Чарльз дженкс (1939 г.)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА ХIХ – ХХ вв.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ XX ВВ.

Часть IV

Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве

учебного пособия

Санкт-Петербург

УДК 72.036(075.8)

ББК 85.11я73

Ф47

Рецензенты:

доцент Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна

кандидат культурологии Е. С. Прозорова;

доцент Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, заслуженный архитектор России В. К. Линов

Фешина, Л. К.

Ф47 Пространственные концепции XX века: учеб. пособие / сост. Л. К. Фешина. СПб.: ФГБОУ ВПО «СПГУТД», 2015. – 95 с.

ISBN 978-5-7937-0932-2

ISBN 978-5-7937-1035-0

В IV части пособия «Пространственные концепции XX века» представлен период в архитектуре и дизайне 60 – 80 гг., обозначенный специалистами как «Постмодернизм». В работе приведены проекты и теоретические высказывания наиболее заметных представителей этого направления в разных странах мира.

Пособие снабжено большим количеством иллюстраций, выдержками из текстов книг, статей, а также интервью этих архитекторов-дизайнеров. Студентам предоставляется возможность ознакомиться со взглядами на проектирование среды обитания, отличными от установившихся в проектах первой половины ХХ века, и обдумать еще раз важные вопросы проектной работы, в том числе отношение к историческому наследию.

Предназначено для студентов по направленям подготовки

072500.62 – Дизайн и по направлению подготовки 072500.68 – Дизайн

УДК 72.036(075.8)

ББК 85.11я73

ISBN 978-5-7937-0932-2

ISBN 978-5-7937-1035-0 © ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015

© Фешина Л. К., 2015

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….………4

1. ЧАРЛЬЗ ДЖЕНКС………………………………………………………………..8

2. РОБЕРТ ВЕНТУРИ……………………………………………………………...12

3. ЧАРЛЬЗ МУР………………………………………………..…………………...25

4. РОБЕРТ СТЕРН………………………………………………………………….38

5. БРЮС ГОФФ……………………………………………………………….........46

6. ГАНС ХОЛЯЙН…………………………………………………………………51

7. РИКАРДО БОФИЛЛ………………………………………………….……........61

8. ПАОЛО ПОРТОГЕЗИ…………………………………………………………...83

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..94

Библиографический список………………………………………………………..95

ВВЕДЕНИЕ

Во второй половине ХХ столетия появляются концепции в архитектуре и искусстве, существенно отличные от предшествующего периода. Одно из таких направлений получило именование «Постмодернизм». Под «Модернизмом» в

архитектуроведении понимались работы последователей принципов современной архитектуры , сформулированные Ле Корбюзье и вдохновленные работами Мис ван дер Роэ. Идеология «Модернизма», согласно теоретику архитектуры Ч. Дженксу, представляла собой утопические и идеализированные теории, основанные на едином «интернациональном» стиле. Интернационализация сменяется регионализмом, тесно связанным с местным исторически сложившимся контекстом пространственной среды. Это была реакция на сложившуюся к середине ХХ века безликую среду новой застройки городов, так как идеи Ле Корбюзье были в основном поняты поверхностно и схематично, и таким же образом воплощались как в градостроительстве, так и в проектах жилых и общественных зданий.

Наиболее важным в проектировании становится семантическое и образное значение объекта, а также формы и структуры прошлых веков – барокко, классицизма – как привычные знаки и метафоры. Постмодернизм обратился также к декоративности и красочности, китчу и ироничности в цитировании исторических стилей, что отличает его от эклектики ХIХ века. Возрождается декор всех видов, такой как: декоративная кладка, облицовка, рельеф, орнаментика, росписи и прочий, а также у зданий появляется активный силуэт – завершение щипцами, фронтонами, мансардами. Стремление к индивидуальности, отказ от массового и унифицированного приводят архитекторов к проектированию в основном таких объектов, как особняки, клубы, столовые при учебных заведениях, небольшие общественно-административные здания и жилые комплексы. С конца 70-х гг. были построены общественные центры, окруженные ярко раскрашенными аркадами и колоннами, напоминающими древне-римские форумы и римские барочные здания, в которых прежние архитектурные формы обновлены и гротескно-переосмыслены, введены новые, нетрадиционные материалы: анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновые трубки и т. д. (например, Пьяцца д´Италия в Нью-Орлеане, США, архитектор Ч. Мур, рис. 17).

