Остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге
Реферат на тему
«Реставрация исторического квартала»
Выполнила: Оксютович Т.В., 017 гр.
Руководитель: Степовой А.В.
г. Нижний Новгород
2011 г.
Российский опыт реконструкции исторических кварталов
Реконструкция исторического квартала 54, Вологда. 2004г.
Авторский коллектив:
Арх. Маркус К.Б., Майоров Н.Н. (Вологда)
Историко-градостроительный анализ - арх.Регамэ С.К.
Остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге
Остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге превратится в парк с открытым бассейном, музейными и концертными площадками, образовательными и коммерческими объектами. Все это обещает возвести там победитель конкурса проектов реконструкции острова – американское бюро WORKac.
Новая Голландия — остров в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга площадью 7,8 га, ограниченный рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами. Кроме того, Новая Голландия — уникальный памятник промышленной архитектуры раннего классицизма. И, как вы можете судить по фотографиям, находится этот памятник не в лучшем виде.
Кроме памятников архитектуры XVIII — XIX веков — знаменитой арки, трех складов корабельного леса, круглой тюрьмы, кузницы и «ковша» (бассейна), в приличном техническом состоянии находятся достаточно выразительные кирпичные здания начала XX века — мастерские, лабораторно-административный корпус. На стене последнего еще висит доска в честь выдающегося русского кораблестроителя академика А. Н. Крылова — здесь зарождался российский современный флот. Увы, по условиям конкурса, весь фронт по Адмиралтейскому каналу, все здания — не памятники разрешено снести.
Объем Дворца фестивалей, заданный конкурсом, был резко завышен. Расчетная вместимость его основного зала — две тысячи мест. Дворец, учитывая небольшие размеры острова, должен был бы быть в два раза меньше и занять территорию между Адмиралтейским каналом и ковшом, которая еще режимом объединенной охранной зоны Ленинграда была определена как лакуна. Он же «сел» на главную композиционную ось острова, которая никогда не предназначалась для застройки. Однако жюри конкурса это обстоятельство почему-то не смутило.
Теперь — о функциях. В зданиях складов хорошо сохранились интерьеры трех времен: самые старые XVIII века без перекрытий, предназначенные для хранения в вертикальном положении корабельного леса (недавний пожар их «открыл»); начала XIX века — двухэтажные, когда в эти корпуса были превращены в воинские склады, и начала XX века с «колодцами» для подъема грузов на верхние этажи (кое-где еще в рабочем состоянии сохранились и подъемные механизмы), с металлическими лестницами, как на военных кораблях.
Использование складских корпусов исключительно под торговлю и гостиницы означает, что прекрасно сохранившиеся деревянные конструкции в интерьерах будут полностью уничтожены. Между тем здесь можно было бы наряду с гостиницами и магазинами разместить филиалы музеев — Военно-морского, истории Петербурга, галереи для временных выставок, как в 1990-х годах предлагал архитектор В. Фабрицкий. Это привлекло бы сюда в первую очередь туристов...
Здание кузницы — памятник архитектуры — сохраняется, но почти полностью накрывается крышей дворца и становится главным входом. Следовательно, зрителям придется пройти через весь остров, чтобы попасть в зал. Дело в том, что главный вход на остров предполагается со стороны Крюкова канала.
Кое-что английские архитекторы придумали интересно: освещение номеров, находящихся под крышей, без велюксовых окон и без изменений уклонов кровли, перекрытие круглого двора тюрьмы. Там ниже уровня двора предполагается разместить камерный концертный зал.
Однако главное заключается в том, что замкнутое пространство с открытым ковшом в центре — основное достоинство Новой Голландии — исчезнет. Все это проектантов не смущает, ибо старую архитектуру они воспринимают как своего рода оправу, дополнение к тому, что проектируют сами. Архитектура Нормана Фостера весьма активна, если не сказать агрессивна. Достаточно заметить, что прозрачный купол Дворца фестивалей возвысится над крышами складов по меньшей мере на 13 метров, а «ковш» с трех сторон окружат открытые трибуны для тех зрителей, которые будут смотреть представления на воде. Между дворцом и складским корпусом останется совсем неширокий проход.
Концепция многофункционального комплекса в квартале Шкапина в Санкт-Петербурге