Великокняжеские замки и укрепленные города xiii-xvii вв

НОВОГРУДСКИЙ ЗАМОК

ГРОДНЕНСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ

ЛИДСКИЙ ЗАМОК

ЗАМОК В КРЕВО

БРЕСТСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ

УКРЕПЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО МЕНСКА

ГОМЕЛЬСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ

МОГИЛЕВСКИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ УКРЕПЛЕНИЯ

ОРШАНСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ

ПОЛОЦКИЕ ЗАМКИ

ЗАМКИ ВИТЕБСКА

МСТИСЛАВСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ

ЧАСТНОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ЗАМКИ И ГОРОДА

МИРСКИЙ ЗАМОК

ЗАМОК В ЛЮБЧЕ

ЗАМОК В ГЕРАНЕНАХ

ЗАСЛАВСКИЙ ЗАМОК

НЕСВИЖСКИЙ ЗАМОК И ГОРОДСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ

БЫХОВСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ

ГОЛЬШАНСКИЙ ЗАМОК

ЗАМОК В СМОЛЬЯНАХ

ГАЙТЮНИШКИ

УКРЕПЛЕННЫЕ ХРАМЫ

ПОЛОЦКАЯ СОФИЯ

СЫНКОВИЧСКИЙ ХРАМ

МАЛОМАЖЕЙКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

КОМАЙСКИЙ КОСТЕЛ

КАЛЬВИНИСТСКИЕ СБОРЫ

20. Архитектура и градостроительство Беларуси в 14-18 вв.

21. Крепости оборонного типа в Беларуси.

Замки Белоруссии — оборонительные сооружения, сооружавшиеся на территории современной Республики Беларусь в XIII—XVII веках. Большинство замков до наших дней не сохранились. Замок как тип сооружения представляет собой оборонительный объект, который представляет собой замкнутый комплекс оборонительных, жилых и других специальных построек, выполняет резиденциальные и административно-общественные функции.

Замки сооружались в удобных для обороны местах ― на возвышенностях («горные») или в низинах («дольные»), имели регулярную и нерегулярную композицию плана. На территории Белоруссии было распространено строительство деревянных замков (в Орше, Радошковичах, Пинске, Гомеле, Глуске, Могилёве и других местах) и каменные (Лидский, Кревский, Новогрудский, Мирский, Быховский, Смолянский, Любчанский, Ляховичский, Заславский замки).

Первые замки в Беларуси были общегородскими княжескими цитаделями (Гродненский замок), некоторые из них имели значительные размеры. Частновладельческие резиденции XVI—XVIII веков состояли из раздельных укреплений и дворца, которому отводилась главная роль в архитектурной композиции. Для большинства замков XV—XVI веков характерны черты готики и ренессанса, с XVII века наблюдается преобладание барочных элементов. В середине XVI века строятся замки с бастионной системой укреплений (Заславский замок, Ляховичский замок). С конца XVI века замковое строительство постепенно трансформируется в дворцово-замковое (Несвижский комплекс, Гольшанский дворец). Многие старые замки реконструировались, окружались парком. В конце XVIII века средневековые укрепления заменили крепости с многокилометровыми линиями обороны и элементами новейшей фортификации.

Замковое строительство оказывало влияние на архитектуру оборонительных церквей, костёлов, жилых домов, городских ворот (Мураванковская церковь-крепость, Сынковичская церковь-крепость, Камайский костёл).

22. Архитектура и градостроительство Беларуси конца 18 – первой половине 19 вв.

Барокко, рококо было только одним из вариантов эволюции европейской культуры XVII – XVIII вв. Параллельно с ними стал формироваться новый стиль – классицизм, который продолжал традиции ренессанса и рассматривал античность в качестве идеального эстетического эталона и образца для подражания. Отсюда и его название - с латыни «classicus» переводится как «образец».

Периодизация стиля:

- ранний этап (вторая половина XVI – середина XVIII вв.), когда под влиянием ренессанса и частично барокко оформились его основные особенности. Первые проявления классицизма были отмечены в Италии, но как целостная стилевая система он сформировался во Франции

- расцвет (вторая половина XVIII - начало XIX вв) , когда классицизм стал общеевропейским стилем. Во Франции времён Наполеона I сформировалась особое его ответвление, получившее название «ампир» (от французского «empire» - империя), для которого были характерны помпезность и парадность. Именнов в это время распространилась мода на военную эмблематику в декоре и элементы древнего искусства.