Постмодернистское пространство – это в первую очередь пространство игры. Оно становится неоднозначным, способным к трансформации объемов, частей, элементов. Это отсутствие ясных границ, ощущение постоянного расширения и развития.

Если Корбюзье искал возможности снижения ощущения плотности застройки, повышая этажность, теперь возникают застройки кварталов трех – четырех этажными домами. В тесноте и замкнутости дворовых пространств видятся забытые ценности городской среды – укрытость, соразмерность человеку. Некоторые архитекторы выдвинули идею «партисипации», т. е. соучастие будущих пользователей в поиске решения. Многообразие вкусов, предпочтений и привычных представлений соучастников учитывалось в структурах и формообразовании жилых комплексов. Идея партисипации предполагала восстановить утраченные в ХХ веке связи «потребители – архитектор». Позднее в этой идее стали преобладать не социальные, а эстетические мотивы – интерес к «архитектуре без архитектора».

В 1977 г. была опубликована книга Ч. Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма», которая оказала существенное воздействие на профессиональное сознание многих архитекторов. На русский язык книга была переведена в 1985 году[1].

Книга состоит из трех частей: Смерть «новой архитектуры»; Способы архитектурной коммуникации; Архитектура постмодернизма. В первой части Ч. Дженкс критикует по нескольким пунктам самые главные постулаты модернизма, прежде всего его одномерность (формы, содержания и т. д.). Во второй части он рассматривает архитектуру как язык, выявляет такие ее характеристики, как метафора, слова, синтаксис, семантика. Третья часть посвящена рассмотрению некоторых новых течений в архитектуре, появившихся под влиянием постмодернистских теорий: историзм, регионализм, ад-хок контекстуализм. Главным источником в его работах становятся материалы архитектурных журналов (которые он сам активно создавал), личные впечатления, интервью и частые беседы с коллегами.

Суммируя некоторые итоги постмодернистского движения и основные идеи, выдвинутые в последние 30 лет, Ч. Дженкс сформулировал тринадцать позиций архитектуры постмодернизма, цитируемые ниже:

Основные ценности:

1. Амбивалентность предпочтительнее одновалентности, воображение предпочтительней вкуса.

2. «Сложность и противоречивость» предпочтительнее сверхпростоты и «минимализма».

3. Теория Сложности и теория Хаоса являются более основательными в объяснении природных явлений, чем линейная динамика; это значит, что «истинно природное» в своем поведении скорее нелинейно, чем линейно.

4. Память и история – неотъемлемая часть ДНК, нашего языка.

Лингвистика и Эстетика:

5. Вся архитектура изобретается и воспринимается с помощью кодов, отсюда – двойное кодирование.

6. Все коды испытывают влияние семиотической общности и различных типов культур, отсюда – необходимость плюралистической культуры для проектирования, основанного на принципах радикального эклектизма.

7. Архитектура – это «язык» для публики, отсюда – необходимость в появлении постмодернистского классицизма, который отчасти основан на архитектурных универсалиях, а отчасти – на образах прогрессирующей технологии.

8. Архитектуре требуется орнаментализация (придание образных черт), которая должна быть либо символической, либо «симфонической» (т. е. хорошо согласованной); отсюда – уместность современных информационных теорий.

9. Архитектуре требуется метафоричность, которая должна приблизить нас и к природным, и к культурным проблемам; отсюда – использование зооморфной образности, домов «с человеческими лицами», отсюда же - иконография высокой технологии.

10. Архитектура должна формировать город, отсюда - контекстуализм, коллажность, неорационализм, мелкоквартальное планирование, смешение типов пользователей и типов строений.

11. Архитектура должна кристаллизировать социальную реальность в современном городе глобального типа – Гетерополисе, что очень важно для плюралистичности этнических групп, отсюда партисипационный подход к проектированию и ад-хокизм.

12. Архитектура должна учитывать экологическую реальность нашего времени и уметь поддерживать свое развитие, зеленую архитектуру и космический символизм.

