благоприятствовало судоходству и усилило ее роль в городском ландшафте.
Уже в начале 1930-х гг. уличное движение в Москве было предельно напряженным. Решить проблему транспорта позволило сооружение метрополитена (первая очередь-1932-1935 гг., вторая очередь-1936-1938 гг.).