- поздний этап, классицизм уступил лидирующие позиции романтизму и реализму, но сохранился в виде одного из неостилей.

В отличие от пышного барокко, в основу классицизма был положен рационализм и лаконичность выразительных средств. Обращение к античности тут объяснялось желанием найти устойчивые черты, которые бы не изменялись тысячилетия. Перед архитектурой и искусством ставилась задача упорядочить внешний хаос и беспорядок, определив, таким образом, идеальную закономерность мироздания.

Характерные черты классицизма:

1 – соразмерность объёмов, точные геометрические формы, статичность очертаний и логичность планировки

2 – основой архитектуры становится ордер, заимствованный у античности (дорический, ионический, коринфский)

3 – декоративное оформление стало более лаконичным и было направлено на гармоничное украшение величественной конструкции зданий (лепнина, колонны, пилястры)

На белорусских землях классицизм постепенно стал вытеснять барокко и рококо из архитектуры и искусства с середины XVIII века. Его более быстрому распространению содействовало присоединение Беларуси к Российской империи в 1772 году. По приказу Петербурга тут насаждался прусский вариант классицизма, который в Европе получил название “казарменного”. Несмотря на это, в особых шедеврах дворцово-парковой и культовой архитектуры, а также в ряде художественных памятников отразились все лучшие достижения западноевропейской культуры эпохи классицизма.

В градостроении периода классицизма своё дальнейшее развитие получила ренессансовая концепция «идеального города» с господством принципа геометрически точной планировки. Шагом вперёд стало органичное сочетание городской застройки с природными элементами (парк, река), а так же создание больших площадей.

На Беларуси подобные теории начали воплощаться с 1760-х годов (деятельность А. Тызенгауза по реконструкции Гродно и Постав в стиле «барочного классицизма»). Однако, полностью классические принципы в градостроении были реализованы только русскими архитекторами (М.Львов, В.Стасов, А.Мельников), которые по приказу Екатерины II перестраивали населённые пункты Восточной Беларуси, полученные Россией после первого раздела Речи Посполитой. В первую очередь внимание было обращено на губернские и поветовые города, где уничтожались оборонительные сооружения, а вместо хаотичной застройки «старых мест» прокладывались широкие улицы и возводились новые кварталы.

Изменили свой внешний вид и некоторые частносбственеческие города. Белорусский генерал-губернатор З. Чернышёв приказал полностью перестроить принадлежащий ему Чечерск. По проекту архитекторов Д.Кварнеги и В. Баженова местечко получило регулярную планировку. В центре находилась большая площадь с ратушей, а по сторанам от неё были созданы ещё четыре небольших площади с храмами. Широкая улица связывала Ратушную площадь с дворцом.

С начала XIX в. классицизм стал оказывать влияние на градостроение в Центральной, а также Западной части Беларуси. Минск в это время развивался в соответствии с генеральными планами, принятыми в 1800 г. и 1809 г. В соответствии с их положениями были снесены внешние оборонительные укрепления, проведена реконструкция Верхнего города и Троицкого предместья. К тому же на юго-восточной окраине города началась застройка улицы Захарьевской (проспект Независимости), которая вела к основанному в 1790-е годы Губернаторскому саду (парк имени М. Горького)

Желание Петербурга укрепить свои новые восточные границы привело к возведению в регионе мощных крепостей. Строились они на месте ряда городов, расположенных в стратегически важных пунктах. Старая застройка полностью сносилась, а для населения на определённом расстоянии строились новые кварталы с широкими улицами и типовыми зданияим. Так в 1810-е годы изменил свой облик Брест. В городе была взорвана «волынская башня» XIII века, больше 10 готично-ренессансовых и барочных храмов. По периметру новые крепости были окружены несколькими рядами земленных укреплений с каменными фортами, а внутри них находились многочисленные казармы и склады, построенные в стиле упрощённого классицизма. Развитие тяжёлой артиллерии привело к потере крепостями своего военного значения. В 1886 году Бобруйская крепость была превращена в армейский склад, а Брестская крепость была без боя сдана германским войскам в 1915 году.