13. Мы живем удивительной, творящей, самоорганизующейся Вселенной, которая еще готовится к различным вариантам определенности, отсюда – необходимость в космогенной архитектуре, которая прославляет критицизм, процессуальность и иронию».

В 1975 г. Ч. Дженкс провозгласил как признак общности постмодернизма «двойное кодирование зданий» и назвал имена тех архитекторов, которые, по его мнению, выражают намерение постмодернизма с наибольшей чистотой: это американцы Роберт Вентури, Чарлз Мур, Роберт Стерн, Филипп Джонсон, испанец Рикардо Бофилл, англичанин Джон Стирлинг, австриец Ханс Холляйн, с оговорками причислены итальянцы Паоло Портогези, Альдо Росси и др.

Основные, наиболее характерные для этого периода работы некоторых из перечисленных архитекторов, а также идеи, которые сопутствовали проектированию, представлены ниже в виде иллюстраций и комментариев к проектам. О работах Дж. Стирлинга необходимо отдельное исследование. По другим работам названных архитекторов включены в пособие плакаты выполненные студентами третьих курсов кафедры дизайна пространственной среды в составе дисциплины «История архитектуры ХХ – ХХI века», позволяющие увидеть насколько устойчивы и последовательны их идеи и как они развивались и менялись во времени.

ЧАРЛЬЗ ДЖЕНКС (1939 г.)

Ч. Дженкс в 1961 году окончил Гарвардский университет со степенью бакалавра (специализация по английской литературе); в 1965 году получил степень магистра искусств в Школе дизайна Гарвардского университета и защитил диссертацию по истории архитектуры в Университетском колледже Лондона.

Ч. Дженкс занимается исследованием современных архитектурных течений, является автором новой терминологии в данной области, освещает работы современных ему архитекторов, проводя многочисленные интервью и участвуя в международных архитектурных конкурсах и фестивалях, а также читает лекции во многих университетах по всему миру.

Собственное отношение к архитектуре и дизайну было проявлено Ч. Дженксом в ландшафтных работах. Одну из них, самую концептуальную, он назвал «Сад космических размышлений» [11]. Созданный по его проекту ландшафтный парк находится вблизи городка Дамфрис, Шотландия. Сад занимает 40 акров – 16 га (рис.1). По замыслу Ч. Дженкса, Сад представляет собой Вселенную в миниатюре, модель мира. В Саду посетители могут увидеть различные символические формы, в том числе спирали ДНК. В парке можно медитировать над причудливыми фигурами из камня. Здесь и наглядное применение чисел Фибоначчи и отображение достижений физики, химии, ботаники и других наук. Зеленые холмы Сада частью оставлены почти в природном виде, частью превращены в терассы, напоминающие о пирамидах Майя и Ацтеков, и многое другое. Возникновение Сада было бы невозможно без Мэгги Чесвик, жены и друга Чарльза Дженкса. Мэгги скончалась в 1995 году, не дождавшись завершения создания Сада – их совместной идеи. В середине 1980-х годов Мэгги унаследовала поместье Портрэк-хаус, и она, специалист по садам Японии и Китая, подумала о Саде как о категории осмысления культуры, природы и бытия. Чарльз Дженкс рассказывает об этом парке так: «Когда мы начали создавать сад, то не думали о глобальных, космических проблемах. Но за прошедшие годы проблемы и идеи стали более осязаемыми. Я размышлял о природе, о происхождении Вселенной. В этом смысле Сад – часть меня. И, конечно, он – часть долгой исторической традиции. Вспомните японские сады дзен и персидские «райские сады», английские и французские парки времен Возрождения. Все они были созданы для того, чтобы размышлять о смысле жизни! Поэтому идея моего Сада - это микромир, небольшая модель Вселенной» [11].

чарльз дженкс (1939 г.) - student2.ru

чарльз дженкс (1939 г.) - student2.ru

чарльз дженкс (1939 г.) - student2.ru

Рис. 1. Ч. Дженкс. Сад космических размышлений, Шотландия, 1980 г.

чарльз дженкс (1939 г.) - student2.ru

Рис. 1. Продолжение

чарльз дженкс (1939 г.) - student2.ru Рис. 1. Окончание. Плакат, выполненный студентом М. Сысоевой, 3-й курс, 2014 г.

Наши рекомендации