D.2 взрывы природного газа
(1) В зданиях с подключением природного газа конструкции допускается рассчитывать на взрыв природного газа внутри помещений, используя эквивалентное статическое номинальное давление, определяемое по формулам (D.4) и (D.5), при этом определяющим является большее значение:
pd = 3 + pstat (D.4)
или
pd = 3 + pstat/2 + 0,04/(Av/V)2, (D.5)
где pstat — равномерно распределенное статическое давление, при котором происходит срабатывание легкосбрасываемых элементов, кН/м2;
Av — площадь легкосбрасываемых элементов, м2;
V — объем прямоугольного помещения, м3.
Формулы (D.4) и (D.5) распространяются на помещения объемом до 1000 м3.
Примечание — Давление дефлаграции эффективно действует одновременно на все ограждающие поверхности помещения.
(2) В тех случаях, когда легкосбрасываемые строительные элементы помещения характеризуются различными значениями pstat, следует использовать максимальное значение pstat. Значения pd > 50 кН/м2 не учитывают.
(3) Отношение площади легкосбрасываемых элементов к объему должно удовлетворять условию (D.6)
0,05 · (1/m) £ Av/V £ 0,15. (D.6)
D.3 Взрывы в авто- и железнодорожных туннелях
(1) В случае детонации в авто- и железнодорожных туннелях допускается применять функцию зависимости между давлением и временем в соответствии с формулами (D.7) – (D.9) (см. рисунок D.1a):
при (D.7)
при (D.8)
p(x,t) = 0 при всех остальных условиях, (D.9)
где р0 — пиковое давление (равно 2000 кН/м2 для обычного топлива из сжиженного газа);
с1 — скорость распространения ударной волны (~ 1800 м/с);
с2 — скорость распространения звука в горячих газах (~ 800 м/с);
t0 — постоянная времени (равна 0,01 с);
|x| — расстояние до центра взрыва;
t — время, с.
(2) В случае дефлаграции в авто- и железнодорожных туннелях допускается учитывать следующую кривую «давление — время» (рисунок D.1 (b)):
для 0 £ t £ t0, (D.10)
где р0 — пиковое давление (равно 100 кН/м2 для обычного топлива из сжиженного газа);
t0 — постоянная времени (равна 0,1 с);
t — время, с.
(3) Давление, определенное по формуле (D.10), может быть использовано для всей внутренней поверхности туннеля.
Рисунок D.1 — Давление как функция времени для детонации (а) и дефлаграции (b)
Приложение Д.А
(справочное)
Сведения о соответствии государственных стандартов
ссылочным европейским стандартам
Таблица Д.А.1
Обозначение и наименование европейского стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование государственного стандарта |
EN 1990:2002 Еврокод. Основы проектирования конструкций | IDT | СТБ EN 1990-2007 Еврокод. Основы проектирования несущих конструкций |
ЕN 1991-1-1:2002 Еврокод 1. Воздействия на несущие конструкции. Часть 1-1. Удельный вес, постоянные и временные нагрузки на здания каменных конструкций | IDT | СТБ ЕN 1991-1-1-2007 Еврокод 1. Воздействия на несущие конструкции. Часть 1-1. Удельный вес, постоянные и временные нагрузки на здания |
ЕN 1991-1-6:2005 Еврокод 1. Воздействия на конструкции. Часть 1-6. Общие воздействия. Воздействия при производстве строительных работ | IDT | ТКП ЕN 1991-1-6-2009 Еврокод 1. Воздействия на конструкции. Часть 1-6. Общие воздействия. Воздействия при производстве строительных работ |