Перестройка белорусских городов и местечек предусматривала создание качественно новых ансамблей городских центров, где размещались губернские и поветовые правления, канцелярии, суды и т.д. Среди сохранившихся до нашего время сооружений необходимо отметить здание почтового ведомства в Гродно (1795) и окружного суда в Могилёве (1778). Кроме административных зданий классицизм в городской архитектуре активно использовался:

1 – при оформлении фасадов учебных заведений – земледельческий институт в Горках (1837 – 1840), духовные училища в Гомеле (1799, 1818) и Минске (конец XVIII в), мужские гимназии в Могилёве (1809) и Слуцке (1829 – 1838)

2 – в коммерческой архитектуре – гостинный двор в Минске (конец XVIII в), ратуши с комплексом торговых рядов в Шклове (конец XVIII в), Гродно (1807) и Минске (конец XVIII в)

3 – в строительстве частного жилья (Брест, Пинск, Гродно, Новогрудок, Могилёв). Например, усадьбный дом А. Суворова в Кобрине (1794), здание штаба П. Багратиона в Волковыске (1805), городская усадьба В. Ваньковича и «дом масонов» в Минске (конец XVIII века). Так же в украшении городов использовались мемориальные арки (Могилёв, 1780; Минск 1830)

Т.о под влиянием классицизма города Беларуси получили более современный и европейский вид. Вместе с тем уничтожение старой застройки лишило большинство из них романтической атмосферы средневековья и привело к потере значительной части древних архитектурных шедевров.

Сосуществование барочных и классических традиций на белорусских землях во второй половине XVIII века способствовало переплетению отдельных элементов этих стилей при украшении отечественных двороцов. Классицизм проявлялся в многочисленных портиках и ризалитах на парадном фасаде, пилястрах, рустовки первого этажа, больших прямоугольных окнах, использовании атичных скульптур и ваз из лепнины (Гродно, Святск, Ружаны).

Вместе с тем творческое сочетание стилей было необязательным. Некоторые из магнатов уже хотели иметь полностью классические резиденции. И. Хрептович, которому принадлежал барочно-классический комплекс в Щорсах около Новогрудка приказал возвести в середине 1770-х годов дворец в стиле классицизма в Бешенковичах. Он имел прямоугольный двухэтажный центральный корпус и одноэтажные боковые крылья, а центральный вход выделялся ризалитом с утончённым кованным балконом в стиле ампир. Главными особенностями здания были подчёркнутый лаконизм и рационализм с почти полным отсутствием внешнего декора.

Значительную роль в распространении классицизма на Беларуси сыграл итальянский архитектор К. Спампани. В 1771 году под его руководством для А. Хмары была возведена уютная усадьба в д. Сёмково под Минском, а в 1780 – 1783 гг. построена летняя резиденция Радзивиллов в Радзивиллимонтах (Клецкий р-н). Классический ордер и декор здесь определяли характер здания, но присутствовали и элементы барокко (“ломанная крыша”, пышное украшение интерьеров).

Т. о. , классицизм в дворцово-парковом зодчестве Беларуси периода Речи Посполитой распространялся постепенно и не не привёл к отказу от традиций барокко. Но ситуация изменилась после присоединения белорусских земель к Российской империи. По приказу Екатерины II новые хозяева белорусских городов и местечек из числа её фаворитов были обязаны возвести в полученных имениях классические резиденции. Результатом этого стало возведение значительных дворцово-парковых комплексов в Гомеле (1777 – 1796, П Румянцев), в д. Грудиновка (конец XVIII в, Д. Толтой) и Кричеве (1778 – 1787, Г. Потёмкин). Превые два копировали знаменитую ренессансовую виллу «Ротонда», созданную в конце XVI века архитектором Андреа Палладио возле Вичэнцы (Италия). Это были квадратные в плане двухэтажные здания со всем спектром классического декора и большым парадным залом в центре, увенченным куполом. В 1800 – 1805 годах гомельский дворец был расширен за счёт возведения двух боковых павильонов, соединённых с главным корпусом крытыми ионическими колоннадами. Кричевский дворец имел Е-подобную композицию, что подчёркивало чувства его хозяина к империатрице.

