А.2 усталостная нагрузка
(1) Упрощенная модель усталостной нагрузки основана на уменьшенных нагрузках (эффектах воздействий) по сравнению с моделями статической нагрузки. Модель нагрузки должна предоставлять максимальные и минимальные напряжения в действительных элементах конструкции.
(2) Усталостную нагрузку от движения транспорта получают из проектного задания в сочетании
с EN 1991-2.
(3) Количество циклов напряжений с постоянной амплитудой в год, Nobs, берут из таблицы 4.5
EN 1991-2 или, при наличии более подробной информации о фактической интенсивности движения транспорта, определяют следующим образом:
Nobs = 365nADTa (А.2)
где Nobs — количество циклов напряжений с постоянной амплитудой в год;
nADT — ожидаемая ежегодная средняя интенсивность движения транспорта за день на протяжении срока службы конструкции; величину nADT не берут меньше 1000;
a — ожидаемое процентное отношение тяжелых грузовиков, проходящих по мосту,
см. EN 1991-2 пункт 4.6 (например, a= 0,1);
А.3 Усталостная поверка
(1) Если модель поверки не установлена ниже или посредством особых исследований, коэффициент к уменьшают до величины, установленной в предыдущем пункте А1(3).
(2) Для нагрузки с постоянной амплитудой критерием усталостной поверки является:
(А.3)
где — численно наибольшее расчетное напряжение от усталостной нагрузки;
ffat,d расчетная величина усталостной прочности.
(3) Расчетную усталостную прочность определяют следующим образом:
(А.4)
где fk — нормативная прочность для статической нагрузки;
kfat — коэффициент, отображающий уменьшение прочности с увеличением циклов нагрузки.
(4) Величину kfat определяют следующим образом:
(А.5)
где , где (А.6)
— численно наименьшее расчетное напряжение от усталостной нагрузки;
— численно наибольшее расчетное напряжение от усталостной нагрузки;
Nobs — количество циклов напряжений с постоянной амплитудой, как установлено выше;
tL — расчетный срок службы конструкции, выраженный в годах, в соответствии
с EN 1990:2002 (например, 100 лет); b — коэффициент, основанный на последствии повреждения для действительного компонента конструкции;
a, b — коэффициенты, представляющие тип усталостного воздействия в соответствии
с таблицей А.1.
Коэффициент b считают равным:
— существенные последствия: b = 3
— без существенных последствий: b = 1
Таблица А.1 — Величины коэффициентов а и b
а | b | |
Деревянные элементы при | ||
— сжатии, перпендикулярном или параллельном волокну | 2,0 | 9,0 |
— изгибе и растяжении | 9,5 | 1,1 |
— сдвиге | 6,7 | 1,3 |
Соединения с | ||
— штырями с d £ 12 мма) | 6,0 | 2,0 |
— гвоздями | 6,9 | 1,2 |
а) Величины для штырей основаны, главным образом, на испытаниях 12 мм плотно посаженных штырей. Штыри значительно большего диаметра или неплотно посаженные болты могут иметь менее подходящие усталостные свойства. |
Приложение В
(справочное)