Модуль III. Архитектура и градостроительство Западной Европы эпохи Возрождения
Тема 10. Эволюция форм архитектуры эпохи Возрождения [1, 3, 5, 8, 9].Задание для самостоятельной работы: углубленный анализ материалов лекций, освоение наглядных материалов, овладение понятийным аппаратом, работа со словарями и справочниками, аналитическая обработка текста (аннотирование, реферирование).
1.Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции зодчего Ф. Брунеллески. Выявите принципы ренессансной архитектуры в творчестве Брунеллески. Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции: конструктивные и эстетические особенности. Брунеллески спроектировал новую конструкцию купола. Купол покоится на мощном восьмигранном барабане, пересечен мраморными нервюрами и покрыт красной черепицей. Вытянутый вверх купол диаметром у основания 42 м перекрывает алтарную часть массивной базилики. Купол представляет собой двойную оболочку, благодаря чему вес свода облегчается и уменьшается сила распора, действующая на стены барабана.
Рис.19. Брунеллески. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Разрез.
Почему купол собора Санта-Мария дель Фьоре стал зримым рубежом, отделившим архитектуру Средневековья от архитектуры новой эпохи – эпохи Возрождения? Выявите особенности конструктивной системы купола. В чем проявилось новаторство зодчего Ф. Брунеллески. Воспитательный дом, старая сакристия ц. Сан Лоренцо, ц. Сан Спирито, ц. Санта Мария дельи Анджели – произведения, отразившие новаторский почерк зодчего Брунеллески. Проанализируйте архитектурные особенности капеллы Пацци во Флоренции. Основные черты архитектурного стиля Возрождения воплотились в капелле Пацци, построенной Брунеллески в период с 1430 по 1443 г., при церкви Санта-Кроче. Представьте анализ плана, фасада и интерьера капеллы Пацци во Флоренции, как пример культового зодчества эпохи Кватроченто? Проанализируйте влияние Брунеллески на формирование типа раннеренессанского палаццо: палаццо Питти. Обратите внимание, впервые в композицию фасада палаццо были введены элементы ордерной системы, выделены несущие и несомые части, что подчеркивало масштаб здания и включало его в окружающий ландшафт.
Рис.20. Брунеллески. Капелла Пацци Рис.21. Брунеллески. Церковь Сан Во Флоренции. План.Разрез. Спирито. Начало строительства 1436. План
.
2. Творчество выдающихся художников Брамате, Рафаэля, Микеланджело и их основные архитектурные произведения. Творчество арх. Б.Перуцци. Подготовьте презентацию. Изучая творчество архитектора Донато Браманте (1444-1514), обратите внимание, что в архитектурном решении церкви Санта Мария делле Грация в Милане(1492-1497) сказалось влияние купольного зодчества византийского и раннехристианского времени: обширное пространство средокрестия, перекрытого легким куполом с низким барабаном на парусах на полуциркульных подпружных арках.
Рис.22. Донато Браманте. Рис.23. Донато Браманте.
Церковь Санта Мария Двор Бельведера в Риме.
делле Грация в Милане. Продольный разрез и план.
Контрольные вопросы и задания: Какова роль Браманте в создании центрально-купольных культовых сооружений (церковь Санта Мария деле Грация в Милане, Темпьетто в Риме)? Охарактеризуйте роль Браманте в градостроительстве Рима. Проанализируйте особенности композиционного решения двора Бельведера в Риме. Как проявляются принципы ренессансной архитектуры в творчестве Микеланджело? Проанализируйте зал Библиотеки Лауренциана во Флоренции. Проанализируйте градостроительное значение и архитектурно-планировочное решение площади Капитолия в Риме. Сравните и выявите отличия в проектах Собора Св Петра Браманте и Микеланджело.
3. Архитектура северной Италии (Флоренция, Венеция и др. города и провинции). Подготовьте виртуальную экскурсию. Опишите особенности позднеренессансной архитектуры в Венеции. Назовите и охарактеризуйте известные Вам сооружения, созданные архитектором Якопо Сансовино. Каковы особенности североитальянской архитектуры периода Позднего Возрождения, проявившиеся в творчестве Джулио Романо?
Рис.24. Микеланджело. Площадь Капитолия в Риме
Рис.25. Донато Браманте Рис.26. Микеланджело
План собора Св.Петра План собора Св.Петра
начало 16 в. середина 16 в.
4. Выявите и изложите взаимосвязь теоретических положений, высказанных Палладио в труде «Четыре книги об архитектуре» с его практической деятельностью как архитектора.