На границе XVIII – XIX веков классицизм в дворцово-парковом зодчестве Беларуси занял господствующее положение. Возводимые в то время резиденции отличались размерами и композиционным решнием (П-подобные или с особо стоящими флигелями), но имели почти одинаковый внешний вид. Прямоугольные в плане дворцы, «одетые», в тот или иной архитектурный ордер строились в то время по всему региону: в Поставах – К. Тызенгаузом, в Большой Слепянке под Минском – В. Ваньковичем, В Высоком – Ф. Сапегой, в Воложине – И. Тышкевичем, в Альбертине под Слонимом – В. Пусловским и т. д.

Только некоторые из представителей элиты стремились в то время внести определённое разнообразие во внешний вид своих усадеб. В 1802 – 1805 гг. для известного коапозитора М.К. Огинского была построена классическая резиденция в д. Залесье под Сморгонью. Оригинальный вид дворцу придавала башня с часами над главным объёмом, а так же его ассимитричность, вызванная пристройкой к западному крылу оранжереи с полуколоннами и арочными окнами. В д. Полонечка Барановичского р-на в начале XIX века главный фасад дворца Радзивилла был украшен изображениями голов античных героев и философов. А усадьба героя восстания 1894 года Т. Вавжавецкого в Видзах Ловчих (Брасловский р-н), возведённая в начале XIX века со стороны парка выделялась галереей-верандой с удвоенными пилястрами, арочными проёмами и аттиком наверху.

Дальнейшее развитие классицизма привело к началу строительства на Беларуси новых значительных магнацких резиденций, впечатляющих как своими размерами, так и насыщенностью декора. В 1820-е годы в м. Снов (Несвижский р-н) был возведён великолепный дворец общей протяжённостью 140 м.

Он имел около 100 комнат, среди которых выделялся зал площадью более чем 100 квадратных метров. В соответствии с композицией двухэтажные объёмы тут чередовались с одноэтажными и были украшены колоннами ионичного ордера и разнообразным декором. Практически одновременно с ним началось строительство крупного классического комплекса в. д. Жиличи (Кировский р-н). Этот дворец предназначался для местного поветового маршалка И. Булгака, но его возведение затянулось на десятилетия. В результате он представлял собой прямоугольник с просторным внутренним двором. Наиболее ранняя П-подобная часть выделялась тремя портиками коринфского ордера и массивной четырёхэтажной башней в центре. В боковых крыльях размещались оранжерея и фамильная каплица, а торцевой корпус был украшен открытой террасой с колоннами ионичного ордера. Этот дворец состоял из 100 комнат, имел зал для проведения балов 150 квадратных метров.

Общей особенностью дворцов того времени была их обособленность от окружения. Достигалось это благодаря “упрятыванию” резиденций в глубине парков, которые переходили в нетронутые лесные мотивы. Эволюция паркового искусства под влиянием классицизма привела к отказу от регулярной схемы и переходу к пейзажной “английской” системе, где светлые пролески чередовались с лесными гаями, а аллеи имели таинственный и извилистый вид. Главным здесь было подчёркивание натуральной прелести природы. Обязательным стало создание больших искусственных водоёмов произвольных форм, в которых отражался дворец и окружающий его парк. Много внимания уделялось насыщению парков малыми архитектурными формами (античные скульптуры, “вечная” чугунная мебель). Кроме этого в них возводились библиотеки и “сокровищницы” с частными коллекциями. В Наровле уцелела утончённая беседка в стиле ампир, а в Щорсах –двухэтажное здание библиотеки конца XVIII века с широкой террасой на четырёх колоннах дорического ордера.

В целом на Беларуси сохранилось до нашего времени около 50 дворцово-парковых комплексов в стиле класицизма. Большая часть из них сейчас находится в полуразрушенном состоянии (Залесье, Полонечка, Радзивиллимонты, Сёмково), а остальные приспособлены под административные сооружения (Воложин), школы (Бешенковичи, Видзы Ловчие), техникумы (Жиличи), больницы (Снов, Поставы), клуды и музеи (Альбертин, Гомель)

23. Архитектура и градостроительство Беларуси второй половины 19 – начала 20 вв.

