Подбор и проверка шпонок. 10.1Схема шпоночного соединения
10.1Схема шпоночного соединения
10.2 Задача расчета
Подобрать шпонки и проверить их на смятие.
10.3 Условие расчета
Подобранные шпонки должны удовлетворять условию
Допускаемые напряжения при стальной ступице и спокойной нагрузке
10.4 Подбор и проверка шпонок
Проверке подлежат одна шпонка ведущего вала – под шкивом ременной передачи, и две - ведомого вала – под зубчатым колесом и под полумуфтой.
Размеры шпонок b х h подбираем по таблице, а рабочую длину шпонки lр замеряем с чертежа эскизной компоновки редуктора.
Таблица 10.1 – Размеры шпонок (ГОСТ 23360-78)
Вал | Диаметр вала, мм | Сечение шпонки, мм | Глубина паза, мм | Рабочая длина шпонки, мм | ||
d | b | h | вала t1 | втулки t2 | ||
3,3 4,3 4,4 |
Проверяем условие прочности по формуле
,
где d – соответствующий диаметр вала, мм;
h – высота шпонки, мм;
t1 - глубина паза вала, мм.
;
;
.
Условие прочности шпоночных соединений на смятие выполняется.
Сборка редуктора
На сборку поступают детали, соответствующие рабочим чертежам и спецификации. Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку редукто- ра производят в соответствии со сборочным чертежом, который дает пред-
ставление о последовательности и порядке сборки, а также устанавливает контроль габаритных, установочных и присоединительных размеров. Сборку начинают с узлов валов:
на ведущий вал насаживают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до температуры 80-100С0;
в ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо; затем надевают распорные втулки и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.
Собранные валы устанавливают подшипниками в подшипниковые гнезда картера редуктора, затем покрывают фланцы картера и крышки пастой «Герметик», закладывают крышки подшипников в пазы, устанавливают монтажные конические штифты, устанавливают крышку редуктора на картер и затягивают болты, крепящие крышку к картеру.
Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают манжетные уплотнения. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки).
Далее на выходной конец ведомого вала в шпоночную канавку закладывают шпонку. Затем ввертывают сливную пробку и жезловый маслоуказатель в отверстия с прокладками. Заливают в корпус необходимое количество масла и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой; закрепляют крышку винтами.
Собранный редуктор обкатывают в течение нескольких часов и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.
Техника безопасности
Безопасность работы с приводом обеспечивается, с одной стороны, различными техническими решениями, устройствами, повышающими безопасность обслуживания и максимально исключающими возможность травм, с другой стороны, выполнением обслуживающим персоналом правил техники безопасности.
К техническим устройствам, повышающим безопасность обслуживания, прежде всего следует отнести ограждение движущихся и вращающихся частей привода.
Электроаппаратура управления и проводка должны соответствовать «Правилам эксплуатации электроустановок»: все части привода, которые могут оказаться под напряжением, надежно заземляются; в цепях управления электродвигателем предусматривается защита от перегрузки и токов короткого замыкания, а также нулевая защита.
Участок расположения привода оборудуется электрическим освещением и звуковой сигнализацией.
Помимо этого, необходимо строгое выполнение обслуживающим персоналом правил и норм техники безопасности, сведенных в инструкцию по технике безопасности, утвержденную руководителем предприятия и главным инженером.