Металлических ограждений
Металлические и тросовые ограждения при наезде автомобиля деформируются (рисунок 7.1), поглощая энергию бокового соударения автомобиля с ограждением.
Рисунок 7.1 – Схема деформации ограждения, установленного
на обочине высокой насыпи (а) и у массивного препятствия (б)
Энергия бокового соударения автомобиля с ограждением М определяется по формуле
, кДж, (7.1)
где ma – масса автомобиля, кг;
V0 – скорость автомобиля в момент его наезда на ограждение, зависит от категории дороги, ширины обочины, продольного уклона;
α – угол наезда автомобиля на ограждение, зависит от параметров трассы автомобильной дороги (принимают угол наезда 20º).
Дорожные ограждения первой группы делятся по величине удер-жания энергии бокового соударения на степени удержания СУ1…СУ10 (таблица 7.1).
Таблица 7.1
Степень удержания | СУ1 | СУ2 | СУ3 | СУ4 | СУ5 | СУ6 | СУ7 | СУ8 | СУ9 | СУ10 |
Энергия удержания, кДж | 126,6 | 287,5 | 462,1 |
Металлические ограждения состоят из начального, рабочего и конечного участков.
Рабочий участок металлического ограждения состоит из стальных балок специального профиля, которые крепятся к стойкам.
На рисунке 7.2 показано барьерное ограждение с одной балкой. Для увеличения энергии удержания могут предусматривать две или три балки.
1 – балки, 2 – стойки
Рисунок 7.2 – Схема одностороннего барьерного ограждения с одной балкой
Барьерные металлические ограждения характеризуются высотой и шириной (см. рисунок 7.2).
Динамический прогиб (максимальный прогиб) – величина перемещения лицевой поверхности ограждения при наезде автомобиля.
В настоящее время металлические ограждения в Республике Беларусь не изготавливают, импортируют на основе тендерных торгов из России.
Обозначение (марка) рабочего участка дорожных ограждений в России в соответствии с ГОСТР 52607-2006 состоит из восьми позиций, которые обозначим значениями: Х1Х2 Х3Х4 / Х5 – Х6 – Х7 – Х8.
Вместо Х1–Х8 принимают:
Х1 – группа ограждений (первая, Х1 = 1);
Х2 – тип ограждения (боковое, Х2 = 1);
Х3 – дорожное (Х3 = Д) или мостовое (Х3 = М);
Х4 – одностороннее (Х4 = О) или двухстороннее (Х4 = Д);
Х5 – уровень удерживающей способности (У1 (130), У2 (190)…);
Х6 – высота ограждения, м;
Х7 – шаг стоек, м;
Х8 – динамический прогиб, м.
Так, обозначение ограждения в виде 11ДО/У1(130) – 0,75 – 3,0 – 1,3 означает, что это ограждение первой группы, боковое, дорожное, уро-вень удержания У1, соответствующий энергии 130 кДж, высота ограждения – 0,75 м, шаг стоек – 3,0 м, динамический прогиб – 1,3 м.
В Российской Федерации изготавливают металлические ограждения, имеющие различные характеристики. Так, ЗАО ДЗМК «Метако» (г. Домодедово) выпускает металлические ограждения, характеристики которых приведены в таблице 7.2.
Таблица 7.2
№ п/п | Обозначение (марка) рабочего участка ограждения | Уровень удерживающей способности, кДж | Высота, м | Шаг стоек, м | Динамический прогиб, м | Рабочая ширина, м | Ширина*, м | Количество балок, шт. |
1. ДОРОЖНЫЕ ОДНОСТОРОННИЕ | ||||||||
11ДО/У1(130)-0,75-3,0-1,3 | 0,75 | 3,0 | 1,3 | 1,4 | 0,360 | |||
11ДО/У2(190)-0,75-2,0-1,2 | 0,75 | 2,0 | 1,2 | 1,3 | 0,360 | |||
11ДО/У3(250)-0,75-2,0-1,2 | 0,75 | 2,0 | 1,2 | 1,3 | 0,360 |
Окончание таблицы 7.2