В середине XIX века стало очевидным, что классическая культурная традиция не выдержав конкуренции с романтизмом, пришла в полный упадок. В то же время романтизм в архитектуре и исскустве продолжал развиваться в скором времени вышел за рамки заимствования только готических традиций. Ориентированный с самого начала на возрождение достижений прошлых эпох романтизм в определённый момент своей эволюции просто не смог игнорировать возможность копирования знаменитых шедевров романского стиля, ренессанса, барокко, рококо и даже классицизма. Началась эпоха историзма, когда новому осмыслению подвергались все без исключения более ранние стили и даже дохристианская архаика. Для каждой культурной традиции был разработан определённый набор характерных особенностей, который в виде внешнего декора и внутренних интерьеров был должен преобразовать обычное здание в оригинальное, овеянное духом романтизма, сооружение

Необходимо так же учитывать, что вторая половина XIX века стала временем оформления капиталистического общества. Сформировалась новая промышленная и финансовая элита, которую в большинстве случаев не интересовали проблемы сохранения стилевого единства, а привлекали роскошь и оригинальность. Желание выделиться привело к объединению в единое целое особых эффектных элементов разных стилей. Результатом подобной “анархии” и победы индивидуального субъективизма стала трансформация романтизма в эклектику (от греческого “eklektikos” – который выбирает) с господством разнородных неостилей, смешание которых проявилось в чрезвычайной пестроте архитектуры и искусства того времени

Неограниченная узкими силевыми рамками свобода творчества нашла своё воплощение и в авангардистской новации. Именно в ней часть общества видела реальную возможность возрождения духа стилевого единства. При этом взамен неостилей предлагалось разработать качественно новые архитектурно- художественные приёмы с использованием современных технических возможностей. Так, благодаря эклектике, в 1890-е годы, родился новый стиль – модерн (от франц. “moderne”-новейшій, современный), который пропогандировал нетрадиционные принципы формаобразования, господствовала свободная функционально обусловленная композиция, использовались новые виды конструкций и материалов, расширялась цветовая палитра архитектуры со смелым использованием красок, керамики, смальты и витражей. Огромное эстетическое значение приобретала узорная кирпичная кладка. Именно она подчёркивала художественый образ здания, придавала фасадам импозантность и позволяла через отштукатуренный декор подчеркнуть торжественность и красочность сооружения. В искусстве модернистские тенденции были вызваны желанием отобразить коренные перемены в мировосприятии человека, отобразить в произведениях неспокойный, напряженный дух новой эпохи. Поиск нового привёл к объединению профессий архитектора, художника и скульптора в одно целое, что было необходимо для создания целостного щедевра-дворца или храма, когда его композиция и декоративное оформление были подчинены точно определённой образно -символической идее.

На Беларуси историзм и модерн стали наиболее ярким отображением новой эпохи. Всего за полстолетия (1860-1910) кардинальным образом изменился облик отечественных городов и местечек, появились десятки шикарных дворцово- усадебных комплексов и величественных храмов. К сожалению, архитектура и искусство утрачивали национальные особенности. Всё большее культурное влияние на регион стали оказывать соседние страны. Вместе с тем эта тенденция вызвала протест части белорусского общества, и с конца XIX века начинается первый этап возрождения белорусской литературы и культуры.

1860-е годы знаменовали собой значительные изменеия в отечественном градостроении. Отмена крепостного права привела к увеличению количества городского населения, а прокладывание первых железнодорожных линий положило начало перестройке городов и местечек, в которых появился новый тип общественных сооружений – вокзалы. Они рассматривались как своеобразные “визитные карточки”, а поэтому имели торжественный и парадный вид. Общим для них была продолговато-осевая композиция наличие более высокого центрального объёма с большим арочным входом, неоклассическое оформление с использованием ризалитов, атиков, пилястр и руста. Именно в такой манере были построены вокзалы в Борисове (1877-1879), Могилёве (1902) и Молодечно (1907), которые сохранились до наших дней. Сохранилось и здание управления Либаво – Роменской железной дороги (1911) в Минске. Построенное под влиянием модерна оно имело оригинальную угловую башенку, необычные очертания окон, керамические вставки и т. д.

Развитие деловой активности в первую очередь проявилось в появлении значительного количества банковско-кредитных учреждений. При их строительстве архитекторы чаще всего использовали псевдорусский или неоклассический стили, которые придавали сооружениям монументальный и представительный характер. В начале XX века в Минске был возведён новый корпус отделения Государственного банка, в котором сегодня размещается Государственный музей. Открылись на Беларуси филиалы Поземельно – крестьянского банка, для которых строили здания с чертами оборонительного зодчества – в Гродно (1913), Могилёве (1903 – 1914) и Витебске (1913-1917). Работали в регионе и российские банки, которые так же располагали здесь свои прдставительства. Широко известный Русско-Азиатский банк открыл свои отделения, оформленные в неоклассическом стиле в Бобруйске (1902) и Гомеле (1910-1912). До наших дней сохранились и здания ряда частных банков – в бобруйске (начало XX века), Гомеле (1901) и Слониме (1905).

Быстрыми темпами развивалась культурно-просветительская сфера. Учебные учреждения строились в это время преимущественно с использованием тех же - псевдорусского и неоклассического стилей, которые имели фактически официальный статус. Гимназии в Бресте, Гомеле, Гродно, Могилёве, Минске; реальные училища – в Гродно и Могилёве; духовные училища – в Витебске и Могилёве Большинство из них и сегодня используются по своемк прямому назначению.

Так же первоначальную функцию выполняют и сохранившиеся театры. В Могилёве своим величием впечатляет местный драматический театр (1886-1888), возведённый в псевдорусском стиле. Не менее красивым получилось и здание театра в Минске (1890). Похожий на дворец, он имеет барочно-ренессансовый декор (ниши, пилястры, руст).

В начале XX века на Беларуси появились «народные дома»-прообраз современных дворцов культуры. В Гродно в 1904 году «народный дом» был возведён в неоклассическом стиле. Открываются в это время и первые государственные музеи. В Минске сохранилось здание церковно-археологического музея (1910-1913) в псевдорусском стиле. Похожий на сказочный замок, он имел ассиметричную композицию - в левом углу размещалась круглая башня с лукообразным куполом, а приближенный к правой стороне вход акцентрировался остроконечной угловой башенкой.

С конца XIX века активизировалось и каменное жилищное строительство. В городах возводились респектабельные гостиницы, которые украшались обычно в модернистском направлении (Гродно, Минск)

Неотъемлимым элементом нового облика городов стало большое количество зданий хозяйственного назначения, которые так же “одевались” в эклектичное декоративное убранство. Водонапорные башни того времени более напоминали древние башни-донжоны (Гродно, Минск). Неоготическое оформление получила Минская элекиростанция (1895), а городское пожарное депо (1885) было оформлено в стиле модерн. Использовался эклектический декор и для украшения фасадов промышленных предприятий. В Добруше административное здание бумажной фабрики (1870) было украшено декоративными башенками и пилястрами нетрадиционной формы; в Минске в районе Лошицы сохранилась винокурня (1896) с фигурной кирпичной кладкой парадного фасада; в Шклове – контора бумажной фабрики (1898) с высокой башней в стиле модерна на входе.

Т.о. именно в конце XIX-начале XX века на Беларуси началось массовое каменное строительство, которое в значительной степени изменило внешний вид городских центров, насытила их эффектными и оригинальными сооружениями

24. Характеристика стилей (романтизм, неоготика, неоклассицизм).

Романтизм - Его название происходило от французского слова «romanesque», которое обозначает что-то фантастическое и удивительно-красочное, а позднее трансформировалось в обобщающее название «romantisme»

Романтизм был распространён в большинстве стран мира до середины XIX века и нашёл своё отражение практически во всех видах архитектуры и искусства. Его главная особенность заключалась в признании полной свободы художественного творчества, которая была направлена не на отображение действительности, а на её переосмысление и приближение к идеалу.

Отношение к средневековью как к «золотому прошлому» определило обращение к предшествующим стилям с творческой переработкой их достижений. В первую очередь это относилось к самому красивому средневековому стилю – готике. Её новое переосмысление привело к появлению неоготики, которая имела более совершенную конструкционную систему, а от первоосновы заимствовала эффектные элементы декора: утончённые башни с остроконечными шпилями, стрельчатые арки, оконные и дверные проёмы, витражи и контрфорсы. Неотъемлемым элементом стала имитация оборонительного характера сооружений (наличие узких бойниц, крепостных зубцов). Увлечение архаикой привело к тому, что элита США начала скупать и перевозить к себе европейские замки.

Неоклассицизм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода.

Архитектура Возрождения.

Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция. Жемчужина ренессансной архитектуры.

Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

25. Архитектура и градостроительство Беларуси в 20 в.

В полной мере эклектика в католической каменной архитектуре смогла проявиться только с конца XIX века, когда была провозглашена свобода вероисповедания и сняты ограничения на возведение храмов разных конфессий. В результате к 1914 году на Беларуси появилось около 100 новых костёлов. Большинство из них заимствовали готические традиции, однако в сравнении с периодом романтизма стали более объёмными в размерах, приобрели подчёркнутый вертикализм и динамичность композиции – Троицкий костёл в Видзах Браславского р-на (1914), костёл св. Антония в Поставах (1898 – 1904), Алексеевский костёл в п. Ивянец Воложинского р-на (1905 – 1907). Порой они облицовывались гранитными блоками, что усиливало их средневековый дух – костёл св. Казимира в д. Липнишки Ивьевского р-на (1910).

С конца XIX века возводятся и неороманские костёлы, которые в отличие от неоготических имели более лаконичный декор и монументальный вид. Особые черты этого стиля проявились при строительстве Красного костёла в Минске (1905 -1910) с ассиметричной композицией, могучей главной башней-звонницей и большими окнами-розами на фасадах. Поражают своим величием костёл св. Варвары в Витебске (1884-1885), Троицкий костёл в Зельве (1913) и Коссово Ивацевичского р-на (1878). Желание подчеркнуть массивность и прочность храмов нашло своё воплощение в кладке из бутового камня – Мариинский костёл в Браславе (1897).

Менее активно использовались в культовом зодчестве другие неостили. Костёл Антония в д. Дворец Дятлововского р-на (1904) ощутил на себе влияние неоренессанса и необарокко – двухбашенная базилика с фигурными куполоми и волютами была дополнена портиками с лучковыми фронтонами, большим полукруглым окном над входом и рустом. Традиционный для барокко вид получил Михайловский костёл в Ошмянах (1900-1910) и Николаевский костёл в п. Свирь Мядельского р-на (1908). В неоклассическом стиле перестраивались уже существующие классические храмы за счёт значительного дополнения их декора – Троицкий костёл в д. Индура Гродненского р-на (1825, 1901-1904).

В православном каменном зодчестве выделялось несколько направлений:

1 – после подавления восстания 1863 года активизировалось строительство типовых церквей, состоящих из 4-х частей. По имени инициатора их строительства виленского генерал-губернатора М. Муравьёва они стали называться “муравьёвки” – Антоньевская церковь в д. Коссово Ивацевичского р-на (1868), Николаевская церковь в Логойске (1862-1864), Троицкая церковь в п.Мир Кареличского р-на (1865). Разработка этого направления привела к увеличению размеров храмов, украшения их орнаментальным декором и приданию куполам более оригинальной формы – Покровская церковь в Гродно (1907), собор Трёх Святителей (1909-1911), церковь Александра Невского в Минске (1896-1898).

2 – дальнейшее развитие получил центричный тип храма с многокупольным завершением. При его возведении было рекомендовано использовать культовое наследие Московской Руси-Воскресенский собор в Борисове (1874), Крестовоздвиженский собор в Полоцке (1993-1997). 3

3 - продолжалось использование “кладки с изюмом” (бутовой камень) – Покровская церковь в д. Турец Кореличского р-на (1888)

4 – в особых случаях храмы возводились с использованием европейских неостилей – Сергеевская церковь в д. Лесковичи Шумилинского р-на имела черты неороманского стиля (начало XX века). Под влиянием неоклассицизма был возведён храм в д. Довск Рогачёвского р-на (начало XX века).

5- в псевдорусском стиле перестраивались полученные храмы других конфессий – бывшие фарные костёлы в Гродно (1896-1899) и Заславле (1868).

Массовый характер приняло и строительство частных каплиц. Архаичные пирамиды-захоронения уцелели в д. Малиновщина Молодеченского р-на (1898) и п. Узда (конец XIX века). В стиле неоготики были оформлены каплицы в д. Понемонь, д Святск под Гродно (вторая половина XIX века). Сохранилась красивая родовая каплица в псевдорусском стиле князей Паскевичей в Гомеле (1870-1889) и князей Святополк-Мирских в Мире (1904).

Особое место в архитектуре того времени занимали мемориальные каплицы – у д. Лесная Славгородского р-на (1908-1912) и д. Салтановка под Могилёвом (1912)

Романтизация народного быта и желание сократить затраты стали основными причинами того, что подавляющее большинство храмов продолжало строиться из дерева. В целом они повторяли очертания каменных храмов, но были меньших размеров и имели упрощённый декор. В д. Полонечка Барановичского р-на уцелел неоготический костёл св. Юрия (1899), а в д. Межаны Браславского р-на - необорочный костёл Мати Божьей (начало XX века). Среди православных храмов, состоящих из 4-х частей можно назвать церковь св. Константина и Алены в Воложине (1866) и Троицкую церковь в Быхове (1890-1899)

Оригинальное архитектурное решение имели и синагоги. В Гродно она была украшена килеподобными фронтонами и лиштвами окон в псевдорусском стиле (начало XX века). В Минске синагога была возведене в модернистском «мавританском» стиле (конец XIX века).

Лютеранские кирхи строились под влиянием неоготики – храмы в Гродно и Полоцке (начало XX века). Деревянные мечети с высокими минаретами сохранились до наших дней в Новогрудке (1855) и Ивье (1884)

Т.о., историзм в культовом зодчестве знчительно разнообразил отечественную архитектуру. Почти полное отсутствие модерна объясняется доминированием в религиозном окрудении консервативных взглядов.

26. Садово-парковое искусство Беларуси.

В Европе во второй половине XVII – первой половины XVIII в. господствовал тип парка с регулярным симметрично-осевым членением плана, так называемый «французский сад», или «французская система Ленотра». Парки подобного типа известны в Белоруссии еще с начала XVIII в. регулярный стиль господствовал в усадебном паркостроении вплоть до 80-х годов XVIII в. Его основой являлся барочный принцип взаимопроникновения архитектурных форм и паркового пространства. Композиция зеленых насаждений как бы продолжала внутреннее пространство дворца, его парадный интерьер. Деревья и кустарники обрабатывались шаровидно, кубовидно и пирамидально, превращаясь в правильные объемные элементы, равноценные архитектуре сооружений. Планировка парка строилась по принципу веерной, лучевой или симметрично-прямоугольной системы, где выделялись четкие линии прямых аллей, водоемов и газонов. При этом главная аллея обычно совпадала с композиционной осью всего комплекса.

Значительное влияние на распространение типа «французского» парка оказали дворцово-парковые ансамбли Версаля в Париже и Лазенок в Варшаве. Близким по характеру организации с ними был регулярный парк Чарторыйских в Волчине с центральным каскадом каналов, стрижеными шпалерами. «Малым Версалем» называли дворцово-парковый ансамбль в Деречине, а «Полесским Версалем» в Белостоке. Большой интерес представляет парк в Ружанах. Он имел радиально-кольцевую планировку аллей, берущих начало у дворца, перспективу которых по внешнему периметру замыкали отдельные павильоны.

Часто для создания паркового окружения, достойного возводимым дворцам, магнаты приглашали французских мастеров паркостроения. Для разбивки парка при дворце Тизенгауза в Гродно приглашен ботаник из Лиона Жан Эмануил Жильбер, а знаменитому французскому паркостроителю Ленотру приписывают создание парка в Бочейково. Основная же масса многочисленных приусадебных парков создавалась местными садовниками, о высоком мастерстве которых можно судить по таким крупным парковым ансамблям, как в Слониме (Лерак, середина XVIII в.) и Альбе (Л.Лутницкий, XVIII в.).

В белорусских усадьбах парки создавались менее значительного масштаба, чем на Западе и в России. Для них характерны относительно небольшие площади, более скромное декоративное убранство, интимность, несложные симметричные композиции. Одной из основных черт местных парков было то, что они формировались на фоне величественных природных панорам, которые открывались из специально предусмотренных видов точек дворцового окружения. Создание регулярных парков требовавших больших затрат как на строительство, так и на последующий уход, было доступно лишь состоятельным владельцам. В мелкопоместных усадьбах чаще преследовалась хозяйственная целесообразность и парки отличались простотой в эксплуатации.

Наши рекомендации